1 Строение системы синхронного словообразования © Все права защищены. 29-июл-15.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Морфемика – учение о значимых частях слова (морфемах) и морфемной структуре слова.
Advertisements

Основные понятия морфологии. 1. Словоформа, лексема и парадигма. Словоформа - конкретно наблюдаемое слово в контексте. Словоформа - конкретно наблюдаемое.
Грамматические категории. Универсальная схема анализа.
Последовательность освоения морфологическими категориями.
Морфема Морфе́ма наименьшая языко вая единица, обладающая значе нием.
Лекция 6 Грамматическое значение и способы его выражения.
Презентацию сделала ученица 5 «Б» класса Еремеева Юля.
Лексика – Слово как лингвистическая единица в языках различных типов. – Понятие лексемы и парадигмы словоформ. – Системность и структурность в лексике.
Лекция 7 Морфема – элементарная двусторонняя единица языка Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков.
Русский язык. Содержание Морфемика Морфемика Морфемика Приставка Приставка Приставка Корень Корень Корень Суффикс Суффикс Суффикс Основа Основа Основа.
Игра-опрос 5 класс. раздел науки о языке, который изучает состав слова, морфемы. (Морфемика)
Слово Лексемы и словоформы. Проблема слова «слово» Что называется словом в естественном языке? Самые разные вещи: «В этом стихотворении ровно сто слов»
Логопедическая работа по коррекции синтаксической стороны речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Лекция 3. Язык как система. От лингвистической диахронии – к лингвистической синхронии Этапы развития лингвистики Античность ХIХ век cравнительно- историческое.
Методика преподавания словообразования. ПЛАН: 1. Значение, место, содержание, принципы обучения морфологии на уроках русского языка. 2. Методика изучения.
Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст.преп. Василенко М.С. Лекция 3 Лексикология Слово как единица.
Текстообразующие функции производных имен прилагательных в романе Б.Окуджавы «Путешествие дилетантов» Магистерская диссертация магистрантки филологического.
Тема презентации : Морфемика.. Что такое Морфемика и морфемы ? Морфемика - это раздел лингвистики, который изучает морфемы. Что такое морфема ? Морфема.
Объектная модель многофункциональных словарей Докладчик: Носков А. А. Группа: 525 Научный руководитель: Большакова Е. И.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Транксрипт:

1 Строение системы синхронного словообразования © Все права защищены. 29-июл-15

2 План Специфика словообразования (СО) как особой системы языка Производное слово Словообразователльная пара Словообразователльный тип (СТ) Словообразователльная категория (СК) Словообразователльная цепь Словообразователльная парадигма (СП) Словообразователльное гнездо (СГ)

29-июл-15 3 Цели Обучающая -сформулировать представление о системе синхронного СО Развивающая -Развивать умение работать с различными источниками информации - Учить осознанно структуру производного слова Воспитателльная: -Способствовать формированию целостного представления о синхронном СО

29-июл-15 4 Задачи: - Обобщить знания о ФО и СО - Раскрыть особенности строения систем СО - Показать взаимосвязь с другими языковыми уровнями

29-июл-15 5 СО как особая система языка Словообразование (СО) представляет собой особую систему языка, специфика которой определяется ее местом в языковой системе: 29-июл-15

6 СО как особая система языка 1) СО служит созданию номинативных единиц языка и обусловлено лексической системой ограничение из-за омонимии: пилотка, штукатурка, электричка, машинистка как название профессий; занятость данного «семантического места»: слон слониха слоненок, кот кошка котенок, боров-свинья-поросенок, петух-курица- цыпленок, собака-щенок, лошадь -жеребенок, овца -ягненок. а) б) но:

29-июл-15 7 СО как особая система языка 2) СО связано с морфологией, т.к. каждое производное слово создается как слово определенной части речи, характеризуемое определенными грамматическими значениями. Использование многих суффиксов характеризуется морфологическими свойствами основ (-телль, -ух, и др). Используются те же средства, что и при образовании словоформ приставки, суффикса и др.

29-июл-15 8 СО как особая система языка Словарный состав русского языка делится на 2 неравные части. Одну часть составляют непроизводные слова около 18 тыс., другую - производные около 126 тыс., т.е на одно непроизводное приходится 7 производных. (По данным «Словообразователльнго словаря русского языка» А.Н. Тихонова ( М.,85)).

29-июл-15 9 СО как особая система языка Основной единицей СО является производное слово, ибо оно представляет собой тот конечный результат, ради которого и происходит акт словообразования. Производное слово состоит из простейших (внутрисловных) единиц (морфем) и входит в единицы более сложные – комплексные.

29-июл Комплексными единицами словообразования являются: 1. Словообразователльная пара 2. Словообразователльный тип (СТ) 3. Словообразователльная категория (СК) 4. Словообразователльная цепь 5. Словообразователльная парадигма (СП) 6. Словообразователльное гнездо (СГ)

29-июл СО как особая система языка Комплексные единицы словообразования формируются противопоставлениями разного рода: соотношением однокоренных слов и соотношением слов, имеющих разные корни, но однотипных по способу образования

29-июл Словообразователльная пара ( простейшая из них ) соотношение производной и производящей основ: беалый белить, регулировать регулировщик, пенсионер пенсионерка.

29-июл Словообразователльные пары, между которыми имеются тождественные формальные и семантические отношения, входят в один словообразователльный тип (СТ): телята телятник гусятник

29-июл Cловообразователльный тип схема строения, формула производных слов, учитывающая 4 единства (приз нака):

29-июл часть речи производящей основы 2. словообразователльный формант 3. способ словообразования 4. словообразователльное значение

29-июл Например: суп - супница салат - салатница сахар - сахарница сухарь - сухарница селедка - селедочница соус - соусница

29-июл Словообразователльная категория (более абстрактная чем СТ) - формируется совокупностью словообразователльных типов, объединенных деривационным значением в отвлечении от формальных средств его выражения

29-июл Словообразователльная категория Так, СО категория – «производителль действия, названного производящей основой»: Отправителль, получателль; борец, творец; бегун, прыгун; сортировщик, нормировщик.

29-июл Словообразователльная категория «орудие действия» - выпрямителль, усилителль; мешалка, сеялка, веялка. Каждая часть речи обладает своим набором СО типов.

29-июл Словообразователльная цепь (цепочка) ряды однокоренных производных слов, выстроенных так, что каждая предыдущая единица является производящей для последующей: старый стар I есть у II старесть устарел III алый устарелл IV ость

29-июл Словообразователльная цепочка Слова в цепи связаны отношениями последователльной производности, они выявляют ступенчатый характер русского СО. От одной производящей основы могут быть образованы однокоренные не только последователльно, но и одновременно, радиально.

29-июл Радиальная словообразователльная цепь (цепочка) ручка рученька ручонка ручища ручной наручный Рука

29-июл Радиальная словообразователльная цепь (цепочка) водица водяной водный подводный Не только отношения последователльной производности, но и совместной производности (ко деривации). Вода

29-июл Словообразователльная парадигма совокупность производных, имеющих одну и ту же основу и находящиеся на 1 ступени производства, называют СО парадигмой ( ср. морфологическая парадигма). В отличие от морфологической парадигмы, которая объединяет словоформы одного слова, СО парадигма объединяет разные слова, в том числе слова разных частей речи, и не включают слова, служащие производящей основой.

29-июл В русском языке СО парадигмы могут быть разветвленными и включать в себя до 10 и более членов: Беалый Беленький Белющий, ср. краснущий, Белиз на Беляк Белок Белуха Белянка Бельё* Белесть Белить Бело Добела Пребеалый

29-июл Словообразователльные парадигмы различаются у слов разных частей речи: субстантивные, адъективные, глагольные, наречные

29-июл Словообразователльная парадигма Существует асимметрия между означаемым и означающим: одно и то же деривационное значение может быть выражено с помощью разных аффиксов. Например, значение «приз нак в отвлечении от носителя» может быть выражено с помощью суффиксов – ость, - из н(а), - от(а), - ев / - ева и …Ø (синь) (для морфологии характерно большее единообразие в выражении того или иного ГЗ; мы можем предсказать формы косвенных падежей, зная форму И.п., и т. д).

29-июл Словообразователльная парадигма Чтобы абстрагироваться от «капризов» лексики и узуса, от многообразия средств выражения одного и того же СО значения, вводится понятие типовая СО парадигма, которую получаем, отвлекаясь от конкретных способов выражения тех или иных деривационных значений.

29-июл Словообразователльное гнездо (СГ) - самая крупная, сложная, многочленная единица, включающая составные части - СО цепи и парадигмы. Это иерархическая организация, упорядоченная совокупность всех родственных слов, связанная отношениями производности, базового слова.

29-июл Словообразователльное гнездо СГ имеет строго определенную структуру, каждое слово в гнезде занимает строго определенное место. В основе строения гнезда лежит принцип последователльного подчинения одних единиц другим.

29-июл Например: заготовщик заготовить заготовление готовить подготовить заготовителль готовенький от готовить заготовителльный готово сготовить заготавливать готовность подготовить заготовка приготовить изготовить 29-июл-15 Готовый

32 Минимальное СО гнездо Минимальное гнездо = 2 слова, то есть совпадает со СО парой. В русском языке есть гнезда, содержащие более (звать, земля), около (ломать),около (нести). Судя по «СО словарю русского языка» А.Н.Тихонов (М.,85) в русском языке гнездо, в них производных. Только являются одиночными, то есть не дают производных (бум, вдруг…) 100 слов

29-июл Опорные слова Производное слово Словообразователльная пара Словообразователльный тип (СТ) Словообразователльная категория (СК) Словообразователльная цепь Словообразователльная парадигма (СП) Словообразователльное гнездо (СГ)

29-июл Вопросы 1. Какова специфика СО как особого раздела науки о языке? 2. Что является основной единицей СО и почему? 3. Из каких простейших единиц состоит производное слово? 4. Комплексными единицами (СО) являются…? 5. Какая из комплексных единиц является простейшей? 6. Какие приз наки вошли в понятие словообразователльного типа ? 7. Что такое СО категория? 8. Что представляет собой словообразователльная цепочка? 9. Что такое СО парадигма? 10. Какая из комплексных единиц является самой крупной?

29-июл Тесты

29-июл-15 Л.Р. Шафигуллин ( 201-R)36 Данный проект подготовлен под информационным руководством доцента О.В.Шевцовой Спасибо за внимание!