Фрагмент урока учителя химии школы ГОУ СОШ 821 СЗАО г.Москвы Бочаровой Нины Фёдоровны по теме: «Генетическая связь между углеводородами, спиртами, альдегидами и карбоновыми кислотами» (10класс) (из серии уроков «Химия и слово»)
«Цель химии состоит не в изготовлении золота и серебра, а в изготовлении лекарств» Парацельс ( ), швейцарский врач.
Прочитайте текст и выполните задания Не счесть успехов медицины: К началу нынешнего века Геномы, клоны и вакцины Вошли в сознанье человека. Волненье, счастье, радость, боли – Законы химии в основе, Но как работают они? Проникнем в тайны мирозданья, Ведь эта острота желанья Определяет наши дни.
Наука древняя точна: Аргументирует она (И Парацельс того хотел) Баланс здоровья и стрессов Как равновесие процессов, Идущих в клетках наших тел. Воздействием неосторожным Сместить баланс совсем несложно, Здоровью сильно навредить. Наука нам дает решенье, Чтобы болезни разрушенья За полшага предупредить.
А что такое наше тело, Когда в него д у ш а влетела?
Стабилен в целом организм. Белки ферментов и гормонов, Обмен веществ, бег электронов? Как ж и з н и разобрать химизм?
Вот на столе вина бокал. Он ТАЙНУ в хрустале скрывает, На солнце гранями играет, Но ХИМИК тайну разгадал!
Там э т а н о л - коварный спирт. В начале сложных превращений Ферментативным окисленьем С п и р т превратится в а л ь д е г и д. Есть в каждой клетке измененья, Сигнал дает нам организм – Температура и давленье У человека поднялись.
Цепь превращений (волей судеб) К продуктам ускоряет ход. Так альдегид окислен будет До состояния кислот.
Кислоты дальше окисляем, И, незаметные для нас, Пары воды мы выделяем, И выдох – углекислый газ.
Все наши чувства и желанья, Дуэт сознанье – подсознанье, Улыбка, рост живых существ, И взмах ресниц, руки движенье, Работа мысли – отраженье ПРОЦЕССОВ СИНТЕЗА ВЕЩЕСТВ.
Так что такое наше тело? Ты помнишь, как звезда летела? Как скалы обнимал прибой? Ты помнишь вечер подмосковный И сена аромат знакомый? Не властно время над тобой!
Познаем ХИМИЮ ЗДОРОВЬЯ, Чтобы СЕРДЦА цвели ЛЮБОВЬЮ, И ЧУВСТВА были бы свежи! Для душ пристанища земного Порой лекарством служит СЛОВО- Продукт уже другой души!
Выполните задания 1.Напишите полные и сокращенные структурные формулы всех веществ, названных в стихотворении. 2. Перечислите факторы, влияющие на смещение химического равновесия. 3. Поясните значение слова «синтез» (синоним?). Каким будет научное понятие – антоним слова «синтез»? 4. Составьте цепочку превращений веществ, рассмотренную в стихотворении. Назовите все вещества. 5.Напишите уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: этанолацетальдегидуксусная кислотаоксид углерода (IV) 6. Согласны ли Вы с утверждением, что СЛОВО может быть ЛЕКАРСТВОМ? Дайте развернутый ответ..