Духовные искания героев Толстого События I-II тома романа «Война и мир» Конева Ирина Васильевна Санкт - Петербург.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Поиск плодотворной общественной жизни П.Безухова и А. Болконского (т. 2 ч.1-3) Природа в жизни людей с точки зрения Л.Толстого.
Advertisements

« Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного и важнейшего!» Путь князя Болконского.
«Надо жить, надо верить, надо любить» (Л.Н.Толстой) Читаем сцены II тома романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» Учитель русского языка и литературы МОУ.
Была ли любовь Наташи Ростовой и Андрея Болконского искренней и чистой? Выполнил ученик 10 класса Бейсеков Нуржан.
Лободина Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы Базовской СОШ Ольховатского района Воронежской области Урок - концерт «Мастерство.
Анализ фрагмента прозаического произведения Любимые герои Толстого 1. Простота и естественность поведения. (А.П. Шерер все время боится за его поведение.
Выполнила - ученица 10 «А» класса Лебедева Марина Проверила- Кравченко Алла Евгеньевна Школа 683 Приморского района Итоговая работа по литературе Тема:
Работу в ыполнила ученица 10 к ласса Маркова О ксана 2011 г од.
...Николушка, заведя своего собственного рысака и самые модные рейтузы, особенные, каких ни у кого еще в Москве не было, и сапоги самые модные, с самыми.
Портретный очерк. Князь Андрей Болконский Лосевой Эвелины, 10-1.
» …началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.
Урок русской литературы в 10 классе Уроки нравственности по роману «Война и мир» Л.Н.Толстого.
В романе Л. Н. Толстого Война и мир показана жизнь русского общества начала XIX века периода войны 1812 года. Это время активной общественной деятельности.
«Чтобы жить честно…». Жизненные искания героев романа «Война и мир» - Андрея Болконского и Пьера Безухова. Урок эстетического освоения текста (10 класс)
Путь Пьера Безухова. Ранний нелепый брак Увлечение Наполеоном Измена любимой Вторая любовь истинная, одухотворенная Моменты самовозвеличения и самоуничтожения.
« НАТАША РОСТОВА – любимая героиня Толстого. « Что за прелесть эта Наташа !» « Сущность ее жизни – любовь ». Л. Н. Толстой « Что есть красота, и почему.
Наташа Ростова – любимая героиня Л.Толстого Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захаровой.
Семья Болконских. Выполнила Агабабян А.Г., ученица 10 класса МОУ «Вещевская СОШ». Учитель Беспалова И.С г.
Первая встречаЖенитьба на Элен Дуэль с Долоховым Вступление в масонство Любовь к Наташе Бородинское поле Встреча с Платоном КаратаевымСчастливая семейная.
Особенности пути героев Самовозвеличивание Самоотрицание Высшая правда по Толстому- самоотождествление с народом.
Транксрипт:

Духовные искания героев Толстого События I-II тома романа «Война и мир» Конева Ирина Васильевна Санкт - Петербург

II том жизнь между 1806 и 1812 Часть первая 1806 Часть вторая 1807 Часть третья 1809 Часть четвертая 1810 Часть пятая 1811

к осени 1806 года оформилась четвертая антинаполеоновская коалиция (Пруссия, Россия, Англия и Швеция) в сентябре 1806 года Наполеон с армией перешел границу Саксонии и за неделю разбил прусские войска; началась вторая война с Наполеоном для русской армии на территории Пруссии летом 1807 года заключен между Наполеоном и Александром Тильзитский мир Наполеон начал завоевание Испании осенью 1808 года в Эрфурте новая встреча двух императоров для поддержки борьбы Наполеона с Австрией весной 1811 Франция заключила союз с Пруссией и Австрией, Россия с Швецией и Турцией – с целью подготовки к войне ИСТОРИЧЕСКАЯ КАНВА

Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей шла, как и всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте и вне всех возможных преобразований.

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться, а спокойствие – душевная подлость. Л.Н. Толстой

КНЯЗЬ АНДРЕЙ

Молодой князь вёл жизнь безупречной, нравственной чистоты в противность обычаям тогдашней молодёжи. Л. Н. Толстой (из черновиков)

ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ 1. Что отличает Андрея Болконского от гостей Анны Павловны Шерер? Как автор подчеркивает это отличие? 2. Почему князь Андрей идет на войну? Что не удовлетворяет его в жизни? 3. Какова его жизненная программа? Что привлекает Болконского в личности Наполеона? 4. Каким мы видим героя в кругу семьи?

- Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет …, а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет … стыдно! - Это вы могли бы не говорить мне, батюшка, - улыбаясь, сказал сын.

ПОДЛИННОЕ И МНИМОЕ Одно ядро за другим пролетало над ним, … и он почувствовал, как нервическая дрожь пробежала по его спине. Но одна мысль о том, что он боится, снова подняла его. «Я не могу бояться,» - подумал он и медленно слез с лошади между орудиями… Он решил, что при себе снимет орудия с позиции и отведет их. Вместе с Тушиным, шагая через тела и под страшным огнем французов, он занялся уборкой орудий. Т.1 ч.2 гл.XX На батарее Тушина -И ежели, ваше сиятельство, позволите мне высказать свое мнение, -- продолжал он, -- то успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой, -- сказал князь Андрей и, не ожидая ответа, тотчас же встал и отошел от стола. --- Вот спасибо: выручил, голубчик, -- сказал ему Тушин. Князь Андрей оглянул Тушина и, ничего не сказав, отошел от него. Князю Андрею было грустно и тяжело. Всё это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся. Почему после Шенграбена «князю Андрею было грустно и тяжело»?

ТУЛОН КНЯЗЯ АНДРЕЯ И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого он так долго ждал, наконец представляется ему. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди, - но как ни странно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуты славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей. НЕБО АУСТЕРЛИЦА Над ним не было ничего уже, кроме неба – высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал … Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!..» Что означало для князя Андрея небо Аустерлица?

ПРОЩАНИЕ С КУМИРОМ Так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы … «Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его…»

ВОЗВРАЩЕНИЕ Когда он вдруг понял все радостное значение этого крика, слезы задушили его, и он, облокотившись обеими руками на подоконник, всхлипывая заплакал, как плачут дети. «Я вас всех люблю и никому дурного не делала, и что вы со мной сделали?» - говорило её прелестное, жалкое, мертвое лицо. Князю Андрею хотелось схватить, смять, прижать к своей груди это маленькое, беспомощное существо; он не смел этого сделать. Князь Андрей … отошел от кроватки. - Да, это одно, что осталось мне теперь, - сказал он со вздохом.

ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ 1. Верит ли князь Андрей в то, что люди могут вынести верное суждение о своей или чужой жизни, о том, что справедливо, а что нет? 2. Соглашается ли князь Андрей с тем, как Пьер понимает, что такое зло, а что – нет? 3. Какие слова Пьера производят на князя Андрея сильнейшее впечатление? Почему? 4. После этого спора князь Андрей видит небо Аустерлица: что это означает для него?

РАЗГОВОР НА ПЕРЕПРАВЕ ( том II часть II глава XI) - Жить для себя, избегая только этих двух зол: вот вся моя мудрость теперь. - А любовь к ближнему, а самопожертвование? – заговорил Пьер. - … Жить только так. Чтоб не делать зла, чтоб не раскаиваться? Этого мало … - … Ты жил для себя и говоришь, что этим чуть не погубил свою жизнь, а узнал счастье только тогда, когда стал жить для других. А я испытал противоположное. Я жил для славы. Так я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокойнее, как живу для одного себя.

Выходя с парома, он поглядел на небо, на которое указал ему Пьер, и в первый раз, после Аустерлица, он увидал то высокое, вечное небо, которое он видел, лежа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе. Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь. ПЕРЕМЕНЫ Какие последующие события в жизни Андрея Болконского подтверждают верность этих слов?

«Весна, и любовь, и счастье! – как будто говорил этот дуб. – И как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман. … Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. … Так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам.» «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей. – Пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!»

НОЧЬ В ОТРАДНОМ ( II том III часть II глава) - Ну как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, - сказала она почти со слезами в голосе. – Ведь этакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало. «И дела нет до моего существования!» - подумал князь Андрей в то время, как он прислушивался к её говору, почему-то ожидая и боясь, что она скажет что- нибудь про него… В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни …

Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах весеннего солнца. « Да, это тот самый дуб», - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. « Нет, жизнь не кончена в 31 год», - вдруг окончательно, беспеременной решил князь Андрей…

В КОМИТЕТЕ СПЕРАНСКОГО В 1809 году по поручению Александра II подготовил план государственных преобразований, в котором рекомендовал для предотвращения возможных революционных потрясений в России придать самодержавию внешние формы конституционной монархии. « Он видел в нем разумного, строго-мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего её только для блага России. Сперанский в глазах князя Андрея был именно тот человек …, которым он сам так хотел быть. Неприятно поражало князя Андрея … слишком большое презрение к людям, которое он замечал в Сперанском. … Князь Андрей питал к нему страстное чувство восхищения, похожее на то, которое он когда-то испытывал к Бонапарте.

ПЕРВЫЙ БАЛ ( II том III часть XVI глава) Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею. Он узнал её, угадал её чувство … и с веселым выражением лица подошел к графине Ростовой. … Едва он обнял этот тонкий, подвижный стан, и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко ему, вино её прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим …

… Наташа, по просьбе князя Андрея, пошла к клавикордам и стала петь. Князь Андрей стоял у окна, разговаривая с дамами, и слушал её. В середине фразы князь Андрей замолчал и почувствовал неожиданно, что к его горлу подступают слезы, возможность которых он не знал за собой. Он посмотрел на поющую Наташу, и в душе его произошло что-то новое и счастливое … «Пьер был прав, говоря, что надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым, и я теперь верю в него. Оставим мертвым хоронить мертвых, а пока жив, надо жить и быть счастливым …» «Надо жить и быть счастливым»

ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ 1. Был ли, на ваш взгляд, неизбежен разрыв Наташи и князя Андрея? 2. На чьей стороне Пьер? Автор? 3. Что мешает князю Андрею обрести счастье с Наташей? 4. Как повлиял на него разрыв с Наташей?

РАЗРЫВ « - Нет, я знаю, что всё кончено, - сказала она поспешно. - … Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за всё …» « - Очень сожалею об её болезни, - сказал князь Андрей. Он холодно, зло, неприятно, как его отец, усмехнулся. - Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу…» « Вот в чем он виноват: много думал о своей любви и мало о том, что чувствует она. А в любви нельзя думать только о себе, это неоспоримый закон, и его нарушил князь Андрей». Н. Г. Долинина. «По страницам «Войны и мира» «Князь Андрей оказался слишком рассудочен … - он выбрал себе эту девушку … с этой жаждой жизни, … понимавшую его, как никто до сих пор, - и он не понял, что её-то нельзя заставлять ждать и мучиться». Н. Г. Долинина

«Ты всем хорош, Andre, но у тебя есть какая-то гордость мысли, и это большой грех». Кн. Марья – брату.

«Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света». Князь Андрей

В САЛОНЕ А. П. ШЕРЕР Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и ещё менее умел из него выйти … Кроме того, он был рассеян. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности. Чем шокирует Пьер гостей в салоне Анны Павловны Шерер?

ДРУЗЬЯ Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого, что князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием – силы воли. Пьер всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми, его необыкновенной памяти, начитанности и больше всего способности работать и учиться. Князь Андрей добрыми глазами смотрел на него. Но во взгляде его, дружеском, ласковом, все-таки выражалось сознание своего превосходства. Что сближает Пьера и князя Андрея?

«Хорошо бы было поехать к Курагину». В передней никого не было, валялись пустые бутылки, плащи, калоши; пахло вином, слышался дальний говор и крик. Игра и ужин уже кончились, но гости еще не разъезжались. Человек восемь молодых людей толпились озабоченно у открытого окна. Трое возились с молодым медведем … Пьер вскочил на окно. - Господа, кто хочет со мною пари, я то же сделаю. И пари не нужно, вот что. Вели дать бутылку. Я сделаю … Как характеризует Пьера то, что он не сдержал слово, данное князю Андрею?

ЭЛЕН «Так вы до сих пор не замечали, как я прекрасна? – как будто сказала Элен. – Вы не замечали, что я женщина? Да, я женщина, которая может принадлежать всякому и вам тоже». И в ту же минуту Пьер почувствовал, что Элен не только могла, но должна была быть его женою, что это не может быть иначе. Он знал это в эту минуту так же верно, как бы он знал это, стоя под венцом с нею. Как это будет? И когда? Он не знал; не знал даже, хорошо ли это будет (ему даже чувствовалось, что это нехорошо почему-то), но он знал, что это будет. Ему было стыдно; ему казалось, что здесь, подле Элен, он занимает чье-то чужое место. «Надо неизбежно перешагнуть, но не могу, я не могу»,- думал Пьер. «Все это так должно было быть и не могло быть иначе,- думал Пьер,- поэтому нечего спрашивать, хорошо ли это или дурно. Хорошо, потому что определенно и нет прежнего мучительного сомнения». «Теперь уж поздно, все кончено; да и я люблю её».

«Ах, да, ужасно глупо …» ( IIтом часть I глава IV) «Может быть, я то же самое сделал бы на его месте … К чему же эта дуэль, это убийство? Или я убью его, или он попадет мне в голову, в локоть, в коленку. Уйти отсюда, бежать, зарыться куда-нибудь». Пьер с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него. -Мимо,- крикнул Долохов… Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу… Почему так остро реагирует Пьер на то, что чуть не убил человека, ведь дуэли были тогда обычным явлением?

СОМНЕНИЯ «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» - спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, не логического ответа … Ответ этот был: «Умрешь и все узнаешь, или перестанешь спрашивать».

БРАТСТВО «СВОБОДНЫХ КАМЕНЩИКОВ» Пьер и Баздеев «Посмотрите на свою жизнь, государь мой. Как вы проводили её? В буйных оргиях и разврате, все получая от общества и ничего не отдавая ему. Вы получили богатство. Как вы употребили его? Что вы сделали для ближнего своего?.. Вы в праздности проводили свою жизнь…» Он был, как ему казалось, порочным только потому, что он как-то случайно запамятовал, как хорошо быть добродетельным. Он твердо верил в возможность братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга.

«Масонство вовсе не система нравственных положений, и не метод познания, и не наука о жизни, и даже, собственно, не учение. Идеальное каменщичество есть душевное состояние человека, деятельно стремящегося к истине и знающего, что истина недостижима... Братство вольных каменщиков есть организация людей, искренне верующих в приход более совершенного человечества». Михаил Осоргин, русский писатель МАСОНСТВО Всемирное братство Вольных Каменщиков - явление универсальное. Возникнув в одной из лондонских таверн в начале XVIII века, оно быстро распространилось по всем континентам.

ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ 1. Какой духовный опыт приобрел Пьер к моменту второй встречи с Болконским? 2. Как понимает счастье Пьер? 3. Какое значение для Пьера имел спор в Богучарове?

- На земле, именно на этой земле (Пьер указал в поле), нет правды -- всё ложь и зло; но в мире, во всем мире есть царство правды, и мы теперь дети земли, а вечно дети всего мира. Разве я не чувствую в своей душе, что я составляю часть этого огромного, гармонического целого. Разве я не чувствую, что я в этом огромном бесчисленном количестве существ, в которых проявляется Божество, -- высшая сила, как хотите, -- что я составляю одно звено, одну ступень от низших существ к высшим. СПОР В БОГУЧАРОВЕ «Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, то есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить».

РАЗОЧАРОВАНИЕ Бенефисы, дурные картины, статуи, благотворительные общества, цыгане, школы, подписные обеды, кутежи, масоны, церкви, книги -- никто и ничто не получало отказа, и ежели бы не два его друга, занявшие у него много денег и взявшие его под свою опеку, он бы всё роздал. В клубе не было ни обеда, ни вечера без него. «Вот он богатый муж неверной жены, камергер в отставке, любящий покушать, выпить и, расстегнувшись, слегка побранить правительство, член московского Английского клуба и всеми любимый член московского общества. Тот самый отставной московский камергер, тип которого он так глубоко презирал семь лет назад». Почему Толстой не приемлет масонства Пьера?

НАТАША -Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей. "Куда?- спросил себя Пьер.- Куда же можно ехать теперь? Неужели в клуб или гости?" Все люди казались так жалки, так бедны в сравнении с тем чувством умиления и любви, которое он испытывал; в сравнении с тем размягченным, благодарным взглядом, которым она последний раз из-за слез взглянула на него.

Романтические мечты о славе (жить для других) Прощание с кумиром (жить для себя) Любовь к Наташе (возвращение к людям) Масонство (жить для других) Юношеское легкомыслие (жить для себя) Разочарование в жизни (дуэль, развод) Крушение надежд Разочарование в масонстве «Спокойствие есть душевная подлость».

Андрей и Пьер в своих поисках идут сходным путем, колеблются между полюсами Общего и Индивидуального. Они то отдают себя служению каким-то высоким, как им кажется, идеалам, то обращаются к ценностям частной жизни. Они ставят перед собой вопросы и пытаются ответить на них, падают, ошибаются, ищут смысл жизни. Интеллектуальный, мыслящий Болконский разгадывает жизнь, импульсивный, увлекающийся Безухов обольщается жизнью. И. Н. Сухих

-Умна она? – спросила княжна Марья. Пьер задумался. - Я думаю, нет, - сказал он, - а впрочем – да. Она не удостоивает быть умной … Да нет, она обворожительна, и больше ничего. «Сущность её жизни – любовь». Л. Н. Толстой

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА 1. Что о характере героини могут рассказать отношения в семье Ростовых? 2. Какие художественно значимые детали помогают автору сразу выделить Наташу среди других героев? 3. Имеет ли значение, что читатель впервые видит героиню влюбленной и в атмосфере влюбленности?

Ночь в Отрадном - Ну как можно спать! … Да ты посмотри, что за прелесть! Ведь этакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало! Соня неохотно что-то отвечала. -Нет, ты посмотри, что за луна!... Ах, какая прелесть! … Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, - туже, как можно туже натужиться надо. Вот так! - Полно, ты упадешь. - Ах, ты только все портишь мне … Ну, иди, иди. Опять все замолкло, но князь Андрей знал, что она все еще сидит тут, он слышал иногда тихое шевеленье, иногда вздохи. В чем смысл присутствия Сони и князя Андрея в этой сцене?

ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ 1. Что ожидала от бала Наташа? Оправдались ли её ожидания? 2. Что заставило князя Андрея пригласить Наташу? Чем поразила она его? 3. С кем автор сравнивает Наташу в этом эпизоде? В чем смысл такого сравнения? 4. Чем можно объяснить нечуткость Наташи к переживаниям Пьера?

«Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцовать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня … Нет, это не может быть,- думала она. - Они должны же знать, как мне хочется танцовать, как я отлично танцую и как им весело будет танцовать со мною».

Наташа была так счастлива, как никогда еще в жизни. Она была на той высшей ступени счастья, когда человек делается вполне доверчив и не верит в возможность зла, несчастья и горя. На глаза Наташи все бывшие на бале были одинаково добрые, милые, прекрасные люди …

«… Но верно только то, что эта девушка так мила, так особенна, что она не протанцует здесь и месяца и выйдет замуж … Это здесь редкость …»

ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ 1. Какое значение имеет в романе сцена охоты? О каких семейных чертах Ростовых мы узнаем? 2. Автор подчеркивает, что Наташа у дядюшки начинает танцевать спонтанно, стихийно. Почему это так важно для Толстого? 3. Чьими глазами мы видим эту сцену? Почему Николай Ростов все время посматривает на крепостных, стоящих в дверях? 4. Можно ли о героине сказать «русская душою»?

ТАНЕЦ НАТАШИ «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой- француженкой,- этот дух, откуда взяла она эти приемы..? Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские …»

ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ 1. Почему отношения между Наташей и Анатолем Курагиным завязываются именно в театре? 2. Как меняется отношение героини к окружающему, себе, спектаклю по мере сближения с семьей Курагиных? 3. Почему всегда чуткая к фальши Наташа не замечает её? 4. Можно ли говорить о том, что Наташа меняется, попав под влияние Элен?

… Все это было дико и удивительно ей. Она не могла следить за ходом оперы, не могла даже слышать музыку: она видела только крашеные картоны и странно - наряженных мужчин и женщин, при ярком свете странно двигавшихся, говоривших и певших; она знала, что все это должно было представлять, но все это было так вычурно – фальшиво и ненатурально, то ей становилось то совестно за актеров, то смешно на них. В ТЕАТРЕ Почему Наташа чувствует себя неуютно в театре? Что её неприятно поразило?

«В том состоянии опьянения, в котором она находилась, все казалось просто и естественно. Голая Элен сидела подле неё и одинаково всем улыбалась; и точно так же Наташа улыбнулась Борису… Анатоль вышел из ложи, спокойный и веселый. Наташа вернулась к отцу в ложу, совершенно уже подчиненная тому миру, в котором она находилась.

ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ 1. Был ли неизбежен разрыв Наташи и князя Андрея? Кого вы склонны обвинить в этом? А кого автор? 2. Действительно ли «болконская гордость» и ростовские «простота, недуманье» предопределили разрыв Наташи с князем Андреем? 3. Можно ли сказать, что измена жениху – это ошибка Наташи, или в этой истории она не изменяет себе?

«Следуя неуклонно своему инстинкту полной свободы, Наташа неотвратимо идет к своей катастрофе – сближению с Анатолем. И жизнь не без умысла действует, сводя Наташу и Анатоля: Наташа должна узнать, что в желании абсолютной, ничем не ограниченной свободы есть оборотная сторона». С. Г. Бочаров. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» « Кто виноват в том, что произойдет через несколько месяцев? Наташа, которая не дождалась; старый князь со своим жестоким упрямством; Андрей, подчинившийся отцу? Никто не виноват – все жили, согласно своим характерам, и это не могло кончиться благополучно. Если бы князь Андрей не уехал … Если бы княжна Марья и старый князь приветливо встретили Наташу … Если бы не вмешалась Элен … Если бы не Анатоль … И ничего они не значат, эти «если бы». Н. Г. Долинина. По страницам «Войны и мира»

РАЗРЫВ Наташа, исхудавшая, с бледным и строгим лицом (совсем не пристыженная, какою её ожидал Пьер) стояла посередине гостиной… Он думал, что она, как всегда подаст ему руку, но она, близко подойдя к нему, остановилась, тяжело дыша и безжизненно опустив руки… Пьер молча сопел носом, глядя на неё. Он до сих пор в душе своей упрекал и старался презирать её, но теперь ему сделалось так жалко её, что в душе его не было места упреку.

ИТОГИ II ТОМА «… К концу первой половины «Войны и мира» каждый из героев приходит к своим идейным, моральным итогам. У положительных героев итоги очень разные, но у всех горестные … - … это разочарование, разъединение, крушение мечтаний, надежд, иллюзий. Таков закономерный итог эпохи, изображаемой в двух первых томах романа». В. В. Ермилов «Толстой-художник и роман «Война и мир» ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ Почему в конце второго тома ни один из любимых героев писателя, согласно авторскому замыслу, не может обрести счастья или найти окончательные ответы на мучающие его вопросы и разрешить жизненные противоречия?