ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ НОРМЫ И СТАНДАРТЫ БЕЗОПАСНОСТИ МАГАТЭ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Обеспечение ядерной и радиационной безопасности В.М.Полюхович Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Advertisements

Управление качеством. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МС ИСО СЕРИИ И ИХ РОЛЬ В СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Ответственность за радиационную безопасность. Ответственность за безопасность Цель Понять роль юридического лица в обеспечении необходимой безопасности.
1 Обеспечение ядерной и радиационной безопасности В.М.Полюхович Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Строительство АЭС и безопасность населения Заместитель Министра здравоохранения – Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь КАЧАН В.И.
Проект предлагает сотрудничество в области технического регулирования, в том числе стандартизации в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
Индекс Наименование планируемых мероприятий Формы реализации. Мероприятия 1. Координация заключенных в рамках Содружества международных договоров, проектов.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА Презентация подготовлена преподавателем-организатором ОБЖ Дягилевым Александром.
Чрезвычайная ситуация – совокупность исключительных обстоятельств, сложившихся в соответствующей зоне в результате чрезвычайного события техногенного,
Институциональные и регуляторные рамки управления хвостохранилищами Региональная конференция «Урановые хвостохранилища: местные проблемы, региональные.
Регулирующие положения по радиационной безопасности Часть I: Значение и структура регулирующих положений.
29 января 1992 года Совет Безопасности ООН на своем заседании принял резолюцию о рекомендации принять Республику Таджикистан в члены Организации Объединенных.
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
Информационная безопасность Лекция 3 Административный уровень.
«Разработка программно-методического аппарата оценки безопасности проживания населения на загрязненных территориях на основе анализа и комплексной оценки.
Правовые основы охраны атмосферы.
Внедрение экологического менеджмента. популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов; популяризация основных принципов.
- Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, организация контроля за состоянием условий.
Управление качеством. Основные характеристики технического регламента
О ВЛИЯНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Шолкин Валерий Георгиевич Генеральный директор АНО.
Транксрипт:

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ НОРМЫ И СТАНДАРТЫ БЕЗОПАСНОСТИ МАГАТЭ

Законодательная основа...Нормы и правила должны учитывать рекомендации международных организаций в области использования атомной энергии, в работе которых принимает участие Российская Федерация Ст. 6 закона РФ Об использовании атомной энергии Ст. 6 закона РФ Об использовании атомной энергии

Основа для разработки стандартов МАГАТЭ Устав МАГАТЭ (Статья III.A.6) Для учреждения или принятия… [с консультациями…] стандартов по безопасности для охраны здоровья и минимизации опасности для жизни и имущества Для учреждения или принятия… [с консультациями…] стандартов по безопасности для охраны здоровья и минимизации опасности для жизни и имущества …и обеспечить применение этих стандартов …и обеспечить применение этих стандартов

Этапы развития 2003 Общая структура Юр. вопросы и гос. инфраструктура Аварийная готовность и реагирование Системы менеджмента Оценка и подтверждение Оценка площадки Радиационная защита Обращение с радиоактивными. отходами Вывод из эксплуатацииии Реабилитация загрязненных территорий Тематические стандарты Атомные электростанции: проекторов. Рад. установки и связь. с ними деятельн Исследовательские реакторы Установки топливного цикла Обработка отходов и пункты захоронен Транспортировка радиоакт. материалов Стандарты по установкам Основы безопасности Атомные электростанции: эксплуатации Общие основные положения безопасности Нормы МАГАТЭ по безопасности Основополагающие Принципы Безопасности Основы безопасности для защиты людей и охраны окружающей среды

Статус стандартов МАГАТЭ Стандарты по безопасности: Не являются обязательными для государств-членов, но могут приниматься ими. Не являются обязательными для государств-членов, но могут приниматься ими. Обязательны для собственной деятельности МАГАТЭ. Обязательны для собственной деятельности МАГАТЭ. Обязательны для государств-членов в части деятельности, проводимой при поддержке МАГАТЭ. Обязательны для государств-членов в части деятельности, проводимой при поддержке МАГАТЭ. Обязательны для государств-членов, желающих проектного сотрудничества с МАГАТЭ. Обязательны для государств-членов, желающих проектного сотрудничества с МАГАТЭ.

В1995 Советом директоров принято решение о пересмотре стандартов В1995 Советом директоров принято решение о пересмотре стандартов CSS Комиссия по стандартам по безопасности NUSSC Комитет по стандартам по ядерной безопасности RASSC Комитет по стандартам по радиационной безопасности WASSC Комитет по стандартам по безопасному обращению с радиоактивнымиыми отходами TRANSSC Комитет по стандартам по безопасности транспортировки радиоактивнымиых материалов Эксперт ная группа

Диаграмма процесса разработки стандартов МАГАТЭ по безопасности Схема и рабочий план По пересмотру Комитетами и Комиссией стандартов по безопасности (секретариат) Выпуск проектов или новых редакций (секретариат и консультанты) Рассмотрение (комитеты) Одобрение Комиссия по стандартам по безопасности Государства- члены Утверждение Генеральный директор или Совет директоров Комитеты NUSSC RASSC WASSC TRANSSC

ИЕРАРХИЯ СТАНДАРТОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ Руководства по безопасности Требования по безопасности Основы безопасности

уровня стандартов

Уровни стандартов по безопасности Основы безопасности Установление принципов, обеспечивающих защиту человека и охрану окружающей среды Установление принципов, обеспечивающих защиту человека и охрану окружающей среды Требования по безопасности Формирование требований: что должно быть сделано (требуется) для обеспечения реализации принципов и достижения цели Формирование требований: что должно быть сделано (требуется) для обеспечения реализации принципов и достижения цели Руководства по безопасности Устанавливают рекомендуемые пути (следует) удовлетворения требований Устанавливают рекомендуемые пути (следует) удовлетворения требований

ТЕКУЩАЯ СТРУКТУРА

Стандарты МАГАТЭ по безопасности Видение МАГАТЭ Стандарты по безопасности рассматриваются как глобальная основа для ядерной безопасности и радиационной защиты, безопасности обращения с радиоактивнымиыми веществами и их транспортирования Стандарты по безопасности рассматриваются как глобальная основа для ядерной безопасности и радиационной защиты, безопасности обращения с радиоактивнымиыми веществами и их транспортирования Используются государствами – членами для обеспечения состоятельного уровня безопасности для защиты персонала, публики и охраны окружающей среды Используются государствами – членами для обеспечения состоятельного уровня безопасности для защиты персонала, публики и охраны окружающей среды

Развитие системы стандартов Структура стандартов по безопасности рассчитана на долгосрочную перспективу a) Логичная, выстроенная сверху вниз структура b) Замкнутая (контролируемая и управляемая) система Руководств по безопасности и строго регламентированный процесс разработки новых руководств c) Механизмы обратной связьи и непрерывного улучшения d) Продуманные форма и содержание стандартов по безопасности e) Гибкий подход к пересмотру и периодический цикл пересмотра

Основополагающие принципы безопасности

Структура документа SF-1 (раздел 2) ЦЕЛЬ БЕЗОПАСНОСТИ Основополагающая цель безопасности - защита людей и охрана окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения

Структура документа SF-1 (раздел 2) Эта основополагающая цель безопасности, состоящая в защите - индивидуальной и коллективной - людей и охране окружающей среды, должна достигаться без неоправданного ограничения эксплуатацииии установок или осуществления деятельности, связьанных с радиационными рисками. Для обеспечения, чтобы при эксплуатацииии установок и осуществлении деятельности достигались наивысшие реально возможные уровни безопасности, должны предприниматься следующие меры: - обеспечение контроля за радиационным облучением людей и выбросом радиоактивнымиого материала в окружающую среду; - ограничение вероятности событий, которые могут привести к утрате контроля за активной зоной ядерного реактора, ядерной цепной реакцией, радиоактивнымиым источником или любым другим источником излучения; - смягчение последствий таких событий в случае, если они будут иметь место.

Структура документа SF-1 (раздел 2) Сформулированы ДЕСЯТЬ принципов безопасности, на базе которых разрабатываются требования безопасности и будут предприниматься меры по обеспечению безопасности для достижения основополагающей цели безопасности. Принципы безопасности взаимосвязьаны и применяются в своей совокупности, и, хотя на практике значение различных принципов может меняться в зависимости от конкретных обстоятельств, необходимо обеспечить надлежащее применение всех соответствующих принципов. Принципы безопасности взаимосвязьаны и применяются в своей совокупности, и, хотя на практике значение различных принципов может меняться в зависимости от конкретных обстоятельств, необходимо обеспечить надлежащее применение всех соответствующих принципов.

Структура документа SF-1 (раздел 3) Принцип 1. Ответственность за обеспечение безопасности Принцип 1. Ответственность за обеспечение безопасности Главную ответственность за обеспечение безопасности должны нести лицо или организация, которые отвечают за установку или деятельность, связьанные с радиационными рисками. Главную ответственность за обеспечение безопасности должны нести лицо или организация, которые отвечают за установку или деятельность, связьанные с радиационными рисками.

Структура документа SF-1 (раздел 3) Принцип 2. Роль правительства Принцип 2. Роль правительства Должен быть создан и совершенствоваться эффективный правовой и правительственный механизм обеспечения безопасности, включающий независимый регулирующий орган. Должен быть создан и совершенствоваться эффективный правовой и правительственный механизм обеспечения безопасности, включающий независимый регулирующий орган.

Структура документа SF-1 (раздел 3) Принцип 3. Руководство и управление в интересах обеспечения безопасности Принцип 3. Руководство и управление в интересах обеспечения безопасности Необходимо создать и совершенствовать систему руководства и управления в интересах обеспечения безопасности в организациях, занимающихся радиационными рисками, и на установках и в рамках деятельности, связьанных с радиационными рисками. Необходимо создать и совершенствовать систему руководства и управления в интересах обеспечения безопасности в организациях, занимающихся радиационными рисками, и на установках и в рамках деятельности, связьанных с радиационными рисками.

Структура документа SF-1 (раздел 3) Принцип 4. Обоснование установок и деятельности Принцип 4. Обоснование установок и деятельности Эксплуатация установок и деятельность, связьанные с радиационными рисками, должны приносить общие положительные результаты. Эксплуатация установок и деятельность, связьанные с радиационными рисками, должны приносить общие положительные результаты.

Структура документа SF-1 (раздел 3) Принцип 5. Оптимизация защиты Принцип 5. Оптимизация защиты Необходимо оптимизировать защиту, чтобы обеспечить наивысший уровень безопасности, который может быть реально достигнут Необходимо оптимизировать защиту, чтобы обеспечить наивысший уровень безопасности, который может быть реально достигнут

Структура документа SF-1 (раздел 3) Принцип 6. Ограничение рисков в отношении физических лиц Принцип 6. Ограничение рисков в отношении физических лиц Меры по контролю за радиационными рисками должны обеспечивать, чтобы ни одно физическое лицо не подвергалось неприемлемому риску нанесения вреда Меры по контролю за радиационными рисками должны обеспечивать, чтобы ни одно физическое лицо не подвергалось неприемлемому риску нанесения вреда

Структура документа SF-1 (раздел 3) Принцип 7. Защита нынешнего и будущих поколений Принцип 7. Защита нынешнего и будущих поколений Нынешние и будущие население и окружающая среда должны быть защищены от радиационных рисков Нынешние и будущие население и окружающая среда должны быть защищены от радиационных рисков

Структура документа SF-1 (раздел 3) Принцип 8. Предотвращение аварий Принцип 8. Предотвращение аварий Необходимо предпринимать все практически возможные усилия для предотвращения и смягчения последствий ядерных или радиационных аварий. Необходимо предпринимать все практически возможные усилия для предотвращения и смягчения последствий ядерных или радиационных аварий.

Структура документа SF-1 (раздел 3) Принцип 9. Аварийная готовность и реагирование Принцип 9. Аварийная готовность и реагирование Должны быть приняты меры по обеспечению аварийной готовности и реагирования в случае ядерных или радиационных инцидентов Должны быть приняты меры по обеспечению аварийной готовности и реагирования в случае ядерных или радиационных инцидентов

Структура документа SF-1 (раздел 3) Принцип 10. Защитные меры по уменьшению имеющихся или нерегулируемых радиационных рисков Принцип 10. Защитные меры по уменьшению имеющихся или нерегулируемых радиационных рисков Защитные меры по уменьшению имеющихся или нерегулируемых радиационных рисков должны быть обоснованы и оптимизированы Защитные меры по уменьшению имеющихся или нерегулируемых радиационных рисков должны быть обоснованы и оптимизированы