Подготовка к написанию части С ЕГЭ по русскому языку Учитесь работать эффективно и аккуратно.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Advertisements

Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Выполнение задания части С Задание: 1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. 2. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором.
Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. (Сочинение. Максимум – 23 балла). Дорогу осилит идущий.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Мастер - класс. " Подготовка к ЕГЭ. Пишем сочинение, используя речевые клише "
ЕГЭ Алгоритм работы с текстом (часть С). 1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. Типы речи : повествование описание рассуждение Стили.
Подготовка к написанию задания части С ЕГЭ по русскому языку.
Подготовка к выполнению части С ЕГЭ. Основная проблема - это та: которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой.
Мастер-класс Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения с использованием речевых клише. Выполнила: учитель русского языка.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
ЕГЭ ( С ) Пишем СОЧИНЕНИЕ 2 УРОК. Задание С Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрезмерного.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Задание С Написание сочинения ЕГЭ В помощь выпускнику Автор: Смелова Н.Г., учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская.
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
ГИА. Подготовка к сочинению. Выполнила Кокурина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы.
Транксрипт:

Подготовка к написанию части С ЕГЭ по русскому языку Учитесь работать эффективно и аккуратно

Формулировка задания: Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

«Сухой остаток» задания (необходимые условия): Указать проблемы текста, остановится на 1 из них. Обозначить позицию автора Определить свою позицию (в связи с авторской) Выдвинуть аргументы в доказательство своей позиции Использовать цитаты из текста для комментария своей интерпретации Объём = слов (70<150<250) Аккуратно написать

Первый шаг: чтение и маркировка текста Прочитайте текст Подчеркните слова, которые отражают тему, проблему текста Выделите в тексте новые для вас слова. Это могут быть термины, которые надо запомнить; даты, фамилии и т.д Текст

Проверка: чтение и маркировка текста язык (1) велик (2) Беда (4) нас захлёстывает (13) портим его мы сами, забывая о том, что он живой (19) Текст

Формулирование темы: Тема - это то, о чем говорится в тексте; это то, что нам дано. Задание 1. Определи тему, прочитав исходный текст, по примерным вопросам: О чём говорится? Что нам дано? При необходимости выдели микротемы каждого абзаца. Тема часто примерно равна названию. Например, название текста: "Поединок с медведем". О чем этот текст? Проще всего ответить:"О поединке с медведем":) Но этого недостаточно для понимания темы. Поэтому надо внимательно прочитать текст и дополнить фразу. Например: "Этот текст о поединке с медведем, который...". Или "Этот текст о ( каком?) поединке с (каким?) медведем". Задание 2. Подумайте, какое можно дать название предложенному тексту. Задание 3. Попробуйте все содержание исходного авторского текста записать одним предложением. Это предложение, вероятней всего, будет сложным, а может быть, и простым осложненным.

Клише Дается истолкование (Чего?), описание (Чего?), критика, критическая оценка (Чего?), характеристика основных черт (Чего?). Излагается история (возникновения, формирования, зарождения, развития, создания (Чего?)). Исследуется комплекс вопросов (Каких?). Подвергается критике (Что?), рассмотрению (Чего?), анализу (Что?). Характеризуется состояние (Чего?). Показывается важная роль (Чего?), огромное значение (Чего? Для чего?).

Проверка: формулирование темы Тема - это то, о чем говорится в тексте; это то, что нам дано. Задание 1. О чём говорится? Что нам дано? В тексте автор, Т.Жарова, рассматривает современное состояние русского языка, говорит о его силе и красоте, при этом указывает, что «портим его мы сами, забывая о том, что он живой». Задание 2. Живой язык: счастье и беда нации. Задание 3. см. ответ на задание 1.

Формулирование проблемы: Проблематика – ряд таких вопросов, на которые находит или просто выдвигает (не находит, а предлагает читателю) ответ писатель. Проблема - это тезис, основная мысль, вопрос, требующий обсуждения, противоречие между тем, как должно быть и как на самом деле Продумай идею (основную мысль) автора. Задание 4. Задай себе вопрос: Какую мысль автор хотел доказать (показать, рассказать)? Зачем автор написал этот текст? Какую цель он ставил перед собой и читателями? Или: К чему призывает автор? К какому выводу он приводит нас, что хочет сказать, в чём убедить? Задание 5. Содержит ли эта мысль вопрос(-ы), побуждающий(-ие) к изучению, разрешению. Проблема выражается кратко. Это может быть даже одно предложение. Если проблем несколько, подумай, какая из них волнует тебя, что ты можешь сказать по этому поводу, сможешь ли привести аргументы, примеры. Помни: если авторская идея выявляется именно читателем при анализе текста, то проблема (как основной вопрос) ставится автором (создателем) исходного текста. Проблема - это важный вопрос для доказательства идеи, с помощью которого происходит не только констатация фактов, но и предлагаются способы разрешения. Задание 6. Составь и заполни таблицу (кроме 4 колонки): Проблема (формулировка) Постановка проблемы в тексте ( предложения) Решение проблемы в тексте ( предложения)

Проверка: формулирование проблемы Задание 4. Автор хотела показать, что мы несём ответственность за тот вид, который имеет русский язык сегодня. Задание 5. Бесспорно, это и есть тот вопрос, которым следует задаться каждому. Задание 6. Проблема (формулировка) Бережное отношение к языку Отзывчивость русского языка Постановка проблемы в тексте ( предложения) 1 (4) 1, 3 Решение проблемы в тексте ( предложения) 19 19

Формулировка авторской позиции: Авторская позиция - это ответ на вопрос (проблему) создателя текста, отношение его к поднятой теме. Задание 7. а) Есть ли утверждение в виде прямого высказывания, отражающее точку зрения автора? Если да, то как выражается авторское отношение? (укажите конкретные предложения) Если нет, подумайте, как она проявляется (в описании ситуации, героев, их поступков, в языке, средствах выразительности)? б)Как автор понимает проблему, в чём видит её причину, актуальность и т.д.? в)Какие примеры приводит? Какие оценки даёт, какие чувства высказывает? (Необходимо для комментирования) Задание 8. Закончите запись в 4 колонке Проблема (формулировка) Бережное отношение к языку Отзывчивость русского языка Постановка проблемы в тексте ( предложения) 1 (4) 1, 3 Решение проблемы в тексте ( предложения) Авторская позиция

Клише В статье автор ставит, затрагивает, освещает (следующие проблемы), останавливается на следующих проблемах, касается следующих вопросов, особо останавливается (на чем?) Сущность проблемы сводится (к чему?) В статье дается обобщение, научно обоснованное описание, затронут вопрос (о чем?) автор выделяет, отмечает, подчеркивает, утверждает, повторяет, специально останавливается, неоднократно возвращается, обращает внимание, уделяет внимание, концентрирует внимание, заостряет внимание, акцентирует внимание, сосредоточивает внимание. Автор соглашается (согласен), возражает, противоречит, спорит, опровергает, полемизирует, критикует, расходится во взглядах, выдвигает (приводит) возражения, аргументы доказательств. Автор приводит пример того, как..; приводит для подтверждения своих позиций цитату из...; факты, цифры, данные, иллюстрирующие это положение; автор приводит, иллюстрирует... автор исследует, высказывает, разрабатывает предположение, доказывает, выдвигает, выясняет, считает, утверждает, полагает. автор касается, замечает, затрагивает, намечает, упоминает. автор приводит примеры (цифры, таблицы), ссылается, опирается, аргументирует, обосновывает, иллюстрирует, подтверждает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, соотносит, исходит, противопоставляет, цитирует. Мне кажется, особенно значимым для понимания авторского замысла является. Автор заставляет задуматься над... Автор предостерегает от ошибок,.. Автор взывает к…

Рекомендации к описанию авторской позиции: Позицию автора определять только по проблеме, которую вы сами выбрали для комментария и по которой вы способны найти собственные аргументы. Позицию автора нельзя выражать словами, характеризующими тип речи: рассуждает, размышляет (тип речи рассуждение) повествует, рассказывает (тип речи повествование) описывает, показывает (тип речи описание) с) Позиция автора считается не сформулированной без слов: «считает, утверждает, убеждён, (не) уверен, восклицает, восхищается, вопрошает, иронизирует, сомневается, высказывает недоверие, заставляет задуматься, осуждает, удивляется, призывает, сожалеет» и т. д. Позицию автора обязательно следует подтвердить цитатами. Можно использовать формулировку по следующей схеме: формулировка собственного отношения к позиции автора по выбранной для комментария проблеме. + Фразы, используемые для выражения согласия несогласия частичного согласия

Проверка: формулировка авторской позиции Задание 7. Авторское отношение к заявленной в тексте проблеме выражено достаточно ярко и эмоционально. Прежде всего это последнее предложение текста (19). Мне кажется, особенно значимым для понимания авторского замысла является приведённое в самом начале замечание исследователя о том, что наш язык «велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым» (2). Тем более актуально наше участие в его развитии. Авторское отношение отражается в тех характеристиках, которыми описан русский язык: восклицание (1), сравнение «как пушкинское эхо» (3). Т. Жарова приводит яркие примеры из нашей обиходной речи («прихватизация» (8) для подтверждения своей позиции, она словно предлагает посмотреть на себя со стороны. Понятно, что эта ситуация глубоко волнует исследователя. Задание 8. Проблема (формулировка) Бережное отношение к языку Отзывчивость русского языка Постановка проблемы в тексте ( предложения) 1 (4) 1, 3 Решение проблемы в тексте ( предложения) Авторская позиция Каждый должен беречь живое чудо - русский язык, ведь его так легко «замусорить» (1,3,19) Русский язык уникален своей отзывчивостью на все новшества.(3,19)

Аргументация: Аргументация - это доводы пишущего часть С. Они "плюсуются" к позиции автора, соотносясь с ней, или опровергают ее, выражая несогласие. Поэтому аргументация находится вне текста. Такую аргументацию называют фоновым материалом. Если, прочитав текст, вы почувствуете, что не согласны с автором, попробуйте поспорить с ним, доказать неприемлемость аргументов или указать на то, что тезис не вытекает из приводимых аргументов и, следовательно, не доказан. Однако и в этом случае ваши рассуждения должны опираться на приведенный в задании текст. В противном случае ваша работа не рассматривается. Если, прочитав текст, вы почувствуете, что согласны с автором, покажите, что точка зрения автора вам близка. 1. Аргумент из жизни:.Где я, мои близкие сталкивались с этой проблемой? 2. Аргумент из литературы: В каких книгах (художественных) я об этом читал? * В каких книгах (научных), статьях я об этом читал? ** Что известные люди (вариант: народная мудрость) говорят об этом?

Аргументы I. Логические (рациональные). Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания). Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.). Статистика (количественные показатели развития производства и общества). Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки). Законы природы. Определение, задача которого – обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории; опирается на выявленные сущностные признаки определяемого предмета. Ср.: терминологические определения. Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и др. нормативных актов, обязательных для выполнения. Данные экспериментов и экспертиз. Свидетельства очевидцев. Обязательно: приведенный пример должен не просто выступать как яркий повествовательный или описательный микротекст, а доказывать или опровергать то или иное утверждение.

Аргументы II. Иллюстративные. Аргументы – примеры. В отличие от факта – обобщённо-объективированного утверждения – пример имеет наглядную описательную форму; его задача – объяснить понимание тезиса, доказать его правильность. а) конкретный пример: – пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае); – литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения); б) предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определённых условиях). Обязательно: приведенный пример должен не просто выступать как яркий повествовательный или описательный микротекст, а доказывать или опровергать то или иное утверждение.

Аргументы III. Ссылки на авторитет. – мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа, общественного деятеля и т.п.; – цитата из авторитетного источника; – мнение специалиста, эксперта; – обращение к опыту и здравому смыслу аудитории; – мнение очевидцев; – мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции); – общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе. Обязательно: приведенный пример должен не просто выступать как яркий повествовательный или описательный микротекст, а доказывать или опровергать то или иное утверждение.

Цели аргументации: Ученик зачастую обосновывает справедливость нравственных аксиом, в истинности которых никто не сомневается, потому что они включены в нравственную парадигму нашей культуры. «Любите родину», «берегите природу», «помогайте слабому» – нравственная истинность этих утверждений не может быть оспорена; другое дело, что в реальной жизненной практике эти принципы (законы, придуманные людьми) часто нарушаются. Следовательно, смысл аргументации для ученика будет заключаться в том, чтобы в очередной раз показать актуальность, важность, жизненность, нравственную состоятельность, незыблемость доказываемой этической аксиомы. В таком случае аргументация чаще всего выступает не как логическое обоснование, а как определенным образом оформленное выражение личностного отношения к выдвинутому утверждению. Помните о критерии «Этическая позиция пишущего»:Этическая ошибка связана с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми. Речевая агрессия – грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго

Собственная позиция и аргументы пишущего: Задание 9. Сформулируйте собственную позицию по отношению к проблеме текста и её решению автором. Вы должны выразить свое собственное мнение. Старайтесь не писать фразы типа "я согласен с мнением автора". Воспользуйтесь следующими клише: - мне близка позиция автора... - не могу согласиться с автором..., - не могу не согласиться с автором..., - нельзя не согласиться с автором в том, что... - трудно не согласиться с точкой зрения автора на проблему о... - по-моему мнению, злободневность этой проблемы в том, что... - мне кажется, что автор не прав, утверждая, что... - не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автора. Задание 10. Подберите аргументы к обоснованию собственной позиции. а) Сталкивались ли вы в жизни с такой проблемой? Можете привести примеры? Что об этом читали? Знаете, что и как думают, говорят, пишут другие люди по этому поводу? б) При формулировании аргумента можно использовать простейшую вопросно-ответную схему: Что смотрел (видел, слышал, чувствовал, узнал, читал, чему был свидетелем и т. д.)? О чём читал (услышал, узнал и т. д.)? Чему научился (что определил для себя, к какому выводу пришёл и т. д.)? Помните: аргументов должно быть не менее 2

Проверка: собственная позиция и аргументы пишущего Задание Мне близка позиция автора, по моему мнению, злободневность этой проблемы в том, что сегодня всё меньше остаётся тех мест, источников, где можно слышать.красивую русскую речь, поистине «пушкинское эхо» жизни. Один пример, который не столь эмоционален, но очень показателен: от журналистов, дикторов телевидения, не говоря о простых жителях нашей страны зачастую можно услышать «на сегодняшний день», никто не вспоминает, что корень слова «сегодня» тот же – «день». Но ведь никому не придёт в голову говорить «на этот день день»- именно так звучит это пресловутое словосочетание буквально. В литературе встречались разные примеры, когда авторы высказывали беспокойство за судьбу русской речи, восхищение нашим великим языком. Ярчайший образец – стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык».

Сборка текста (Вступление:) 1. Актуальность тематики \ проблема текста. 2. Характеристика проблемы. 3. Авторская позиция 4. Позиция пишущего. 5. Аргументация позиции пишущего. (Вывод )

Итог: В тексте автор, Т.Жарова, рассматривает современное состояние русского языка, говорит о его силе и красоте, при этом указывает, что «портим его мы сами, забывая о том, что он живой». Автор хотела показать, что мы несём ответственность за тот вид, который имеет русский язык сегодня. Бесспорно, это и есть тот вопрос, которым следует задаться каждому. Авторское отношение к заявленной в тексте проблеме выражено достаточно ярко и эмоционально. Прежде всего это последнее предложение текста (19). Мне кажется, особенно значимым для понимания авторского замысла является приведённое в самом начале замечание исследователя о том, что наш язык «велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым» (2). Авторское отношение отражается в тех характеристиках, которыми описан русский язык: восклицание (1), сравнение «как пушкинское эхо» (3). Т. Жарова приводит яркие примеры из нашей обиходной речи («прихватизация» (8) для подтверждения своей позиции, она словно предлагает посмотреть на себя со стороны. Понятно, что эта ситуация глубоко волнует исследователя.

Итог: Мне близка позиция автора, по моему мнению, злободневность этой проблемы в том, что сегодня всё меньше остаётся тех мест, источников, где можно слышать красивую русскую речь, поистине «пушкинское эхо» жизни. Один пример, который не столь эмоционален, но очень показателен: от журналистов, дикторов телевидения, не говоря о простых жителях нашей страны зачастую можно услышать «на сегодняшний день», никто не вспоминает, что корень слова «сегодня» тот же – «день». Но ведь никому не придёт в голову говорить «на этот день день»- именно так звучит это пресловутое словосочетание буквально. В литературе встречались разные примеры, когда авторы высказывали беспокойство за судьбу русской речи, восхищение нашим великим языком. Ярчайший образец – стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык». (258 слов)