Тема: Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроке музыки Подготовила: учитель музыки МБОУ СОШ 64 Лобова Елена Венедиктовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Advertisements

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Метапредметные результаты обучения русскому языку на современном этапе (по ФГОС ООО)
Формирование УУД в начальной школе Дикова М.А., учитель начальных классов МОБУ Ирбейская сош г.
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее выполнения. Формирование умения планировать, контролировать,
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования стандартов 2 поколения.
Современная школа должна ребенка: - научить учиться, - научить жить, - научить жить вместе, - научить работать и зарабатывать.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Предмет « Музыка » ( со стр. 81). Выпускник научится : воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Формирование УУД, построение урока музыки в рамках ФГОС Выявление одаренности у детей младшего школьного возраста посредством уроков музыки.
УУД (универсальные учебные действия) в широком значении: - умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
МАСТЕР – КЛАСС «Прекрасное пробуждает доброе…» МОУ «Средняя общеобразовательная школа 48» города Курска по теме «Формирование универсальных учебных действий.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Транксрипт:

Тема: Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроке музыки Подготовила: учитель музыки МБОУ СОШ 64 Лобова Елена Венедиктовна

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ»

1. Определение понятия. Универсальные учебные действия* – это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, организации учебного процесса, определяемому как «умение учиться». * Далее по тексту применяется сокращение УУД

Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области. 2. Функциональное назначение.

3. Виды УУД. УУД Познавательные действия Регулятивные действия Личностные действия Коммуникативные действия

Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях и включают в свой состав три вида действий: Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение. Действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. 4. Личностные УУД.

Обеспечивают поиск и выделение необходимой информации, ее сравнение, установку причинно- следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование. Познавательные УУД включают: Общеучебные УУД Логические УУД Действия постановки и решения проблем 5. Познавательные УУД

Обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относят: Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Саморегуляция 6. Регулятивные УУД.

Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Виды коммуникативных УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Постановка вопросов. Разрешение возникающих конфликтов. Управление поведением партнера. Умение выражать свои мысли. 7. Коммуникативные УУД.

8. Структура УУД.

Овладение учащимися личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Назначение учебного предмета «Музыка» в реализации данного подхода заключается в том, чтобы формировать личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия через содержание самого предмета «Музыка» и релевантных способов организации музыкально-образовательной деятельности. 9. Заключение.

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

1. Формирование личностных УУД на уроках музыки. УУДВиды деятельности Способы деятельности 1. Формирование основ гражданской идентичности личности 1. Участвовать в хоровом исполнении гимна России, города и школы 2. Создавать музыкальные композиции на основе образцов отечественного музыкального фольклора, принимать участие в традиционных праздниках народов России 3. Иметь представление о религиозных праздниках народов России и их традициях 1. Знакомство с государственной символикой через ряд вопросов: В каких случаях звучит Гимн? Ка кис чувства вызывает? 1. Обращение к личному опыту детей 2. Осознание своего «Я» как гражданина России 2. Формирование адекватной позитивной самооценки 1. Интонационно и осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре 2. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников 1. Сравнение ребенком своих достижений «вчера и сегодня», выработка самооценки Понравилось ли тебе твое выступление? Что изменилось в твоем выступлении? 1. Сравнение ребенком своих достижений и достижений одноклассников 3. Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности 1. Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения, сочинять мелодии 2. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля 3. Формировать библиотеку, фонотеку, видеотеку 1. Формирование смыслов учебной деятельности ребенка через развитие его творческого потенциала в игровой музыкальной деятельности: восприятие музыки вокально-хоровая работа пластическое интонирование инструментальное музицирование 4. Ценностно- нравственная ориентация 1. Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России 2. Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках. 1. Знание о народах и этнических группах России. 2. Уважение и принятие других народов России 3. Формирование чувства гордости за Родину 5. Развитие эмпатии и сопереживания Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. 1. Метод эмоционального воздействия через яркое образное слово, мимику, жесты учителя 2. Побуждение к сопереживанию 3. Подбор эмоциональных эпитетов к музыке, использование «Словаря эстетических эмоций» Ражникова В.Г. 6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств 1. Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке 2. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы Освоение общекультурного наследия России

Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству. Формирование личностного смысла постижения искусства. Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой. Приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально- творческих возможностей. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования. Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных. Развитие духовно-нравственных и этических чувств. 2. Результаты формирования личностных УУД на уроках музыки.

УУДВиды деятельности Способы деятельности 1. Самостоятельное формулирование познавательной цели Исследовать и выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки ^Исследовать историю создания музыкальных инструментов Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления через: Распознавание существенных признаков и свойств явлений с помощью наблюдения, сравнения, анализа Распознавание культурных отношений с другими явлениями 2. Поиск и выделение необходимой информации Наблюдение за музыкой в жизни человека Различать настроения, чувства и характер человека Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов Различать на слух старинную и современную музыку Умение работать с информацией через:: сравнение конкретно-чувственных и иных данных Sанализ и синтез сериацию - упорядочение объектов по выделенному основанию классификацию обобщение установление аналогий 3. Знаково- символическое моделирование Знакомиться с элементами нотной записи Моделировать в графическом рисунке особенности песни, танца, марша. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись Знаково-символическое моделирование нотного текста через: кодирование/замещение декодирование/считывание умение использовать наглядные модели построение модели и работа с ней 4. Анализ объектов с целью выделения признаков Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи Определять особенности построения музыки Анализ (расчленение целого на части) - процесс мысленного или фактического познания музыкального произведения в виде разъединения его цельного содержания на составные части 5. Синтез как составление целого из частей Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства Выявлять особенности народного и профессионального музыкального творчества Синтез (составление целого из частей) - объединение элементов музыкального языка в единое целое; рассмотрение связей произведения с многообразными историко-стилистическими свойствами и чертами 6. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке Узнавать по звучанию различные виды музыки из произведений программы Сериация (упорядочение объектов по выделенному основанию) и классификация (отнесение предмета к группе на основе заданного признака): узнавать по звучанию различные виды и жанры музыки, группы инструментов, инструменты различных видов оркестра, музыкальные голоса и т.д. Установление аналогий: подбор стихов и рассказов 3. Формирование познавательных УУД на уроке музыки.

Наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности. Ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро - и макросоциума. Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства. 4. Результаты формирования познавательных УУД на уроке музыки.

5. Формирование регулятивных УУД на уроке музыки. УУД Виды деятельности Способы деятельности 1. Планирование деятельности Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника и участвовать в их проведении Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений Способность к планированию своей деятельности: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности умение действовать по плану и планировать свою деятельность Sпреодоление импульсивности, непроизвольности умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого 2. Коррекция Корректировать собственное исполнение Сравнение вариантов своего исполнения, вычленение и оценка удачных и неудачных фрагментов, выяснение причин неудачи на основе конкретной самооценки, предоставление ребенку возможности осуществлять равнодостойные выборы, сравнение исполнительских трактовок через серию вопросов: Понравилось ли тебе свое исполнение, почему? Что изменилось в твоем исполнении? Чтобы ты хотел изменить, почему? 3. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном и оценка Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников Оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии при исполнении музыкальных произведений Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы Оценивание музыкально-творческой деятельности: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками умение адекватно воспринимать оценки и отметки умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль умение планировать работу до ее начала адекватность и дифференцированность самооценки

Планирование, контроль и оценка собственных учебных действий. Понимание их успешности или причин неуспешности. Умение корректировать свои действия. 6. Результаты формирования регулятивных УУД на уроках музыки.

7. Формирование коммуникативных УУД на уроках музыки. УУД Виды деятельности Способы деятельности 1. Планирование учебного сотрудничества - определение цели, функций участников, способов взаимодействия Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов русского фольклора Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх- драматизациях Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.) Распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы Обмен способами действия, заданный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности (путем взаимопонимания устанавливается соответствие собственного действия и его продукта и действия другого участника, включенного в деятельность) коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы) рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности (путем рефлексии устанавливается отношение участника к собственному действию, благодаря чему обеспечивается изменение этого действия в отношении к содержанию и форме совместной работы) 2. Владение монологической и диалогической формами речи, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Применять словарь эмоций для характеристики музыки Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов Формирование потребности поделиться со взрослыми и сверстниками своими музыкальными впечатлениями, диалоговые формы работы, эмоционально позитивное отношение к процессу общения на уроке, создание ситуации успеха Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения для определения своего отношение к музыке, раскрытие смысла музыкального произведения, оформление своих мыслей в устной и письменной речи

Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей. Умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии. 8. Результаты формирования коммуникативных УУД на уроках музыки.

ХАРАКТЕРИСТИКА И ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ МУЗЫКИ ПО КЛАССАМ

1. Формирование личностных УУД 1-2 классах Класс Характеристика деятельности учащихся 1 Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Наблюдать за музыкой в жизни человека. Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи). Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре). Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок; песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т. п. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника и участвовать в их проведении. 2 Эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки, на живописные, музыкальные и литературные образы. Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности. Определять жизненную основу музыкальных произведений. Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др. Участвовать в хоровом исполнении Гимна России, гимнов города, школы. Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы (в паре, в группе). Инсценировать песни и пьесы программного характера и исполнять их на школьных праздниках. Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля; в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на уроках и школьных праздниках. Создавать музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных инструментах) на основе образцов отечественного музыкального фольклора. Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения. Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности. Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек. Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника и участвовать в их проведении. Участвовать в концертах, конкурсах, фестивалях детского творчества.

2. Формирование личностных УУД в 3-4 классах Класс Характеристика деятельности учащихся 3 Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.). Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке; ассоциативно-образные связи музыкальных и живописных произведений; общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения. Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках. Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения. Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты. Оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии при исполнении музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре. Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи. Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша. Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении. Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях и принимать участие в традиционных праздниках народов России. Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.). 4 Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать свое мнение. Рассуждать о значении преобразующей силы музыки. Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров. Передавать в пении, драматизации, музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании, импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров. Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности. Импровизировать на заданные тексты. Оценивать собственную творческую деятельность. Самостоятельно работать в творческих тетрадях Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках. Моделировать варианты интерпретаций музыкальных произведений. Формировать фонотеку, библиотеку, видеотеку. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.

3. Формирование познавательных УУД в 1-2 классах Класс Характеристика деятельности учащихся 1 Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Сравнивать музыкальные и речевые интонации; музыкальные произведения разных жанров; речевые и музыкальные интонации. Выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. Знакомиться с элементами нотной записи. Моделировать в графическом рисунке особенности песни, танца, марша. 2 Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки. Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов; содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов. Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи. Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии; различные по смыслу музыкальные интонации. Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев). Понимать основные термины и понятия музыкального искусства; триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя. Определять жизненную основу музыкальных произведений. Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии, художественно­образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения. Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др. Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения. Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек. Инсценировать песни и пьесы программного характера и исполнять их на школьных праздниках. Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью графическую запись с ее жанром и музыкальной речью композитора. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.

4. Формирование познавательных УУД в 3-4 классах Класс Характеристика деятельности учащихся 3 Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки. Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии; сходство и различия русских и западноевропейских произведений. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров. Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Различать на слух старинную и современную музыку. Оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии при исполнении музыкальных произведений. Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения. Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках. Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения. Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты. Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей. Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений. Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера, разыгрывать их и исполнять во время досуга. Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты. Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи. Петь мелодии с ориентации на нотную запись. Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения. 4 Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Определять и соотносить виды музыки. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Рассуждать о значении преобразующей силы музыки. Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств. Понимать особенности построения формы музыкальных и литературных произведений. Подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусств. Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы. Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников. Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки; исследовать историю создания музыкальных инструментов. Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям. Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России.

5. Формирование регулятивных УУД в 1-4 классах Класс Характеристика деятельности учащихся 1 Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре). Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок; песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т. п. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника и участвовать в их проведении. 2 Создавать музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных инструментах) на основе образцов отечественного музыкального фольклора. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника и участвовать в их проведении. 3 Оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии при исполнении музыкальных произведений. Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях и принимать участие в Традиционных праздниках народов России. Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.). Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника и участвовать в их проведении. 4 Корректировать собственное исполнение. Самостоятельно работать в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений. Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки; исследовать историю Создания музыкальных инструментов. Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России. Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений. Оценивать собственную творческую деятельность. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы.

6. Формирование коммуникативных УУД в 1-4 классах Класс Характеристика деятельности учащихся 1 Применять словарь эмоций. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи). Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок; песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т. п. Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов. 2 Понимать основные термины и понятия музыкального искусства; триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя. Размышлять об отечественной музыке, ее характере. Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций). Рассказывать сюжеты литературных произведений. Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы (в паре, в группе). Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля; в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на уроках и школьных праздниках. Создавать музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных инструментах). Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов русского фольклора. 3 Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций». Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки; о значении дирижера, режиссера, художника постановщика в создании музыкального спектакля; о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.). Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях и принимать участие в традиционных праздниках народов России. 4 Рассуждать о значении преобразующей силы музыки. Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям. Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты из произведений, оперы и др.). Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.

Таким образом, универсальные учебные действия носят надпредметный, метапредметный характер, реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности, обеспечивают обучающемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. 7. Выводы

Комбинированный урок. Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует Осуществлени е контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Осуществлени е коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» К.Д. Ушинский

Деятельность учащихся на каждом этапе урока Требования к уроку Урок современного типа Универсальные учебные действия Объявление темы урока Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Познавательные общеучебные, коммуникативные Сообщение целей и задач Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Регулятивные целеполагания, коммуникативные Планирование Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Регулятивные планирования

Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует) Познавательные, регулятивные, коммуникативные Осуществление контроля Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) (учитель консультирует) Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные Итог урока Проводится рефлексия Регулятивные саморегуляции, коммуникативные Домашнее задание Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Познавательные, регулятивные, коммуникативные

«Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». У. Уорд

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!