Содержание и особенности реализации курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)» в 5 классе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Об использовании притч в процессе преподавания модуля «Светская этика»
Advertisements

Что такое светская этика Урок 2. Словарная работа Этика – наука, сложившееся представление о том, что хорошо и что плохо, нормы поведения. Светский -
Что такое светская этика Урок 2. Задание 1. Определи понятие Светский - ________________________________ Этика- __________________________________ Мораль-
Методика и технология урочной и внеурочной деятельности в преподавании курса ОРКСЭ Активные приемы Арбузова Ляна Викторовна, старший преподаватель кафедры.
«Основы православной культуры» в учебно- воспитательном процессе Из опыта работы учителя МОАУ «СОШ 13» Зайцевой Т.К.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ 74 от 1 февраля 2012г с 1 сентября учебного года в 4 классах вводится комплексный.
Модуль «Основы светской этики». Учебно-методический комплект к модулю «Основы светской этики»
Проектирование рабочей программы по предмету, курсу Основина В.А., зав.кафедрой управления образованием, к.п.н.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Разработчики: Ямбаршева Светлана Владимировна Клопова Галина Александровна ГО Карпинск МБОУ СОШ 6.
Модуль Основы светской этики(поурочное планирование)
Технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология работы с текстом в начальной школе) Педсовет г. Атаманчук Н.В.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению.
Преподавание основ религиозных культур и светской этики в государственных и муниципальных учреждениях осуществляется в полном соответствии с нормами законодательства.
Федеральный государственный образовательный стандарт Основное общее образование (5 – 9 классы)
МЕТОД КЕЙСОВ (ОБУЧЕНИЕ МЕТОДОМ СИТУАЦИЙ ИЛИ ПРЕЦЕДЕНТОВ)
Светская этика обеспечение условий для усвоения обучающимися базовых национальных ценностей, моральных норм; знакомство обучающихся с культурно- историческими.
ОРКСЭ Ключевая задача современной государственной образовательной политики Российской федерации Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина.
СОСТАВЛЕНО К СЕМИНАРУ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (АВГУСТ, 2012) МАКАРОВА О.В., МЕТОДИСТ ИЗДАТЕЛЬСТВА «АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК» Как составить рабочую программу?
Образовательная технология развития критического мышления Комиссарова И.А. Учитель начальных классов МОУ «СОШ с.Новорепное»
Транксрипт:

Содержание и особенности реализации курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)» в 5 классе

Структура семинара 1. Отбор содержания учебного курса ОДНКНР. 2. Использование активных приемов на учебных занятиях курса ОДНКНР. 3. Подведение итогов семинара. 2

ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ОДНКНР (на примере содержания учебников издательств «Вентана-Граф» и «Мнемозина») 3

Перечень учебников ОДНКНР 1.Г.М. Гогиберидзе. Основы духовно- нравственной культуры народов России. 5 класс : учебник для общеобразоват. учреждений / Г.М. Гогиберидзе. – М. : Мнемозина, – 143 с. : ил. 2. Виноградова Н.Ф. Основы духовно- нравственной культуры народов России : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М. : Вентана-Граф, – 160 с. :ил. 4

Г.М. Гогиберидзе. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. 5

Программа и тематическое планирование ориентированы на курс «Основы духовно- нравственной культуры народов России», изложенный в учебниках Г.М. Гогиберидзе. Данная программа является рабочей для учителя и носит рекомендательный характер. 6

7

Текст каждого урока делится на основной и дополнительный. В завершении каждого блока учащимся предлагается ряд вопросов и заданий, обучающих как самостоятельной работе (осмыслению, анализу материала), так и коллективной работе в классе. В дополнительном тексте каждого урока представлены интересные факты (рубрика «Это интересно») и хрестоматийный материал, который также сопровождается вопросами, призванными обратить внимание учащихся на ключевые аспекты темы, закрепить изучаемый материал. Учащиеся познакомятся как с интересными фактами из истории и культуры народов России, так и с отрывками из произведений художественной литературы, по своему содержанию раскрывающие те или иные положения теоретического материала учебника. Книга снабжена иллюстрациями репродукциями шедевров мирового художественного искусства, современными фотографиями, схемами и рисунками. Насыщенный изобразительный ряд, сопровождающий текст учебника, вводит учащихся в исторический и культурный контекст описываемых явлений, позволяет легко и с интересом усваивать материал. Определения основных понятий и терминов приведены в словарике в конце книги. 8

5 класс 9

10

11

12

13

14

15

16

17

Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс 18

Учебник продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал учебника даёт возможность расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны. Разные виды вопросов и заданий направлены на развитие культуры, эрудиции, творческих способностей школьников, воспитание добрых чувств, толерантности и интереса к культуре разных народов. Учебник входит в систему "Алгоритм успеха". Соответствует ФГОС основного общего образования (2010 г.). Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 19

20

21

22

23

24

25

26

ЗАПИСЬ ВЕБИНАРА С Н.Ф. ВИНОГРАДОВОЙ (НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА) 3dc3382a3090e3d&afid=0&pw=&r=c4ca4238a0b923820dcc5 09a6f75849b 27

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ II. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 28

Ознакомьтесь с требованиями ФГОС к результатам освоения ООО. Определите, достижение каких планируемых результатов (личностных и метапредметных) наиболее оптимально при изучении ОДНКНР. 29

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. 30

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ПРИЕМОВ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ КУРСА ОДНКНР 31

Активные методы обучения (АМО) должны вызывать у обучающихся стремление самостоятельно разобраться в сложных вопросах и на основе анализа имеющихся факторов и событий выработать оптимальное решение по исследуемой проблеме для реализации его в практической деятельности. Активные формы занятий – это такие формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению учебных вопросов, активному взаимодействию обучающихся и учителя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования. 32

основные методы активного обучения (по характеру учебно-познавательной деятельности) имитационныеигровыенеигровыенеимитационные 33

Сокровища культуры человечества ЗАДАНИЕ Иоффе А.Н. Ваша группа представляет одну из культурных традиций человечества. В течение 10 минут обсудите, что из культурной традиции вы могли бы предложить для Сокровищницы культуры человечества. Это должны быть: –2-3 символа, –2 важные идеи, –3 понятия, –2 имени. Вам надо будет пояснить, почему именно это внесено в общую сокровищницу. 34

Зафиксированные во ФГОС результаты предусматривают: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества. 35

Наиболее распространенные формы работы с текстом на учебном занятии ОДНКНР Словарная работа. Текст как основа для сценария заключительного проекта с элементами театрализации. Беседа по вопросам к тексту. Написание рассказа с опорой на личный опыт. Обсуждение основной идеи и смысла истории. История без окончания. Иллюстрирование текста. Придумывание своей истории на тему текста. Анализ названия рассказа, истории, сказки, притчи. Составление книги-самоделки любимых произведений. Подготовка рассказ о необыкновенных предметах, вещах. Сравнение нескольких текстов из разных культур. Разгадывание и составление ребусов, загадок, шарад. Подбор пословиц и поговорок. 36

Чтение-погружение Читая древние легенды, исторические документы, литературные произведения, нужно вместе с детьми пытаться обязательно погрузиться и в языковую среду другой эпохи. Принцип: «Что нам не понятно? Слово? Его значение? Написание? Построение предложения?» 37

Из «Поучения Владимира Мономаха детям» Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим… Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым… Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. 38

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. (Например, кто такие жрецы? Что такое иерархия в христианской церкви?) Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что ….?», «Если я правильно понял, то..?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того что он только что сказал. (Например: правильно ли мы поняли, что ты считаешь, что «золотое правило нравственности» имеет множество различных формулировок?) Вопросы к тексту (классификация Б. Блума) 39

Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно следственных связей. (Например, почему «золотое правило нравственности» существует в двух формулировках – положительной и отрицательной?) Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Что бы изменилось …., если бы….?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?» (Что изменилось бы в жизни людей, если бы не было совести?) 40

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?» (Чем дружеские отношения отличаются от других отношений? Чем плох или хорош главный принцип эгоиста: «Все для меня, все во имя меня»?) Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой «Как бы вы поступили на месте героя?» 41

Щедрый подарок Приехал отец из города. Привёз сыну медовик и говорит ему: «Вася, поделись вкусным медовиком с Петей. Поделись щедро». А как это - щедро? спрашивает сын. Отец отвечает: «Переломи медовик и большую часть отдай Пете. А меньшую оставь себе». Лучше я отдам медовик Пете, сказал Вася. Пусть он делит его щедро. Какой вопрос можно задать после прочтения этого текста? (Если ученики не сумели самостоятельно сформулировать вопрос, то это делает учитель.) Почему Вася захотел отдать медовик Пете? О чём это свидетельствует? Что не понял из совета отца Василий? 42

Притча Притча (от «течь/идти» или «ткнуть/встретиться») – «при путное изречение», т.е. такое, которое служит указанием пути, руководствует человека на путях жизни, давая ему средства к благополучному течению по этим путям. Притча (от «притыкать, притачивать») – украшающий, внешний способ выражения мысли. Притча (др.-р.) – нечаянный, внезапный, нежданный случай, притом дурной, несчастный. Притча – посмешище, предмет пересудов (см. «притча во языцех»). Притча – причитание, плач, вообще сетование. Притча – дидактико-аллегорический жанр, близкий басне. 43

Темы притч: мудрость, долголетие, праведность, знание, любовь к ближнему, страх перед животворными силами природы, воздержание, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, сдержанность в наслаждениях, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок. 44

Свойства притчи: дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность (осуждается не человек, а порок) подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации предполагает мыслительную деятельность не требует доказательств строится на сравнении краткость 45

Функции притч (по А. Н. Иоффе): 1. функция зеркала; 2. функция модели; 3. функция опосредования; 4. функция хранения опыта. 46

Способы использования притч в учебном процессе Обсуждение основной идеи и смысла притчи. Сформулировать вопросы или ответить на поставленные. Придумать название притчи. Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться). Выделить ключевые слова понятия, с последующим комментированием. Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста). Инсценировка притчи. Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка) Подбор пословиц, поговорок. Сравнение с басней (определить). Найти или предложить вставить пропущенные слова. Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли и т.п.). Сравнение нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями. Определение ценностей, которые отражает притча. 47

«Видимо-невидимо» (автор Шагина Лариса Адамовна) Класс делится на команды, как правило 4. Каждая команда занимает своё игровое место. На экране (доске) появляется слайд, на котором различными цветами, в разном направлении, «вдоль и поперёк» написано слов. Это могут быть слова на определённую орфограмму (для урока русского языка), литературоведческие термины, химические или физические формулы, даты. Через 1 минуту с использованием функции интерактивной доски "шторка", либо с помощью триггера изображение пропадает. За 3 минуты командам необходимо записать запомнившиеся слова по определённой теме. Хорошо, если среди слов будут 1-2 «лишних». 48

таинство выбор этикет Пасха благословение мораль патриотизм сунна любовь ритуал жертва Библия евхаристия эгоизм достоинство стыд альтруизм метафора 49

«Основы мировых религиозных культур» Благословение Любовь Сунна Евхаристия Сансара Ритуал Таинство Библия Жертва Пасха «Основы светской этики» Дружба Выбор Альтруизм Мораль Стыд Эгоизм Добро и зло Достоинство Этикет Патриотизм метафора 50

«Гонка за лидером» (автор Евтушевская Софья Валентиновна) С последней парты каждого ряда запускается лист с заданием, в котором обучающиеся заполняют по одному фрагменту: пропущенное слово, фразу, часть в таблице, схеме, формулах и т.д.. Проводится проверка правильности выполнения задания через афиширование ответов (можно при помощи проектора). Побеждает тот ряд, который быстрее и правильнее выполнил работу. Если у лидера есть ошибки, рассматриваются другие ответы. Победа может перейти к другому ряду, который выполнил задание позже, но более правильно. 51

Лист с заданием 1 (модуль «Основы православной культуры») Задания: 1. Вставьте слово в названия монастырей или мест, где они находятся: _______________ пустынь, _______________Посад, Киево-_________лавра. 2. Что движет героем, совершающим истинный подвиг? Вычеркните лишнее: бескорыстие, любовь к Отечеству, защита близких, восстановление справедливости, нажива. 3. Что бывает только у монахов? Четки, клобук, постриг, обет, молитва. 4. Знакомство с каким произведением искусства повлияло на решение князя Владимира принять христианство? Болгарские танцы, греческая икона, немецкий орган. Ответы: Оптина пустынь, Сергиев Посад, Киево- Печерская лавра нажива клобук греческая икона 52

«Двухчастный дневник» (автор Баранова Ольга Николаевна) Прием дает возможность учащимся связать содержание текста с личным опытом. Дневник представляет собой таблицу из двух столбцов, левый называется "Цитата", а правый - "Комментарии". В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них большее впечатление, вызвали ассоциации с эпизодами из собственной жизни, озадачили их, вызвали протест и т.д. Справа они должны дать комментарии: что заставило выбрать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с "двухчастными " дневниками, с их помощью текст разбирается, дети делятся замечаниями, которые они сделали на каждой странице. Прием особенно продуктивен, когда дети получают задание прочитать дома текст большого объема. 53

Модуль «Основы светской этики». Урок 13. Альтруизм и эгоизм ЦИТАТАКОММЕНТАРИЙ «Зачастую человек помогает другим только потому, что может это сделать. Он чувствует в себе силы, которые может потратить на добрые дела». Интересно, помощь в том случае, когда ее нужно оказать, тоже альтруизм? (Например, человек поскользнулся, упал, сильно ушибся, вокруг никого нет, кроме тебя…) «Будучи противоположностями, альтруизм и эгоизм могут успешно дополнять друг друга. Дело в том, что при всей моральной привлекательности альтруизм не способен от недостатков. Так, больше ценятся альтруистические поступки, направленные на благо «дальнего», помощь случайным людям… Однако излишняя любовь к «дальнему» может привести к забвению «ближних». И в данном случае уместно представление о разумном эгоизме как добродетели». Если ценить альтруизм, разве он останется таковым? Разве это не расчет? Тогда это эгоизм? Кто такие «дальние» и «ближние»? Какие бы мы ни добавляли эпитеты, эгоизм есть эгоизм. Получается, тогда он добродетель? 54

«Чудесное превращение» (автор Николаева Лариса Сергеевна) Вариантов может быть много. Условие одно - чудесное превращение. Например, на доске белые цветы, необходимо выполнить ряд заданий, чтобы оживить" цветы, и тогда они станут разноцветными. Одно задание - один цветок. Могут быть черно-белыми бабочки, осенние листочки и др. Можно на рисунок прикрепить промокательную бумагу, которая "тает" от воды. Когда задание выполнено, мокрой кисточкой провести по бумаге, появится изображение. 55

56

57

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ СЕМИНАРА 58

Ответьте на следующие далее вопросы: 1. Оцените степень полезности семинара по 6-балльной шкале, где «0» – бесполезен, «5» - информация исчерпывающая, практически вся необходима. 2. Оказал ли вам семинар методическую, информационную помощь, в чем она заключалась? 3. Какие проблемы не были затронуты на семинаре, но их необходимо решать в ближайшее время? 59

кафедра гуманитарного образования тел.: (3812) (доб.51) форум: forum.irooo.ru 60