В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РАЗВИВАЕМ СВОИ ПОСОБНОСТИ О.А. КОЖЕМЯКИНА. Развитие вербально- понятийного мышления.
Advertisements

Причинно- следственные связи. Куда указывают стрелки?
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ вВ воспитатель: Тарасенко Наталия Валерьевна:
Дидактическая игра – одно из средств развития познавательных способностей учащихся.
Педагогическая диагностика и коррекция – важнейшее средство повышения эффективности обучения младших школьников.
Технология деятельностного метода «Школа 2000…» Мотивация к учебной деятельности Актуализация и фиксация затруднения в действии Выявление места и причины.
Развитие познавательных способностей. Родителям школы – дошкольника (6- лет +)
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ Проблемы. Решения. Физиологическая адаптация Этапы приспособления « физиологическая буря» неустойчивое приспособление период.
Роль развивающих упражнений в учебном процессе.. Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка,
Холодова О.А. ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ О развивающем курсе для младших школьников Учитель: Дорохина Н.А. Свои способности человек может узнать, только попытавшись.
Динамическое наблюдение за ребенком выработка адекватных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку индивидуальных условий для развития.
Путешествие на остров Антонимов. Начинаем путешествие Декабрь за окнами блестит Пушистый снег в лицо летит Скоро, скоро Новый год! Ждёт его весь наш народ.
Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики Учитель начальных классов Тарабарова Галина Михайловна.
Готовность к школе Романчева Виктория Викторовна Учитель начальных классов ГБОУ кадетская школа 1702 «Петровский кадетский корпус»
Особенности работы в классе коррекционно – развивающего обучения Подготовила: Учитель 1 класса МОУ СОШ 134 Мотыхляева Н.К год.
Речевыми недостатками Неполной сформированностью тесно связанных с речевой деятельностью процессов (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой.
Схематизация (введение). Схематизация Схематизация – это способ организации понимания, который включает в себя знание: правил конструирования схем; схематичного.
Эффективность урока через развитие мышления обучающихся.
Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению.
Транксрипт:

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память, которые обеспечивают усвоение знаний. Качество усвоения знаний зависит от развития логического мышления, и дальнейшего формирования понятийного мышления в подростковом возрасте. Развитие интеллектуальных способностей направлено обучить школьников 3-4-х классов умениям выполнять основные мыслительные операции с понятиями, получать знания, применять их в повседневной практике, повысить уровень познавательной сферы, положительную школьную мотивацию. Задания направлены на формирование у школьников умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте.

Научить ребенка мыслить, Сформировать у детей позитивный настрой к познавательной деятельности, Дать знания, умения и навыки, возможности их применения для решения разнообразных задач, Развить мотивацию к обучению, рефлексии у детей младшего школьного возраста.

1. Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения мыслительной деятельности, научить детей: описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; выделять существенные признаки предметов; сравнивать между собой предметы, слова; обобщать; классифицировать предметы, слова, числа; устанавливать логические закономерности; определять последовательность событий; судить о противоположных явлениях; давать определения понятиям и явлениям; определять отношения между предметами типа «род – вид»; определять отношения между предметами типа «часть – целое»; определять функциональные отношения между предметами; развивать речь; объяснять и подбирать значения слов (омонимы); использовать операции логического мышления для решения задач.

2. Формирование положительного эмоционального фона, учебно- познавательной мотивации обучения. 3. Повысить уровень самосознания учащихся, самооценку. 4. Контроль над развитием интеллектуальных способностей учащихся.

1. Принцип развивающего обучения. 2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Принцип постепенности. 3. Принцип доступности. 4. Деятельностный принцип.

При выполнении заданий для повышения учебной мотивации следует использовать различные формы деятельности учеников: фронтальную, групповую и индивидуальную. Задания выполняются в игровой форме, что очень привлекательно для младшего школьника.

Систематический курс (один-два раза в день) по развитию интеллектуальных способностей учащихся. Количество занятий – 34, продолжительностью по 40 – 45 минут.

создание проблемной ситуации; техника поэтапного формирования умственных способностей; развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы; методы групповой работы; методы индивидуальной работы.

Основой обучения является урок. По своей структуре урок делится на вводную, основную и заключительную часть. I. Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, интеллектуальной разминки (фронтальная форма работа), которая направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности. Разминка состоит из вопросов, способных вызвать интерес и рассчитанных на сообразительность, быстроту реакции, которые подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности (загадки, шарады, «хитрые вопросы», логические задачи). Продолжительность вводной части – 5 минут.

II. Основная часть. Задания составлены с учётом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур для коллективной работы в классе. В системе заданий реализован принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.

Развитие вербально-понятийного мышления и речи (работа с понятиями). Учащимся объясняется, какие мыслительные операции будут совершенствоваться в последующих упражнениях. После объяснения основного материала, учащиеся придумывают свои примеры (устно), а затем самостоятельно выполняют задания в тетради. Логические поисковые задания (задания на развитие мыслительных операций анализа и синтеза (ребусы, спрятанное слово, кроссворды, змейка, переставь буквы по примеру, найди спрятанные слова в таблице; запиши слово в скобках, которое служит окончанием первого слова и началом второго; решение логических задач; найди девятый рисунок; определи два числа и т.д.)). Развитие и тренировка психических процессов памяти, внимания, воображения, пространственных представлений (найди спрятанные слова; запомни слова, фигуры; танграм; найди отражения квадратиков; разверстка фигуры; графический диктант; найди одинаковые кубики, «словесный лабиринт, что больше?» и т.д.). Продолжительность основной части урока – 30 минут.

III. Заключительная часть. Подведение итогов работы. Обсуждение результатов работы и тех трудностей, которых возникли у детей при выполнении заданий, рефлексия. Продолжительность заключительной части – 5 минут.

Развитие основных мыслительных операций с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление различных логических связей (3-й год обучения). Формирование умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте (4 год обучения).

Задачи урока: Развитие вербально- понятийного мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия.

Найдите в пословицах озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым их привычный смысл. 1. Трус своей лени боится. 2. Лес рубят – кепки летят. 3. Вола ноги кормят. 4. Трус кормит, а олень портит. 5. От бобра бобра не ищут. 6. В здоровом теле здоровый пух. 7. Не делай из муки слова. 8. Имя дают водители, а славу добываешь сам. 9. Своя щука – владыка. 10. Не зная броду, не суйся в моду.

1. ( Л ени – тени) 2. ( К епки – щепки) 3. ( В ола – волка) 4. (Тру с – тру д, о лень – лень) 5. ( Б обра – д обра) 6. ( П ух – д ух) 7. (Му к и – му х и, слова – слона) 8. ( В одители – родители) 9. ( Щ ука – р ука) 10. ( М оду – в оду)

«В доме 4 этажа. На каждом этаже живет одна семья. Борисовы живут под Карповыми, Ивановы – над Черновыми и Карповы – под Черновыми. Кто на каком этаже живёт? Разместите семьи по этажам». (Задачу надо решить во внутреннем плане, рисовать что-либо учащимся не разрешается.)

(Правильный ответ: на 1 этаже живут Борисовы, на 2-м – Карповы, на 3-м – Черновы, на 4-м – Ивановы.)

На доске написали цветными мелками слова. У малиновых слов первая буква «Л», последняя – «А» и четыре согласных. У коричневых – или первая «М», или последняя «К», или две гласных. Какое слово не малиновое и не коричневое? Ответ обведи в кружок. а) лепешка; б) ласточка; в) лежанка; г) манка; д) пирог; е) лесенка; ж) сурок.

Правильный ответ: ЛАСТОЧКА (малиновые – лепешка, лежанка, лесенка; коричневые – манка, пирог, сурок).

На доске написали числа цветными мелками. У серых чисел первая цифра меньше второй, больше третьей и меньше четвёртой. У зелёных – или первая больше второй, или вторая меньше третьей, или третья больше четвёртой. Какое число не серое и не зелёное? Ответ обведи в кружок. а) 8492; б) 7361; в) 6452; г) 2418; д) 5723; е) 3519.

Правильный ответ: д) 5723 (серые – г), е); зелёные –а), б), в)).

роль – мышка – село – лук – код – нора – рука – роща –

моль, соль, боль, ноль, руль; мишка, мушка, мошка, вышка, пышка; тело, дело, сало, сель, сено, соло; луч, луг, лик, люк, лак, сук, бук, жук; ком, кол, кот, кон, год, род, ход, кед; нота, нога, гора, пора, кора, Нюра; река, щука, бука, мука; роса, роза, рога, роба, рожа, рота, Рома.

Задачи урока: Развитие мышления (причинно-следственные отношения, выявление отношения противоположностей). Тренировка внимания. Развитие внутреннего плана действия.

Горели 4 свечи, 3 потушили. Сколько свечей осталось? Какой цветок имеет мужское и женское имена одновременно? Какая ветка не растет на дереве? Что общего у всадника и у петуха? Во время дождя под каким кустом заяц сидел? На одной руке 5 пальцев, на двух 10. Сколько пальцев на 10 руках?

У розы их два, у ромашки три, у традесканции пять. А сколько их у георгина? С корабля спущен трап в 10 ступенек, между которыми расстояние 30 сантиметров. Во время прилива вода поднимается со скоростью 15 сантиметров в час. Через какое время вода зальет третью снизу ступеньку? Замарашка, озорница вдруг уселась на страницу, из-за этой баловницы получил я единицу. Угли пылают – совком не достать, ночью их видно, а днем не видать.

1(Три, одна сгорела) 2 (Иван-да-Марья) 3(Железнодорожная) 4(Шпоры) 5(Под мокрым) 6(50) 7(3, речь идет о слогах) 8(Корабль поднимается вместе с водой во время прилива, поэтому ступеньки никогда не заливает) 9(Клякса) 10(Звезды)

Между понятиями могут быть такие отношения, когда одно из них отражает какое-то событие, а другое указывает на причину этого события. При этом понятие-событие называют СЛЕДСТВИЕМ. Например, ТУЧА может стать причиной ДОЖДЯ (дождь в этом случае – следствие появления тучи). Значит ТУЧА и ДОЖДЬ – находятся между собой в причинно- следственных отношениях.

Образование льда, север, мороз, погода, снег. Осень, холод, дерево, листопад, время года. Время года, весна, деревья, таяние льда. Кипение воды, образование пара, жара, кастрюля, солнце. Радость, плач, таблетка, игра, боль. Подарок, радость, кукла, игра, дети. Вода, юг, море, волны, ветер. Страх, ребенок, опасность, явление природы, дом. Дождь, вода, снег, солнце, лужа. Смех, слезы, горе, книга, телевизор.

Цели урока: Развитие мышления (функциональные отношения). Тренировка опосредованной слуховой памяти и распределения и избирательности внимания.

Материал к заданию. Зачитывается слово или словосочетание, которые дети должны «зашифровать», то есть обозначить слова каким-либо знаком или лаконичным рисунком. Слова зачитываются с интервалом с., чтобы все ученики успели сделать зарисовку в тетради. После выполнения задания 3 воспроизвести слова и словосочетания в тетради и оценить свои ответы. Правильный ответ – 1 балл, если в словосочетание только одно слово воспроизведено правильно – 0,5 балла.

1. вечер 8. сомнение 2. справедливость 9. плачущий старик 3. любимая игра 10. веселье 4. сила воли 11. сильный ветер 5. падающий снег 12. грусть 6. страх 13. забавный щенок 7. верный друг 14. герой

Вступительная беседа с учащимися: между понятиями встречаются функциональные отношения. Так называют отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию другого (функция – это то, для чего используется предмет). Например, КОШКА – МЯУКАНИЕ, ГОРА – ВЫСОТА, НОЖ – ЕДА, ДОМ – ТЕПЛО.

В следующих заданиях к каждому понятию подбери такие, которые находятся с ним в ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ отношениях. число – цифра, математика… зима – мороз, снег, каток, ледяная горка, холод… задача – решение, математика… сказка – герой, рассказчик, волшебные предметы, приключения … движение – скорость, езда, автомобиль…

Цели урока: Развитие речи (синонимы). Развитие мышления (способность самостоятельно мыслить, рассуждать; мыслительные операции анализа и синтеза). Тренировка концентрации и избирательности внимания.

Вставь вместо пропуска слово из трех букв, которое будет окончанием одного и началом другого. УТКО (_______) ОРОГКУ (_______)ОЛ КИПА (_______) УНОКЗА (_______) ЕЦ ЧЕЛО (_______)ТОРСО (_______) ЕСО КАРНА (_______) ЬСВАМ (_______) АМИДА

НОС, РИС, ВЕК, ВАЛ, СОК, КОН, КОЛ, ПИР.

На плакате разными способами было нанесено восемь слов, указанных в ответе. Какие слова были написаны ручкой, если известно, что: углем написали слова, у которых вторая и четвертая буквы разные, а третья и шестая одинаковые; кисточкой – слова, у которых седьмая и третья буквы разные, а вторая и пятая одинаковые; фломастером – слова, у которых вторая и шестая буквы разные, а первая и четвертая одинаковые.

Ответ: а) концентрат, б) карманник, в) лампасы, г) заговорщики, д) подсудный, е) ортодоксы, ж) оскотиниться, з) динамический.

Цели урока: Развитие вербально- смыслового мышления (найди значение, подбери слово), логического. Развитие внутреннего плана действия.

Фразы зачитываются с интервалом 2-3 сек. После воспроизведения всех фраз детям дается время вспомнить и записать данные фразы. Оценивается точное воспроизведение каждого слова. Если в одном слове допущена 1 ошибка (изменено или заменено синонимом), то фраза оценивается в 0,5 балла, если ошибок больше или фраза отсутствует – 0 баллов. Максимальное количество – 5 баллов.

1. Старик на скамейке. 2. Птичка, купающаяся в луже. 3. Осенний листопад в лесу. 4. Пятно на любимой рубашке. 5. Миндальное печенье в форме ромба.

Слова в тексте имеют смысловые сочетания. Из-за того что слова в тексте связаны друг с другом по смыслу, мы читая текст, непроизвольно предугадываем то, о чем пойдет речь дальше. Иногда можно предсказать следующее слово, настолько привычными, устойчивыми бывают некоторые сочетания слов. Например, появление слова СОЛНЕЧНЫЙ заставляет предположить, что следующим словом будет слово ЛУЧ, головной – убор и т.д. Чайная … ложка, шариковая … ручка.

1. лебяжий ___________________5. закадычный _____ 2. медвежья __________________6. ход _____________ 3. проливной _________________ 7. писаная _____ 4. лебединая _________________ 8. семимильные _____

пух, услуга (берлога), дождь, шея (песня), друг, конем, красавица, шаги.

Есть устойчивые сочетания слов, в которых появление одного слова предполагает появление другого. Например, «для того» означает, что нужно ожидать появления слова «чтобы». В следующих заданиях вставь на место пропусков недостающие слова. Примеры (на доске): 1. Цветки привлекают насекомых ___ только окраской, ___ и запахом. (не; но) 2. Они тотчас узнали друг друга, ___ много лет ___ встречались. (хотя; не)

Требуется много усилий _______ _______, _________ вырастить хороший урожай. В комнате горел яркий свет, ________ люди уже спали. Сначала ребята искупались, ___________ стали загорать. _________ мальчики, ________ и девочки сдали спортивные нормы. Несмотря на сильный мороз, ему ______ было холодно. Для _________, _________ пойти завтра в кино, надо сегодня выучить уроки.

1) для того, чтобы; 2) хотя; 3) потом; 4) как; так; 5) не; 6) того, чтобы.