Методика использования интерактивных форм в организации учебно- воспитательной деятельности учащихся.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Интерактивные методы обучения. «Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет; уж лучше.
Advertisements

МОУ ООШ 16 г. Киселёвска Интерактивное обучение в начальной школе.
Семинар Интерактивные методы обучения. «Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет;
Интерактивные методы обучения в начальной школе Из опыта работы учителей начальной школы МОУ СОШ 15 им. Г. Е Николаевой г. Томска.
Интерактивные методы обучения в технологии современного урока Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «Умётская СОШ» Пугаёвой Людмилы Валентиновны.
Соединение традиционных и интерактивных технологий на уроках трудового обучения Учитель трудового обучения Трибухина Е.А.
Интерактивные и творческие методы обучения в технологии современного урока Из опыта работы учителя географии Шпиллер Л.Б.
Интерактивные методы и средства обучения. Современная педагогика ориентирована на то, чтобы - ребёнок научился учиться - открыл в себе энергию познания,
Интерактивные методы обучения. «Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет; уж лучше.
Интерактивные формы обучения ИНО на первой ступени Ломова Г.Ю. МБОУ СОШ 31 г.Энгельс г.
Китайская притча «Скажите мне – я забуду, Покажите мне – я запомню, Вовлеките меня – я пойму»
МСКОУ СКШИ 11 VIII вида г.Междуреченск Педагогический совет Новые педагогические технологии как одно из условий эффективной инновационной работы школы.
Для добавления текста щёлкните мышью Методы развития творческого мышления студентов в процессе обучения.
Современные образовательные технологии на уроках иностранного языка Презентацию подготовили учителя МО иностранных языков МБОУ гимназия год.
Интерактивные формы и методы обучения. ПРАВИЛА УПРАВЛЕНИЯ УСПЕХОМ НА УРОКЕ Интерактивные формы и методы обучения способствуют созданию ситуаций успеха,
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Проблемно-поисковые образовательные технологии проблемное обучение метод проектов «мозговой штурм»
Использование современных педагогических технологий как фактора повышения учебной мотивации учащихся.
Современные образовательные технологии « Интерактивные методы обучения» учитель истории МООУ Санаторно-лесная школа Новосельцева Н.Л. Представление педагогического.
Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности школьника.
Транксрипт:

Методика использования интерактивных форм в организации учебно- воспитательной деятельности учащихся

«Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет; уж лучше стать тем, кто тряхнет яблоко»

Современная педагогика ориентирована на то, чтобы - ребёнок научился учиться - открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний.

Успех процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений Учителя с детьми Детей друг с другом Каждого ребёнка с учителем Ученика с коллективом

Идея сотрудничества исходит От древних мудрецов Проходит через философию многих духовных учений, классической педагогики и психологии

Ученик Учитель Ученик Ученик Пассивный метод

Ученик Учитель Ученик Ученик Активный метод

Ученик Учитель Ученик Ученик Интерактивный метод

Личностно - ориентированный подход в образовательном процессе помогают обеспечить интерактивные методики. В переводе с английского языка interact – « находиться во взаимодействии, общаться»

Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.

лекция чтение Видео/ аудиоматериалы демонстрация Дискуссионные группы Практика через действие Обучение других/ немедленное применение обучения 5% 10% 20% 30% 50% 75% 90% Пирамида обучения Средний процент усвоения

Критерий сравнения Пассивные методы Интерактивные методы 1. Объем информации За короткий промежуток времени можно охватить большой объем информации Небольшой объем информации требует значительного времени 2. Глубина изучения (по Блуму) Как правило, ориентированы на уровень знания и понимания Ориентированы на все уровни познания 3. Процент усвоения (согласно « Пирамиде обучения » ) Как правило, невысокий Как правило, высокий 4. Контроль над процессом обучения Преподаватель хорошо контролирует объем и глубину преподавания, время и ход обучения. Результаты работы обучающихся предсказуемы Преподаватель имеет меньший контроль над объемом и глубиной изучения, временем и ходом обучения Результаты работы обучающихся менее предсказуемы 5. Роль личности педагога Личные качества педагога часто остаются в тени, он выступает как « источник » знания Педагог сильнее раскрывается перед обучающимися, выступает как лидер, организатор обучения 6. Роль обучающихся Пассивная; обучающиеся не принимают важных решений по поводу процесса обучения и в его ходе Активная; обучающиеся принимают важные решения по поводу процесса обучения и в его ходе 7. Источник мотивации обучения Часто внешний (оценки, педагог, родители, общество) Как правило, внутренний (интерес самого обучающегося)

Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи: Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала Повышение познавательной мотивации Обучение навыкам успешного общения(умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)

Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи: Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка Воспитание лидерских качеств

Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи: Умение работать с командой и в команде Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата

использовать такие методы, которые адекватны возрасту учащихся и их опыту работы с интерактивными методами; дать задание обучающимся для предварительной подготовки: прочитать, продумать, выполнить самостоятельные подготовительные задания отобрать для занятия такое интерактивное упражнение, которое давало бы обучающемуся «ключ» к освоению темы; учитывать темп работы каждого учащегося и его способности; на одном занятии использовать один - два (максимум) интерактивных метода, а не их калейдоскоп; провести неторопливое обсуждение по итогам выполнения интерактивного упражнения, в том числе актуализируя ранее изученный материал; возможно акцентировать внимание и на другом материале темы, прямо не затронутом в интерактивном упражнении проводить экспресс - опросы, самостоятельные домашние работы по различным темам, которые не были затронуты интерактивными заданиями.

глубоко изучить материал, в том числе дополнительный, например: различные нормативные акты, образцы документов тщательно планировать и разрабатывать содержание и ход занятия: определить хронометраж, роли участников, подготовить вопросы и возможные ответы, выработать критерии оценки эффективности занятия и т.д. мотивировать учащихся к изучению конкретной темы путем отбора наиболее интересных для учащихся случаев, проблем; путем объявления ожидаемых результатов (целей) занятия и критериев оценки работы учащихся; путем возвращения внимания учащихся к целям занятия и критериям оценки; предусмотреть различные приемы для привлечения и активизации внимания обучающихся, вовлечения их в работу; грамотно распределять роли в группах, продумывая роли, в том числе для наиболее ретивых «возмутителей» нормальной работы аудитории; включать упражнения- разминки

Примерные этапы интерактивной работы: I. Этап подготовки преподавателя и обучающихся к интерактивному обучению; II. Этап комплектования групп; III. Этап образовательной деятельности обучающихся в группе; IV. Этап презентации группового решения; V. Этап экспертизы (на усмотрение преподавателя); VI. Этап рефлексии прошедшего занятия.

Схема Колба на уроке: Мотивация и объявление новой темы – 10% времени; Закрепление (повторение) пройденного – 20% времени; Изучение нового материала – 50% ; Оценивание – 10% времени; Подведение итогов урока - 10% времени. Примеры медиа дидактики

Методические приёмы интерактивного обучения: Игра Парные и групповые Древо решений «Мозговой штурм» «Общая дискуссия» Вопросный прием

Методические приёмы интерактивного обучения: Лекции Семинары «Общий галдёж» Словесные ассоциации ПОПС-формула Воспроизведение информации

Приемы, используемые в технологии развития критического мышления КЛАСТЕР - способ графической организации информации, позволяющий систематизировать ее, основанный на выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении связей между ними в виде «гроздьев». Работа с текстом при подготовке кластера: Прочитать текст, выделив в нем большие и малые смысловые единицы; После обсуждения и уточнения формулировок на листе бумаги в центре его записать в рамке наиболее общее понятие, утверждение, название наиболее общего смыслового блока; На основе текста вокруг каждого основополагающего утверждения, понятия кратко записать относящиеся к нему характеристики, соединив их линии с основным блоком. Если между выписанными в кластер элементами есть другие связи, их также следует обозначить графически После обсуждения или обращения к дополнительным источникам кластер может быть скорректирован, могут появиться новые «веточки» и «гроздья».

Инсерт («Пометки на полях») - прием работы с текстом, обеспечивающий его вдумчивое прочтение и личностное осмысление. Предполагает маркировку текста: V – уже было известно - Вызывает сомнения + Новое, интересное ? Хотел бы узнать подробнее V + ? « знаю »« новое »« думал иначе » « не понял, есть вопросы »

Тонкие вопросы Толстые вопросы (проблемные, требующие неоднозначного и не одно сложного ответа) Кто? Что? Когда? Может ли … ? Было ли … ? Верно ли … ? Объясните, почему … Почему вы думаете … Почему вы считаете … В чем различие … Предположите, что будет …

Чтение с остановками Выдвижение версий, связанных с развитием сюжета Сопоставление версий с новым фрагментом текста Выдвижение новой версии развития сюжета

Сравнительно-обобщающие таблицы Вопросы для сравнения (даются в готовом виде) 1-й объект 2-й объект ……… Вывод о сходстве и различии сравниваемых объектов

Перекрестная дискуссия Этапы: Формулировка вопроса (д.б. проблемным, не имеющим однозначного решения) Составление и заполнение схемы для перекрестной дискуссии; После того, как каждый набрал некоторое кол-во аргументов, можно обсудить их в группе, обменявшись идеями; Озвучивание аргументов для всего класса (сначала «за», потом – «против»). Остальным предлагается внимательно слушать, чтобы не повторять уже сказанного. В качестве завершения выполняется индивидуальная работа (напр., эссе)

Классификация игр: По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизация По характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, репродуктивные, творческие, обобщающие, диагностические, тренинговые, контролирующие, развивающие

Классификация игр По области деятельности: интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые По игровой среде: компьютерные, технические, настольные, телевизионные

Ролевая игра Это маленькая сценка, разыгрываемая учениками. Её цель – наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам.

Деловая игра Имитация в игре реального процесса с помощью модели Различие интересов участников игры Наличие общей игровой цели Реализация цепочки решений Использование гибкого масштаба времени

Ситуативные игры Ситуации – иллюстрации Ситуации – упражнения Оценочные ситуации Проблемные ситуации Прогностические ситуации

Древо решений ПРОБЛЕМАПРОБЛЕМАПРОБЛЕМАПРОБЛЕМА ВАРИАНТ РЕШЕНИЯ ПРИЕМУЩЕСТВА НЕДОСТАТКИ

Мозаика (ажурная пила)

Дискуссия ПРАВИЛА РАБОТЫ В ХОДЕ ДИСКУССИИ Один из возможных вариантов 1. Правило поднятой руки. 2. Отказаться от агрессии, быть позитивно настроенным. 3. Критикуя, предлагать. 4. Слышать и слушать друг друга (не перебивать). 5. Не злоупотреблять предоставленным словом (соблюдать регламент). 6. Критиковать идеи, а не личность (уважительно относиться к собеседнику). 7. Не навязывать свое мнение. 8. Толерантное отношение к другим мнениям и позициям. 9. Избегать поучений. 10. Сдерживать эмоции. 11. Развивать дискуссию, не повторяться, предлагать новые идеи. 12. Иллюстрировать свои мысли примерами.

Возможные критерии оценки Содержательные Процедурные и ценностные 1. Установление и идентификация проблем 1. Обеспечение откликов и реакция на заявления участников 2. Использование базовых знаний 2. Соответствие открыто и справедливо принятым правилам 3. Установление фактов и определений, отделение фактов от мнений (аргументированность) 3. Толерантность участников, отсутствие проявления враждебности и личностных нападок 4. Логичность и использование причинно- следственных связей. 4. Приглашение других лиц для участия в обсуждении (представителей разных групп, позиций, социальных слоев) 5. Поддержка утверждений объяснением, причинами (иллюстрация мыслей) 5. Признание ценности общего взаимодействия и сотрудничества при решении конфликтов 6. Подведение итогов по пунктам согласия и разногласиям 6. Вовлечение максимального числа участников в обсуждение 7. Разнообразие использованных аргументов и позиций по обсуждаемому вопросу 7. Соблюдение временных рамок как в обсуждении в целом, так и в выступлениях участников в частности ……

«Мозговой штурм» Это способ поощрения активности учеников и быстрого генерирования идей. Этот приём может быть использован для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос.

Правила проведения Запрещена критика выдвинутых идей Не допускаются суждения о неразрешимости проблемы Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи Наличие ролей

Правила проведения В ходе штурма приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей Доброжелательная, творческая атмосфера проведения Активное взаимодействие всех участников Применение системы оценки, стимулирование

Памятка для ученика Говорите только тогда, когда вам дадут слово. Высказывайте любые идеи, какие приходят вам в голову. Чем больше предложений - тем лучше. Не обсуждайте и не критикуйте высказывания других людей. Не забывайте, что развитие идей, выдвинутых другими участниками, поощряется. Продолжайте думать даже когда считаете, что ваша фантазия уже истощились.

Общая дискуссия Учебной дискуссией называют целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.

Виды дискуссий Тематическая: обсуждаемые вопросы связаны с темой урока Биографическая: ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника Интеракционная: обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся «здесь» и «теперь»

Проектная деятельность Самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение некоторого времени. Этот прием может быть использован для изменения ценностных ориентаций учащихся, улучшения климата в коллективе, индивидуализации и дифференциации обучения. Его лучше использовать, когда дети уже могут выполнять самостоятельный поиск.

Этапы работы над проектом 1. Мотивационный (постановка целей и задач, актуализация проблемы, разработка основных идей) 2. Планирующий – подготовительный (формирование команды, распределение обязанностей, сбор информации)

Этапы работы над проектом 3. Этап реализации проекта (интегрирование всей собранной информации, подготовка наглядного материала, создание компьютерной презентации) 4. Оценочно-рефлексивный (внесение корректив, подведение итогов, обсуждение результатов проекта)

«Общий галдёж» Приём, применяемый для смены темпа урока, своеобразная физкультминутка, возможность общения в парах или группах.

ПОПС – формула: П – позиция («Я считаю, что…») О – объяснение (или обоснование) («Потому что …») П – пример («Я могу это доказать это на примере …») С – следствие (или суждение) («Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»).

Рисование Приём используется с целью развития: - наблюдательности - навыков совместной работы - воображения

Вопросы по кругу Большой круг (стулья по кругу) -большой круг (дети менее подготовленные) - малый круг (дети – эксперты, более подготовленные) Парты ёлочкой, работа в группах

«живая линия» эксперты Дебаты Работа в группах

Выводы: Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности.