Моделирование образовательной среды, направленной на развитие проектной и исследовательской деятельности младших школьников.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мастер-класс «Моделирование образовательной среды на основе самоопределения» Е.В. Борзенкова, зав.кафедрой психологии и специального образования.
Advertisements

Образовательная среда образовательного учреждения.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Директор МОУ СОШ п. КРАСНАЯ КУДРЯВКА Черноситова Н.В.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
Особенности оценивания проектов. Учебный проект Учебный проект учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая.
LOGO Для добавления текста щелкните мышью Профориентация как компонент предпрофильной подготовки.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
ФГОС ООО: организация и содержание образовательного процесса по иностранному языку.
Выступление на педагогическом совете г. Составила : Занкина М. В. Структура Основной образовательной программы. Универсальные учебные действия.
© Елена Борисовна Семенова. Программа развития УУД Формирование компетенций учащихся в учебно-исследовательской и проектной деятельности Навыки участия.
Федеральная программа развития образования 2007 год ФГУ «Центр социальных инноваций» Проект «Создание методов комплексной диагностики и формирования общей.
Семинар для педагогических работников МБОУ «СОШ 5» г.Усинска.
ПОВЕСТКА ПЕДСОВЕТА 1.Условия формирования творчески мыслящей личности, отличающейся мобильностью, инициативностью, конструктив­ностью, способной к самостоятельному.
Зеленогорск октябрь 2011 год Профессиональное совершенствование учителей начальных классов Базовая площадка МОУ СОШ 161 Умения и способы деятельности учителя.
МОУ «Шумерлинская СОШ» Проектная и исследовательская деятельность учащихся.
ФГОС: организация исследовательской деятельности учащихся Лебедева О.В., Гребенев И.В. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского.
Основные особенности ЛОРТ Учитель: Т.П.Безобразова, МОУ Павловская СОШ им.А.К.Васильева, 2010 г.
Транксрипт:

Моделирование образовательной среды, направленной на развитие проектной и исследовательской деятельности младших школьников

( 0-1 год – оральная фаза; 1-3 года – анальная фаза; 3-6 года – фаллическая фаза; 6-12 лет – латентная фаза; лет – генитальная фаза Каждая фаза, по Фрейду, характеризуется запретом-конфликтом-разрешением. В настоящее время данная структура нарушена Изменение практик развития К.Н.Поливанова

Оптимистический прогноз Искусственное восстановление ситуаций провоцирующих усилие, Ритмичность периодов детства, Насыщение образования разнообразными ситуациями интерпретации текстов, Искусство как образовательная область, Смыслопорождение как содержание образования К.Н.Поливанова

Требования к педагогическому сопровождению проектной деятельности сформированность проектной деятельности у педагога, принятие субъектной позиции ученика в проекте, владение технологиями формирования проектной деятельности, предметная компетентность педагога

Принципы формирования проектной деятельности педагога - самоактуализация образования, направленного на самопознание педагога, выявление его реальных образовательных потребностей, развитие социальной активности, - комплиментарность содержательного и процессуального компонентов образования, направленных на формирование исследовательской деятельности школьников, - нравственность руководства исследовательской деятельностью.

Структура проектной компетентности

Образовательная среда -система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. В.А. Ясвин, автор методики векторного моделирования

Ось «Свобода» - «Зависимость» (ответ «а» - направляет вектор по оси «Свобода», ответ «б» - по оси «Зависимость»): 1. Чьи интересы и ценности ставятся на первое место в данной образовательной среде? – а) личности; б) общества (группы). 2. Кто к кому подстраивается в процессе взаимодействия? а) воспитатель к ребенку; б) ребенок к воспитателю? 3. Какая форма воспитания преимущественно осуществляется в данной образовательной среде? а) индивидуальная; б) коллективная (групповая).

Ось «Активность» - «Пассивность» Ответ «а» направляет вектор по оси «Активность», ответ «б» - по оси «Пассивность»: Практикуется ли в данной образовательной среде наказание ребенка? а) нет; б) да. Стимулируется ли в данной образовательной среде проявление ребенком какой-либо инициативы? а) да; б) нет. Находят ли положительный отклик в данной обркакой-либоазовательной среде те или иные творческие проявления ребенка? а) да; б) нет.

Табл.3.2. Характеристика уровней усвоения учебной информации (по В.П. Беспалько). Уровень усвоения Название уровня Характеристика уровня I Узнавание (знания-знакомство) Подросток выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек (репродуктивное действие) IIЗнания-копии Подросток самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной III Знакомства (знания-умения) Способность подростка использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное IVЗнания-трансформации Подросток, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию; такие продуктивные действия считаются настоящим творчеством

Таблица 3.3. Диагностика степени сформированности проектной деятельности школьников Компоненты исследовательской деятельности (ИД) Степень сформированности ИД Самостоятельный выбор реальной цели исследования, самостоятельное планирование, навыки экспериментальной работы, способность анализа результатов, оформление и представление своей работы, объективная самооценка высокая Отсутствие одного из компонентов (например: неумение выбрать цель исследования или объективно оценить результаты) средняя Наличие одного-трех компонентов ИД (например: способность работать с литературой, выбрать материал для реферата, оформить и представить его) низкая Наличие одного не полностью сформированного компонента (например, навыков работы с инструментами и материалами) Отсутствие компонентов ИД в работе ребенка нулевая Компоненты проектной деятельности (ПД)Степень Сформированност и ПД Самостоятельный выбор реальной цели исследования, самостоятельное планирование, навыки экспериментальной работы, способность анализа результатов, оформление и представление своей работы, объективная самооценка высокая Отсутствие одного из компонентов (например: неумение выбрать цель исследования или объективно оценить результаты) средняя Наличие одного-трех компонентов ПД (например: способность работать с литературой, выбрать материал для реферата, оформить и представить его) низкая Наличие одного не полностью сформированного компонента (например, навыков работы с инструментами и материалами) Отсутствие компонентов ПД в работе ребенка нулевая

Таблица 3.1. Критерии диагностики сформированности компонентов экологической компетентности Компоненты экологической компетентности Критерии диагностики Степень сформированности компонента Отношение (субъектификация живой Природы) Тест «Натурафил» (по В.А.Ясвину, С.Д.Дерябо) Низкая; средняя; высокая; Знания Уровни усвоения (по В.П.Беспалько) I – знания-представления II – знания-копии; III – знания-знакомства IV – трансформации Опыт Фазы формирования мастерства (по В.П.Беспалько) I –эпизодический II – систематический III – творческий IV – исследовательский Готовность Степень сформированности исследовательской деятельности Нулевая; низкая; средняя; высокая

Нет усилия – нет личного действия – нет будущего Нет преодоления – нет взрослого – нет субъекта

Состав и распределение полномочий в педагогическом коллективе

Психологическая служба школы, как участник процесса организации внеурочной деятельности

Роль семьи в организации проектной деятельности младших школьников

Работа со средствами массовой информации

+ Взаимодействие с общественными организациями и предприятиями + Взаимосвязь со специалистами научно- исследовательских институтов, средних и высших учебных заведений Материально-техническая среда, внеурочной деятельности +

Образовательный проект «ПОЗНАЁМ МИР ВМЕСТЕ» Цель - подготовка учащихся начальной школы к учебно-исследовательской деятельности в старших классах

Задачи образовательного проекта «ПОЗНАЁМ МИР ВМЕСТЕ» Диагностика общеучебных навыков, необходимых для формирования исследовательской деятельности. Формирование понятий о научной этике и социальной значимости исследования. Развитие навыков работы с дополнительными источниками информации: библиотечным фондом, электронными учебными изданиями, Интернетом и т.п. Формирование отдельных компонентов исследовательской деятельности: самостоятельного целеполагания, планирования, исследовательских умений, умений контроля, коррекции и самооценки. Получение учащимися опыта проведения отдельных этапов учебного исследования. Ознакомление учащихся начальной школы с особенностями презентации результатов учебно- исследовательской деятельности

Этапы работы с группой учащихся начальной школы в течение учебного года 1. Знакомство с группой. 2. Формирование первичной мотивации ребенка к работе в группе. 3. Выбор форм работы в группе в соответствии с интересами и способностями участников группы (доклады, моделирование, дискуссии, экскурсии, эксперименты, и т.д.). 4. Формирование понятий о науке, научной этике и социальной значимости исследования. 5. Развитие в ходе выбранной формы работы отдельных компонентов исследовательской деятельности: самостоятельного целеполагания, планирования, исследовательских умений, умений контроля, коррекции и самооценки. 6. Ознакомление учащихся начальной школы с особенностями презентации результатов учебно-исследовательской деятельности. 7. Подведение итогов (конференция, викторина, анализ и закрепление полученных результатов). 8. Планирование работы на следующий учебный год.