Руководство научно-исследовательской работой школьников: основные этапы и их содержание Чудина Елена Ефимовна канд. пед.наук, доцент кафедры педагогики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Методический семинар.
Advertisements

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Мультимедийные презентации Методические рекомендации для магистрантов РГПУ подготовлены доцентом кафедры педагогики,кандидатом педагогических наук Гладченковой.
Бюджетное образовательное учреждение Омской области дополнительного образования детей «Областной детско-юношеский центр туризма и краеведения» дистанционный.
Актуальные вопросы организации исследовательской деятельности учащихся Бюджетное образовательное учреждение Омской области дополнительного образования.
Научно-практическая конференция в МОУ СОШ 3 г. Черепаново Учебно-исследовательская работа учащихся Учитель иностранного языка Попова Елена Харисовна.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Учитель информатики Фролова Е.А. МОУ СОШ 22 г.Томска.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
Intel Обучение для будущего Критерии оценивания мультимедийных презентаций Оформление слайдов.
Семинар Городская лаборатория по научно-исследовательской деятельности педагогов г.
Организация творческой исследовательской деятельности.
Критерии оценивания исследовательских работ подготовила учитель математики МБОУ « Архангельская СОШ им. Героя Советского Союза Краснова В. М.» Одинцова.
Создание мультимедийной презентации В рамках создания тематического учебного проекта.
Организация исследовательской деятельности школьников.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
Школьная научно- исследовательская работа и основные требования к ее написанию.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Транксрипт:

Руководство научно-исследовательской работой школьников: основные этапы и их содержание Чудина Елена Ефимовна канд. пед.наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего(полного) образования приказ от Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: владеющего основами научных методов познания окружающего мира; способного осуществлять учебно- исследовательскую, проектную деятельность;

II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы 6. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: владение навыками учебно- исследовательской, проектной и социальной деятельности; 8. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,

Программа развития универсальных учебных действий на ступени среднего (полного) общего образования (далее – Программа) должна быть направлена на: формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования; формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Программа должна обеспечивать: формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и другие формы), возможность получения практико- ориентированного результата;

Программа должна содержать: 1) цели и задачи, включая учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся как средства совершенствования их универсальных учебных действий; 4) описание особенностей учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся; 5) описание основных направлений учебно- исследовательской и проектной деятельности обучающихся; 6) планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;

Карта результативности по должности «Учитель», для педагогов, претендующих на установление первой/высшей квалификационной категории. Результаты выявления развития (для высшей выявления и развития) у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности. Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, которые применялись аттестуемым. Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, которые применялись аттестуемым.

Типичные ошибки конкурсных работ обучающихся некорректные формулировки названий учебно- исследовательских работ «Глобализация: решение проблем или новая проблема?» « Александр Невский – Имя России.» «Сколько стоит зимой дверь?» «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.»

достаточно глобальные цели, ориентированные на деятельность образовательных учреждений или предполагающие солидный научно- исследовательский поиск, теоретические методы исследования, которые фактически подменяются эмпирическими методами исследования, формулировка задач исследования либо дублирует цель, либо значительно шире цели исследования.

Основные понятия: общее и различное Научно-исследовательская деятельность в педагогических исследованиях определяется как деятель­ность, направленная на получение новых объективных научных знаний, связанная с решением творческой, исследовательской задачи, результат которой неизвестен, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Учебно-исследовательская деятельность Учебно-исследовательская деятельность –это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на усвоение процедур исследовательской деятельности, а также на развитие умений и навыков, являющихся предпосылкой успешной исследовательской деятельности [Савенков А.И.].

Научно-исследовательская деятельность и учебно-исследовательская деятельность (общее и различное) Научно-исследовательская деятельность- деятельность которая предполагает самостоятельное творческое исследование темы, получение нового знания. Учебно-исследовательская деятельность – знакомство учащихся с техникой эксперимента, под руководством консультанта (постановка проблемы, подбор и анализ литературы, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы)

Проектная деятельность Проектная деятельность выступает одной из форм учебно-исследовательской деятельности, результаты которой носят практико ориентированный характер, интересны и значимы для ученика, который учиться прогнозировать результат и планировать свои действия по его получению, это творческая деятельность, направленная на создание уникального продукта.

Вывод Таким образом, учебно-исследовательская деятельность направлена на получение и отработку уже имеющихся знаний, необходимых для проведения исследования. Исследовательская деятельность направлена на получение новой информации, обогащающей общественный опыт, с помощью уже полученных знаний в учебно -исследовательской деятельности

МЕТОДОЛОГИЯ Методология – наука о принципах построения, формах и способах познавательной деятельности, наука о том, как проводить исследование. Правила методологии распространяются на все предметные области, по которым выполняются исследовательские работы

Этапы учебно-исследовательской деятельности I. Создание текста введения II. Работа над содержанием III. Подготовка к конкурсу

I. Создание текста введения Актуальность Проблема исследования Тема исследования Объект, предмет исследования Цель исследования Задачи исследования Методы исследования Практическая ценность

Актуальность исследования Актуальность исследования – ответ на вопрос «Почему данную проблему нужно изучать в данных условиях». Почему это нужно обществу? Почему это нужно образовательной практике? Как этот вопрос решается в научных исследованиях?

Актуальность исследования объясняется (обусловлена, определяется, детерминируется, основана)тем что в современном обществе…(что-то не так, что проявляется в общественных явлениях, действиях…)

Краткое освещение имеющихся научных достижений В последнее время появился ряд исследований, посвященных проблеме … (И.О. Фамилия) Сегодня вопрос о чем? заявлен как один из важнейших для чего? в работах И. О. Фамилия, И. О. Фамилия и др.

Исследовательская проблема Исследовательская проблема – состояние «знания о незнании», т. е. выражение потребности в изучении какой-то области социальной жизни, природа и особенность которой еще не изучены, выраженное в виде вопроса. Учитывая то обстоятельство, что практика быстрее развивается, чем научные исследования появляется проблема. В чем заключается специфика экологического воспитания подростков лицея?

Тема исследования - если А – качество, свойство; В – объект внимания, изучения; С- ведущее условие «С как условие воспитания (формирования) А у В» «Использование (внедрение, разработка, апробация) С как условие воспитания (формирования) А у В» «Воспитание (формирование) А у В в процессе С» «С в системе педагогических условий (средств) формирование (воспитания) А у В»

Объект и предмет исследования Объект – педагогическая реальность Предмет – аспект рассмотрения объекта, призма, сквозь которую осуществляется рассмотрение объекта

П Р И М Е Р Ы Объект – деятельность Л.Н.Толстого Предмет – Л.Н.Толстой как зеркало русской революции

П Р И М Е Р Ы Объект – учебно-воспитательный процесс средней школы Предмет – развитие экологической культуры учащихся в учебно- воспитательном процессе

Цель исследования Цель исследования – результат решения проблемы, сформулированный в повествовательном предложении, переформулированная проблема. Рассмотреть + т е м а Изучить + т е м а Раскрыть + т е м а

Задачи исследования Исследовательские задачи – последовательность действий, решение которых приводит к достижению цели исследования. Каждая задача должна быть адекватна соответствующему параграфу содержания работы. Логичнее формулировать всего четыре задачи, две теоретические задачи связаны с теорией вопроса, две последующие задачи носят практический характер. Формулировки задач следует начинать с глаголов: изучить, рассмотреть, узнать, сравнить, представить, подобрать, составить, раскрыть.

Задачи исследования Практические задачи могут раскрывать особенности приемов, форм, методов по развитию, воспитанию чего либо; это могут быть разработки уроков, внеклассных мероприятий, описание опыта работы учителя, описание своего педагогического опыта, описание деятельности какого-то образовательного учреждения, диагностические методики по выявлению качеств личности.

Методы исследования Теоретические: теоретический анализ, моделирование, синтез, индукция, дедукция,реферирование, цитирование Эмпирические: наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, интервьюирование, эксперимент, изучение педагогического опыта, школьной документации Математические методы: регистрация, ранжирование, шкалирование Статистические методы

Практическое значение Практическое значение – данная рубрика показывает, что конкретно из полученных в учебном исследовании результатов и какой категорией участников образовательного процесса может быть использовано в образовательной практике и для чего. Например: предложенные в исследовании формы и методы воспитания здорового образа жизни обучающихся, диагностические методы позволяют оптимизировать педагогам учебно-воспитательный процесс в начальном профессиональном образовании в контексте здорового образа жизни.

Структура работы Содержание Введение Ч Выводы первой части адача 1 Задача 2 Выводы первой части Ответы на задачу 1 и 2 в собственном исполнении автора работы

Логика работы Названия параграфов в содержании должны соответствовать формулировкам задач из введения. Например: 1. задача – изучить основные подходы к определению понятия «экологическая культура», соответственно, параграф 1.1 в содержании логичнее назвать «основные подходы к определению понятия «экологическая культура».

Связь задач с названиями параграфов 1.1 основные подходы к определению чего - либо 1.2 значение чего-либо в чем - либо 3 адача 1. выявить основные подходы к определению чего-либо Задача 2. рассмотреть значение чего-либо в чем- либо Выводы первой части Ответы на задачу 1 и 2 в собственном исполнении автора работы – мы обнаружили, мы выявили. Рассмотрели, узнали, сравнили

II. Работа над содержанием Грамотное изложение материала с указанием ссылок основные взгляды и доказательства по теме работы четкое указание, какие аргументы и взгляды принадлежат самому автору работу, какие являются результатом исследований ученых по данной проблематике Оформление текста в соответствии с требованиями ГОСТА

Работа над содержанием В содержании работы представить наиболее известные научные подходы к обозначенной проблеме Привести в тексте работы различные классификации Показать разные взгляды Работать с учебниками, книгами, грамотно оформлять ссылки Процент оригинальности текста – 60%

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Общая логика решения исследовательских задач. Ответы на задачи исследования, не дублирующие дословно выводы по частям, не сумма выводов первой и второй частей

Открытые конкурсы Харитоновские чтения Региональный конкурс детско-юношеских работ им. В.И. Вернадского Московская секция конкурса им.В.И.Вернадского, Интернет – конкурсы «Талантоха»

III. Подготовка к конкурсу Умение слышать и понимать вопрос Грамотное изложение ответа на вопрос. Отвечать нужно аргументированно, логично, по существу дела, корректно, тактично по отношению к собеседнику. Знание ключевых точек зрения по исследуемое теме Время выступления – 7-10 минут

Возможные вопросы для конкурсантов – Чем обусловлен выбор темы? – Объект и предмет Вашего исследования? – Как Вы понимаете (термины, понятия, определения из Вашей работы)? – Каковы цель и задачи исследования? – С какими материалами Вы познакомились в процессе исследования? – Где и как можно использовать Вашу работу? (Если вы предлагаете ее в качестве учебного материала – то где, как, для кого?) – Как в выводах Вашей работы отражается темы работы? – Какие методы исследования Вы использовали? – С какими источниками Вы работали? – Вы представили различные точки зрения – Ваша какова? Мнение кого из ученых – Вам ближе? – В чем новизна Вашей работы? Вопросы могут быть по всему исследовательскому аппарату.

Требования к мультимедийной презентации Стиль -соблюдение единого стиля оформления -вспомогательная информация не преобладает над основной Фон - для фона выбраны правильные пастельные тона Использование цвета -на одном слайде использовано не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текстдля фона и текста выбраны контрастные цвета

Требования к мультимедийной презентации Анимационные эффекты -использованы возможности компьютерной анимации -анимационные эффекты, не отвлекают внимание от содержания Содержание информации -использованы короткие слова и предложения -минимальное количество предлогов, наречий, прилагательных -заголовки привлекают внимание аудитории Расположение информации на странице - правильное горизонтальное расположение информации наиболее важная информация располагается в центре экрана - надписи располагаются под картинкой Шрифты -нет большого смешения разных типов шрифтов, для выделения информации использованы жирный шрифт, курсив или подчеркивание, нет злоупотребления прописными буквами

Критерии оценивания работы соответствие работы тематике выбранной секции; обоснование выбора темы исследования, ее актуальность; соответствие целей и задач заявленной теме; анализ состояния изученности разрабатываемой проблемы в научной литературе (историография вопроса); логика и структура работы; корректность методик исследования, их адекватность теме; наличие эксперимента (констатирующий, диагностический, формирующий); наличие собственных выводов, полученных в результате самостоятельной работы;

Критерии оценивания работы – соответствие выводов целям, задачам и полученным результатам; – наличие заключения; – практическая значимость; – апробация опыта (публикации, семинары, конференции, пилотное воплощение в практике и т.п.); – соответствие научному стилю речи; – культура оформления материалов согласно ГОСТа; – качество приложений; – культура презентации работы (грамотное использование технических средств презентации проекта, четкое изложение материала, способность отвечать на вопросы по теме проекта).

Стадии деятельности НОУ Октябрь- февраль – подготовка работы Февраль – школьный конкурс Февраль – март – районный конкурс Март – городской конкурс Апрель – региональный конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского

Критерии анализа работ 1. Корректность формулировки темы 2. Убедительность актуальности 3. Грамотная формулировка цели и задач 4. Соответствие задач теме и цели работы 5. Адекватность заявленных методов исследования 6. Соответствие выводов теме 7. Ваши правильные варианты