Автор: Никонова Наталья Александровна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Дом детского творчества» р.п. Мучкапский 2014.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в дополнительном образовании детей Автор: педагог дополнительного образования МОУ ДОД Мучкапского Дома.
Advertisements

Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
План действий по реализации управленческого проекта « Проектная деятельность обучающихся – путь к качественному образованию » Протасова Наталья Александровна.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Деятельность школьного научно- технического центра «Робототехника и Лего - конструирование» как средство развития ключевых образовательных.
«Система работы по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта» Методика организации внеурочной деятельности по биологии.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
« Добровольческое движение как средство развития социальной компетентности школьников» учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ 12 г. Ржева Шубелевой.
Проект ОЭР «Школьный Музей Боевой и Трудовой Славы как центр патриотического воспитания учащихся» Автор проекта Козырев А. В., учитель истории СОШ 38,
Упорова В.П. МАОУ «СОШ 2» г. Краснокамск. обоснование, разработка и апробация системы использования педагогических подходов и технологий, способствующих.
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
Семинар для педагогических работников МБОУ «СОШ 5» г.Усинска.
«Комплексная организационно – педагогическая модель внеурочной деятельности в условиях модернизации и реализации федерального государственного стандарта.
Инновационное развитие страны требует, чтобы к 2015 году все учебные программы и методы обучения были обновлены с использованием элементов компетентностного.
Белгородский государственный национальный исследовательский университет Макотрова Г.В.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Методическое сопровождение подготовки учащихся к ЕГЭ.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
Современные формы контроля и их роль в повышении мотивации изучения иностранного языка Автор проекта: М.А. Борисенко, учитель английского языка.
Транксрипт:

Автор: Никонова Наталья Александровна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Дом детского творчества» р.п. Мучкапский 2014

Современная школа призвана обеспечить овладение учащимися универсальными знаниями и способами деятельности, а также технологиями, которые им пригодятся в будущем. Ведущими ресурсами развития личности являются новые знания и проектно-исследовательская деятельность. Поэтому образовательная практика должна ориентировать на целенаправленную организацию и развитие проектно- исследовательской деятельности. Об этом свидетельствуют нормативные документы системы общего среднего образования (Концепция государственных образовательных стандартов второго поколения, Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"). Модернизация образования ориентирована на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формированию у них проектно-исследовательской деятельности.

В основе ФГОС лежат несколько фундаментальных принципов: переход к «опережающей» модели развития образования единство преемственности и инновационности гибкость и адаптивность системы образования по отношению к внешним запросам и мотивам личностного роста граждан России

Значение исследовательских умений обучающихся в рамках ФГОС Формирование самостоятельности и осуществления учебной деятельности Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ Построение индивидуальных образовательных технологий

Исследовательская компетентность как важнейший метапредметный навык Исследовательскаякомпетентность показывает уровень развития мыслительных процессов и исследователь- скую активность: видеть и вычленять проблемы, строить предположения об их строить предположения об их разрешении, уметь поставить разрешении, уметь поставить задачу, выявить в ней её условия; уметь строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений материального явлений материального и идеального мира, выдвигать гипотезы, обосновывать их; гипотезы, обосновывать их; удерживать одновременно несколько смыслов сложных явлений, событий, текстов, высказываний и т.п. Исследовательская компетентность компетентность проявляется в способности к деятельности, и поэтому в качестве типичных элементов исследовательской исследовательской компетентности обучающегося выделяют способности обучающегося осуществлять: целеполагание, т.е.выделение цели деятельности; цели выполнение, т.е. определение предмета, средств деятельности, реализацию намеченных действий; рефлексию, анализ результатов деятельности, т.е. соотнесение достигнутых результатов с поставленной результатов с поставленной целью. целью.

Проектная деятельность учащихся - это формирование у них положительных потребностей и интересов, способствующих их самоопределению и самореализации приобретение ими различных умений, способствующих их развитию воспитание у них трудолюбия, способности самостоятельно принимать решения, ответственности, коммуникабельности, изобретательности

Ситуация В настоящее время общество изменило свои приоритеты. Оно требует развития у обучающихся различных компетентностей: учебных, исследовательских, социально-личностных, коммуникативных, сотруднических, организаторских, личностно- адаптационных. При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям. В создавшейся ситуации естественным стало появление проектной технологии обучения и, соответственно, проектно- исследовательской деятельности обучающихся.

Проблемы 1. Успешное решение дифференцированного подхода и индивидуализации обучения 2. Развитие в учениках познавательного интереса к исследовательской деятельности 3. Воспитание потребности в знаниях и самообразовании 4. Повышение качества усвоения изучаемого материала 5. Установление тесной обратной связи 6. Формирование умения работать с источниками научной информации 7. Повышение активности учащихся в процессе обучения

Организация учебного процесса, при которой происходит формирование у обучающихся различных компетентностей: учебных, исследовательских, социально-личностных, коммуникативных,сотруднических, организаторских, личностно-адаптационных при минимальном ущербе здоровью учащихся.

Задачи 1. Обоснование важности использования проектной технологии по эколого-биологическому направлению 2. Изучение теоретического материала по теме «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся» 3. Приобретение новых возможностей воздействия на педагогический процесс обучения, повышать его эффективность для реализации принципов ФГОС 4. Обеспечение реализации здоровьесберегающей технологии

Характер проекта : долгосрочный (3 года) Участники проекта : учащиеся классов. Этапы реализации проекта 1 этап: Организационно- подготовительный 2 этап: Основной 3 этап: Заключительный

Этапы проекта Деятельность 1.Организационно- подготовительный - обоснование актуальности темы; -формулирование целей и задач; -изучение литературы по теме проекта. 2. Основной - разработка дидактического материала - обучение детей проектно-исследовательской деятельности; - создание исследовательских микрогрупп; - тьюторское сопровождение исследовательских работ. 3. Заключительный -обобщение результатов проектно- исследовательской деятельности. Механизм и план реализации проекта

План-график реализации проекта Месяц и год Содержание УчастникиОтветственный 1Сентябрь 2009 г. Изучение литературы по теме проекта. Разработка методических рекомендаций с учетом проектной технологии. Педагог дополнительного образования Педагог дополнительного образования 2Ноябрь 2009 г. Внедрение проектной технологии в процесс обучения и внеурочную деятельность. Педагог дополнительного образования Педагог дополнительного образования 3Декабрь 2009 г. -май 2012 г. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся. Обучающиеся объединения «Мир химии», п.д.о., родители Педагог дополнительного образования 4Июнь 2012 г. – август 2012 г. Анализ результативности проекта. Педагог дополнительного образования Педагог дополнительного образования

Организационно-подготовительный Содержание деятельности - 1) обоснование актуальности темы, 2) мотивация её выбора, 3) формулирование целей и задач. Результаты этапа - 1) формирование у участников процесса чёткого представления об изменениях в организации и содержании учебной деятельности, 2) осознание предстоящей деятельности.

Основной Содержание деятельности - 1) деятельность в соответствии с тематическим планированием, 2) использование проектной технологии, 3) разработка дидактического материала Результаты этапа – 1) работа педагога и обучающихся в режиме инновационной деятельности, 2) реализация принципов ФГОС

Заключительный Результаты этапа – 1)обобщение опыта работы, 2) развитие рефлексии педагога и учащегося, 3) оценка рисков, 4) дальнейшее развитие проекта Содержание деятельности - 1) анализ достижения поставленной цели и полученных результатов, 2) оценка реализации проекта, 3) принятие решения о его возможном распространении

План деятельности 1. Разработка методических рекомендаций с учетом проектной технологии. 1. «Проектно – исследовательская деятельность обучающихся в дополнительном образовании детей». 2. «Методика проведения опытов на занятиях в проектной технологии». 3. «Личностно-ориентированный подход и проектная технология в дополнительном образовании детей». 4. «Технология критического мышления: реальность и необходимость». 5. «Тестовый контроль в проектной технологии в дополнительном образовании детей». 6. «Активизация познавательной деятельности обучающихся в условиях проектно-модульного обучения в дополнительном образовании детей». 7. «Теория решения изобретательских задач и проектное обучение». 8. «Методика проведения самостоятельных работ на занятиях в проектной технологии». 9. «Здоровьесберегающие технологии в проектной технологии как фактор повышения мотивации обучения учащихся в дополнительном образовании детей».

План деятельности 2. Внедрение проектной технологии в процесс обучения и внеурочную деятельность 1. Химия и повседневная жизнь человека.Химия и повседневная жизнь человека 2.Полиматериалы.Полиматериалы 3. Анализ качества средств бытовой химии.Анализ качества средств бытовой химии. 4. Анализ качества пищевых продуктов.Анализ качества пищевых продуктов. 5. Анализ воды.Анализ воды. 6. Анализ почвы.Анализ почвы. 7. Анализ воздуха.Анализ воздуха. 8. Анализ лекарственных препаратов.Анализ лекарственных препаратов. 9. Анализ косметических средств.Анализ косметических средств.

План деятельности 3. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся 1. Исследование проб воды на территории своего родного края.Исследование проб воды на территории своего родного края. 2. Гигиенические аспекты загрязнения пищевых продуктов Гигиенические аспекты загрязнения пищевых продуктов чужеродными веществами чужеродными веществами. 3. Определение степени загрязнения воздуха с помощью Определение степени загрязнения воздуха с помощью биоиндикаторов биоиндикаторов. 3. Анализ качества синтетических моющих средств бытовой химии.Анализ качества синтетических моющих средств бытовой химии. 4. Анализ качества вспомогательных моющих средств бытовой химии.Анализ качества вспомогательных моющих средств бытовой химии 5. Анализ качества мёда.Анализ качества мёда. 6. Мифы о витаминах.Мифы о витаминах. 7. Влияние анальгетиков на продукты питания.Влияние анальгетиков на продукты питания. 8. Биологически активные вещества.Биологически активные вещества. 9.Антибиотики.Антибиотики. 10. Создание научно-аналитического общества Создание научно-аналитического общества 11. Обнаружение тяжёлых металлов в почвах Обнаружение тяжёлых металлов в почвах 12. Определение запылённости воздуха в помещениях.Определение запылённости воздуха в помещениях. 13. Оценка экологического состояния водоёма Оценка экологического состояния водоёма 14. Исследование лесных почв.Исследование лесных почв. 15. Приготовление и исследование почвенной вытяжки.Приготовление и исследование почвенной вытяжки. 16. Влияние искусственных экологических сред на растения.Влияние искусственных экологических сред на растения. 17. Влияние загрязнения воздуха аммиаком на растения Влияние загрязнения воздуха аммиаком на растения

Планируемые результаты -прочное и осознанное овладение учащимися системой знаний, умений, навыков, необходимых для повседневной жизни и трудовой деятельности; - сформированность стойкого интереса к учению; - развитие умения работать с разными видами информации; -формирование у школьников различных компетентностей: учебных, исследовательских, социально-личностных, коммуникативных, сотруднических, организаторских, личностно-адаптационных - снижение числа детей, относящихся ко II группе здоровья Способы диагностики Тестирование Анкетирование обучающихся Анкетирование родителей Самооценка (рефлексия) Рейтинговая система Взаимооценка Мониторинг личностного роста

Анализ результативности проекта Автор считает, что данный проект можно рекомендовать к реализации в других общеобразовательных учреждениях дополнительного образования детей при выполнении следующих условий: 1. Использование педагогами проектной технологии 2. Работа в рамках ФГОС II поколения 3. Использование педагогами и обучающимися ИКТ 4. Ведение педагогами активной внеурочной деятельности

Диаграмма результативности проекта

Распространение результатов 1. Публикации в СМИ 2. Интернет-публикации 3. Публикации в сборниках методических материалов 4. Публикации в сборниках тезисов исследовательских работ обучающихся

Оценка рисков Риски Механизмы их преодоления 1. Отсутствие необходимой методики. Создание своей методики на основе имеющихся. 2. Отсутствие необходимого материально-технического обеспечения. Привлечение к пополнению материально-технической базы родителей, спонсоров. 3. Отсутствие желания обучающихся участвовать в длительных проектно- исследовательских работах. Поэтапное планирование работы с минимальной затратой времени.

Дальнейшее развитие проекта 1. Обобщение опыта работы и размещение на сайте учреждения 2. Проведение мастер-классов 3. Участие в МО по теме проекта 4. Разработка новых проектов, методик 5. Участие в методических конференциях, семинарах 6. Участие обучающихся в конкурсах 7. Участие в проектно- исследовательской деятельности обучающихся 5-6 классов 8. Создание научного общества обучающихся

2013 г.

Информационные ресурсы 1. Журнал «Современный урок» 9, Ильин, Г.Л. «Педагогическая технология новой образовательной парадигмы». Образовательная технология Коваленко В.И., Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер, - М.:ВАКО, Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. - СПб.: Каро, Новрузова О.М. «Современные педагогические технологии в образовательном процессе». Волгоград: Учитель,2008 Статьи в Интернете: 6. festival.1september.ru/аrtides/subjects/4 Журнал 1 сентября. «Преподавание биологии». 7. len-kulikova200.ucoz.ru/publ/ «Современные обучающие педагогические технологии как фактор повышения качества образования» С.А.Макиян Сайты в Интернете