Неформально- эвристические методы Доцент,к.э.н. Серебрякова Г.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК. ЭКСПЕРТИЗА В УПРАВЛЕНИИ Роль экспертов в управлении: Основные трудности, связанные с информацией, возникающие при выработке сложных.
Advertisements

МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОИСКА ИДЕЙ Мозговая атака (МА) метод коллективного генерирования идей Прямая МА сбор максимального количества идей, селекцию которых.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Проблемно-поисковые образовательные технологии проблемное обучение метод проектов «мозговой штурм»
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 1. Основные этапы разработки управленческих решений 2. Разработка управленческого решения 3. Принятие решения,
А.М. Новиков, Д.А. Новиков ПРОЕКТ как цикл инновационной деятельности.
Менеджеры в организации. Принятие и реализация управленческих решений.
Оценка результатов деятельности Серова Н.Л.. Результаты профессиональной деятельности Сохранность контингента; Сохранность контингента; Уровень достижений.
Основы управления образовательными системами. Образовательные системы - социальные институты, цель которых - образование Образовательные системы имеют.
Презентацию выполнила студентка группы АЛ-ДЛМ-001 Эрбист Вероника.
Метод проектов Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы,
Теория систем и системный анализ Тема3 «Системный анализ: сущность, принципы, последовательность »
Логико-структурная основа проекта. Методики социального и образовательного проектирования Методика матрицы идей Методика вживания в роль Метод аналогии.
Моделирование и исследование мехатронных систем Курс лекций.
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Метод проектов Козачок Светлана Александровна. МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения.
Мозговой штурм. эффективный метод коллективного обсуждения Его преимущества в свободном выражении мнений всех участников Использование коллективных возможностей.
Мозговой штурм. эффективный метод коллективного обсуждения Его преимущества в свободном выражении мнений всех участников Использование коллективных возможностей.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Метод проектов в образовании. Понятие «ПРОЕКТ» «Проект- достояние свободного человека. Целевой установке нет места в жизни раба или крепостного.» У. Х.
Транксрипт:

Неформально- эвристические методы Доцент,к.э.н. Серебрякова Г.В.

Неформально-эвристические методы Основаны на управлении интеллектуальной деятельности человека, базируются на психоинтеллектуальной генерации идей. Процесс решения сложных задач осуществляется в виде целенаправленной управляемой беседы-дискуссии двух участников: ведущего и решающего. В помощь ведущему могут привлекаться эксперты и оппоненты. Условия эффективности неформально-эвристических методов: 1. Создание психологического комфорта; 2. Структуризация и обеспечение процессов поиска решений (разработка психоэвристической программы. информационное обеспечение). 3. Целеустремленное состояние.

Неформально-эвристические методы Возможные схемы организации сеансов генерации: -по числу ведущих: поли управление, моно управление, автогенерация; -по числу решающих: односторонние схемы; многосторонние схемы; -по виду контакта: с непосредственным контактом; с опосредованным контактом; смешанные. Стадии реализации неформально-эвристических методов: 1. генерирование идей, их формулировка; 2. оценка и анализ идей; 3. использование идеи для решения конкретной проблемы.

Этапы креативного процесса А.Осборна 1.Ориентация: определение конкретной цели. 2.Подготовка: сбор необходимой информации. 3.Анализ: классификация имеющихся данных. 4.Фильтрация: отсев лишних вариантов идей. 5.Инкубация: временная пауза, стимулирующая приход озарения. 6.Синтез: объединение фрагментов «мозаики». 7.Оценка: критическое суждение о полученных идеях.

Правила метода «мозговой атаки» 1. При формировании групп нельзя включать в нее работников, связанных отношением «руководитель- подчиненный». 2. Участники должны стремиться к разрешению ситуации, а не к демонстрации своей эрудиции. 3. «Мозговая атака» требует атмосферы раскрепощенности. 4. Запрещены любые критические замечания во избежании «аналитического паралича». 5. Нельзя допускать суждения, что проблема вообще не разрешима или, что ее можно разрешить только известным способом. 6. Должно быть четко определено время обсуждение. 7. Если проблема в целом не поддается разрешению, то ее следует расчленить на элементы. 8. Не принято устанавливать авторство идей. 9. В процессе генерации не следует обращать внимание на возможные последствия при реализации.

Основные этапы метода «мозговой атаки» 1.Организационный. ( Оптимальная численность группы 5-9 чел. в соответствии с правилом «семь плюс минус два»; деление участников на группы: генераторы,аналитики (синтетики и критики), конструкторы). 2. Генерационный (этап генерации идей) 3.Аналитический.( Аналитики (синтетики) классифицируют и обобщают полученные идеи, критики осуществляют критическое исследование идей (логической, внедренческой, социальной и т.д.)с различных позиций ). 4. Конструкционный. (Основная задача – детальная проработка идеи,доведение ее до конкретного проекта).

Регламент «мозговой атаки» 1. Представление участников и ознакомление их с правилами, распределение на группы «генераторов» и «аналитиков» мин. 2. Постановка задачи ведущим – мин. 3. Ответы на вопросы мин. 4. Генерирование идей мин. 5. Анализ идей – мин. 6. Составление отредактированного списка идей мин.

Разновидности метода «мозговой атаки» 1. Прямая «мозговая атака» 2. Метод номинальной групповой техники. 3. Метод «мозгового штурма» 4. Метод «мозговой осады» 5. Атака разносом 6. Атака с использованием «адвокатов дьявола» 7. Теневая «мозговая атака» и др.

Синектика –разновидность «мозговой атаки» Синектика – методика психологической активизации творчества. Термин «синектика» означает совмещение разнородных элементов. Особенностью данного метода от «мозговой атаки» является организация влияния группы на творческую активность индивидов. При использовании синектики участники выбираются с противоположными эмоциональными типами. Синектика включает в себя два базовых процесса: превращение незнакомого в знакомое; превращение знакомого в незнакомое. Синектика – метод прогнозирования по аналогии,перенесение выводов относительно некоторых признаков с одного предмета на другой.

Синектика –разновидность «мозговой атаки» Необходимо задать диапазон креативности. Креативный диапазон Вариант беспроигрышной ставки Экстремальный вариант Синектика выделяет четыре механизма превращения известного в неизвестное: прямые аналогии,субъектные аналогии, основанные на эмпатии, символические аналогии (цель – обнаружить в привычном явлении парадокс, символическая аналогия –состоящее из двух слов определение предмета),фантастическая аналогия («творческий бред»).

Последовательность проведения синтетической атаки 1 этап -Проблематизация и целеполагание. 2 этап –Дискуссия, цель которой – «очищение» от очевидных решений. 3 этап –Критический анализ и отбор наиболее оригинальных идей. 4 этап –Подведение итогов творческой работы руководителем. Эффективность синектики зависит от руководителя, который должен уметь задавать вопросы, «размораживать» участников, владеть техникой побуждения фантазии и воображения, - от него зависит размер «креативного коммуникативного поля».

Трудности использования синектики До применения синектики необходимо использовать «мозговую атаку»,выяснить проблему. а лишь затем, после обработки результатов применить данную технологию. Для применения символической и фантастической аналогии необходимо включать в группу представителей творческих профессий. Для синтетической атаки необходима максимально комфортная обстановка вплоть до изолированности от окружающей среды. Для получения наибольшего эффекта необходимо в качестве руководителя приглашать специалиста с психологическим образованием.

Метод сценариев Сценарий – попытка подробно описать последовательность событий, с определенной вероятностью ведущих к предсказанному конечному состоянию. Сценарий – это гипотетическая картина последовательного развития во времени и пространстве событий, составляющих в совокупности эволюцию социально-экономической системы.Метод сценариев представляет собой набор прогнозов с указанием возможных последствий. Метод сценариев представляет собой практическую реализацию принципа последовательного разрешения неопределенности.

Понятийный аппарат сценарного метода Факторы –совокупность причин, определяющих функционирование и развитие исследуемой социально- экономической системы и ее элементов; факторы делятся на внешние и внутренние. Прогнозный фон –влияние внешней среды через описания состояния и влияния на объект внешних (фоновых) факторов. Сценарные параметры –факторы, значения которых объективно непредсказуемы и составляют систему предположений об условиях будущего развития прогнозируемой социально-экономической системы.

Понятийный аппарат сценарного метода Управляющие параметры (факторы управления) – факторы, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие на систему в целом и ее элементы. Область допустимых значений этих факторов формируется под воздействием двух групп ограничений: естественных и ограничения по состоянию системы, связанные с законодательством. Индикатор – критичный к предельным состояниям системы параметр. Выход за предельные значения вызывает неустойчивость системы и возможность ее перехода в другое состояние или гибель.

Последовательность сценарного планирования 1. Установление возможных стратегических направлений развития системы. 2. Установление ключевых факторов мезосреды (среды непосредственного окружения) 3. Установление ключевых факторов макросреды, путем построения матрицы «состояние – фактор», выявление зависимости изменения состояния факторов мезосреды при изменении факторов макросреды. 4. Ранжирование ключевых факторов макро- и мезосреды по важности для направлений развития системы и степени неопределенности. (Результат: 2-3 фактора, тенденции которых будут учитываться при разработке сценария, и составят основу прогнозного фона).

Последовательность сценарного планирования 5. Выявление логики сценария, т.е. определение альтернатив развития объекта в зависимости от состояния факторов, выявленных на 4 шаге. 6. Определение последствий предложенных сценариев. 7. Оценка устойчивости сценарных направлений развития на основе оценки рисков. 8. Определение индикаторов, для создания системы раннего обнаружения ситуации использования сценарных альтернатив. 9. Принятие базовых сценариев.