Учебный курс ЭКОНОМИКА Тема 6 ПОВЕДЕНИЕФИРМЫ В РАЗЛИЧНЫХ РЫНОЧНЫХСТРУКТУРАХ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Поведение фирмы- ценополучателя Решения задачи максимизации прибыли фирмы ценополучателя: кривая предложения, точка закрытия «Излишек производителя» и.
Advertisements

Фирма: издержки производства и прибыль Лекция. Прибыль (profit) TR - TС = π где: TR (total revenue) - совокупная выручка (доход); TС (total cost) - совокупные.
Тема 7. Совершенная конкуренция. План лекции: 1.Четыре типа рынка. Особенности рынка совершенной конкуренции 2. Варианты поведения (равновесия) конкурентной.
ТЕМА 6. Фирма на рынке совершенной конкуренции 6.1. Типы рыночных структур. Общая характеристика рынка совершенной конкуренции Фирма как деловая.
Монополия Лекция 11. Вопросы 1.Монополия и монопольная власть. 2.Спрос на продукт монополиста и маржинальная выручка 3.Монопольное поведение фирмы 4.Последствия.
ТЕМА 8 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. МОНОПОЛИЯ. 1. Источники и измерение монопольной власти 2. Монополия : виды, специфика, принципы ценообразования 3. Ценовая.
ТЕМА 5. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ИЗДЕРЖЕК Микроэкономика проф. Нестерова Д.В.
Фирма: условия равновесия Лекция. Прибыль (profit) TR - TС = π где: TR (total revenue) - совокупная выручка (доход); TС (total cost) - совокупные издержки;
ТЕМА 8. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
ТЕМА 8. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ Главная прелесть монополии в том, что она дарует безмятежную жизнь. Дж. Р. Хикс, английский экономист.
Совершенная конкуренция Условия совершенной конкуренции Производимые товары примерно одинаковы.
ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ МЭИ каф. ЭКО. Производственная функция Производственный фактор - это те затраты в натуральном выражении, которые необходимы для.
Прикладная экономика Микроэкономика. 1.Прикладные аспекты теории потребительского выбора и спроса 2.Выбор потребителя в условиях неопределенности и риска.
Фирма в условиях совершенной конкуренции. Функционирование рынка совершенной конкуренции основано на ряде допущений: Однородность рынка. Малость и множественность.
Типы рыночных структур: совершенная конкуренция чистая монополия.
ТЕМА 9. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ. 1. Недостатки совершенной конкуренции и их преодоление в условиях различных типов рыночных структур. 2.
ТЕМА 7. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ДОХОД ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ И ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДАХ.
Работу подготовила: Студентка 1 курса 1 группы направления «Экономика» Бахунова Дарина Преподаватель – Гурфова Р.В.
Тема 2.2. Поведение предприятия в условиях совершенной конкуренции.
Теория поведения производителя: кривые издержек и поведение фирмы-ценополучателя Кривые издержек в краткосрочном периоде: поведение и взаимосвязи Издержки.
Транксрипт:

Учебный курс ЭКОНОМИКА Тема 6 ПОВЕДЕНИЕФИРМЫ В РАЗЛИЧНЫХ РЫНОЧНЫХСТРУКТУРАХ

Кто утверждает, что деньги могут сделать все, вполне вероятно, сам может сделать все ради денег. Кто утверждает, что деньги могут сделать все, вполне вероятно, сам может сделать все ради денег. Б.Франклин Б.Франклин

План лекции 1. Доход, издержки и прибыль фирмы. 2. Издержки фирмы в коротком периоде. 3. Равновесие конкурентной фирмы в коротком периоде.

4. Равновесие конку- рентной фирмы в длительном периоде. 5. Фирма в условиях монополии. 6. Фирма в условиях олигополии.

ВВЕДЕНИЕ

Рыночная структура – условия, в которых протекает конкуренция. Рыночная структура – условия, в которых протекает конкуренция.

Рыночная структура (форма рынка) – степень конкурентности рынка, определяемая возможностью отдельных продавцов и/или покупателей влиять на рыночную цену.

Конкуренция – состояние рынка, при котором свободные действия всех участников ограничивают возможность каждого влиять на параметры рыночного равновесия.

формы конкуренции совершенная (чистая) несовершенная (рынки с монопольной властью)

виды фирм конкурентная фирма фирма–несовершенный конкурент

три периода производства мгновенный длительный короткий

Вопрос 1. Доход, издержки и прибыль фирмы

Издержки – любые потери, связанные с производством блага и его доставкой потребителю.

экономические издержки неявные явные (бухгалтерские)

Явные (бухгалтерские, внешние) издержки – Явные (бухгалтерские, внешние) издержки – прямые денежные платежи поставщикам ресурсов.

Если ты покупаешь то, что тебе не нужно, то скоро будешь продавать то, что тебе необходимо. Если ты покупаешь то, что тебе не нужно, то скоро будешь продавать то, что тебе необходимо. Бенджамин Франклин

Неявные (внутренние) издержки Неявные (внутренние) издержки – издержки упущенного дохода; альтернативная ценность использования фирмой собственных факторов, включая нормальную прибыль.

Нормальная прибыль – альтернативная ценность предпринимательского таланта.

Другими словами – минимальное вознаграждение за деловую активность, удерживающее бизнесмена в пределах данной фирмы.

Общие экономические издержки (TC) – производственные и прочие издержки фирмы в расчете на весь заданный объем производства (Q).

TС = явные издержки неявные издержки +

Общий доход выручка Общий доход или выручка (TR) – совокупный доход, получаемый при продаже некоторого количества товара по определенной цене.

TR(Q)=P×Q

Функция TR(Q) при совершенной конкуренции: Q О TR TR(Q) λºλº

Графически рост цены: Q О TR TR(Q) λºλº

Графически уменьшение цены: Q О TR TR(Q) λºλº

Средний доход (AR) – (AR) – доход в среднем на единицу производи- мой продукции.

Предельный доход (MR) – прирост общего дохода, полу- чаемый при продаже дополнительной (последней) едини- цы продукции.

Для дискретной функции общего дохода:.

Для непрерывной функции общего дохода: MR = TR'(Q)

Прибыль – Прибыль – остаточный доход, образующийся в процессе предпринимательской деятельности. Один из первичных (факторных) доходов.

Определяется как разница между общим доходом и всеми издержками, которые генерировали этот доход:

Pr =TR–TC

предпринимательская прибыль экономическая бухгалтерская

Бухгалтерская прибыль Бухгалтерская прибыль – разница между общим доходом и явными (бухгалтерскими) издержками.

Экономическая прибыль разница между бухгалтерской прибылью и неявными издержками. Экономическая прибыль – разница между бухгалтерской прибылью и неявными издержками.

Иначе – между общим доходом и общими экономическими издержками. Иначе – между общим доходом и общими экономическими издержками.

функции прибыли целевая ресурсная оценочная

Ограничения в максимизации прибыли: ограничения по издержкам; ограничения по спросу; ограничения по ценам конкурентов.

Вопрос 2. Издержки фирмы в коротком периоде

Будьте осторожны с мелкими расходами: самая маленькая течь может потопить большой корабль! Бенджамин Франклин

издержки фирмы в коротком периоде переменные постоянные

Постоянные издержки (FC) – издержки, величина которых не зависит от количества производи- мой продукции. Сущест- вуют даже при нулевых объемах производства.

постоянные издержки, издержки, FC средние, средние, АFC общие, общие, TFC

Общие постоянные издержки (TFC) – постоянные издержки в расчете на весь объем производства.

TFC Q О TFC = const

Средние постоянные издержки (AFC) – постоянные издержки в расчете на единицу продукции.

AFC QО AFC (Q)

Эффект производственного рычага – экономия на постоянных издержках с ростом объемов производства: AFC.

Переменные издержки (VC) – издержки, вели- чина которых пропорциональна объемам производимой продукции.

переменные издержки, издержки, VC средние, средние, АVC общие, общие, TVC

Общие переменные издержки Общие переменные издержки (TVC) – переменные издержки в расчете на весь объем выпуска.

TVC Q О TVC (Q) IIIIII

Средние переменные издержки (AVC) – Средние переменные издержки (AVC) – переменные издержки в расчете на единицу продукции.

AVC Q О AVC (Q)

TC(Q) = TFC + TVC(Q) C Q О TFC TVC(Q) TC(Q)

C QО AVC(Q) AFC(Q) AC(Q)

Предельные издержки (MC) Предельные издержки (MC) –дополни- тельные издержки при увеличении объемов производства на единицу.

Для дискретной функции TC (Q):

Для непрерывной функции затрат: MC (Q) = TC' (Q) = = (TFC + TVC(Q) )' = TVC' (Q)

MC Q О MC(Q)

Семейство кривых издержек: C Q О MC(Q) AC(Q) AVC(Q)

правило предельных и средних: кривая предельных издержек MC пересекает кривые средних общих (АC) и средних переменных издержек (АVC) в точках их минимума.

правило минимума предельных издержек: минимальное значение предельных издержек (MC) совпадает с точками перегиба кривых TC и TVC.

C Q О TVC(Q) TC(Q).. A B

Вопрос 3. Равновесие конкурентной фирмы в коротком периоде

Если прибыль получили –Убегайте без оглядки! Если прибыль получили – Убегайте без оглядки! В крайнем случае, поймают поймают Только самых невезучих Григорий Остер «Вредные советы бизнесменам»

Условие совершенной (чистой) конкуренции: P = MR = AR = = const f (Q)

Pr = (TR–TC)max (TR(Q) – TC(Q))' = 0 TR'(Q) – TC'(Q) = = MR(Q) – MC(Q) = 0

MR = MC

Подход 1: сравнение валового дохода (TR) и валовых издержек (TC)

Вспомним функцию TR(Q): Q О TR TR(Q)

и функцию TС(Q): Q О TСTС TC(Q)

Подход 1: сравнение валового дохода (TR) и валовых издержек (TC) Q О TСTС TC(Q) TR(Q)

TC, Q О TC(Q ) TR(Q) TR, Pr Pr (Q) QaQa QcQc QbQb. A B С..

Подход 2: сравнение MR и MC C,C, QО MC (Q) AC (Q) P=MR ABC C P QaQa QcQc QbQb....

Т.к. спрос на продукцию конкурентной фирмы абсолютно эластичен по цене, то: P = MR = AR

Равновесие конкурентной фирмы в коротком периоде: P = MR = MC P = MR = MC ATC

самостоятельное задание для отличников и автоматчиков – графическая иллюстрация различных положений конкурентной фирмы в коротком периоде.

Вопрос 4. Равновесие конкурентной фирмы в длительном периоде

Алчность и счастье никогда не встречались друг с другом: как бы они смогли познакомиться? Алчность и счастье никогда не встречались друг с другом: как бы они смогли познакомиться? Бенджамин Франклин

Эффект отдачи от масштаба зависимость средних затрат фирмы (в де- нежном измерении) от объемов производства в длинном периоде.

Составляющие отдачи от масштаба: 1. Технологическая отдача от масштаба. 2. Внешняя экономичность.

3. Экономия на разнообразии (от совмещения производства). 4. Наличие внутренних трансакционных издержек.

Кривая средних затрат в длительном периоде: LAC QО LAC (Q) LAC min Q 1 =MECQ2Q2..

Р L = MR = = LMС = LАС minimum

Экономическая прибыль равна нулю. Есть только положи- тельная бухгалтерская прибыль, равная величине неявных издержек.

В долгосрочном периоде у фирмы есть только одно равновесное состояние.

Вопрос 5. ФИРМА В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ

Несовершенная конкуренция рынки с монопольной властью Несовершенная конкуренция или рынки с монопольной властью – состояние рынка, при котором отдельные участники могут влиять на установление равновесной цены.

формы несовершенной конкуренции монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта олигопсония монопсония олигополия монополия

Монополия Монополия – рыночная структура, при которой на рынке имеется единственный продавец.

Чистая (абсолютная) монополия Чистая (абсолютная) монополия – монополия на товар с неэластичным спросом. В основ- ном это монополия на товары первой необходимости, не имеющие близких заменителей.

Простая монополия Простая монополия – ситуация, когда все товары продаются фирмой–монополистом по одинаковой цене всем потребителям. Ценовая дискриминация отсутствует.

Ценовая дискриминация Ценовая дискриминация – продажа однородной продукции в одно и то же время разным потребителям по разным ценам, когда разница в ценах не связана с различием затрат на производство и доставку товара на рынок.

Ценовая дискриминация первого рода Ценовая дискриминация первого рода – по платежеспособности потребителей.

Ценовая дискриминация второго рода Ценовая дискриминация второго рода – по объемам покупаемой продукции (использование многоставочных тарифов).

Ценовая дискриминация третьего рода Ценовая дискриминация третьего рода – по ценовой эластичности спроса разных групп потребителей.

Перекрестное субсидирование – фиксация цен на уровне, превышающем общие средние издержки (AТC) по производству товаров в определенной отрасли за счет перераспределения ценовой нагрузки среди различных групп потребителей.

монополия открытая (временная) монополия естественная монополия закрытая (искусственная) монополия

Открытая (времен- ная) монополия Открытая (времен- ная) монополия имеет временный характер и обусловлена природой конкуренции. Рынок открыт для потенциальных конкурентов.

Закрытая (искусственная) монополия Закрытая (искусственная) монополия – рынок закрыт для потенциальных конкурентов официальными (юридическими) входными барьерами.

Естественная (технологическая) монополия Естественная (технологическая) монополия обусловлена возрастающей отдачей от масштаба, когда оптимальный размер фирмы совпадает с размером отрасли.

При монополии кривая предельного дохода не совпадает с кривой спроса: MR < P const

условие максими- зации прибыли монополистом в коротком периоде: МС = MR < АС

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Чистая (совершенная) конкуренция достаточно редко встречается в действительности. Чистую конкуренцию нельзя считать идеалом – ведь она имеет силу только для однородных товаров (услуг) массового спроса и не предполагает глубокую сегментацию рынка для удовлетворения специфических потребностей покупателей.

Модель чистой конкуренции относительно проста и тем самым является необходимой отправной точкой для исследования различных форм несовершенной конкуренции.