Коррекция двигательной сферы у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов ДОУ Криницына Наталья Викторовна инструктор по физической культуре муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида 31» города Кирова
врача-психиатра, врача-педиатра. Актуальной проблемой в настоящее время является тенденция к увеличению количества детей, имеющих отклонения в психическом и физическом развитии. Успешное преодоление этих отклонений у детей возможно только при комплексном подходе всех специалистов учреждения, то есть интеграции деятельности инструктора по физической культуре, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателей, старшей медсестры,
В нашем детском саду на протяжении многих лет оказывается комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья Характерные особенности двигательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья: Общая соматическая ослабленность Замедленное развитие локомоторных функций Отставание в развитии двигательной сферы: гипер- или гиподинамия нарушение мышечного тонуса нарушение мелкой моторики дискоординация движений нарушение общей моторики общая скованность и замедленность выполнения движений отставание в развитии основных физических качеств: сила, быстрота замедленность процесса освоения новых движений трудности в выполнении движений по словесной инструкции несформированность функции равновесия недостаточное развитие чувства ритма нарушение ориентировки в пространстве
Процентное соотношение количества детей с нарушениями двигательной сферы и с нормой Проблемный анализ двигательной сферы
В основе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья считаю основополагающим принцип интеграции коррекции двигательной сферы
Принципы построения интегрированного подхода к организации работы по коррекции двигательной сферы системность целостность конкретность
ЗАДАЧИ Разработать технологию коррекции двигательной сферы у детей 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов нашего детского сада Разработать систему интегрированных занятий, направленных на коррекцию двигательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья ЦЕЛЬ Коррекция двигательной сферы старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов нашего детского сада
Заведующий МКДОУ Заместитель заведующего по ВМР Координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль за организацией работы Учитель -логопед Ст. медсестра Врач-психиатр Врач-педиатр Воспитатели Музыкальный руководитель Педагог -психолог Психологическая диагностика личности ребенка; диагностика эмоционально- волевой сферы детей; диагностика развития двигательного праксиса у детей; психомоторное развитие Психологическая диагностика личности ребенка; диагностика эмоционально- волевой сферы детей; диагностика развития двигательного праксиса у детей; психомоторное развитие Диагностика уровня развития музыкально- ритмических движений, чувства ритма, динамической координации, двигательного творчества детей Диагностика общей физической подготовленности детей; развития крупной и мелкой моторики; статической и динамической координации; определение уровня психомоторного развития ребенка Определение уровня развития двигательной активности в самостоятельных видах деятельности; диагностика общей и мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве Оценка функциональных возможностей детского организма; оценка состояния психосоматического здоровья детей; диагностика и оценка психомоторного развития детей; медикаментозные назначения детям Логопедическая диагностика уровня импрессивной и экспрессивной речи; определение уровня развития ориентировки в пространстве; оценка развития артикуляционного праксиса, диагностика мелкой моторики рук Инструктор по физкультуре Основныеэтапыреализацииработы 1. Диагностический этап Комплектование групп Составление индивидуальных маршрутов коррекции двигательной сферы детей Разработка технологии коррекции двигательной сферы детей в аспекте взаимодействия всеми специалистами детского сада
Организация всей работы по коррекции двигательной сферы детей: развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта у детей; формирование потребности в двигательной активности и физ. совершенствовании Развитие крупной и мелкой моторики на физкультминутках; проведение релаксации, пальчиковой, дыхательной и артикуляционной гимнастик; обучение детей элементам самомассажа пальцев рук и языка; логопедический массаж Формирование двигательного праксиса; развитие общей и мелкой моторики; развитие межполушарного взаимодействия через кинезиологические упражнения; выполнение статических и динамических поз Развитие физ. качеств детей в группе и на прогулке; развитие статической и динамической координации; организация развивающих подвижных игр, развитие ориентировки в пространстве Формирование музыкально- ритмических движений; чувства ритма, динамической координации; использование психогимнасти ки, элементов музыкотерапии и двигательных импровизаций детей Наблюдение за психосоматическим здоровьем детей; проведение профилактических и оздоровительных мероприятий; обучение детей элементам оздоровительного самомассажа, контроль за медикаментозным лечением 2. Коррекционно-развивающий этап Инструктор по физкультуре Учитель -логопед Педагог -психолог Воспитатели Музыкальный руководитель Ст. медсестра Врач-психиатр Врач-педиатр
3. Заключительный (результативный) этап Инструктор по физкультуре Учитель -логопед Педагог -психолог Воспитатели Музыкальный руководитель Ст. медсестра Врач-психиатр Врач-педиатр Приближение к норме общей физической подготовленности детей; развитие крупной и мелкой моторики; статической и динамической координации; общего психомоторного развития ребенка Приближение к норме уровня развития импрессивной, экспрессивной речи и уровня развития артикуляционного праксиса; уровня развития ориентировки в пространстве, речевого дыхания Приближение к норме уровня развития эмоционально -волевой сферы у старших дошкольников и уровня развития у них двигательного праксиса Приближение к норме уровня развития двигательной активности в самостоятельных видах деятельности; уровня развития мелкой моторики рук и ориентировки в пространстве Приближение к норме уровня сформированности музыкально- ритмических движений, чувства ритма, динамической координации, двигательного творчества детей Охрана и укрепление состояния психосоматического здоровья детей, уровня психомоторного здоровья, знаний, умений и навыков здорового образа жизни
Диагностический этап Программно- методическое оснащение диагностического этапа (тесты Н. Озерецкого) Статическая координация (равновесия) Динамическая координация Быстрота движений и мелкая моторика Ритмичность движений Ориентировка в пространстве Первичная диагностика (сентябрь) Промежуточная комплексная диагностика (декабрь-январь) Итоговая диагностика (май) Диагностический этап включает:
Коррекционно-развивающий этап Программно-методическое оснащение процесса коррекции двигательной сферы детей Системообразующая единица работы по коррекции двигательной сферы детей – комплексно-тематическое планирование интегрированных занятий
Структура интегрированного занятия 1 Вводная беседа и разминка Артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика Упражнения на развитие координации речи с движением Лексико-грамматические игры в движении Упражнения на развитие двигательных умений и навыков Подвижные и малоподвижные игры Релаксация Требования к структуре 1 четкость, компактность, сжатость учебного материала 2 взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых областей на каждом этапе занятия большая информативная ёмкость материала, используемого на занятии систематичность и доступность материала необходимость соблюдения временных рамок занятия продуманность и логическая взаимосвязь материала областей программы на каждом занятии
Медицинский блок Направления коррекционно-развивающего этапа Дифференциация оздоровительных, коррекционных и психолого- педагогических условий Конкретизация, расширение и углубление коррекционно- развивающих функций образовательного процесса, направленного на коррекцию двигательной сферы Расширение и специальная организация социокультурного пространства в просвещенческих и коррекционных целях Создание оптимальных условий для достижения планируемых результатов коррекции двигательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья Психологический блок Коррекционно-педагогический Инструктор по физкультуре Учитель-логопед Воспитатель Музыкальный руководитель
1 блок. Работа с детьми Коррекция двигательной сферы детей осуществлялась во всех формах организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками: Блоки коррекционно-развивающей работы Занятия: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные Утренняя оздоровительная, дыхательная гимнастика Корригирующая гимнастика после дневного сна с элементами самомассажа Подвижные игры и упражнения Спортивные игры и упражнения Физкультминутки на занятиях Музыкально- ритмические движения Логоритмическая гимнастика Физкультурные досуги, развлечения, дни здоровья Интегрированные занятия Игры-эстафеты и игры с элементами соревнования Организованная и самостоятельная двигательная активность детей на прогулке и в группе Дополнительные образовательные услуги
2 блок. Работа со специалистами Задача: координировать работу всех специалистов детского сада, направленную на коррекцию двигательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья Малые педсоветы Психолого-медико- педагогические консилиумы Консультации, практикумы
3 блок. Работа с родителями Задачи: способствовать пониманию родителями особенностей состояния двигательной сферы своего ребенка; развивать умения оказывать ему физическую помощь в целях осуществления коррекции двигательной сферы ребенка в условиях семьи Консультации Тренинги Практикумы
Результаты Проведенная нами работа по коррекции двигательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья дала положительные результаты: 1. Объективное продвижение детей, динамика развития двигательной сферы на 30%. 6. Повысились знания родителей по созданию условий для коррекции речевой и двигательной сферы детей в семье. 2. Повысились показатели физической работоспособности, выносливости, ловкости и психомоторного развития у большинства детей. 3. Активизировалось речевое развитие и речемыслительная деятельность детей. 4. Улучшилось общее состояние здоровья дошкольников, которое проявилось в снижении количества дней, пропущенных по болезни, на 12%. 5. Повысился личностный и профессиональный рост педагогов в понимании механизмов проблем развития детей и их минимизации.
4. Аккумулирование нашей работы в аспекте интеграции деятельности всех специалистов учреждения помогает в реализации ФГТ в коррекционно-образовательном процессе. Выводы 1. Данные сравнительной диагностики показывают эффективность использования разработанной и реализуемой педагогическим коллективом технологии коррекции двигательной сферы детей в аспекте взаимодействия всех специалистов. 2. Достижение положительных результатов в данной работе стало возможным за счет взаимодействия всех участников коррекционно-развивающего процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач. 3. Наиболее успешно осуществляется коррекция двигательной сферы на интегрированных занятиях малыми подгруппами детей в зависимости от уровня их психомоторного развития.
1. Тенденция к увеличению количества детей со сложными комбинированными диагнозами. 2. Недостаточные знания педагогов специфики организации процесса интеграции в области физического воспитания. 3. Недостаточно сформировано у педагогов умение анализировать созданные условия с точки зрения полифункциональности. 4.Затруднения, которые испытывают педагоги в постановке конкретных заданий, наполнении их соответствующим содержанием, в выборе методов и приемов работы по коррекции двигательной сферы детей в группе, на прогулке в процессе интеграции с другими видами детской деятельности. Проблемы
1. Продолжать изучать имеющийся опыт работы по коррекции двигательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. 2. Повышать профессиональную компетентность педагогов детского сада по вопросам интеграции образовательных областей ООПДО. 3. Продолжать работу с родителями с целью повышения их осознанного заинтересованного включения в коррекционно-развивающий процесс. Перспективы работы
Спасибо за внимание!