Тема 7 «Психотехника диагностики личности в общении» Цели лекции: сформировать представление о психологических закономерностях восприятия человеком человека,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила: Елена Арсланова Гр.151-з. С чего начинается общение? Конечно, «с первого взгляда», т.е. общение начинается с наблюдения за собеседником,
Advertisements

Семинар классных руководителей Тема: «Педагогическое общение как особый вид творчества»
Межличностное восприятие и понимание. Восприятие межличностное Восприятие межличностное - восприятие, понимание и оценка человека человеком. Внимание.
Познавательная активность учащихся В основе познавательной активности человека – его положительное отношение к содержанию и процессу Учения. Самоопределение.
Диалог на уроке в начальной школе. О.А.Коромыслова Преподаватель МОУ «НОШ 90»
Воспринимая внешний вид, действия, поступки и в целом деятельность того или иного человека, мы получаем возможность «приоткрывать» его внутренний мир,
Выполнила: студентка 44 группы Специальность «Лечебное дело» Александрова Любовь Александровна Гай 2018.
Психология общения. Введение Человек - «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает.
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Потенциал современного урока в интеллектуальном и нравственном развитии учащегося. Способы достижения максимальной эффективности.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ» Плужникова Х.В.
Г ЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ З ИГМУНДА Ф РЕЙДА. П СИХОАНАЛИЗ. Работу выполнила студентка 21 группы: Цаплина Дарья.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Язык жестов (презентация работы)
Средняя общеобразовательная школа 574 с гимназическими классами Значение мимики и жестов в общении Автор проекта: Иванова Ирина, 4 класс Руководитель проекта:
1 Подготовила: Умярова Г. А. Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании.
Подготовил Голобородько Евгений.
У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью.
Способы эмоционально - психологического саморегулирования : - расслабление мимической мускулатуры ; - « совершенствование » дыхания ; - визуализация это.
Имидж 5 составляющих успеха. Образ - я Представление человека о себе Социальное Я (роли в обществе) Психологическое Я (характер, привычки) Физиологическое.
Презентация к уроку (9 класс) по теме: Общение. Виды общения.
Транксрипт:

Тема 7 «Психотехника диагностики личности в общении» Цели лекции: сформировать представление о психологических закономерностях восприятия человеком человека, а так же диагностики поведенческих признаков в определении отношения собеседника Тема 7 «Психотехника диагностики личности в общении» Цели лекции: сформировать представление о психологических закономерностях восприятия человеком человека, а так же диагностики поведенческих признаков в определении отношения собеседника

Темы докладов и презентаций Прикладное значение психологии межличностного восприятия в работе сотрудника ОВД. Прикладное значение психологии межличностного восприятия в работе сотрудника ОВД. Как понять собеседника без слов сотруднику полиции Как понять собеседника без слов сотруднику полиции Язык жестов и телодвижений Язык жестов и телодвижений Психотехника учета потребностей личности. Психотехника учета потребностей личности..

План лекции: 1. Психология восприятия человека человеком. Техника формирования первого впечатления. 2. Типичные ошибки восприятия и понимания личности собеседника. Защитные механизмы психики. 3. Индивидуальные особенности и типология представления информации в сознании (визуальный, аудиальный и кинестетический способы представления информации в сознании). 4. Диагностика поведенческих признаков собеседника в ситуации общения 5. Сравнительная характеристика восприятия вербального и невербального поведения человека (самостоятельно)

а) основная литература: Аврамцев В.В. Профессиональное общение в деятельности юриста.– Н. Новгород, Носков В.А. Психотехника общения.– Н. Новгород, 2001 г. Романов В.В. Юридическая психология.– М., 2011 Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно- розыскной деятельности и следственной деятельности. Учебное пособие.-М.: Проспект, 2010 Караяни А.Г.,Цветков В.Л. Психология общения и переговоров. –М.: 2009 г.

Дополнительная: * Уэйнрайт Г. Язык тела.– М., *Шостом Э. Человек манипулятор.– Минск, *Слободчиков В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев.– М., * Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам.– М.:, *Ниренберг Д. Как читать человека, словно книгу / Д. Ниренберг, Г. Калеро.– Н. Новгород, * Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.– М., *Алексеев А.А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми / А.А. Алексеев, Л.А. Громова.– СПб., Дополнительная: * Уэйнрайт Г. Язык тела.– М., *Шостом Э. Человек манипулятор.– Минск, *Слободчиков В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев.– М., * Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам.– М.:, *Ниренберг Д. Как читать человека, словно книгу / Д. Ниренберг, Г. Калеро.– Н. Новгород, * Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.– М., *Алексеев А.А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми / А.А. Алексеев, Л.А. Громова.– СПб., 1993.

Восприятие внешности представляет собой начальный момент оценки и понимания особенностей человека - свойств его личности, состояний, намерений, содержания внутреннего мира. Восприятие внешности представляет собой начальный момент оценки и понимания особенностей человека - свойств его личности, состояний, намерений, содержания внутреннего мира.

Что вы видите ?

Восприятие внешности включает в себя интерпретацию трех групп признаков человека: физический облик - рост, телосложение, пол и возрастные признаки; поведенческие (функциональные) признаки - речь, голос, мимика, жесты, походка, позы; социальное оформление внешности - одежда, прическа, украшения. Восприятие внешности включает в себя интерпретацию трех групп признаков человека: физический облик - рост, телосложение, пол и возрастные признаки; поведенческие (функциональные) признаки - речь, голос, мимика, жесты, походка, позы; социальное оформление внешности - одежда, прическа, украшения.

Индивидуальные различия и типологические особенности (влияние пола, возраста, профессии) признаков, выделяемых как опорные, ведущие в оценках людей, - это главная практическая сторона проблемы понимания людей по их внешне наблюдаемым признакам. Индивидуальные различия и типологические особенности (влияние пола, возраста, профессии) признаков, выделяемых как опорные, ведущие в оценках людей, - это главная практическая сторона проблемы понимания людей по их внешне наблюдаемым признакам.

Первое впечатление при знакомстве создается выражением лица, через которое понимается внутреннее состояние человека. Взгляд и интонации голоса, улыбка - это лишь краски, создающие психологический портрет собеседника. Большое значение в восприятии и оценке личности по внешности имеют мимика, выразительные движения - жесты. Первое впечатление при знакомстве создается выражением лица, через которое понимается внутреннее состояние человека. Взгляд и интонации голоса, улыбка - это лишь краски, создающие психологический портрет собеседника. Большое значение в восприятии и оценке личности по внешности имеют мимика, выразительные движения - жесты.

Техника формирования первого впечатления: 1. Определить его позицию. Позиция личности представляет собой выражение социального статуса человека в реальном поведении. 2. Определить мотивы поведения и цели собеседника. 3. Учитывать, как те же самые задачи решает собеседник. Техника формирования первого впечатления: 1. Определить его позицию. Позиция личности представляет собой выражение социального статуса человека в реальном поведении. 2. Определить мотивы поведения и цели собеседника. 3. Учитывать, как те же самые задачи решает собеседник.

В процессе формирования первого впечатления о человеке понимание начинается с восприятия и оценки внешности и поведения собеседника. Но главное внимание при этом должно быть уделено оценке внутреннего мира, личностных качеств, целей, переживаний. По внешне видимым признакам поведения мы создаем образ личности собеседника. Однако надо учитывать, что и собеседник делает то же самое. В процессе формирования первого впечатления о человеке понимание начинается с восприятия и оценки внешности и поведения собеседника. Но главное внимание при этом должно быть уделено оценке внутреннего мира, личностных качеств, целей, переживаний. По внешне видимым признакам поведения мы создаем образ личности собеседника. Однако надо учитывать, что и собеседник делает то же самое.

Поведенческие признаки, которые плохо контролируются людьми: 1. Лицо как опорный признак внешности контролируется сознанием в максимальной степени. 2. Глаза человека весьма значимы в определении его положительного или отрицательного отношения 3. В случае маскировки личного отношения и к беседе, и к собеседнику весьма информативна поза человека. Поведенческие признаки, которые плохо контролируются людьми: 1. Лицо как опорный признак внешности контролируется сознанием в максимальной степени. 2. Глаза человека весьма значимы в определении его положительного или отрицательного отношения 3. В случае маскировки личного отношения и к беседе, и к собеседнику весьма информативна поза человека.

4. «Психологическая дистанция» между собеседниками сопровождает натянутость складывающихся отношений. 5. Движения рук при дружеском отношении собеседника свободны, жестикуляция дополняет его слова. 4. «Психологическая дистанция» между собеседниками сопровождает натянутость складывающихся отношений. 5. Движения рук при дружеском отношении собеседника свободны, жестикуляция дополняет его слова.

Эмпатия - «способность проникать в психику другого человека и принимать его чувства в расчет» При использовании эмпатии как внешней, поведенческой техники она служит средством ускорения взаимопонимания, взаимоприятия собеседниками друг друга. В этом назначении эмпатия - искусство слушать собеседника, проявлять, а не просто испытывать интерес к нему. Эмпатия - «способность проникать в психику другого человека и принимать его чувства в расчет» При использовании эмпатии как внешней, поведенческой техники она служит средством ускорения взаимопонимания, взаимоприятия собеседниками друг друга. В этом назначении эмпатия - искусство слушать собеседника, проявлять, а не просто испытывать интерес к нему.

Рефлексия - управляемое осознание ситуации контакта на основе имитации понимания ситуации собеседником. Как психологическая техника рефлексия обеспечивает распознавание того, как видит ситуацию собеседник, и управление его видением. Рефлексивный анализ ситуации общения позволяет управлять поведением людей в процессе взаимопонимания. Рефлексия - управляемое осознание ситуации контакта на основе имитации понимания ситуации собеседником. Как психологическая техника рефлексия обеспечивает распознавание того, как видит ситуацию собеседник, и управление его видением. Рефлексивный анализ ситуации общения позволяет управлять поведением людей в процессе взаимопонимания.

В рефлексивном понимании собеседника необходимо учитывать: *Ситуацию в своем понимании и в понимании собеседника. * Понимание собеседником сотрудника полиции *Восприятие собеседником самого себя. *Понимание собеседником того, каким видит его и ситуацию сотрудник полиции В рефлексивном понимании собеседника необходимо учитывать: *Ситуацию в своем понимании и в понимании собеседника. * Понимание собеседником сотрудника полиции *Восприятие собеседником самого себя. *Понимание собеседником того, каким видит его и ситуацию сотрудник полиции

Рефлексивный анализ или рефлексия имеет два основных значения: 1) самопознание, анализ собственного поведения и своих личностных характеристик (ауто рефлексия); 2) умение поставить себя на место другого человека, думать, размышлять с его позиций (как он, а не как вы на его месте) и на основе этого прогнозировать его поведение и развитие ситуации. Рефлексивный анализ или рефлексия имеет два основных значения: 1) самопознание, анализ собственного поведения и своих личностных характеристик (ауто рефлексия); 2) умение поставить себя на место другого человека, думать, размышлять с его позиций (как он, а не как вы на его месте) и на основе этого прогнозировать его поведение и развитие ситуации.

Виды рефлексивного анализа Ауторефлексия или саморефлексия анализ собственной личности, собственного поведения. Здесь нарабатывается опыт самопознания и через него опыт познания других людей. Чем больше опыт познания себя, тем лучше вы разбираетесь в людях. Проективная рефлексия анализ ситуации, которая должна произойти с вашим участием. Анализ своих позиций и вариантов поведения, анализ позиций и возможных вариантов поведения других участников ситуации. На основе этого строится общая схема развития ситуации. Ретроспективная рефлексия анализ прошедшей ситуации. Проверка правильности линии своего поведения, совпадения или несовпадения развития ситуации с результатами проективной рефлексии. Выявление ошибок, их учет и поиск верных решений. Виды рефлексивного анализа Ауторефлексия или саморефлексия анализ собственной личности, собственного поведения. Здесь нарабатывается опыт самопознания и через него опыт познания других людей. Чем больше опыт познания себя, тем лучше вы разбираетесь в людях. Проективная рефлексия анализ ситуации, которая должна произойти с вашим участием. Анализ своих позиций и вариантов поведения, анализ позиций и возможных вариантов поведения других участников ситуации. На основе этого строится общая схема развития ситуации. Ретроспективная рефлексия анализ прошедшей ситуации. Проверка правильности линии своего поведения, совпадения или несовпадения развития ситуации с результатами проективной рефлексии. Выявление ошибок, их учет и поиск верных решений.

2. вопрос Типичные ошибки оценки человека 1. «Эффект упреждения». На оценку незнакомого (малознакомого) человека при противоречивой информации о нем наибольшее влияние оказывают сведения, полученные в первую очередь. 2. «Эффект новизны». При противоречивой информации о знакомом человеке наибольшее влияние на его оценку оказывают сведения, полученные последними. 2. вопрос Типичные ошибки оценки человека 1. «Эффект упреждения». На оценку незнакомого (малознакомого) человека при противоречивой информации о нем наибольшее влияние оказывают сведения, полученные в первую очередь. 2. «Эффект новизны». При противоречивой информации о знакомом человеке наибольшее влияние на его оценку оказывают сведения, полученные последними.

3. «Эффект ореола», т. е. влияние общего впечатления о человеке на оценку его конкретных свойств, является одним из механизмов ускорения переработки информации о познаваемом человеке. 4. «Проекция». Неосознаваемая установка воспринимать собственные противоречащие представлению о себе отрицательные качества как качества личности другого человека. 3. «Эффект ореола», т. е. влияние общего впечатления о человеке на оценку его конкретных свойств, является одним из механизмов ускорения переработки информации о познаваемом человеке. 4. «Проекция». Неосознаваемая установка воспринимать собственные противоречащие представлению о себе отрицательные качества как качества личности другого человека.

5. «Эффект снисходительности», или неадекватная благожелательность в оценке другого человека. 5. «Эффект снисходительности», или неадекватная благожелательность в оценке другого человека.

Защитные механизмы психики- система регуляторных механизмов, которые служат для устранения или сведения до минимальных негативных, травмирующих личность переживаний Защитные механизмы психики- система регуляторных механизмов, которые служат для устранения или сведения до минимальных негативных, травмирующих личность переживаний

1. Изоляция –психологический уход в другое состояние. 2. Отрицание – это попытка не принимать за реальность нежелательные для себя события либо отказ приять их существование. 3. Всемогущий контроль – ощущение, что ты способен влиять на мир. 4.Идеализация(обесценивание) – чем сильнее идеализируется объект, тем более радикальное обесценивание его ожидает; чем больше иллюзий, тем тяжелее их крушение.. 1. Изоляция –психологический уход в другое состояние. 2. Отрицание – это попытка не принимать за реальность нежелательные для себя события либо отказ приять их существование. 3. Всемогущий контроль – ощущение, что ты способен влиять на мир. 4.Идеализация(обесценивание) – чем сильнее идеализируется объект, тем более радикальное обесценивание его ожидает; чем больше иллюзий, тем тяжелее их крушение..

5. Вытеснение – произвольное подавление, которое приводит к истинному забыванию 6. Регрессия – возвращение к знакомому способу действие, после того как был достигнут новый уровень, компетенции. 7. Интеллектуализация – высокий уровень изоляции эмоциональных проявлений от интеллекта. 8. Рационализация - это нахождение приемлемых причин и объяснений для приемлемых мыслей и действий. 5. Вытеснение – произвольное подавление, которое приводит к истинному забыванию 6. Регрессия – возвращение к знакомому способу действие, после того как был достигнут новый уровень, компетенции. 7. Интеллектуализация – высокий уровень изоляции эмоциональных проявлений от интеллекта. 8. Рационализация - это нахождение приемлемых причин и объяснений для приемлемых мыслей и действий.

3. вопрос Модальность – форма отражение раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной) Воспоминания об одном и том же событии будут разными у всех очевидцев: у одного – преимущественно зрительными, у другого – в основном слуховыми, у третьего – кинестетическими. Разделение внутреннего опыта на три категории (зрение, слух, ощущения) называется разделением на модальности внутреннего опыта. 3. вопрос Модальность – форма отражение раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной) Воспоминания об одном и том же событии будут разными у всех очевидцев: у одного – преимущественно зрительными, у другого – в основном слуховыми, у третьего – кинестетическими. Разделение внутреннего опыта на три категории (зрение, слух, ощущения) называется разделением на модальности внутреннего опыта.

Человек, у которого преобладают в мышлении зрительные образы, который «специализируется» на зрительном внутреннем опыте, называется визуалистом, специализирующийся на слуховом опыте – аудиалистом, специализирующийся в ощущениях, в кинестетике – кинестетиком. Человек, у которого преобладают в мышлении зрительные образы, который «специализируется» на зрительном внутреннем опыте, называется визуалистом, специализирующийся на слуховом опыте – аудиалистом, специализирующийся в ощущениях, в кинестетике – кинестетиком.

Основные признаки модальностей по внешним характеристикам. Визуалист: *предикаты-все, что связано со зрительным восприятием *дыхание -высокое, напряжение плеч и живота *руки- высокие указующие жесты *темп речи -«пулемет» *голова -плавные движения головой, голова высоко поднята *профиль -плечи развернуты, походка неустойчива *речевая интонация -с повышением к концу фразы видеть, зрительный, видимый, образ, яркий, ясно, красиво, посмотрим Основные признаки модальностей по внешним характеристикам. Визуалист: *предикаты-все, что связано со зрительным восприятием *дыхание -высокое, напряжение плеч и живота *руки- высокие указующие жесты *темп речи -«пулемет» *голова -плавные движения головой, голова высоко поднята *профиль -плечи развернуты, походка неустойчива *речевая интонация -с повышением к концу фразы видеть, зрительный, видимый, образ, яркий, ясно, красиво, посмотрим

Кинестетик : *предикаты- чувственная сфера *дыхание - брюшное, расслабленное *руки- ладони открыты, жесты на уровне груди или ниже *темп речи - медленный, с паузами, с расстановками, доходчиво *голова - вертикальные кивки, при ходьбе голова опущена вниз *профиль - плечи вниз, устойчивый *речевая интонация - с понижением к концу фразы чувствовать, тяжелый, вкусный, грубый, твердый, горький

Аудиалист : *предикаты- логические, последовательные, ритмичные *дыхание - Среднее,диафрагменное,с на- пряжением лица *руки- закрытые позы, скрещенные руки, скудная жестикуляция *темп речи - монотонный, слушая себя, сложные предложения *голова - «телефонные» движения *профиль - голова в сторону, тело вперед *речевая интонация – ровная послушайте, ставить задачу, звучать, громкий, тихий, оглушать, решать, согласовывать и т.д. Аудиалист : *предикаты- логические, последовательные, ритмичные *дыхание - Среднее,диафрагменное,с на- пряжением лица *руки- закрытые позы, скрещенные руки, скудная жестикуляция *темп речи - монотонный, слушая себя, сложные предложения *голова - «телефонные» движения *профиль - голова в сторону, тело вперед *речевая интонация – ровная послушайте, ставить задачу, звучать, громкий, тихий, оглушать, решать, согласовывать и т.д.

4 вопрос При оценке личности по внешним признакам сотрудник должен понимать реакции лица, тела, рук, голоса и речи. Исследования отечественных психологов нацеливают нас на изучение в этом плане: экспрессивных реакций лица, движения глаз, телосложения, позы, походки, жестов, голоса и речи.

Экспрессивные реакции лица. В схемах оценки людей лицо отождествляют со всей личностью. Оно говорит о духовном мире, интеллекте и настроении человека. Глаза. Человек непроизвольно широко открывает глаза, если внезапно видит что-то удивительное, при этом бесконтрольно расширяются зрачки глаз.

Глазные сигналы доступа для правши. Зрительная Зрительное конструкция воспоминание Слуховая Слуховое конструкция воспоминание Кинестетическое Внутренний воспоминание диалог, контроль речи Глазные сигналы доступа для правши. Зрительная Зрительное конструкция воспоминание Слуховая Слуховое конструкция воспоминание Кинестетическое Внутренний воспоминание диалог, контроль речи

Тело. Оно является носителем данных о поле, возрасте, расе человека. Впечатление, которое создается при восприятии тела человека, определенным образом характеризует его. Различают три главных типа телосложения: 1) эндоморфный (толстый, круглый); 2) мезоморфный (атлетический, мускульный); 3) эктоморфный (высокий, худой).

Поза. По ней, безусловно, можно судить о жизненной силе, степени усталости, самоуверенности и даже о социальном статусе человека. Походка. Ее особенности зависят как от телосложения, так и от эмоционального настроя. Руки. Движение их передает информацию о всех аспектах личности человека.

Голос и речь изучаемого человека дают нам информацию о его эмоциональных переживаниях, интеллекте, эрудиции и даже характере. Речь. Речевое поведение человека служит индикатором его общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения и эмоционального состояния.

Мимика - Мельчайшие, иногда незаметные для посторонних, движения глаз, губ, бровей позволяют человеку выражать целые гаммы переживаний. Наиболее выразительны у человека губы и брови. Жесты Открытые жесты. Защита (закрытые жесты). Жесты заинтересованности. Жесты обмана, лжи, сомнения.

Общих закономерностей данной проблемы. *Учитывать многозначность сигналов личности в зависимости от контекста ситуации. *Вывод делается в результате анализа группы сигналов, имеющих различную основу проявления. *Анализ сигналов производится на основе объективно полученной информации. *В сигналах личности нет мелочей. Решающее значение могут иметь совершенно незаметные, латентные проявления. *Познание других невозможно осуществлять в отрыве от самопознания.