План проведения семинара 1. Универсальные учебные действия. Заместитель директора по УВР Теренюк А.В. 2.Коммуникативные универсальные учебные действия. Педагог-психолог Прыткова Л.А. 3. Открытые уроки в 1,2 классах: 1-в класс – мастер-класс. Формирование УУД на уроках в 1 классах. Учитель Антипова Софья Федоровна 2-а класс – русский язык. Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные Учитель Смирнова Наталья Анатольевнва 4. Рефлексия.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального образования, раздел 1, п. 7
Ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
владеющий основами умения учиться любознательный, активно познающий мир доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать свое мнение поступки готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни уважающий и принимающий ценности семьи и общества любящий свой край и свою Родину
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося ( а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, включая организацию этого процесса.
Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможности широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание ее целевой направленности, ценностно- смысловых и операционных характеристик.
1.Личностные УУД 2.Регулятивные УУД 3.Познавательные УУД 4.Коммуникативные УУД
целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще не известно; целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще не известно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечных результатов; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечных результатов; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; коррекция – внесение необходимых дополнений в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий. саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознание и построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективного способа решения задач; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности; знаково-символические действия: моделирование; преобразование модели с целью выявления общих законов; логические универсальные учебные действия: анализ объектов с целью выявления признаков; синтез; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство: выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнеров; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Форма календарно- тематического планирования уроков уро- ка п/п Дата урока в раз- деле Тема урока Цель урокаТип урока Форма уч. сотрудни- чества Формирование УУД ИКТ- поддерж -ка урока
уро-ка п/п Дата урока в раз-деле Тема урока Цель урока Тип урока Форма уч. сотрудни-чества Формирование УУД ИКТ- поддерж- ка урока 48 1 Наблюдение за словоизменением имен существительных. Р/р: восстановление деформированного текста. Формировать умение определять формы словоизме- нения существительных. Ввести понятие «падеж». Познакомить с падежными вопросами. Комбини- рованный урок Фронталь-ная, групповая Познавательные: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. Мульти- мед. проектор (презен- тация: деформи- рованный текст). 49 2Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить их в разные падежные формы. Уметь изменять су- ществительные по падежам, исполь- зовать алгоритм определения падежа. Урок развития умений и навыков Фронталь-ная, индивиду- альная, парная Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему). Календарно- тематическое планирование уроков русского языка в 4 классе. Календарно- тематическое планирование уроков русского языка в 4 классе.
По рисунку составить задачу, которая решается с помощью умножения
В саду росло 9 яблонь и 6 груш. На сколько больше яблонь, чем груш? На сколько меньше груш, чем яблонь? Рис Рис.2
1. Коммуникативные УУД формируются, когда: ученик учится отвечать на вопросы; ученик учится задавать вопросы; ученик учится вести диалог; ученик учится пересказывать сюжет; учащихся учат слушать – перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно». 2. Личностные УУД формируются, когда: учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос направлен непосредственно на формирование интереса, любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»; учитель способствует возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме. Обычно этому способствуют вопросы: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…». 3. Познавательные УУД формируются, когда: учитель говорит: «Подумайте»; «Выполните задание»; «Проанализируйте»; «Сделайте вывод…». 4. Регулятивные УУД формируются, когда: учитель учит конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какойлибо задачи, оценивать и пр.
Контроль универсальных учебных действий Контрольная работа по математике для 1 класса (апрель) Задание 1. Найди закономерность, продолжи ряд чисел до 20: 1, 3, 5… Задание 2. Нарисуй ситуацию (машинки обозначай квадратиком). У Пети было 4 машинки, а у Коли – на 2 машинки больше. Покажи дугой машинки Пети и машинки Коли. УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений (логические) УУД: моделирование (знаково – символические)
Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности усвоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Задание для самостоятельной практической работы Составить фрагмент календарно- тематического планирования с указанием УУД, формируемых на уроке, для одного-двух разделов любой основной предметной линии (не менее 2-х учебных недель). Например: русский язык, 2 класс. «Согласные звуки и буквы для согласных звуков».
ФОРМА ЗАЧЕТА - ДИСТАНЦИОННАЯ Кому: Теренюк А.В. Тема: семинар г
1.Какие виды УУД были содержательным компонентом урока? 2.Как учитель организовал формирование УУД? 3.На какие УУД опирался учитель? 4.Какие формы и методы Вы можете предложить для решения поставленной задачи?
Спасибо за внимание!