ИССЛЕДОВАНИЕСИСТЕМУПРАВЛЕНИЯ (АНАЛИЗ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Advertisements

Лекция 3. Методологические основы планирования в домашнем хозяйстве.
Продолжение темы 4. Основные этапы проектирования CSRP-системы.
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
Презентацию выполнила студентка группы АЛ-ДЛМ-001 Эрбист Вероника.
Александров А.Г ИТО Методы теории планирования экспериментов 2. Стратегическое планирование машинных экспериментов с моделями систем 3. Тактическое.
Предмет изучения кибернетики как теории управления.
Выполнили студенты группы ЗСР-401 С Трапезникова О. А. Груздева Л. А. Найдина О. А.
Тема 2.5. Контроль и регулирование в системе функций менеджмента Значение и содержание функций контроля и регулирования Виды и формы контроля.
МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК. ЭКСПЕРТИЗА В УПРАВЛЕНИИ Роль экспертов в управлении: Основные трудности, связанные с информацией, возникающие при выработке сложных.
Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его.
А.М. Новиков, Д.А. Новиков ПРОЕКТ как цикл инновационной деятельности.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Менеджмент и менеджер
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК ЗАДАЧА ИССЛЕДОВАНИЯ ОПЕРАЦИЙ.
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Лекция 4. Исследование систем управления Черная И.П. д. э. н., доцент.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Базовые понятия в ИСУ Выполнили: Каргин Эмиль, Нуриева Лейсан, Соловьева Инна, Фазлиахметова Альфия.
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Транксрипт:

ИССЛЕДОВАНИЕСИСТЕМУПРАВЛЕНИЯ (АНАЛИЗ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ)

Объект управления Объект управления Внешняя среда Измерительинформации ИзмерительинформацииИсполнительноеустройство Исполнительноеустройство Блок управления текущей деятельностью текущей деятельностью Обработкаинформации,анализ Принятиерешения развитием развитием Память,накопленный опыт,информация,парадигмы Теория,прогноз,новые принципы и решения Управляющее воздействие Кибернетическая система управления Контур обратной связи управления развитием Контур обратной связи саморегуляции Возмущающее воздействие Цель Цель Информация о состоянии внешней среды Процесс управления и система управления Результат функционирования

Слайд 8 Сущность понятий «исследование», управление, система УПРАВЛЕНИЕ - ЭТО: формирование и реализация целенаправленных действий на основе переработки информации, поступающей извне и (или) изнутри управляющей системы. процесс целенаправленного воздействия управляющей подсистемы или органа управления на управляемую подсистему или объект управления с целью обеспечения его эффективного функционирования и развития. процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации. элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности. целенаправленное воздействие на систему, обеспечивающее перевод ее в желаемое состояние.

Слайд 8 СИСТЕМА - ЭТО: множество взаимосвязанных элементов, подчиненных достижению общей цели и реализующих свои свойства и функции в условиях взаимовлияния и взаимодействия с окружающей средой. Сущность понятий «исследование», управление, система ИССЛЕДОВАНИЕ - ЭТО: вид деятельности человека, позволяющая вскрыть суть и содержание явлений, познать и оценить проблемы, определить тенденции развития, найти возможности использования знаний в практической деятельности человека, в частности, в практике управления (Коротков Э. М.). познание объективно существующих объектов, отношений, процессов (Костин. В. А.). получение знаний о возможностях объектов, отношений, их трансформаций и преобразований (Костин В. А.). процесс выработки новых научных знаний об объекте исследования: природе, процессе, явлении, системе (Короткова Т. Л.). изучение объекта и его окружения с целью получения новой информации, необходимой для перевода исследуемого объекта в желаемое состояние. ИССЛЕДОВАНИЕ - ЭТО: вид деятельности человека, позволяющая вскрыть суть и содержание явлений, познать и оценить проблемы, определить тенденции развития, найти возможности использования знаний в практической деятельности человека, в частности, в практике управления (Коротков Э. М.). познание объективно существующих объектов, отношений, процессов (Костин. В. А.). получение знаний о возможностях объектов, отношений, их трансформаций и преобразований (Костин В. А.). процесс выработки новых научных знаний об объекте исследования: природе, процессе, явлении, системе (Короткова Т. Л.). изучение объекта и его окружения с целью получения новой информации, необходимой для перевода исследуемого объекта в желаемое состояние.

Слайд 8 Исследование систем управления - это критический анализ состава, структуры, функций, параметров состояния и взаимодействия элементов существующей СУ; - это выявление уровня ее соответствия внешней среде, поставленным стратегическим целям и принятым стратегиям; - это разработка рекомендаций по совершенствованию существующей системы управления в случае выявления ее полного или частичного несоответствия

Слайд 8 Сущность понятия система управления СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ - ЭТО: система, в которой реализуются функции управления и которая включает: Специалистов и менеджеров, объединенных в органы управления. Используемый комплекс методов управления. Организационную и вычислительную технику. Коммуникации между органами управления, объектом управления и внешней средой. Документооборот, необходимый для согласованного выполнения функций управления. особый элемент организации, обеспечивающий ее целеустремленную деятельность, направленную на выживание и развитие объекта управления в условиях взаимодействия с окружающей средой.

Слайд 8 Тема 1. Основные понятия курса 1.1 Сущность процесса управления Что представляет собой процесс управления Что является объектом управления ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ – ЭТО: ИНФОР-МАЦИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЕПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ МОНИТОРИНГ, КОНТРОЛЬ УЧЕТ ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Управление Управление - процесс формирования и реализации целенаправленных воздействий на объект управления с целью перевода его из текущего состояния в желаемое. Управление изменениями сложных систем осуществляется в форме проектов. Проект Проект - совокупность действий по выработке и достижению целей, связанных с переводом системы из начального состояния в желаемое при заданных ограничениях по ресурсам и времени Управление Управление - процесс формирования и реализации целенаправленных воздействий на объект управления с целью перевода его из текущего состояния в желаемое. Управление изменениями сложных систем осуществляется в форме проектов. Проект Проект - совокупность действий по выработке и достижению целей, связанных с переводом системы из начального состояния в желаемое при заданных ограничениях по ресурсам и времени Основные функции системы управления

Эволюция задач и систем управления Эпоха массового производства (до начала 30-х годов) и ее особенности: четкое разграничение отраслей; моно продуктовая ориентация бизнеса; спрос существенно превышает предложение; стабильные и предсказуемые перспективы роста (будущее - во многом повторение прошлого); основные стратегические задачи максимальное наращивание объемов производства слабо дифференцированного товара с минимальными издержками; Основные блоки систем управления: 1. Управление производством. 2. Управление издержками.

Эпоха массового сбыта (30-е - 50-е годы) и ее особенности: спрос и предложение слабо дифференцированной серийно производимой продукции выровнялись; появилась проблема сбыта, усилилась конкуренция; зарождается маркетинг как философия бизнеса, ориентированная на удовлетворение запросов потребителей; темп изменений в экономике нарастает, но сохраняется предсказуемость; основные стратегические задачи - поиск привлекательных рынков, разработка и производство конкурентной продукции. Новые блоки систем управления: 3. Служба маркетинга. 4. Управление инновациями. Эволюция задач управления развитием

Постиндустриальная эпоха (середина 50-х годов и далее), ее особенности: эпоха не имеющая закономерностей (П. Друкер); ускорение темпов научно-технического прогресса; высокий уровень требований потребителей к качеству и ассортименту продукции; усиливается международная конкуренция; основные стратегические задачи - аналитический прогноз, формирование будущего рынка, оптимизация отношений с обществом, технологическое совершенство в поиске компромисса между массовым производством и уникальностью продукции. Новые блоки систем управления: 5. Аналитическая служба управления развитием. 6. Служба «паблик-рилейшн» и др. Эволюция задач управления развитием

Эволюция систем управления По мере эволюции объектов управления изменялись и системы управления. Новые системы управления должны были дать возможность принимать скоординированные и эффективные решения - т. е. должны позволить своевременно, адекватно и с минимальными издержками привести свойства системы (организации) в соответствие с требованиями окружающей среды. Оценка характера перемен 1. Во второй половине 20 века число новых задач, обусловленных внешними переменами, неуклонно растет, многие из них новые и не могут быть решены на основе прошлого опыта. 2. Множественность и возникающих проблем приводит к росту сложности управленческих задач. 3. Сложность и новизна задач создают нарастающую нагрузку на высшее звено управляющих, а совокупность прежних навыков не соответствует новым проблемам. 4. Новые задачи возникают все чаще. Новизна, сложность и темп их появления приводят к росту вероятности появления стратегических неожиданностей. Решение управленческих проблем осуществляется в условиях дефицита времени 5. Основные критерии, определяющие нестабильность окружения организации: степень привычности, темп изменений, уровень предсказуемости будущего (последствий).

Эволюция базовых принципов управления новые методы управления организацией: По мере роста нестабильности, непредсказуемости, новизны и сложности окружения разрабатывались и внедрялись в практику новые методы управления организацией: 1. Управление на основе контроля 1. Управление на основе контроля - темп изменения окружения мал, будущее во многом есть повторение прошлого. 2. Управление на основе экстраполяции 2. Управление на основе экстраполяции - темп изменений окружения растет, но будущее еще достаточно точно можно предсказать путем экстраполяции прошлого. 3. Управление на основе предвидения изменений 3. Управление на основе предвидения изменений - в окружении объекта управления возникают неожиданные изменения. Темп изменений ускорился, но не на столько, чтобы нельзя было вовремя предусмотреть тенденции изменений и определить реакцию на них. 4. Управление на основе гибких экстренных 4. Управление на основе гибких экстренных решений решений - жизненно важные проблемы возникают настолько стремительно и неожиданно, что их невозможно вовремя предусмотреть.

Логика управления развитием Рыночнаядоля Рентабельность Продукт А 1 Состояние 1, время T 0 2 Состояние 2, время T к ? ! Стратегии перехода 1, 2, Появление мотивирующих факторов для внесения системных изменений в стратегию развития фирмы и ее систему управления. 2. Ретроспективный анализ состояния фирмы и окружающей среды. 3. Анализ тенденций и прогноз изменений в окружающей среде. 4. Прогноз изменения состояния предприятия с учетом изменения внешней среды и принятие решения о необходимости внесения изменений. 5. Разработка миссии, стратегических целей (желаемого состояния) фирмы. 6. Разработка стратегий развития, (программ, планов, проектов. Формирование эффективной системы управления (под стратегию) 7. Осуществление стратегий, их корректировка (см. п. 1 и далее …)

Обратная связь в управлении Система управления является элементом более сложной системы и определяет целесообразность ее функционирования. В основе процесса управления лежит фундаментальный принцип обратной связи. Без обратной связи нет управления! Контур обратной связи Отрицательная обратная связь - уменьшает величину выходного сигнала при увеличении сигнала на входе (и наоборот). Положительная обратная связь - увеличение выходного сигнала приводит к увеличению сигнала на входе, что, в свою очередь, вызывает дальнейшее увеличение сигнала на выходе. Отрицательная обратная связь - уменьшает величину выходного сигнала при увеличении сигнала на входе (и наоборот). Положительная обратная связь - увеличение выходного сигнала приводит к увеличению сигнала на входе, что, в свою очередь, вызывает дальнейшее увеличение сигнала на выходе. I(t) К > 0 Q(t) I 1 (t) Q(t)*K 1 К 1 ) 0 Объект управления Система управления Контур ОС

Основной цикл управления Дальнее окружение Ближнее окружение Задатчик цели Блок принятия решений Эффектор Дискриминатор Эталон Сенсор Объект управления В ы х о д

1. Задатчик цели 1. Задатчик цели - блок управляющей системы - определяет цели объекта управления, формирует стратегические планы, обеспечивающие его развитие, разрабатывает комплекс показателей состояния и критериев эффективности функционирования. 2. Эталон 2. Эталон - система плановых показателей состояния системы и отдельных ее элементов. 3. Блок принятия решений 3. Блок принятия решений - проводит анализ причин рассогласования плановых и текущих показателей функционирования объекта управления, формирует управляющие воздействия. 4. Эффектор 4. Эффектор - исполняет управляющие воздействия. 5. Дискриминатор 5. Дискриминатор - сопоставляет плановые и текущие показатели состояния системы. 6. Сенсор 6. Сенсор - осуществляет сбор и первичную переработку информации для определения показателей состояния объекта управления. Управление системой ( стратегия ) Управление системой ( стратегия ) Управление элементом Управление элементом системы ( тактика ) системы ( тактика ) Задатчик цели + Эталон Блок принятия решений + Эффектор + Дискриминатор + Сенсор Элементы основного цикла управления

Исследования в современном менеджменте Терминология менеджмента 21 века: Терминология менеджмента 21 века: стратегическое видение, системный подход, неопределенность, сложность прогнозирования, компетенция, социотехнический дизайн, эффективность коммуникаций, креативность; Исследования в менеджменте - это: Исследования в менеджменте - это: распознавание проблем; определение их происхождения; выявление закономерности поведения и развития; установление места проблем в системе знаний; накопление новых знаний о проблемах и способах их разрешения.

Типология исследований Участие персонала - индивидуальные, коллективные. Организация - спонтанные, плановые. Цель - практическая, научная. Метод - эмпирический, теоретический. Информационное обеспечение - внутреннее, глобальное. Ресурсы - имеющиеся, привлеченные. Время - экспресс, без принципиальных ограничений.

Характеристики исследований Методология исследования Методология исследования - совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов решения задач. Организация исследования Организация исследования - порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях. Ресурсы исследования Ресурсы исследования - комплекс средств и возможностей, обеспечивающих успешное проведение исследований и достижение положительных результатов. Объект и предмет исследования Объект и предмет исследования - объектом является система управления, относящаяся к классу социально- экономических систем; предметом - конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследований.

Характеристики исследований Тип исследования Тип исследования - принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие основных характеристик. Потребность исследования Потребность исследования - степень остроты проблемы, ее актуальность, тяжесть последствий отказа от проведения исследований. Результат исследования Результат исследования - практические рекомендации, модель, формулы, методика, обеспечивающие успешное решение проблемы, понимание ее содержания, истоков и последствий. Эффективность исследования Эффективность исследования - соотношение затрат ресурсов, использованных для проведения исследования, и результатов, выгод, полученных при использовании его результатов.

Исследования в практике управления Необходимость проведения исследований в управлении предопределена: новизной возникающих проблем; новизной возникающих проблем; сложностью управленческих задач; сложностью управленческих задач; высоким уровнем неопределенности прогнозирования; высоким уровнем неопределенности прогнозирования; высокой ценой возможных ошибок в управлении. высокой ценой возможных ошибок в управлении. !!! КОНФЛИКТ !!! Темпы изменений и срочность в принятии управленческих решений требуют получения новой информации в минимальные сроки (вчера) … НО … серьезные и сложные управленческие задачи требуют соответствую- щего времени на проведение исследований. !!! КОНФЛИКТ !!! Темпы изменений и срочность в принятии управленческих решений требуют получения новой информации в минимальные сроки (вчера) … НО … серьезные и сложные управленческие задачи требуют соответствую- щего времени на проведение исследований.

НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В УПРАВЛЕНИИ БЕЗ ТВОРЧЕСТВА, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ТВОРЧЕСТВА БЕЗ ПОЗНАНИЯ НОВОГО И ИССЛЕДОВАНИЙ, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ БЕЗ ЗНАНИЯ ПРИЕМОВ, МЕТОДОВ, ПОДХОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ РЕШЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ

Основные черты менеджера исследовательского типа Проблемное видение мира - способность распознавать проблемы там, где для других все ясно. Умение превентивно ставить проблемы, когда они еще только зарождаются. Системное и панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развития объекта управления и его окружения. Антиномичность - умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или противоположные им. Экспрезентность - способность делать верные и удачные заключения при дефиците времени и информации.

Основные черты менеджера исследовательского типа Развитая психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценке. Способность к воспроизведению функций различных членов команды. Психологическая проницательность, позволяющая видеть в людях больше, чем они проявляют в деятельности или демонстрируют. Инновационность и безынерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, традиционного, проверенного. Аттрактивность - способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения.

Основные черты менеджера исследовательского типа Способность быстро перестраиваться при изменении условий деятельности, при переходе к решению принципиально новых задач. Умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера. Способность к латентному руководству, предполагающему включение людей в деятельность не на формальной субординационной основе, а путем «ухода в тень», умением обратиться за советом и помощью. Современный менеджер исследовательского типа должен уметь самостоятельно выявлять и классифицировать проблемы, находить нужную информацию и способы решения проблем, осуществлять принятые решения.

Гипотеза 1 Гипотеза 2 Гипотеза 3 Результат Q1 Результат Q2 Результат Q3 Оценка результата и выбор Оценка результата и выбор Разработ- ка гипотез Разработ- ка гипотез Опреде- ление проблемы Опреде- ление проблемы Накопле- ние знаний Накопле- ние знаний Оценка результатов Оценка результатов Проблема Цели и стремления Цели и стремления Критерии и свойства Критерии и свойства Модель принятия решений Модель принятия решений Процедуры решения проблем Реализация решения Реализация решения Проблема решена ?

Процесс решения проблемы не сводится только к одноразовой процедуре выбора одного из нескольких возможных решений. Этот процесс охватывает всю деятельность менеджера по решению задачи. Принимаемые решения настолько эффективны, насколько они прибли- жают к достижению поставленной цели. Принимаемые решения настолько эффективны, насколько они прибли- жают к достижению поставленной цели. Эффективность определяется как соотношение выгод и затрат, связанных с принятием того или иного решения. 1. Осознание существующей проблемы. 2. Определение цели решения и формирование перечня критериев, существенных для системы, в пространстве которых должна решаться задача. 3. Создание модели (механизма, процедуры) принятия решения. 4. Постановка задач исследования. 5. Формирование информационной базы данных. 6. Разработка и исследование альтернативных вариантов решения. 7. Оценка эффективности вариантов (гипотез) решения. 8. Выбор базового (приоритетного) варианта решения. 9. Глубокая проработка эффективности принятого решения (решение вопроса: соотношение выгоды / затраты, время на реализацию). 10. Корректировка решения ( в случае необходимости), пополнение информационной базы данных, уточнение модели и т. д. Этапы принятия решений

Метод морфологического анализа проблем Цель исследования - найти решение проблемы, препятствующей развитию системы. Проведение исследований - поиск новой информации для формирования возможных вариантов решения проблемы, их ранжирования с целью выбора приоритетного варианта. Морфологический анализ Цвикки - это: постановка проблемы; постановка проблемы; декомпозиция исходной проблемы; декомпозиция исходной проблемы; последовательная декомпозиция проблем второго, третьего и последовательная декомпозиция проблем второго, третьего и т. д. уровней; т. д. уровней; определение возможных вариантов решения каждой из определение возможных вариантов решения каждой из частных проблем; частных проблем; составление морфологических карт; составление морфологических карт; разработка перечня возможных комбинаций решения частных разработка перечня возможных комбинаций решения частных проблем для решения глобальной проблемы. проблем для решения глобальной проблемы.

Метод анализа «букет проблем» Основан на поиске такой формулировки проблемы, которая в наибольшей мере способствует нахождению ее решения. Технология использования метода «букет проблем»: постановка проблемы в таком виде, в каком она постановка проблемы в таком виде, в каком она представляется в реальной практике управления; представляется в реальной практике управления; обобщение проблемы, представление ее в общем виде с обобщение проблемы, представление ее в общем виде с учетом конечных целевых ориентиров; учетом конечных целевых ориентиров; определение проблемы-аналога (возможны определение проблемы-аналога (возможны парадоксальные фантазии) - поиск возможных вариантов парадоксальные фантазии) - поиск возможных вариантов решения; решения; позиционировать проблему в комплексе других проблем - позиционировать проблему в комплексе других проблем - возможно, данная проблема лишь следствие возможно, данная проблема лишь следствие существования другой проблемы; существования другой проблемы; сформулировать обратную проблему - позволит увидеть сформулировать обратную проблему - позволит увидеть опасность правдоподобных, но неудачных решений. опасность правдоподобных, но неудачных решений.

Моделирование в исследовании Слайд 8 Моделирование - это изучение объектов исследования (управления) косвенным путем, используя для этого вспомогательные, специально созданные объекты, которые принято называть моделями. Модель - это искусственно созданный материальный или нематериальный объект, обладающий основными свойствами объекта исследования и способный имитировать его поведение. Требования, предъявляемые к модели: быть адекватной объекту исследования - способность быть адекватной объекту исследования - способность достаточно полно отражать особенности и сущность достаточно полно отражать особенности и сущность объекта исследования, замещать его при исследовании; объекта исследования, замещать его при исследовании; представлять объект исследования в упрощенном виде, представлять объект исследования в упрощенном виде, позволяющем выполнить необходимые виды позволяющем выполнить необходимые виды исследований; исследований; позволять интерпретировать результаты модельных позволять интерпретировать результаты модельных исследований на реальный объект. исследований на реальный объект.

Модель - это: средство, помогающее нам в понимании и объяснении действительнос- ти, совершенствовании системы и управления ею; средство общения; средство обучения и тренажа; инструмент прогнозирования, планирования и управления; средство постановки экспериментов. Классификация моделей: физические модели: натурные и масштабные; вербальные модели; графические модели; аналитические модели; имитационные модели. Адекватность моделей: Адекватность - степень неразличимости между объектом исследования (управления) и его моделью. Возможность использования модели для решения практических задач, достоверность получаемых с ее использованием результатов определяются в процессе оценки ее адекватности. Основным способом проверки адекватности модели является сопоставление фактических данных по исследуемому объекту и данных, полученных с помощью модели расчетным путем.

Требования к моделям: *** адекватность *** простота *** надежность *** *** адекватность *** простота *** надежность *** *** удобность *** адаптивность *** гибкость *** Оценка адекватности модели Объект управления Объект управления Дальнее окружение Дальнее окружение Ближнее окружение Ближнее окружение Блок моделирования воздействий ДО Модель Блок моделирования воздействий БО Y мод Y реал Y = Y мод - Y реал

Слайд 8 Основные принципы СП системный подход является единственной возможностью соединить в одно целое куски нашего разобщенного мира и достичь упорядоченности вместо хаоса Объект управления и окружающая его среда являются сложными системами. Разработка подходов и методов управления сложными системами базируется на основных принципах общей теории систем. Основным инструментом для реализации положений этой теории является системный подход, который является единственной возможностью соединить в одно целое куски нашего разобщенного мира и достичь упорядоченности вместо хаоса (Дж. ван Гиг). 1. Объектом проектирования и управления является сложная система Любая социальная, производственно-экономическая структура - это открытая, сложная, организованная и целеустремленная система, Любая социальная, производственно-экономическая структура - это открытая, сложная, организованная и целеустремленная система, целью которой является выживание и развитие в условиях возмущающего воздействия нестабильного окружения. Существенными свойствами рассматриваемых систем, влияющими на их управляемость и организацию собственно процесса управления, являются:

целеустремленность - целеустремленность - направленность действий на достижение определенных целей, желаемых состояний; эквифинальность эквифинальность - возможность, благодаря взаимодействию с внешней средой, достижения одного и того же конечного состояния (результата) при различных начальных условиях и различных путях развития; эволюция эволюция - тенденция к развитию в направлении увеличения сложности системы и уменьшения энтропии; альтернативность решений альтернативность решений - возможность и необходимость выбора одного из множества доступных способов действия, который, вероятнее всего, будет продуцировать в системе наиболее полное состояние удовлетворенности; наличие синергетического эффекта наличие синергетического эффекта - наряду со свойствами системы, обусловленными свойствами ее составных частей, система обладает своими собственными свойствами, т. е. система есть нечто большее, чем просто сумма ее элементов; наличие обратных связей наличие обратных связей - наличие системы управления с целесообразным и регулируемым соотношением положительных и отрицательных обратных связей; зависимость от предыстории зависимость от предыстории - система реагирует на только на текущие события, но и на уже прошедшие; присутствие нелинейных функциональных характеристик системы присутствие нелинейных функциональных характеристик системы - наличие ограничений, порогов, запаздываний; изменчивость границ области устойчивого состояния системы изменчивость границ области устойчивого состояния системы - отсутствие возможности точного прогнозирования последствий внешних воздействий и интенсивных управленческих воздействий. Основные свойства систем

2. Комплексный подход к решению задач анализа, проектирования и управления Все вопросы, связанные с решением задач планирования и реализации стратегического пакета проектов, рассматриваются комплексно Управление системой осуществляется посредством управления проектами. Каждый из проектов реализуется не изолированно, а в пакете проблемно-ориентированных проектов, обеспечивающих стратегическое развитие системы. Все вопросы, связанные с решением задач планирования и реализации стратегического пакета проектов, рассматриваются комплексно - с учетом всех известных связей и отношений внутри системы и вне ее, с учетом всех факторов и обстоятельств, оказывающих существенное влияние на систему - объект проектирования и управления. Комплексной должна быть и организация процедур решения задач Комплексной должна быть и организация процедур решения задач формирования целей и задач, планирования и реализации стратегического пакета в целом и каждого проекта в отдельности. В поисках эффективных решений должны целесообразно сочетаться организационно-логические (ТРИЗ, АРИЗ, морфологические карты и др.) и эвристические (погружение, мозговой штурм и др.) методы интеллектуальной деятельности человека. Последнее обстоятельство в связи с огромными успехами в области развития компьютерной техники является одним из наиболее важных и порождающим совершенно новые перспективы в решении задач управления сложными системами.

Комплексным должен быть и подход к выбору методов решения задач - Комплексным должен быть и подход к выбору методов решения задач - рациональное сочетание расчетно-теоретических и опытно- экспериментальных методов, точных расчетов и оценок и т. п. позволяет получить желаемые результаты при минимальных затратах средств и времени. 3. Необходимость создания иерархических структур и классификаций Иерархиядля построения сложных систем из простыхразложения сложных систем на простые Иерархия вводит концептуальные рамки для построения сложных систем из простых (композиция) и разложения сложных систем на простые составляющие части (декомпозиция). классифицировать, упорядочить и эффективно перерабатывать информацию Иерархические структуры целей, элементов системы, моделей позволяют классифицировать, упорядочить и эффективно перерабатывать информацию об объекте проектирования и управления. приблизить поставленные задачи к категории хорошо структурируемых использованием элементов искусственного интеллекта Построение общей иерархической структуры объекта проектирования и управления, его управляющей системы, а также построение частных иерархических структур их отдельных фрагментов позволяет приблизить поставленные задачи к категории хорошо структурируемых - т. е. они могут быть описаны в пространстве терминов и переменных, имеющих числовое значение, имеют четкие целевые функции, могут быть получены алгоритмы количественных решений. Хорошо структурированные задачи могут быть решены с использованием элементов искусственного интеллекта (частично или полностью).

4. Высокий уровень абстракции и формализации существенных свойств системы, ее частей, связей и соотношений Наиболее полное, глубокое изучение системы и компактное представление результатов анализа могут быть осуществлены с использованием математических моделей. Параллельно с разработкой иерархических структур объекта проектирования и управления, его системы управления необходимо разрабатывать иерархическую структуру моделей, описывающих состояние системы на различных уровнях абстракции и обобщения. Серьезной проблемой в решении вопросов математического моделирования является противоречие между общностью (универсальностью) и эффективностью моделей: повышение уровня общности моделей, как правило, приводит к снижению их практической эффективности и наоборот.

5. Вероятностный подход к решению задач проектирования и управления Характеристики окружающей среды и свойства самой системы, как правило, имеют случайный и нелинейный характер. Характеристики окружающей среды и свойства самой системы, как правило, имеют случайный и нелинейный характер. Распределение во времени, интенсивность возмущающих воздействий, их длительность, характер реакции на них самой системы, как правило, имеют вероятностный характер. При значительных диапазонах вариации случайных процессов решение задачи в детерминированной постановке теряет смысл При значительных диапазонах вариации случайных процессов решение задачи в детерминированной постановке теряет смысл, т. к. вероятность реализации сочетания условий, при которых решена задача, будет мала. Полученное детерминированное решение не дает адекватной оценки поведения стохастической системы. В каждом конкретном случае приемлемость решения задачи в детерминированной постановке должна быть доказана. Наиболее полную информацию о системе можно получить, используя для решения вероятностный подход и соответствующие статистические характеристики искомых параметров. Использование вероятностного подхода приводит не к росту неопределенности результатов, а к определению уровня надежности того или иного из ряда возможных результатов, имеющих различную вероятность реализации.

6. Оптимальность отдельных элементов системы не обеспечивает оптимального состояния всей системы Оптимизация системы должна осуществляться в пространстве критериев, существенных для системы в целом. Оптимизация отдельных элементов не приводит к оптимальности всей системы. В реальной жизни существует множество задач, для которых поиск максимума полной функции полезности вообще не представляется возможным. В этом случае остается лишь путь частичного улучшения системы или субоптимизации. Проблема выбора между оптимизацией и субоптимизацией возникает, как правило, в тех случаях, когда нет четкого разграничения между моделью и реальностью. Отимизация может быть определена как максимизация функции полезности в рамках моделей. Субоптимизация - оптимизация функции полезности в условиях реального мира. оптимизация движение в направлении лучшего результата. Если для конкретной задачи поиск максимума полезной функции не представляется возможным, термин оптимизация следует понимать как движение в направлении лучшего результата.

Методы исследования систем управления Исследование документов Ограниченный эксперимент Социологические исследования Тестирование Коллективный анализ Имитационное моделирование Деловые игры Экспертные оценки Важнейшим критерием выбора метода исследования является степень определенности решаемой проблемы

Исследование документов Основные этапы выполнения исследования: 1. Сбор документально оформленных материалов, имеющих отношение к исследуемой проблеме. отношение к исследуемой проблеме. 2. Классификация материалов по принципу принадлежности к основным компонентам исследуемой проблемы. основным компонентам исследуемой проблемы. 3. Оценка достоверности содержащейся в документах информации. информации. 4. Выявление недостающей или недостоверной информации. 5. Дополнительный поиск документально оформленных первоисточников. первоисточников. 6. Первичная обработка полученной информации. 7. Попытка восстановления недостающей или недостоверной информации на основе результатов первичного анализа информации на основе результатов первичного анализа документов. документов. 8. Использование собранной информации для решения задач по отдельным фрагментам проблемы и проблемы в целом. по отдельным фрагментам проблемы и проблемы в целом.

Ограниченный эксперимент Основные этапы выполнения исследования: 1. Выявление задач, для решения которых: имеющейся документальной информации недостаточно; имеющейся документальной информации недостаточно; отсутствуют аналитические методы решения; отсутствуют аналитические методы решения; экспертные методы дают большую погрешность. экспертные методы дают большую погрешность. 2. Определение цели эксперимента и перечня влияющих и исследуемых факторов. исследуемых факторов. 3. Разработка плана эксперимента и методики обработки его результатов. результатов. 4. Определение необходимых для проведения эксперимента ресурсов. ресурсов. 5. Выбор объекта для проведения эксперимента и его подготовка. подготовка. 6. Проведение эксперимента. 7. Обработка результатов эксперимента. 8. Решение проблемы на основе полученной информации.

Социологические исследования Основные этапы выполнения исследования: 1. Определение целей и задач социологического исследования. исследования. 2. Выбор метода проведения исследования: наблюдение; наблюдение; анкетирование; анкетирование; интервьюирование. интервьюирование. 3. Разработка технологии проведения исследования и методики обработки его результатов. методики обработки его результатов. 4. Выбор контингента для проведения исследования. 5. Подготовка персонала и необходимых материалов. 6. Проведение социологического исследования. 7. Обработка результатов исследования. 8. Решение проблемы на основе полученной информации. информации.

Тестирование Тестирование - метод изучения глубинных процессов деятельности человека (системы) посредством анализа его высказываний или оценок (реакции). Основные этапы выполнения исследования: Основные этапы выполнения исследования: 1. Определение целей и задач тестирования. 2. Разработка тестов и методики их обработки. 3. Определение списка тестируемых людей (объектов). 4. Проведение и обработка результатов тестирования. 5. Решение поставленных задач. Правила формулировки вопросов тестов: Правила формулировки вопросов тестов: 1. Максимально возможная лаконичность. 2. Безусловная понятность для респондентов. 3. Отсутствие намека на желаемый ответ. 4. Однозначность (альтернативность) предлагаемых ответов. 5. Решение поставленных задач.

Коллективный анализ (мозговой штурм) Цель - стимулирование группы лиц к быстрому генерированию большого количества вариантов решения проблемы. Основные этапы выполнения исследования: Основные этапы выполнения исследования: 1. Определение целей и задач мозгового штурма. 2. Выбор вида мозгового штурма и проработка технологии его. проведения. проведения. 3. Отбор группы лиц для генерации идей. 4. Ознакомление группы с правилами проведения мозгового штурма и существующими ограничениями. штурма и существующими ограничениями. 5. Проведение мозгового штурма и фиксация выдвинутых идей. 6. Оценка полученных результатов и попытка решения проблемы. Правила мозгового штурма: Правила мозгового штурма: 1. Запрет на критику даже «диких» идей. 2. Приветствие любых идей. 3. Стремление к получению большого количества идей. 4. Попытки комбинирования и усовершенствования высказанных идей. идей.

Имитационное моделирование ИМ - процесс конструирования модели реальной системы и постановки эксперимента на этой модели с целью понять поведение исследуемого объекта и выбрать стратегии, обеспечивающие заданное его поведение. Основные этапы выполнения исследования: 1. Определение системы - установление границ, ограничений и измерителей эффективности системы. измерителей эффективности системы. 2. Формулирование концептуальной модели - переход от реальной системы к логической схеме. реальной системы к логической схеме. 3. Сбор и подготовка данных для наполнения модели конкретным содержанием. содержанием. 4. Трансляция модели - переход к компьютерной форме представления модели. представления модели. 5. Оценка адекватности имитационной модели. 6. Планирование эксперимента. 7. Проведение и обработка результатов эксперимента. 8. Интерпретация результатов и решение проблемы.

Деловая игра Деловая игра - одна из разновидностей имитационного моделирования: предполагает использование математических или физических моделей, а также ролевое участие людей, принимающих решения. Основные этапы выполнения исследования: 1. Выявление необходимости и возможности использования деловой игры для решения проблемы. использования деловой игры для решения проблемы. 2. Выбор типа и разработка модели. 3. Разработка правил игры и ограничений. 4. Подбор участников деловой игры и ознакомление их с правилами и ограничениями. правилами и ограничениями. 5. Проведение деловой игры. 6. Обсуждение результатов деловой игры. 7. Использование полученной информации для принятия решения. решения.

Экспертный анализ Основные этапы выполнения исследования: 1. Разработка задания на экспертизу и формирование рабочей группы (групп) экспертов. 2. Разработка и согласование методики и процедур проведения экспертизы. 3. Формирование экспертной комиссии из состава экспертной группы (групп). 4. Проведение экспертизы в экспертных группах по принятой методике. 5. Обработка данных экспертизы (обязательно оценивается степень согласованности экспертов и формулируются при необходимости особые мнения отдельных экспертов). 6. Утверждение результатов экспертизы экспертной комиссией, после чего возможно: завершение работы экспертной группы; назначение дополнительной экспертизы; назначение повторной экспертизы с привлечением новых экспертов. 7. Формы представления отчетов по экспертизе: аналитические записки, количественные оценки характеристик проекта, сценарии, списки событий, структуры и др.

Планирование исследования систем управления План исследования - комплекс мероприятий, отражающий логику, последовательность и содержание различных этапов исследования. Основные принципы планирования: 1. Конкретность формулирования заданий. 2. Организационное соответствие. 3. Соразмерность по трудоемкости и квалификации. 4. Определенность во времени. 5. Интеграция деятельности - синергизм. 6. Контролируемость промежуточных и конечных результатов. 7. Определение ответственности. 8. Гибкость и открытость. Программа исследования - комплекс положений, определяющих цели и задачи исследований, предмет и условия проведения исследования, используемые ресурсы и предполагаемый результат.

Формирование интегрального исследовательского интеллекта Слабое место индивидуального интеллекта - саморефлексия, неспособность к объективной самооценке, определению характеристик собственного интеллекта, самоанализу, слежению за процессом творчества, самоконтролю, определению значимости собственных результатов, неспособность объективизировать себя. Серьезные, сложные и масштабные задачи целесообразно решать с использованием коллективного интеллекта!

Принципы формирования коллективного интеллекта Принцип гетерогенности - неоднородности по типологическим признакам творческого потенциала и характеристики личности. 1. Пионер (проблемщик) - способен раньше других увидеть проблему и сформулировать ее. 2. Энциклопедист - быстро находит аналоги рассматриваемой проблеме в различных отраслях знаний. 3. Генератор идей - способен конструировать концепции решения задач, объединяющие различные идеи. 4. Энтузиаст - человек, заражающий других оптимизмом и уверенностью в успехе. 5. Скептик - сомневающийся в успехе любого начинания и охлаждающий пыл в непродуманных действиях, принятии скороспелых и авантюрных решений. 6. Прогнозист - способен предвидеть последствия, почувствовать тенденции, просчитать возможные варианты развития событий.

Принципы формирования коллективного интеллекта 7. Информатор - собирает и классифицирует информацию, оберегая от «изобретения велосипеда», способствует поиску новых полей поиска решений. 8. Эстет - ищет изящные, красивые (гармоничные) идеи и решения (решения только тогда правильные, когда они красивые???). 9. Психолог - необходим для формирования творческой атмосферы коллективной деятельности - создает дискомфортный комфорт (критическая доброжелательность?). 10. Независимый - работает и любит работать индивидуально, самостоятельно - часто презентует свои идеи неожиданно, чем многих ставит в тупик. 11. Переводчик - знания, опыт, особенности мышления позволяют просто, доходчиво и предельно верно объяснить проблему, решение, идею специалистам разных отраслей и уровней. 12. Разработчик - склонен доводить результаты завершающей, конкретной и практически реализуемой стадии. 13. Реализатор - «привязывающий» результаты совместной работы к конкретным условиям и добивающийся их практического использования.

Логические основы проектирования систем управления Создание кибернетических систем управления базируется на следующих принципах: кибернетической целью организации является ее выживание и развитие в условиях взаимодействия с окружающей средой; свойства организации и окружающей среды в каждый момент времени характеризуются конечным множеством параметров состояния; результаты деятельности организации определяются конечным множеством локальных критериев эффективности, переход к единому и универсальному критерию представляется возможным далеко не всегда; для большинства реальных задач управления детерминированный подход к решению неприемлем, задачи должны решаться в вероятностной постановке;

полная оптимизация деятельности организации невозможна, а эффективное управление приводит к субоптимизации - движению в направлении лучшего результата в пространстве существенных для организации в целом критериев; эффективное управление во временном горизонте оперативного планирования устанавливает между организацией и окружающей средой гомеостатическую связь, что и обеспечивает ее устойчивость; эффективное планирование во временном горизонте стратегического планирования предполагает целенаправленный вывод организации из текущего равновесного состояния для перехода в новое (желаемое) состояние, что и обеспечивает его развитие; система управления должна быть динамичной по своим свойствам и в любой момент времени стремиться к идеалу - соответствию требованиям закона Эшби о необходимом разнообразии в пространстве состояния организации и окружающей среды;

система управления должна обладать способностью формировать конечное множество конкретных целей в пределах оперативного временного горизонта и перечень перспективных траекторий за пределами этого горизонта; система управления в любой момент времени в соответствии с текущим состоянием объекта управления, его ближними целями и перспективными траекториями развития должна иметь возможность генерировать многовариантный набор средств (способов) целенаправленного изменения состояния организации (стратегический пакет проблемно- ориентированных проектов); система управления должна непрерывно отслеживать изменения в окружающей среде и корректировать ближние цели, положение временного горизонта, набор перспективных траекторий развития, набор средств для достижения целей; полная кибернетическая система управления должна содержать блок самообучения.

ВНЕШНИЙМИРВНЕШНИЙМИРВНЕШНИЙМИРВНЕШНИЙМИР a 1b 1c 1d A B C D 2 Подразделения Директораты подразделений Директорат текущей деятельности Директорат развития Уровень правления Модель управления фирмой Ст. Бира

ABCD Рассматриваемая фирма имеет подразделения (дочерние предприятия, филиалы) A, B, C и D, каждое из которых поставляет свою продукцию трем другим (родственным) и внешним потребителям. Фирма представляет собой целостный организм с вертикальной командной осью, состоящей из 5-ти иерархически организованных систем управления. Система управления 1-го уровня Система управления 1-го уровня предназначена для управления подразделением в соответствии с плановыми директивами и указаниями, поступающими от систем управления верхнего уровня, а также с учетом прямых требований к ней со стороны внешнего окружения и нужд соседних подразделений. Система управления 2-го уровня Система управления 2-го уровня является метасистемой, подводящей промежуточные итоги работы всей системы 1. Основные функции системы 2 сводятся к взаимной увязке работы директоратов подразделений (система 1) между собой и с центром регулирования текущей деятельности корпорации - директоратом текущей деятельности (система 3). Систему 2 это интерфейс между системами 1 и 3. Модель управления фирмой Ст. Бира

Система управления 4-го уровня Система управления 4-го уровня - выполняет важнейшую функцию управления, связанную с аналитической переработкой информации, включая и прогнозирование. Именно она определяет качество информационных и директивных контактов системы управления 5-го (верхнего) уровня с центром регулирования текущей деятельностью (система 3) и внешней средой. Система 4 обеспечивает информационно- аналитическую поддержку работы высшего органа управления фирмой по формированию и принятию стратегических решений. Система управления 5-го уровня Система управления 5-го уровня - определяет стратегические направления развития фирмы, она сосредоточена на том, к чему фирма должна стремиться. Основная функция - заглянуть в будущее и увидеть в нем желаемое место фирмы с учетом интересов собственников бизнеса. Система управления 3-го уровня Система управления 3-го уровня - это центр регулирования текущей деятельности корпорации, высший уровень автономного управления текущей деятельностью фирмы. Ее функция состоит прежде всего в обеспечении стабильности внутрифирменной производственной обстановки и поддержке внутреннего гомеостаза.

Система управления 1-го уровня Система управления 1-го уровня предназначена для управления подразделением в соответствии с плановыми директивами и указаниями, поступающими от систем управления верхнего уровня, а также с учетом прямых требований к ней со стороны внешнего окружения и нужд соседних подразделений. директорат подразделения отвечает за результаты управления подразделением, получает указания и докладывает управлению корпорации о выполнении его указаний - это административная работа по заведенному порядку. директорат обеспечивает программное, целевое и нормативное планирование деятельности своего подразделения. инструментом управления подразделением является его центр регулирования - он обеспечивает получение и фильтрацию входных данных, руководит стратегическим планированием и тактическим программированием по выходным данным, обеспечивая их совместимость. подразделение фирмы (В) осуществляет свою производственную деятельность в рамках корпорации, взаимодействуя с внешним миром и другими подразделениями. Подразделение связано двухсторонним информационным каналом с внешним миром. С органом управления (1b) подразделение связано информационным и директивным каналами.

данные о деятельности всех подразделений, предназначенные для более высоких уровней управления, идут вверх по командной оси. Орган управления (1b), который в системе 1 управляет подразделением фирмы (В), располагает информацией о результатах деятельности подразделения, а также набором основных инструкций, получаемых по нисходящему каналу. основная задача системы 1 - быстро привести план работы подразделения в соответствие с новыми инструкциями и указаниями, а затем передать откорректированный план в подразделение (В). Это рефлекторное действие по управлению отдельным подразделением. Однако управляющий (1b) может и предвидеть отклонения от плана и заранее менять свои указания. поскольку возможность управления имеется только по отношению к будущему, а по отношению к прошлому можно главными проблемами в только пытаться исправить ошибки, главными проблемами в системе 1 являются: системе 1 являются: запаздывание в сборе информации; запаздывание в сборе информации; низкая скорость ее передачи и обработки; низкая скорость ее передачи и обработки; запаздывание в ее использовании при выработке решения. запаздывание в ее использовании при выработке решения.

Для эффективной работы системы управления 1-го уровня необходимо выполнять следующие условия: должен быть первичный план; должно осуществляться постоянное уточнение плана по центральной командной оси, т. е. подразделение должно работать на удовлетворение потребностей всей фирмы в целом; должно быть организовано немедленное отражение и осознание действительного положения дел, задержка по времени может привести к неуправляемым колебаниям в рефлекторной цепи; должен быть найден способ эффективного внесения изменений в работу подразделения. Система управления 2-го уровня Система управления 2: в общей системе управления корпорацией - это средство предотвращения неуправляемых колебаний, возникающих между различными подразделениями корпорации; Система управления 2-го уровня является метасистемой, подводящей промежуточные итоги работы всей системы 1. Основные функции системы 2 сводятся к взаимной увязке работы центров регулирования подразделений (система 1) между собой и с центром регулирования деятельности корпорации (система 3).

является наставником и координатором для центров регулирования подразделений, одновременно она является фильтром на пути информации в систему 3. Эффективность работы системы обеспечивается автоматической простотой и быстродействием; предназначена для того, чтобы исключить логические и целевые противоречия между всеми подразделениями системы 1; контролирует стабильность внутренней обстановки на фирме и делает это, обеспечивая обратную связь. Каждое подразделение системы 1 было бы изолировано друг от друга по горизонтальной оси, если бы система 2 не координировала их деятельность. Система управления 3-го уровня Система управления 2-го уровня работала бы бесцельно, если бы не управлялась на более высоком уровне системой управления 3-го уровня. Система управления 3-го уровня - это центр регулирования текущей деятельности корпорации, высший уровень автономного управления текущей деятельностью фирмы. Ее функция состоит прежде всего в обеспечении стабильности внутрифирменной производственной обстановки и поддержке внутреннего гомеостаза.

система 3 должна обеспечивать автономное совместное функционирование систем в соответствии с имеющимся планом, постоянно информируя о ходе выполнения плана верхний уровень управления. Если система 3 информирует о невозможности выполнения плана, руководство верхнего уровня должно внести изменения в первоначальный план. система 3 принадлежит вертикальной командной оси - она часть управления корпорацией - передатчик плановых и специальных указаний подразделениям. Система 3 - высший уровень автономного текущего управления подразделениями и низший уровень управления корпорацией. система 3 получает информацию о внутренней обстановке, которой управляет тремя путями: как метасистемный контролер (действия направлены вниз по оси управления); как главный фильтр информации (направляемой вверх) на пути в систему 3; управляет цепями парасимпатической информации. система управления 3-го уровня находится в центре важнейшей процедуры распределения ресурсов. Она должна постоянно разрешать противоречия между внутренней и внешней мотивировками деятельности подразделений:

внутренняя мотивировка - максимальное использование производственных возможностей, стремление обеспечить максимум производительности и минимум себестоимости при заданных финансовых, материальных и людских ресурсах, обеспечить стабильность внутренней обстановки; внешняя мотивировка - максимизация прибыли, расширение рынка, стабильность взаимодействия с внешним миром. Главная задача управления текущей деятельностью предприятия сводится к динамичному согласованию, гармонизации этих двух целей. NB: О роли подразделений в корпоративной NB: О роли подразделений в корпоративнойорганизации Любое подразделение корпорации существенно автономно, единственное ограничение - принадлежность единому организму. Следствием этого структурного ограничения являются три управленческих ограничения: 1. Работайте в целях всей корпорации - это приоритет общих целей. 2. Работайте в координационных рамках системы 2 - это основа достижения синергетического эффекта. 3. Работайте под управлением системы 3 - этого требует стремление организации к самосохранению.

Еще раз о задачах систем управления уровня: обеспечить автономное управление текущей обеспечить автономное управление текущей деятельностью корпорации; деятельностью корпорации; поддерживать гомеостатический внутренний баланс поддерживать гомеостатический внутренний баланс корпорации: корпорации: оптимизировать характеристики корпорации в оптимизировать характеристики корпорации в определенных рабочих рамках и по заданным определенных рабочих рамках и по заданным критериям. критериям. Система управления 4-го уровня Система управления 4-го уровня - выполняет важнейшую функцию управления, связанную с аналитической переработкой информации, включая и прогнозирование. Именно она определяет качество информационно-аналитических и директивных контактов системы управления 5-го (верхнего) уровня с центром регулирования текущей деятельностью (система 3) и внешней средой. Система 4 формирует проекты информационно-аналитического и директивного обеспечения работы высшего органа управления фирмой.

Система управления 4-го уровня существует всегда, даже если она не выделена в отдельное подразделение. Используя информацию, поступающую через систему 4 от систем управления нижнего уровня, и информацию о состоянии и тенденциях изменения окружающей среды, вырабатываемой системой 4, система управления 5-го уровня постоянно пытается привести в соответствие выходные данные фирмы с последними данными на входе и прогнозом возможных перемен в окружении. Для эффективной работы система управления 4-го уровня должна иметь: модель корпорации, без которой процесс управления не представляется возможным; модель для анализа и прогнозирования поведения окружения фирмы. Это мозг фирмы! Директорат развития - это группа высококвалифицированных специалистов (управленцев-аналитиков). Это мозг фирмы! Директорат развития увязывает тенденции изменений в окружающей среде и внутри фирмы: формируя, как итог работы, множество вариантов стратегий развития. Директорат развития - отслеживает цель фирмы, определяет способы и средства ее достижения. Прообразом технической и информационной оснащенности, условий работы директората развития фирмы будущего является ситуационная комната (администрация президента России).

система управления 5-го уровня определяет желаемое состояние фирмы в будущем, осуществляет выбор стратегических целей и средств их достижения, она же определяет организационную структуру всей фирмы. управление на высшем уровне - это прежде всего забота о жизне- способности корпорации, осуществление корпоративного планирования. высшее управление фирмой должно обеспечить единство и сохранить индивидуальность фирмы, как совокупности подразделений. высшая система управления принимает решения на основе информации и рекомендаций, подготовленных системой управления 4- го уровня. имея информационное изобилие возможностей, система 5 должна удалять все двусмысленности, неоднозначности и неопределенности до тех пор, когда можно будет сказать: делать только так. Полное начальное разнообразие комплексных решений должно быть уменьшено с каждым промежуточным решением до тех пор, пока все разнообразие не сведется к единственному окончательному решению. Система управления 5-го уровня Система управления 5-го уровня - определяет направление развития фирмы, она сосредоточена на том, к чему фирма должна стремиться. Основная функция - заглянуть в будущее и увидеть в нем желаемое место фирмы.

Основные стадии проектирования организационной структуры 1-я стадия: формирование общей структурной схемы 1. Определение целей производственно-хозяйственной системы. 2. Разработка общей организационной концепции и спецификация функциональных подсистем, обеспечивающих достижение целей. 3. Определение оптимального числа уровней в системе управления. 4. Распределение (централизации и децентрализации) функций полномочий (прав, обязанностей) руководителей на разных уровнях управления. 5. Проработка формы взаимоотношений и организации взаимодействия с основными элементами окружающей среды. 6. Разработка требований к экономическому механизму, формам обработки информации. 7. Квалификационное и кадровое обеспечение организационной системы. 2-я стадия: разработка состава основных подразделений и связей между ними 1. Определение состава и разработка положений о подразделениях. 2. Распределение между подразделениями конкретных задач. 3. Определение внутриорганизационных связей и проектирование информационных каналов.

3-я стадия: регламентация организационной структуры 1. Определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей). 2. Определение проектной численности подразделений. 3. Разработка должностных инструкций персонала. 4. Определение трудоемкости основных видов работ и квалификационного состава исполнителей. 5. Распределение задач, работ и ответственности между конкретными исполнителями. 6. Разработка процедур выполнения управленческих работ в подразделениях. 7. Разработка порядка взаимодействия подразделений при выполнении взаимосвязанных комплексов работ. Методы проектирования структур Метод аналогий. 1. Метод аналогий. Экспертно-аналитический метод. 4. Экспертно-аналитический метод. Метод структуризации целей. 3. Метод структуризации целей. Метод организационного моделирования. 2. Метод организационного моделирования.

Графическая интерпретация организационного развития Диагностика настоящего состояния «Как есть» 2. Оценка внешних и внутренних условий существования организации 3. Анализ внутренней среды организации 4. Обеспечение вовлеченности персонала Управление переходом 5. Определение целей изменений 6. Обеспечение изменений и развивающих мероприятий 7. Оценка и закрепление изменений Определение будущего состояния «Как должно быть» 1. Определение миссии организации

Основные этапы внесения организационных изменений «РАЗМОРОЗКА» - создание у субъектов изменения чувства неудовлетворенности«ПОДГОТОВКАИЗМЕНЕНИЙ» - разработка программ и вовлечение субъектов изменений «ЗАМОРОЗКА» - закрепление достигнутых результатов изменений «ИЗМЕНЕНИЕ» - осуществление программ с прямым участием субъектов изменения

Системная технология внесения изменений Этапы СТВШаги ПроцедурыИнструменты Диагностика 1. Начало 2. Описание 3. Определение целей и ограничений 4. Формулировка критериев дости- жения целей Осознание того, что изменение необходи- мо и это сложный процесс Описание ситуации в системных терминах с учетом различных точек зрения Идентификация целей для системы и самого изменения с учетом ограничений Определение способов измерения достижения целей Анализ опыта и тео- ретических работ по управлению измене- ниями Графические интер- претации, системные карты, совещания, консультации Дерево целей, ран- жирование приорите- тов Методы количест- венных и качест- венных оценок Проектиро- вание 5. Генерация вариантов 6. Выборочное моделирование вариантов Разработка несколь- ких цельных вариан- тов Моделирование вариантов с учетом ограничений ресурсов Мозговой штурм, морфологический анализ Функционально- стоимостной анализ, различные модели

Системная технология внесения изменений Этапы СТВШаги ПроцедурыИнструменты Внедрение 7. Оценка вариантов с позиций практи- ческой реализации изменений 8. Разработка стра- тегии внедрения 9. Претворение запланированных изменений в жизнь Оценка соответствия вариантов критери- ям и ограничениям Генерация, модели- рование и выбор стратегии реализа- ции изменений Управление процес- сом изменений Матричный анализ Анализ «поля сил», разработка плана изменений с учетом сопротивления Двенадцать правил эффективного управ- ления изменениями Двенадцать правил эффективного управления изменениями 1. Четкое осознание необходимости и ключевая роль высшего руководства фирмы. 2. Наличие достаточно ясного представления о «желаемом состоянии» фирмы. 3. Ознакомление субъектов изменения с «желаемым состоянием» фирмы и аргументация необходимости его достижения.

Двенадцать правил эффективного управления изменениями 4. Создание системы мотивации субъектов изменения для вовлечения их в процесс изменений. 5. Создание обратной связи и системы непрерывного контроля за процессом со стороны высшего руководства. 6. Назначение главного координатора процесса изменений с наделением его соответствующими полномочиями. 7. Своевременный прогноз о необходимых ресурсах и проработка надежных способов их привлечения. 8. Наличие гибкого плана изменений с перечислением мероприятий, контрольных количественных показателей по срокам выполнения, затратам и эффективности, ответственных групп и их персональных руководителей. 9. План изменений должен быть поддержан большинством групп влияния в организации. 10. Активное использование персональной мотивации персонала. 11. До начала глобальных изменений следует провести «полевые» испытания принятой модели изменений и внести необходимые коррективы. 12. Предполагаемые изменения должны способствовать должностному и карьерному росту достойных лидеров.

МЕТОДИКАРАЗРАБОТКИОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ И «ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОЙСТРУКТУРЕГРУППЫ»

Основные разделы «ПОЛОЖЕНИЯ» виды деятельности, продукты и услуги, бизнесы; перечень обеспечивающих функций; перечень функций менеджмента; перечень организационных звеньев; закрепление видов деятельности, обеспечивающих функций, функций менеджмента за структурными звеньями; организационная структурная схема.

Порядок разработки «ПОЛОЖЕНИЯ» 1. Создание рабочей группы, назначение руководителя. 2. Ознакомление с методикой и анкетами по обследованию организационной структуры. 3. Ознакомление с примером заполнения анкет. 4. Ознакомление с примером «Положения об организационной структуре». 5. Проведение обследования организационной структуры фирмы и заполнение соответствующих анкет. 6. Подготовка в соответствии с результатами проекта «Положения об организационной структуре» и его обсуждение. 7. Утверждение «Положения об организационной структуре». 8. Подготовка и утверждение приказа по фирме о порядке разработки и изменения «Положения об организационной структуре».

Общий алгоритм разработки «Положения о существующей организационной структуре компании» Анкета 1 «Основные направления» Анкета 2 «Функции обеспечения» Анкета 3 «Функции менеджмента» Анкета 4 «Организационные звенья» Анкеты «Положение об организационной структуре» Анкеты «Матрицы проекций» Структурная схема

Анкета 1. «Основные направления» (пример) Код направления Направление Код бизнеса Бизнес-проект Торговля Торговля кофе Торговля коврами и ковровыми покрытиями Торговля отделочными материалами Здесь и далее представлен пример заполнения перечня основных направлений одной из коммерческих фирм. Анкеты представлены так, как были первоначально заполнены представителями фирмы.

Анкета 2. «Функции обеспечения» (пример) Код функционального обеспечения Функциональное направление Код функции Функция обеспечения 1 Организация закупок Поиск поставщиков Заказ товаров Заключение контрактов Ценовая политика по закупкам Заключение договоров реализац. Реализация продукции оптовым и розничным покупателям Контроль работы собственных магазинов розничной сети Ценовая политика по по сбыту Организация сбыта 2 3 Организация хранения Обеспечение работы склада Организация транспортной доставки Обеспечение компаний транспортом, хозяйственными и инженерными услугами Техническое обеспечение Обеспечение оргтехникой Компьютеризация и развитие сети 6 Аудиторское обеспечение Оценка финансового состояния Контроль и консультирование бухгалтерии

Анкета 3. «Функции менеджмента» (пример) Код менеджмента Компонент менеджмента Код функции Функция менеджмента 1 Структура Организационная структура Финансовая структура Ведение операционных бюджет. Ведение бюджета движения денежных средств Ведение бюджетов доходов и расходов Финансы 2 3 Учет Ведение бухгалтерского учета Ведение учета реализации бизнес-плана Маркетинг Проведение маркетинговых исследований Экономика Управление затратами 6 Бизнес- -планирование 3.6.1Разработка бизнес-плана 7 Персонал 3.7.1Подбор и управление персоналом

Анкета 4. «Организационные звенья» (пример) Код группы Группа организационных звеньев Код организационного звена Название организационного звена 1 Коммерческая деятельность Руководство коммерч. службы Коммерческая служба Отдел закупок таможенный отдел Отдел маркетинга и рекламы Отдел сбыта «Альфа» - бизнес направление 1 «Бета» - бизнес-направление 2 «Гамма» - бизнес-направление Руководство финансов. Службы Финансовый отдел Планово-экономический отдел Бухгалтерия фирмы Финансовая служба 2 3 Исполнительная дирекция Руководство исполн. дирекцией Служба управления делами Секретариат руководства Юридический отдел Отдел кадров и упр. персоналом Административно-хозяйст. Отдел Технический отдел Отдел охраны и экон. безопасн

Распределение функций менеджмента по организационным звеньям коммерческой группы для строго линейно- -функциональной ( ) и строго дивизиональной ( ) структур Код организационного звена Основные функции менеджмента (код функции) Руководство коммерческой службой Коммерческая служба Отдел закупок Таможенный отдел Транспортный отдел Отдел маркетинга и рекламы Фирма «Альфа» Фирма «Бета» Руков. фин. службы Фирма «Гамма» Финансовый отдел Планово-экон. отдел Отдел сбыта Бухгалтерия фирмы Отдел кадров и УП

Структура коммерческой группы (пример) Генеральный директор Коммерческий директор Финансовый директор Исполнительный директор «Альфа»4.1.8 «Бета»4.1.9 «Гамма»

Основные модели культуры организации Культура власти Культура власти часто встречается в небольших предпринимательских организациях, политических и общественных организациях; судьба организации сильно зависит от центрального источника власти; значимость людей определяется их приближенностью к центру власти; господствуют централизованные контроль и управление; для решений характерна быстрая реакция и большая гибкость; власть опирается не на коллектив, а на лидеров; выполнение задания оценивается по результатам; размер организации - проблема для культур власти; жесткость отношений, низкие моральные требования, склонность к риску, нацеленность на успех. Культура роли Культура роли классическая форма организации (более известная как бюрократия); строгая специализация различных подразделений (колонны); координация осуществляеn звено главного управления (треугольник); степеньстандартизации и формализации велика; господствуют система правил, методик и инструкций; основной источник власти - сила положения; к личной власти относятся с неодобрением; сила специалиста ценится только в совокупности с положением; эффективность зависит от правильного распределения работы и ответственности; модель консервативна и эффективна только в стабильном окружении; отдельному служащему дает защищенность и возможность роста; результаты работы оцениваются по известным стандартам; работа оплачивается по установленной шкале; модель разрушительна для честолюбивых людей, нацеленных на власть или самостоятельную работу; Ограниченные ресурсы Стабильное окружение

Культура задачи Культура задачи ориентирована на конкретный проект, работу (матричная структура); основной акцент - на выполнение работы; стремление достичь максимальной эффективности, соединяя необходимые ресурсы; ставка - на заинтересованность группы в повышение эффективности; желание отождествить цели организации, группы, сотрудников; результат работы команды - выше индивидуальных целей и различий в статусе; квалификация специалиста важнее его положения; высокая адаптивность и гибкость модели, высокая скорость реакции; высокая степень автономии группы и сотрудников; справедливая оценка результатов и хорошие отношения внутри группы; модель эффективна в условиях нестабильного окружения, высокой конкуренции, жизненных циклов малой продолжительности; основной контроль - за высшим руководством и в основном сосредоточен на распределении проектов и ресурсов; мягкий характер повседневного контроля; модель хорошо работает в условиях достаточности ресурсов - в противном случае возникают конфликты; Достаточные ресурсы, Нестабильное окружение Культура личности Культура личности в реальных организациях обнаруживается редко и частично (адвокатские конторы, консультацуионные фирмы, союзы творческих работников); в центре находится личность; организация ориентирована на поддержку, обслуживание, помощь личности внутри ее; контроль затруднителен, иерархия практически отсутствует; управление на основе консенсуса; организация подчиняется личности и обязана ей своим существованием; Все держится на специалисте

Факторы, влияющие на культуру организации История и собственность 1. История и собственность - новые организации должны быть агрессивными и независимыми, гибкими и адаптивными, старые организации - тенденции к усилению бюрократии; для централизованной собственности - тенденция к культуре власти; смена владельца часто приводит к отрицанию ранее доминирующей культуры. Размер организации 2. Размер организации - большие организации сильно заформализованы и склонны создавать специализированные группы, требующие регулярной координации, специальных методик, инструкций - все это подталкивает к культуре роли; Технология 3. Технология - рутинные, программируемые технологии, дорогостоящие технологии, технологии массового производства - тяготеют к культура роли; единичное производство или одноразовые работы - культура власти или культура задачи; быстроменяющиеся технологии - культура задачи или власти. Цели и задачи 4. Цели и задачи - цель: качество продукции - культура роли; цель: рост организации - культура власти или задачи и т. д. Окружение 5. Окружение - угроза со стороны окружения - культура власти; разнообразие и изменчивость окружения - культура задачи; стабильное окружение и специализированные рынкис длительным жизненным циклом - культура роли. Люди 6. Люди - люди, плохо переносящие неопределенность - культура роли; потребность в стабильности и безопасности - культура роли; потребность утвердить себя в работе - культура власти или задачи; наличие способностей и таланта - культура власти или задачи; средний уровень способностей - культура роли.

Разумное управление обеспечивается: способностью генерировать цели; способностью генерировать цели; способностью предсказывать среду; способностью предсказывать среду; способностью выбирать реакции; способностью выбирать реакции; способностью находить ресурсы; способностью находить ресурсы; способностью осуществлять контроль. способностью осуществлять контроль. Симаб сказал: - Я продам Книгу Мудрости за 1000 золотых, и никто не скажет, что это дорого. Юнус Маршор ответил: -Я открою секрет постижения Мудрости, и никто не возьмет эту Книгу даже даром Идрис Шах Мыслители Востока Идрис Шах Мыслители Востока