Цель работы: рассмотреть методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель химии МОУ школа 53 Щекочихина Т. Н.. Цель работы: рассмотреть методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.
Advertisements

Цель работы: рассмотреть методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.
ОВР в органической химии Автор: Елена Ильинична Волкорез –учитель химии Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа.
ОКИСЛИТЕЛЬНО- ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ 1.ОВР.Классификация ОВР. 2.Метод электронного баланса. 3.Метод полуреакций.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа (Образовательный центр) с. Челно-Вершины муниципального района.
Тема урока: Подготовила и провела учитель химии Новоникольской СОШ Кузнецова И.Н.
ОВР в органической химии. Цель работы: изучить и показать применение окислительно- восстановительных реакций в органической химии.
Окислительно- восстановительные реакции. Основные правила определения степени окисления (СО) 1. СО атомов в простых веществах равна 0: Mg, S, H 2, N 2.
Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) Часть 2 Асанова Лидия Ивановна кандидат педагогических наук, доцент.
Ионно-электронный метод расстановки коэффициентов в окислительно- восстановительных реакциях Метод полуреакций Учитель ГОУ СОШ 424 Киселева Г.В.
Составление уравнений окислительно- восстановительных реакций.
Терминология Степень окисления Степень окисления Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) Окисление Окисление.
ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ (по изменению степени окисления элементов, образующих реагенты и продукты) AgNO 3 + HCl = AgCl + HNO 3.
Окислительно – восстановительные реакции с участием органических соединений. Урок химии 11 классе.
Учитель химии МОУ СОШ 2 Денисова Н.В. Спирово. Тверской области.
Окислительно- восстановительные реакции Насардинова Алина-учащаяся 11 класса МОУ «Альменевская СОШ»
Окислительно- восстановительные реакции. Цель – ознакомление с основными закономерностями процессов окисления и восстановления, освоение методики составления.
Волнуемся Успокоимся Подготовила учитель химии МБОУ «Хормалинская СОШ» Ибресинского района Иванова Валентина Васильевна.
Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) – это реакции, в процессе которых меняется степень окисления двух элементов, один из которых является окислителем,
Важнейшие окислители Сильные F 2, O 2, O 3, H 2 O 2, Cl 2 HClO, HClO 3, H 2 SO 4, HNO 3 Царская водка NO 2 KMnO 4, MnO 2 K 2 Cr 2 O 7, CrO 3 PbO 2 Слабые.
Транксрипт:

Цель работы: рассмотреть методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Сущность ОВР можно выразить разными способами, каждый из которых имеет определенные достоинства и недостатки. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса Алгоритм составления уравнения методом электронного баланса Составление уравнений ОВР методом полуреакций или ионно- электронным методом Алгоритм составления уравнения методом полуреакций, или ионно-электронным методом Реакции, протекающие в кислой среде Реакции, протекающие в щелочной среде Реакции, протекающие в нейтральной среде Список литературы

Метод основан на сравнении степеней окисления атомов в исходных веществах и продуктах реакции и на балансировании числа электронов, смещенных от восстановителя к окислителю.степеней окисления Метод применяется для составления уравнений реакций, протекающих в любых фазах. В этом универсальность и удобство метода. Недостаток метода – при выражении сущности реакций, протекающих в растворах, не отражается существование реальных частиц.

1. Составить схему реакции. 2. Определить степени окисления элементов в реагентах и продуктах реакции. 3.Определить, является реакция окислительно-восстановительной или она протекает без изменения степеней окисления элементов. 4. Подчеркнуть элементы, степени окисления которых изменяются. 5.Определить, какой элемент окисляется (его степень окисления повышается) и какой элемент восстанавливается (его степень окисления понижается) в процессе реакции. 6. В левой части схемы обозначить с помощью стрелок процесс окисления (смещение электронов от атома элемента) и процесс восстановления (смещение электронов к атому элемента) 7. Определить восстановитель и окислитель. 8. Сбалансировать число электронов между окислителем и восстановителем. 9. Определить коэффициенты для окислителя и восстановителя, продуктов окисления и восстановления. 10. Записать коэффициент перед формулой вещества, определяющего среду раствора. 11. Проверить уравнение реакции.

Метод основан на составлении ионно-электронных уравнений для процессов окисления и восстановления с учетом реально существующих частиц и последующим суммированием их в общее уравнение. Метод применяется для выражения сущности окислительно-восстанови- тельных реакций, протекающих только в растворах. Достоинство метода: 1. В электронно-ионных уравнениях полуреакций записываются ионы, реально существующие в водном растворе, а не условные частицы. 2. Понятие «степень окисления» не используется. 3. При использовании этого метода не нужно знать все вещества: они определяются при выводе уравнения реакции. 4. Видна роль среды как активного участника всего процесса.

СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ (окислительное число), условный показатель, характеризующий заряд атома в соединениях. В молекулах с ионной связью совпадает с зарядом иона, напр. в NaCl степень окисления натрия +1, хлора -1. В ковалентных соединениях за степень окисления принимают заряд, который получил бы атом, если бы все пары электронов, осуществляющие химическую связь, были целиком перенесены к более электроотрицательным атомам, напр. в HCl степень окисления водорода +1, хлора -1. Понятие степень окисления используется, напр., при составлении уравнений окислительно-восстановительных реакций.

1. Записываем ионную схему процесса, которая включает только восстановитель и продукт его окисления и окислитель и продукт его восстановления: Zn+NO 3 -> Zn 2+ + NO Составляем ионно-электронное уравнение процесса окисления(это I полуреакция): Zn - 2ē -> Zn Составляем ионно-электронное уравнение процесса восстановления(это II полуреакция): NO 3 ¯ + 2H + + ē -> NO 2 + H 2 O 4. Записываем уравнения полуреакций так, чтобы число электронов между окислителем и восстановителем было сбалансировано: Zn - 2ē -> Zn 2+ NO 3 ¯ + 2H + + ē-> NO 2 + H 2 O 2 5. Суммируем почленное уравнения полуреакций. Составляем общее ионное уравнение реакции: Zn + 2NO 3 ¯ + 4H + -> Zn NO 2 +2 H 2 O Проверяем правильность составления уравнения реакции в ионном виде: а)число атомов элементов должно быть равно в левой и в правой частях уравнения. б)общий заряд частиц в левой и правой частях ионного уравнения должен быть одинаков. 6. Записываем уравнение в молекулярной форме. Для этого добавляем к ионам, входящим в ионное уравнение, необходимое число ионов противоположного заряда: Zn + 4HNO 3 ( конц.)=Zn(NO 3 ) NO 2 +2 H 2 O

В кислой среде кислород отдают молекулы воды, а связывается он ионами водорода. 2KMnO KBr + 8H 2 SO 4 -> 6K 2 SO 4 + 5Br 2 +2MnSO 4 + 8H 2 O K + + MnO4¯ + K + + Br¯ +2H + + SO 4 2 ¯ -> 2K + + SO 4 2 ¯ + 2Br 0 + Mn 2+ + SO 4 2 ¯ + H 2 O MnO 4 ¯ + Br¯ +2H + -> 2Br 0 + Mn 2+ + H 2 O MnO4¯ +8H + +5ē -> Mn H 2 O 2 (восстановление) 2Br¯ - 2ē -> 2Br 0 5 ( окисление ) 2MnO4¯ +16H Br¯ -> 10Br 0 + 2Mn H 2 O

В щелочной среде кислород предоставляют ионы ОН¯, а связывается он молекулами воды MnCl 2 + KBrO + 2KOH -> MnO 2 + KBr + 2KCl +H 2 O Mn Cl¯ + K + + BrO¯ + K + + ОН¯-> MnO 2 + K + + Br¯ + K + + Cl¯ + H 2 O Mn 2+ + BrO¯ + ОН¯-> MnO 2 + Br¯ + H 2 O Mn ОН¯ - 2ē -> MnO 2 +2H 2 O 1 ( окисление ) BrO¯ + 2H 2 O+2ē -> Br¯ + 2ОН¯ 1 (восстановление) Mn 2+ + BrO¯ + 2ОН¯-> MnO 2 + Br¯ + H 2 O

В нейтральной среде добавление и связывание атомов кислорода осуществляется только молекулами воды 6KBr + 2KMnO 4 + 4H 2 O -> 3Br 2 + 8KOH + 2MnO 2 K + + Br¯ + K + + MnO 4 ¯ + H 2 O -> 2Br 0 + MnO 2 + K + +ОН¯ Br¯ + MnO 4 ¯ + H 2 O -> 2Br 0 + MnO 2 +ОН¯ MnO 4 ¯ + 2H 2 O +3ē -> MnO 2 +4ОН¯ 2 (восстановление) 2Br¯ - 2ē -> 2Br 0 3 (окисление ) 2MnO 4 ¯ + 4H 2 O + 6Br¯ -> 2MnO 2 +8ОН¯ + 6Br 0

1. О.С. Габриелян. Настольная книга учителя. Химия.11 класс: часть I. М:«Дрофа», Лидин Р.А. Справочник школьника. М: «АСТ-ПРЕСС», Г.М. Крючкрва. Неорганическая химия. М: «Медицина» Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия