Методы и приёмы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке английского языка учитель английского языка МБОУ «Масловопристанская СОШ» Чепурных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формы, методы и приёмы со слабоуспевающими и учениками Заместитель директора по УВР Кожара Л. А. Формы, методы и приёмы со слабоуспевающими и неуспевающими.
Advertisements

Работа с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию.
Низкий уровень умственного развития; Несформированность учебных навыков; Дефицит внимания с гиперактивностью;
Работа со слабоуспевающими учащимися Педсовет уч.г. МОКУ ООШ д. Папулово Лузского района Кировской области.
Работа со слабоуспевающими учащимися по повышению качества знаний на уроках английского языка в начальной школе Учитель английского языка МБОУ СОШ150:
Работа с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию Педагогический совет МОУ ООШ 2 г.Новоузенск г.
Выполнила Мироненко О.В., учитель английского языка.
Почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать.
МОУ «Солнечнинская СОШ» уч. год Зам директора по УМР Заланская Е.Ю.
МБОУ Основная Общеобразовательная школа 31 муниципального образования города-курорта Анапа Подготовила Лапшина А.В. 9 класс 9 класс.
Индивидуальная работа на уроке с «трудными» учащимися.
Организация учебной дисциплины с учётом психологических особенностей учащихся Мартын Елена Александровна учитель начальных классов МБОУ СОШ 4.
Школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема. Формы и методы работы с неуспевающими. Понятие школьной неуспеваемости. Понятие школьной.
Выступление учителя начальных классов МОУ СОШ 5 г. Щербинки Рудаковой И. В. на городской научно- практической конференции учителей и руководителей ОУ (декабрь,
Еще древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить ее, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом» Актуальная.
Адаптация к учебному процессу. Адаптация первоклассников Адап- тация 1 а 25 чел. 1 б 23 чел. 1 в 22 чел. Всего 70 чел. Хорошая %16– 70%15- 68%50-
Анализ и самоанализ урока русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 26 Рыжков И.П.
Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого - либо значительного.
П. Ф. ЛЕСПАФТ Вся тайна состоит в том, чтобы дать ребёнку самому развёртываться, взрослые должны всегда относиться к ребёнку, как к человеку, с полным.
Тема: «Формирование общих учебных умений и навыков на основе организации учебной деятельности младших школьников». Учитель начальных классов МОУ СОШ с.
Транксрипт:

Методы и приёмы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке английского языка учитель английского языка МБОУ «Масловопристанская СОШ» Чепурных О. А.

В последнее время психологи и педагоги В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Давайте поведения и обучения. Давайте попробуем разобраться, с чем же это попробуем разобраться, с чем же это связано? связано?

Специалисты отмечают, что негативные Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально- изменения экологической и социально- экономической ситуации в стране экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно- ухудшают соматическое и нервно- психическое здоровье школьников, а в психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ перегруженности школьных программ значительно возрастает число значительно возрастает число неуспевающих. неуспевающих.

Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов. Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.

Под неуспеваемостью обычно понимаются Под неуспеваемостью обычно понимаются итоговые отрицательные отметки, а к причинам итоговые отрицательные отметки, а к причинам неуспеваемости относят все обстоятельства, неуспеваемости относят все обстоятельства, которые предшествуют получению учеником которые предшествуют получению учеником неудовлетворительных отметок. В результате неудовлетворительных отметок. В результате совершенно разные явления не совершенно разные явления не дифференцируются, трактуются как однородные дифференцируются, трактуются как однородные акты поведения учеников (не выполняет акты поведения учеников (не выполняет домашние задания, не слушает на уроках), черты домашние задания, не слушает на уроках), черты их личности (ленив, неорганизован), элементы их личности (ленив, неорганизован), элементы формирующейся неуспеваемости (пробелы в формирующейся неуспеваемости (пробелы в знаниях и навыках, недостатки познавательной знаниях и навыках, недостатки познавательной деятельности) все попадает в причины. деятельности) все попадает в причины.

Причины неуспеваемости: Причины неуспеваемости: особенности организма школьника; особенности организма школьника; особенности личности школьника; особенности личности школьника; бытовые условия; бытовые условия; гигиенические условия в школе; гигиенические условия в школе; особенности воспитания в семье; особенности воспитания в семье; особенности обучения и воспитания в школе; особенности обучения и воспитания в школе; причины недостатков бытовых условий; причины недостатков бытовых условий; причины недостатков гигиенических условий в школе; семье; причины недостатков гигиенических условий в школе; семье; условия, порождающие недостатки воспитания в семье условия, порождающие недостатки воспитания в семье

Особенности неуспевающих учащихся Особенности неуспевающих учащихся низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития отсутствие познавательного интереса отсутствие познавательного интереса не сформированы элементарные организационные навыки не сформированы элементарные организационные навыки учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника дети, в основном, из асоциальных семей дети, в основном, из асоциальных семей отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам: 1. Низкий уровень умственного развития. Причины: Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам: 1. Низкий уровень умственного развития. Причины: Педагогическая запущенность. Педагогическая запущенность. Частые заболевания. Частые заболевания. Пропуски занятий. Пропуски занятий. Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга. Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

Проявляется: Проявляется: Не умеет устанавливать причинно- следственные связи. Не умеет устанавливать причинно- следственные связи. Учитывать все признаки предмета или явления. Учитывать все признаки предмета или явления. Видеть общее и. д. Видеть общее и. д.

2. Несформированность учебных навыков. Ребенок не умеет учиться: 2. Несформированность учебных навыков. Ребенок не умеет учиться: работать с текстом; работать с текстом; выделять главное, существенное; выделять главное, существенное; не может организовать свое время и распределить усилия и т. д. не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.

3. Дефицит внимания с гиперактивностью. Характеризуется: 3. Дефицит внимания с гиперактивностью. Характеризуется: отвлекаемостью; отвлекаемостью; подвижностью; подвижностью; неусидчивостью и т. д. неусидчивостью и т. д.

Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов. Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам. Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению. Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов. Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам. Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

Как повысить работоспособность: Как повысить работоспособность: Разнообразить виды деятельности. Разнообразить виды деятельности. Проветривать кабинет. Проветривать кабинет. Проводить физкультминутки. Проводить физкультминутки. Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности. Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Виды работ со слабоуспевающими учениками Виды работ со слабоуспевающими учениками Карточки для индивидуальной работы. Карточки для индивидуальной работы. Задания с выбором ответа. Задания с выбором ответа. Деформированные задания. Деформированные задания. Карточки - тренажеры. Карточки - тренажеры. Творческие задания. Творческие задания. карточки-информаторы, карточки-информаторы, карточки-конспекты карточки-конспекты

Учитель должен: Учитель должен: Знать психическое развитие ребёнка: Знать психическое развитие ребёнка: - восприятие (каналы –слуховой, визуальный) - внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное) - память (вербальная, невербальная) - восприятие (каналы –слуховой, визуальный) - внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное) - память (вербальная, невербальная) Стремиться понять и принять каждого ребёнка Стремиться понять и принять каждого ребёнка Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке

Уметь встать на позиции ученика Уметь встать на позиции ученика НЕТ насмешливому тону! НЕТ насмешливому тону! Уметь вести непринуждённый диалог Уметь вести непринуждённый диалог Стремиться к внешней занимательности Стремиться к внешней занимательности Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план) Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план) Учить работать со словарями и другим справочным материалом Учить работать со словарями и другим справочным материалом

В обучении применять В обучении применять При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов) При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов) Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!) Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!) Применять частую смену видов деятельности на уроке Применять частую смену видов деятельности на уроке Многократно проговаривать и закреплять материал урока Многократно проговаривать и закреплять материал урока

В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами: В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами: Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

Как же наиболее рационально организовывать работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации Как же наиболее рационально организовывать работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации 1.Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся). 1.Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся). 2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности. 2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности. 3. Индивидуальные дифференцированные задания. 3. Индивидуальные дифференцированные задания. 4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель). 4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель). 5.Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек. 5.Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

Групповая форма работы Групповая форма работы Класс разбивается на несколько групп по 4 человека. Дети в группы организованы с разным уровнем развития: средний–низкий, высокий–средний. В группе назначается старший, который помогает учителю в организации работы, проставляет оценки. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Затем группа должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу. Класс разбивается на несколько групп по 4 человека. Дети в группы организованы с разным уровнем развития: средний–низкий, высокий–средний. В группе назначается старший, который помогает учителю в организации работы, проставляет оценки. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Затем группа должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу.

Для разнообразия учебных будней учителя часто используют разнообразные формы и жанры урока. Например: Для разнообразия учебных будней учителя часто используют разнообразные формы и жанры урока. Например: урок-игра урок-игра урок-спектакль урок-спектакль урок-путешествие урок-путешествие урок-детектив урок-детектив урок-сказка урок-сказка урок-концерт урок-концерт

Также можно применять метод проектов Также можно применять метод проектов Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся.

Для того чтобы развить недостающие для успешного освоения программы каналы восприятия, можно использовать целый ряд упражнений. О.А. Иванова в статье «Учёт психологических особенностей учащихся на уроке английского языка» предлагает такие упражнения. Для того чтобы развить недостающие для успешного освоения программы каналы восприятия, можно использовать целый ряд упражнений. О.А. Иванова в статье «Учёт психологических особенностей учащихся на уроке английского языка» предлагает такие упражнения.

"Интонация" Учитель пишет на листках бумаги названия какого-либо "Интонация" Учитель пишет на листках бумаги названия какого-либо чувства, эмоции, раздает листки учащимся. Задача чувства, эмоции, раздает листки учащимся. Задача учащихся - произнести заданную фразу (прочитать текст) учащихся - произнести заданную фразу (прочитать текст) с нужной интонацией. Остальные учащиеся должны с нужной интонацией. Остальные учащиеся должны догадаться, какие чувства и эмоции были вложены в догадаться, какие чувства и эмоции были вложены в данную фразу. Игра позволяет расширить диапазон данную фразу. Игра позволяет расширить диапазон интонационной выразительности, помогает участникам интонационной выразительности, помогает участникам обнаружить, насколько адекватно воспринимаются их обнаружить, насколько адекватно воспринимаются их интонации большинством, как можно использовать интонации большинством, как можно использовать тональность в обучении. Иностранный язык - работа с тональность в обучении. Иностранный язык - работа с лексическим материалом, работа над выразительным лексическим материалом, работа над выразительным чтением. чтением.

"Разговор больших пальцев" Работа в парах, учитель задает темы "Разговор больших пальцев" Работа в парах, учитель задает темы общения: пальцы знакомятся, ссорятся, общения: пальцы знакомятся, ссорятся, ищут возможность помириться, мирятся. ищут возможность помириться, мирятся. Упражнение на развитие выразительности Упражнение на развитие выразительности языка через жесты, импровизацию, языка через жесты, импровизацию, концентрацию на собственных ощущениях. На концентрацию на собственных ощущениях. На уроках иностранного языка применяется при уроках иностранного языка применяется при разучивании диалогов. разучивании диалогов.

В качестве заключения мне бы хотелось привести следующую цитату: «Малоспособный к изучению иностранного языка В качестве заключения мне бы хотелось привести следующую цитату: «Малоспособный к изучению иностранного языка ученик – это ученик, у которого слабо развиты ученик – это ученик, у которого слабо развиты память, мышление и внимание. Суть мастерства память, мышление и внимание. Суть мастерства учителя состоит в определении характера учителя состоит в определении характера необходимой в конкретном случае помощи. необходимой в конкретном случае помощи. Игнорирование индивидуального подхода может Игнорирование индивидуального подхода может привести к тому, что более способные и развитые привести к тому, что более способные и развитые учащиеся будут задерживаться в своём развитии, а учащиеся будут задерживаться в своём развитии, а слабо подготовленные учащиеся будут не в состоянии слабо подготовленные учащиеся будут не в состоянии достичь уровня «средних», а тем более «сильных» учеников». достичь уровня «средних», а тем более «сильных» учеников».

Литература Литература 1. Бенджамин Спок Ребёнок и уход за ним. Архангельск, Бенджамин Спок Ребёнок и уход за ним. Архангельск, Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Рабочая книга школьного психолога. М Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Рабочая книга школьного психолога. М О.А. Иванова «Учёт психологических особенностей учащихся на уроке английского языка» (Полимодальный подход в преподавании иностранного языка). «Английский язык» 1 (21) О.А. Иванова «Учёт психологических особенностей учащихся на уроке английского языка» (Полимодальный подход в преподавании иностранного языка). «Английский язык» 1 (21) Н.Никитенко, Н.Д. Гальскова. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», Н.Никитенко, Н.Д. Гальскова. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», М.М. Поташник «Требования к современному уроку». Методическое пособие. Москва. Центр педагогического образования, 2008, с М.М. Поташник «Требования к современному уроку». Методическое пособие. Москва. Центр педагогического образования, 2008, с М.М. Поташник «Требования к современному уроку». Методическое пособие. Москва. Центр педагогического образования, 2008, с М.М. Поташник «Требования к современному уроку». Методическое пособие. Москва. Центр педагогического образования, 2008, с Программно-методические материалы. Иностранные языки. Начальная школа. Москва «Дрофа» Программно-методические материалы. Иностранные языки. Начальная школа. Москва «Дрофа» 2001.