Инновации в социально-политической сфере А.Ю.Сунгуров. Курс Политические инновации» Лекция 3 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Advertisements

Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Выполнила: Уланова Ксения, группа 2.2 Преподаватель: Пашков М. В., доцент СПбГУ, 2016.
Инновационная деятельность. Статья 20. ФЗ «Об образовании в РФ» 1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в.
Возможность адаптации зарубежного опыта в области инновационной деятельности ВУЗа зам. проректора по науке и инновациям Кузьмина С.Н.
Политология Тема1. Политика-сфера общественной жизни и наука. "Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все". Перикл.
Конкурс «Учитель года-2012» Презентация инновационного педагогического опыта Установочный семинар.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования «Институт консультирования и тренинга «Статус» г. Оренбург.
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» Специальность «Налоги и налогообложение» 2 курс.
Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»: ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ.
«ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ» Алексеева Марина Борисовна, док.экон.наук., профессор.
Политология Тема1. Политика-сфера общественной жизни и наука. "Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все". Перикл.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 5 Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
Цель лекции: Познакомиться с важным разделом политической науки – сравнительной политологии. Показать значимость сравнительных исследований в отношении.
Образовательная инновация Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение. Инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо.
Общество Общество Общество – это сложная динамическая система, которая может существовать, постоянно изменяясь, но сохранять при этом основные черты и.
Транксрипт:

Инновации в социально-политической сфере А.Ю.Сунгуров. Курс Политические инновации» Лекция 3 1

Структура лекции 1. Инновации в социуме и инноватика 2. Инновации в государственной политике (policy) и управлении 3. Развитие института Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ (опыт СПб центра СТРАТЕГИЯ) 2

1. ИННОВАЦИИ В СОЦИУМЕ И ИННОВАТИКА.

В первой половине ХХ в. под влиянием функционализма процессы изменений оказались скорее на периферии внимания социальных наук, а инновации в основном интерпретировались как проявления неравновесий, напряжений в системе Однако затем проблемы социальных изменений снова стали актуальными

Профессор С.С.Фролов в учебнике «Социология» определив открытие как «разделяемое многими людьми восприятие аспекта реальности, ранее неизвестного», а изобретение (как материальное, так и социальное) – как «новую комбинацию или новое использование существующего знания»; использует в своей книге термин «инновация» как «включающее в себя как открытие, так и изобретение»

Профессор РАГС В.Л.Романов: «Новация (новшество) – нечто необычно новое, впервые созданное или возникшее, предложенное или заявившее о себе, но еще устойчиво не закрепившееся и не получившее широкого распространения. Инновирование – процесс введения, закрепления и распространения новации. Может осуществляться спонтанно (диффузия) или целенаправленно внедряться с преодолением невосприимчивости либо активного сопротивления рутинных структур.

В.Л.Романов: Инновация – результат инновирования, проявившийся распространением новации. Критерием инновации является возникновение и закрепление новых качественных характеристик обновляемой системы. Инновационный процесс – прохождение новацией стадий зарождения, проявления, инновирования, инновации и рутинизации».

Социальная инновация - «1) результат творческой деятельности, получивший широкое применение и послуживший основанием для значимых социальных изменений; 2) процесс преобразования нововведений в социокультурные нормы и образцы, обеспечивающий их институциональное оформление и закрепление в сфере духовной и материальной культуры общества» Социологическая энциклопедия, 2003

Инновация как стадия общего процесса изменений социума Социологи выделяют в инновациях четыре основных элемента: «новшество», «новаторы», «агенты диффузии», «оцениватели». Критическую, переломную фазу процесса составляет изменение поведения «оценивателей» соответственно тем или иным инновациям

4 типа социальных инноваций: 1. органичные – внутренне обусловленные социальные инновации с присущим этому обществу содержанием; 2. заимствованные – внутренне обусловленные социальные инновации с внешним содержательным источником; 3. стимулированные – внешне обусловленные с внутренним содержательным источником; 4. экспансивные – внешне обусловленные социальные инновации с внешним содержательным источником. (М.В.Рычев, 2007)

Большой толковый социологический словарь: диффузия (diffusion) - распространение черт культуры (например, религиозных убеждений, технологических идей, форм языка и т.д.) или социальной практики одного общества (группы) другому, Понятие диффузии также связано с дискуссиями вокруг теорий экономического и социального развития и модернизации

Толкотт Парсонс (1964): диффузия социальных учреждений (эволюционных всеобщностей) и культурных ценностей, характерных для западных капиталистических демократических государств, необходима для обеспечения развития "третьего мира". Эта позиция резко критиковалась авторами левой ориентации,

Появление термина «Инноватика» Отрасль теории изменения, предметом которой является инновационный процесс и производимые им изменения в какой-либо системе Инновация как социальный феномен, появление и функционирование которого в культуре вызывает системные социальные изменения.

В СПбГТУ с 1997 г. работал Институт инноватики, с 2007 г. – факультет инноватики. Здесь инновации рассматриваются как синоним нововведения, а под инноватикой понимается «область знаний, охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности».

Инновационная деятельность - «деятельность, направленная на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования, результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами» (Сайт факультета Инноватики) Т.е. технократическое определение

Курс «Введение в инноватику» читается в МИФИ «особое влияние на становление инноватики оказали потребности развития техники, развитие системного анализа, теории организаций и управления, кибернетики, новейших информационных и социальных технологий», а также «инноватика интегрировала многие идеи теории модернизации, социально- философских и культурологических доктрин, социологии, общей и социальной психологии, креатологии, акмеологии»

А.А.Поскряков (МИФИ) выделяет «Отраслевая инноватика» - зависимость инновативного изменения от специфики самого предмета этого изменения «Социология инноватики» - инновационные взаимодействия и взаимоотношения, исследуются «инновационная дееспособность» («недееспособность») индивидов, коллективов, а также общества в целом

«Психология инноватики» рассматриваются содержание, структура и типы инновационной активности личности как субъекта творческой деятельности в их взаимосвязи с психологическими характеристиками человека

Педагогическая инноватика наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования

Педагогическая инноватика – «наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования» (А.В.Хуторский) - «учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом и, наконец, использовании и применении на практике» (Н.Р.Юсуфбекова)

Новшество и инновация Если новшество - это потенциально возможное изменение, то нововведение (инновация) - это реализованное изменение, ставшее из возможного действительным. Процесс перехода новшества в нововведение мы понимаем как процесс внедрения, как инновационный процесс, но не весь, а только его часть…Чтобы произведенное новшество вошло в массовую практику образования, оно должно получить распространение. Распространение (диффузия) новшеств - это третья составляющая инновационного процесса»

«Психология инноватики» - рассматриваются содержание, структура и типы инновационной активности личности как субъекта творческой деятельности в их взаимосвязи с психологическими характеристиками человека

Педагогическая инноватика наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования

Педагогическая инноватика – «наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования» (А.В.Хуторский) - «учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом и, наконец, использовании и применении на практике» (Н.Р.Юсуфбекова)

Новшество и инновация Если новшество - это потенциально возможное изменение, то нововведение (инновация) - это реализованное изменение, ставшее из возможного действительным. Процесс перехода новшества в нововведение мы понимаем как процесс внедрения, как инновационный процесс, но не весь, а только его часть…Чтобы произведенное новшество вошло в массовую практику образования, оно должно получить распространение. Распространение (диффузия) новшеств - это третья составляющая инновационного процесса»

2. ИННОВАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ (POLICY) И УПРАВЛЕНИИ 26

Рассмотрим книгу Нельсона Полсби Polsby Nelson W. Political Innovation in America. The politics of policy Initiation. – New Haven and London: Yale University Press, Как пример сравнительного анализа политических инноваций на национальном уровне 27

Семь характеристик инновационного процесса 1. Выбор определенного времени (timing), «окна возможности». От попадания в это «окно возможностей» зависит длительность времени запаздывания между предложением и реализацией. Некоторые инновации легко попадают в фазу внедрения, другие ожидают годы 28

2. Специализация Ограничивается ли формирование политики специалистами, или подразумевается участие на ранних стадиях выдвижения альтернатив политиков широкого профиля? Здесь подразумевается разделение между экспертами и политиками как источник политических альтернатив. 29

3. Существование согласия в субкультурах принятия решений Некоторые инновации в политике (полиси) возникают в атмосфере, в которой существует общее согласие по поводу того, что эти потребности действительно существуют. Другие - сначала вообще не воспринимаются чиновниками как проблемы. Члены групп ЛПР могут иметь или не иметь согласия по поводу предлагаемых решений, а также в том, что такая проблема существует в принципе. 30

4.Общественное внимание. Некоторые инновации не требуют внимания и общественной поддержки, другие нуждаются в них, чтобы достичь фазы утверждения. 5. Политические конфликты. Некоторые инновации вызывают слабую общественную или политическую оппозицию, другие – очень сильную. 31

6. Научное обеспечение. Некоторые инновации являются импровизациями, и принимаются как бы «с лета»; для других требуется научное подкрепление, исследования, при этом эмпирические предпосылки инноваций также постоянно проверяются и перепроверяются. 32

7. Выделение стадий Существует ли разделение и временное слияние, интеграция процессов внедрения и поиска? Для некоторых инноваций альтернативы предлагаются задолго до того как осознается потребность в решении. 33

7. Выделение стадий - 2 Для других случаев, осознание потребности и предложение решения происходят почти одновременно, «решения преследуют проблемы быстрее, чем проблемы ищут решения». 34

Нельсон Полсби взял для анализа четырнадцать послевоенных инноваций во внутренней и внешней политики. Среди инноваций во внутренней политики: «Гражданский контроль атомной энергетики», первое предложение – законопроект Буша – Конната – 1944 г., принятие закона – 1946 г., то есть временной лаг – два года. 35

Внутренняя политика «Создание национального научного фонда», первое предложение – статья в 1945 году, принятие закона – 1950 г., то есть временной лаг – уже пять лет. система медицинского страхования для пожилых, совет экономических советников, местное участие в программах действий местных сообществ (Local participations in Community action programs); 36

Инновации во внешней политике «Договор о запрещении ядерных испытаний», первое предложение – план Ачерсон-Лилиенталя – 1946 г., заключение договора г., то есть временной лаг – уже 17 лет. Корпус мира, Доктрина Трумэна (экономическая помощь Греции и Турции). 37

Все инновации анализировались На основе семи характеристик. В итоге выделено два типа возникновения таких инноваций – «острый», когда между появлением идеи и принятием политического решений проходит относительно мало времени, и «инкубационный», когда этот период может длиться десятилетия. 38

Инновации первого типа - гражданский контроль атомной энергии, программа действий сообществ и Доктрина Трумэна – ограниченные конфликты, критерии решения относительно свободны от партийной идеологии и от популистской риторики для народа, имеется консенсус среди лиц, принимающих решения об актуальности проблем 39

Такие инновации возникают - в среде людей, очень близких к деятельности агентств, на которые эти инновации направлены. Главные линии конфликта в случае контроля над атомной энергией были не политические, партийные, а скорее юридические, комитеты конгресса боролись за пространство для действий на одном уровне, и научные бюрократы сражались против военно-научных на другом уровне. 40

Инкубационные инновации -Медицинское страхование, Корпус мира и Совет Экономических советников - созревают медленно, изначально нет общего понимания даже существования проблемы. Понимание актуальности проблемы зарождается медленно и достаточно далеко (в социальном, временном и даже физическом плане) от группы ЛПР 41

Эти инновации возникают среди общества, среди университетских ученых и не-университетских исследователей, технических специалистов групп интересов, правительственных ведомств и т.д. Инкубированные инновации часто начинают свой путь в программах политических партий, в национальных партийных платформах и речах сенаторов и понемногу становятся предметом слушаний в конгрессе 42

Нельсон Полсби отмечает существование иногда большого временного лага между появлением идеи инновации и ее реализацией. Велика роль личностей, которые серьезно размышляют над проблемами, кто ищет и находит альтернативы, кто сохраняет жизнеспособность этих альтернативных решений и их самих для возможного будущего использования лицами, принимающими решения. 43

В появлении инноваций велика роль изобретателей, адапторов, антрепренеров политик, брокеров, инкубаторов. Это люди, которые специализируются в обществе на задачах игры с идеями и выпусканием их в воздух: профессора, эксперты групп интересов 44

Полсби пишет, что это не всегда интелектуалы Иногда они не делали ничего кроме как творчески заимствовали нечто из повседневного опыта, что было просто недоступно для обычных политиков и бюрократов в их ежедневной текучке. Этот опыт часто принадлежит к другим странам, поэтому для развития социальной политики крайне важно наличие нескольких человек, которые черпают вдохновение из того или иного или иного зарубежного опыта. 45

Вторая работа – Вильяма Гвина о появлении института Омбудсмана в Англии Gwyn, Willam B. Ombudsman Policy Innovation in the English-speaking world. (Research Report – Institute of Governmental Studies, Univ. of California; 80-2) – Berkeley: Univ. of California, – 51 p. 46

Обстоятельства появления и развития политических (policy) инноваций: Каковы условия, при которых некоторые люди предлагают «политики», не известные ранее в этой политической системе? Имеют ли эти инноваторы характеристики, отличные от остальных людей этого общества? Как предложение инновации зависит от конкретной индивидуальной истории ее создания? 47

Обстоятельства появления инноваций Как адаптация инновации лицами, принимающими решение, зависит от способа предложения? Каково взаимоотношение между конкретным временем предложения инновации и ее принятием соответствующими ЛПР? 48

В работе детально показано Как для появления института омбудсмана в Великобритании было использовано «окно возможностей», появившееся в стране в середине 60-х годов Создание института контроля как «фишка» предвыборной программы лейбористов под руководством Гарольда Вильсона 49

Условия для успешного внедрения инновационной практики в общественно-политической жизни: 1. Восприятие социальной потребности 2. Приговор, признание существующей политики (public policies) как неадекватно удовлетворяющей социальной потребности. 50

Условия для внедрения-2 3. Осведомленность о политической институте или практике (public policy), не предлагавшейся до этого в политической системе 4. Признание инновации как эффективного средства для удовлетворения потребности при некоторых условиях 5.Признание, что эти условия существуют в данном обществе 51

Условия для внедрения-3 6.Признание, что инновация предпочтительна или совместима с иными релевантными политиками (policies) 7. Сообщение об инновации другим для ее обсуждения Последовательность м.б. и иной. Условия 3 и 4 могут возникнуть первыми и повлиять на возникновение 1-го, 2-го и 5-го условий. 52

Условия для внедрения 53 1.Восприятие потребности 2.Признание Неадекватности политики 3. Инфо о Новом институте 4.Признание Инновации как средства при условии 5. Признание наличия этого условия 6. Признание совместимости инновации с другими политиками 7. Сообщение об инновации другим для дискуссии

3. РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СУБЪЕКТАХ РФ (ОПЫТ СПБ ЦЕНТРА СТРАТЕГИЯ) 54

Омбудсман - это: Достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и осуществляющее опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений.

Основные функции Омбудсмана Содействие более эффективной работе власти Содействие жителям в восстановлении нарушенных властью прав Реализация функции посредника, моста между обществом и властью Реализация функции внесудебного расследования

Краткая история появления и самоорганизации Самые первые: 1996 г. – Избран УПЧ в Республике Башкортостан – Ч.Б.Газизов 1997 – избран УПЧ в Свердловской области В.В.Машков 1998 – Избран УПЧ в Смоленской области В.Н.Осин

Ч.Б.Газизо в В.Н.Осин

1997 г.: начало деятельности СПб центра СТРАТЕГИЯ По развитию института УПЧ Совместно с партнерами из Швеции (проф. Андерш Фогелклу), при поддержке программы Тасис Проведены две конференции, три рабочих встречи экспертов СПб и Швеции Итого работы – Закон «Об Уполномоченном по правам человека в СПб» – принят г.

Программа «Региональный омбудсман» (СПб центр СТРАТЕГИЯ и Совет Европы) 1998 г: Конференции: «Развитие института УПЧ на Северо-Западе России», СПб, март и Развитие института УПЧ на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, Иркутск, июнь. Семинары-тренинги по развитию института Уполномоченного): Осетия, сентябрь, Самара, ноябрь г.: Мурманск, Архангельск, Петрозаводск, Псков, Новосибирск 2000 г.: Сыктывкар, Ростов-на-Дону, Пушкин, Краснодар, Махачкала, Смоленск, Звенигород, Светлогорск

Семинар в Светлогорске, Калининградская область, декабрь 2000 г.

Семинары-тренинги с Советом Европы и ЕС по развитию УПЧ 2001 г.: Саратов, Красноярск, Екатеринбург, Сочи, Московская область 2002 г. - Хабаровск, Владивосток, Пятигорск 2003 г. – Владивосток, Кемерово

2001 – Красноярск Владивосто к

Основные этапы работы по развитию института Уполномоченного по правам человека (УПЧ) 1. Начало обсуждения идеи УПЧ 2. Разрабатывается законопроект 3. Обсуждение и принятие законопроекта в Обл. Думе 4..Подписание закона губернатором 5. Избрание Уполномоченного 6. Формирование аппарата УПЧ и Советов 7. Начало работы, подготовка Докладов. 8. Развитие сообщества УПЧ как части сообщества омбудсманов 9. Обучение сотрудников аппаратов УПЧ

2001