Методическая система «Организация творческого взаимодействия школьников при использовании проектного метода обучения» Трифонова Людмила Борисовна, учитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нормативно-правовая база инновационного проекта Инновационный образовательный проект «Использование инновационных технологий на уроках биологии как средство.
Advertisements

Проектно – исследовательская деятельность как метод формирования ключевых компетенций учащихся Кольцова Елена Николаевна учитель русского языка и литературы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 7 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города.
Проект «Оценки достижений учащихся через личностные компетенции учащихся»
МБОУ «Никифоровская СОШ 2». Программа развития МБОУ «Никифоровская СОШ 2» «Школа самореализации» на гг. Основная цель: Создание механизмов устойчивого.
Исследовательская деятельность - основа организации процесса обучения КРФМЛИ Каракчиева И.В. (зам. дир. по НМР КРФМЛИ)
Организация исследовательской деятельности в начальной школе.
17 июня 2010года Марченко Ольга Ивановна- учитель физики, руководитель ШНЛ МОУ – СОШ 3 г.Маркса.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия имени Андрея Платонова Педагогический стаж 24 года. Окончила в 1990 году ВГПИ. Далее работала.
Ключевые компетенции в обучении химии и биологии. Из опыта работы учителя химии и биологии Жигачевой Ольги Ивановны МОУ Суминской СОШ.
Ефимова Е. В. учитель технологии МБОУ СОШ 17 Цели всероссийской олимпиады школьников по технологии повышение уровня и престижности технологического образования.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского.
Малетина Елена Петровна. Учитель биологии высшей квалификационной категории МОУ Борисоглебская СОШ 5. Окончила Воронежский государственный университет,
Организация школьного научного общества учащихся г. Купино, 2011г.
"Внеурочная деятельность школьников по географии" Учитель географии Михайлова Светлана Николаевна Муниципального бюджетного общеобразоватьного учреждения.
Развитие исследовательских компетенций учащихся в процессе изучения дисциплин естественнонаучного цикла Инновационный педагогический опыт представлен учителем.
1. Стабильность и положительная динамика высокого уровня и качества освоения обучающимися учебных программ в соответствии с требованиями ФГОС. 2. Подтверждение.
Учитель начальных классов высшей категории МОУ «СОШ 6» г. Бузулука Оренбургской области Обобщение опыта по теме: «Организация исследовательской деятельности.
Проблемное обучение физике в средней школе Рябихина Вера Дмитриевна Учитель физики МБОУ Черемушкинская СОШ 2011.
Формирование ключевых компетентностей через проектно – исследовательскую деятельность Подготовила : учитель начальных классов МКОУ ТСОШ 6 Северова Н. А.
Транксрипт:

Методическая система «Организация творческого взаимодействия школьников при использовании проектного метода обучения» Трифонова Людмила Борисовна, учитель физики МОУ СОШ 23 г. Томска Еще Джон Локк ( г.г.) призывал бережно относиться к проявлению детьми какой-либо инициативы, обусловленной их естественной активностью: «Все, что ребенку хочется, - это быть занятым, притом тем, что, как ему кажется, избрано им самим» [1].

Появляются мультимодальные распределения, которые характерны не только для процессов познания. А.С. Макаренко писал: Я не знаю, почему, но группа численностью более 15 человек всегда стремится к разделению на два коллектива [5].

Методическая система - результат социального заказа и изучения закономерностей усвоения материала школьниками

Через совместную групповую работу над проектами различной направленности 1.Развить у всех школьников естественную потребность познания окружающего мира 2.Сформировать исследовательские, IT и коммуникативные компетенции 3.Повысить уровень самоактуализации обучающихся Задачи Цель Создание условий для развития каждого ученика в процессе организации творческого взаимодействия (в том числе взаимообучения) на основе проектной деятельности школьников, ведущего к сдвигу распределения по количеству усвоенного материала в сторону большего усвоения и успешному профессиональному самоопределению обучающихся.

Наличие педагогических средств, позволяющих достичь результатов профессиональной деятельности Ребята сами выбирают формы и темы работ, создают школьный уголок самодельных моделей, организуют консультации по моему предмету внутри общества, обмениваются идеями со школьниками других городов через собственный сайт. Содержание работ Изготовление и пояснение принципа действия своего холодильника Постановка демонстрационного эксперимента «хитрая змея» Постановка демонстрационных экспериментов «связываем струйки», «мыльная флотилия». Постановка демонстрационного эксперимента «нагревание шарика с кольцом» Изготовление и пояснение принципа действия пароходика с двигателем из бумажной скорлупы. Рассмотрение на примере самостоятельно изготовленной «катушки – ползушки» Изготовление и пояснения принципа действия катапульты Изготовление и пояснения принципа действия сепаратора Конструирование плотнометра (для определения плотности снега) и дождемера. Человек развивается под воздействием всех обстоятельств, его окружающих, поэтому понятие "средства" в педагогике следует рассматривать бесконечно широко [6].

Групповая работа над социальным проектом «Образовательный сайт школьного научного общества «Архимед» Гость Павел пишет, например, Ничего себе, какой веселый 3-й закон Ньютона на картинке Гость uHkBu3uToP отвечает:uHkBu3uToP Интереснее смотреть с реалиями нашей жизни, чем по учебнику Автору +1! Креативность на пять! АРХИМЕД-НОУ.РФ

Ребята разместили свои работы, содержащие: проблемное изложение материала, эксперименты, поставленные самими школьниками и снятые на камеру, исследовательские работы, контрольные вопросы (кроссворды) Групповая работа над социальным проектом «Образовательный сайт школьного научного общества «Архимед» Более 70 физических видеофрагментов - ссылок наших ребят и гостей сайта стимулируют школьников к изучению физики, особенно к экспериментальной проверке материалов. На сайте можно найти даже материалы по подготовке к экзаменам.

Социальный проект «Образовательный сайт школьного научного общества «Архимед»

Групповая работа над проектом «Школьный кабинет физики» Ребята создали школьный метеоуголок, постоянно действующую выставку самодельных физических приборов и банк дидактических материалов.

Личностное развитие детей в этих случаях происходит путем практического участия в созидательной (а предварительно и исследовательской) работе, которую я выстраиваю по следующей схеме: Выбор темы исследования Выявление проблемы Постановка целей, задач Изучение теории Освоение методики исследования Выдвижение гипотезы Выполнение эксперимента Фиксация полученных данных Обработка результатов эксперимента Анализ, обобщение, выводы Представление результатов Оценка исследования Рефлексия На профессиональное самоопределение школьников направлены элективные курсы «Атомная энергетика Томской области» и «Астрономия в Томске». Особенностью курсов является деятельностный подход к обучению: уроки - экскурсии, уроки – мини-проекты, конструирование моделей телескопов.

1) Исследовательские и коммуникативные компетенции % сформированности 2009 год % сформированности 2010 год % сформированности 2011 год Умение ставить достижимую и измеримую цель Умение ставить задачи исследования Умение выдвигать гипотезу Умение определить стратегию решения проблемы и решить ее Умение работать в группе Логическое мышление: умение анализировать, сравнивать, обобщать Умение фиксировать и оформлять результаты Умение представить свое исследование Представление основных профессиональных результатов 2) Результативность в виде изменения статистических распределений школьников по количеству усвоенного материала

Представление основных профессиональных результатов ГодРезультатСредний балл 2007Пятый в Томске Третий в Томске Второй в Томске 65 3)Результаты ЕГЭ моих выпускников значительно выше ( в среднем на 10 тестовых баллов) чем в городе Томске, Томской области и в России. На диаграмме справа представлены баллы ЕГЭ по физике в 2010 году 4) Результативность в виде творческого развития школьников (побед на олимпиадах) Уровень, название уч. год уч. год Муниципальный этап Всероссийской олимпиадыПризер (2 место) – 1 Областной этап Всероссийской олимпиады2 место – 1 Всероссийская олимпиада РосатомаПризер - 1Нет 11 класса Региональная олимпиада «Будущее Сибири»Призеров – 7Нет 11 класса

Обл. и регио- нальный 5-6) 2 грамоты за лучшую работу в областном конкурсе, посвященном году астрономии, организованном областным краеведческим музеем 7) грамота за лучший доклад на 2 областной конференции школьников «Я изучаю природу» 5) 1 место областной конкурс презентаций по астрономии, организованный краеведческим музеем 6)3 место региональная конференция школьников «Я изучаю природу» 7) 2 место областной конкурс «Космос - поэтический» 5) 1 место в областном конкурсе школьных газет по физике в рамках Международного дня науки 6) 2 место в региональном конкурсе «Социальное проектирование» 7) 3 место в региональной конференции школьников «Зеленое проектирование» 8) 1 место в региональном конкурсе компьютерных презентаций по физике 9-10) два диплома 2 степени в региональном конкурсе компьютерных презентаций по физике 11) диплом победителя 2 областного конкурса детских творческих работ «Наш друг – атомная энергия» 12-13) Два вторых места на региональной конференции «Я изучаю природу» Всерос- сийский 8-9) Два диплома Всероссийского Инновационного форума, проходившего в Томске за высокий уровень представленных работ 14) 1 место во Всероссийском конкурсе «Мой наномир» 15) Диплом 3 степени во Всероссийском конкурсе «Первые шаги». Работа школьников «Космические катастрофы: настоящее и будущее размещена на всероссийском сайте Представление основных профессиональных результатов уровень уч год уч. год уч. год 5) Результативность в виде творческого развития школьников (признание уровня работ в творческих конкурсах).

Представление основных профессиональных результатов 6) Результативность в виде повышения уровня самоактуализации школьников (ниже приведены результаты исследования уровня самоактуализации года по шкалам поддержки, ценностных ориентаций, самоуважения, самоприятия, контактности, креативности) 7) Результативность в виде поступления школьников на технические специальности 90% моих выпускников поступают в технические вузы Томска.

Формы инициативного взаимодействия с профессиональным сообществом Моя подготовительная работа на предприятии состоит в том, нужно совместно с инженерами подобрать объекты для ознакомления учащихся, выяснить их технические характеристики, наметить маршрут движения группы. Инженеры продумывают свои технические задания ребятам. К таким урокам привлекаются и родители, которые помогают осуществить все меры безопасности на объекте. 1) Стали популярными экскурсии по предмету для школьников: на ГРЭС – 2, (при изучении темы «Тепловые двигатели»), в институт Оптики атмосферы (при изучении темы «Лазеры»), Музей истории связи (при изучении темы «Радио»), Информационный центр по атомной энергии (при изучении темы «Ядерная физика»), Планетарий (при изучении глав астрономии в курсе физики) и др.

Формы инициативного взаимодействия с профессиональным сообществом 2) В 2010 году мы с ребятами стали участниками Проекта Физико-технического института ТПУ«Совершенствование научно- исследовательской деятельности школьников», в рамках которого ребята занимаются исследовательской деятельностью в учебно- исследовательской лаборатории NANOEDUCATOR НОИЦ «Наноматериалы и технологии». 3) Во взаимодействии с Планетарием в 2010 году ребята разработали Проект «Спасти зеленую планету», в рамках которого они рассчитали возможность изменения траектории астероида «Апофиз», угрожающего нашей планете в 2036 году, с помощью ядерного взрыва. Проект отмечен дипломом 2 степени Департамента природных ресурсов Томской области при поддержке Global Greengrants Fund.

Формы инициативного взаимодействия с профессиональным сообществом 4) Во взаимодействии с Томским педагогическим колледжем в 2010 году мы со старшеклассниками разработали Проект «Домашний детский сад», который предполагает ремонт помещения для такого садика и осуществление информационной поддержки через созданный ими сайт с целью привлечения дополнительных материальных средств. 5) Образовательный проект «Разработка и поддержка сайта школьного научного общества «Архимед» по просьбе ребят поддерживает кафедра ВММФ Национального исследовательского политехнического университета, добавляя на сайте свои материалы и включаясь в обсуждение проблем современной физики.

6) Сотрудничество с ГОУ ВПО «Томский государственный архитектурно-строительный университет» и с НИ ТПУ вечерний физико-математический лицей на базе МОУ СОШ 23 Формы инициативного взаимодействия с профессиональным сообществом

7) Распространение собственного педагогического опыта через Internet На Всероссийском сайте Клуба учителей «Доживем до понедельника» учебное пособие по подготовке к ЕГЭ (медаль Януша Корчака).

Спасибо за внимание! Список литературы 1.Локк Дж. Мысли о воспитании // Педагогическое наследие. М.: С Малинецкий Г.Г., Кащенко С.А., Потапов А.Б., Ахромеева Т.С., Митин Н.А., Шакаева М.С. Математическое моделирование системы образования // Синергетика и методы науки. С.-Пб.: Наука С Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Эдиториал УРСС, с. 4.Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, с. 5.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. С.-Пб: Питер, с. 6.Ежеленко В.Б. Теория педагогического метода. Педагогические средства.// Электронный научно- педагогический журнал «Письма в Emissia Offline», 2001.