Формирование научных знаний у учащихся в процессе исследовательской деятельности Сибагатулина О.И., учитель русского языка и литературы 2012 год МОУ СОШ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическая разработка по естествознанию по теме: Как правильно написать и оформить исследовательскую работу.
Advertisements

Исследовательская работа в школе.. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный.
« Кто испытал раз в жизни восторг научного творчества, тот никогда не забудет блаженного мгновения. Он будет жаждать повторения» П.А. Кропоткин.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Научно-исследовательская работа учащихся. Методика написания, правила оформления и защиты Косовцова И.В., учитель истории МОУ-СОШ 31 г. Белгорода.
Критерии оценивания исследовательских работ подготовила учитель математики МБОУ « Архангельская СОШ им. Героя Советского Союза Краснова В. М.» Одинцова.
Организация исследовательской деятельности младших школьников.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛЬНИКА. Какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть юный исследователь?
1. Определение объекта исследования. 2. Установление предмета исследования. 3. Формирование цели. 4. Выдвижение научной гипотезы. 5. Формулировка задач.
Правила оформления Правила оформления исследовательской работы Подготовила : Таранова О.С.
Методика проведения исследовательской части работы по химии и экологии учитель химии и биологии высшей квалификационной категории Хафизова Э.М.
Научно-исследовательская деятельность школьников.
Структура и содержание биологического исследования ТРИЗ.
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Методический семинар.
Научно-практическая конференция в МОУ СОШ 3 г. Черепаново Учебно-исследовательская работа учащихся Учитель иностранного языка Попова Елена Харисовна.
Организация творческой исследовательской деятельности.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся Памятка исследователя.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Реферат. Научно - исследовательская работа. Проект.
Транксрипт:

Формирование научных знаний у учащихся в процессе исследовательской деятельности Сибагатулина О.И., учитель русского языка и литературы 2012 год МОУ СОШ 2 п.г.т.Новокручининский

Создание положительной мотивации к работе через постановку интересной проблемы, выбор темы. Обоснование актуальности выбранной темы. Постановка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотез. Выбор методов проведения исследования. Поиск возможных вариантов решения проблемы. Сбор материала, обобщение полученных данных. Описание процесса исследования. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы. Формулирование выводов и оценка полученных результатов. Предзащита работы. Окончательное оформление и защита работы. Схема ученического исследования

Тема должна быть актуальной, т.е. практически полезной и представлять интерес в научном отношении. Заглавие должно быть кратким и по возможности давать максимум информации о ее содержании. Определяющим моментом при выборе темы исследования должна быть проблема. Тема отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. Выбор формулировки темы – это начальный и очень серьезный этап любого исследования

тема должна быть интересна, должна увлекать, соответствовать склонностям учащегося, тема должна быть отражать проблему в её характерных чертах, тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, способности нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления, тема должна быть выполнима, избранные методы должны соответствовать возможностям учащегося. Выбирая тему исследования, учащийся должен руководствоваться несколькими правилами:

Темы исследовательских работ моих учеников: Мир образов, красок, звуков и образов в поэзии М.Е.Вишнякова. (Мамедова Севинч) М.Е.Вишняков «о времени и о себе» в письмах другу А.М.Алёшкину. (Мамедова Севинч) Природа Забайкалья в книге Н.Кузакова «Лунные колокола» (Андрианова Вероника) Быличка как жанр фольклора Забайкалья (Меркушева Елизавета) Молодёжный сленг как показатель речевой субкультуры. (Перунова Анастасия) А.И.Одоевский – «главный поэт» декабристской эпохи. (Лупичев Роман) Языковые средства и особенности телевизионной рекламы (Меркушева Елизавета) В стране детства поэта Г.Р.Граубина. (Пустохина Ксения) Пушкин и Кюхельбекер. (Перунова Анастасия)

Актуальность определяет, насколько правильно исследователь понимает тему и оценивает её с точки зрения современности и социальной значимости. Освещение актуальности должно быть немногословным.

Молодёжный сленг как показатель речевой субкультуры Тема работы: Актуальность темы обусловлена необходимостью более глубокого осмысления особенностей молодёжного сленга, выяснения причин «снижения», огрубения речи, «порчи языкового вкуса» и «утраты художественно- эстетического речевого идеала» у современной молодёжи. К теме «Молодёжный сленг как показатель речевой субкультуры»

Актуальность выбранной темы исследования объясняется тем, что современная реклама - это не только двигатель торговли, реклама - носитель и опосредованный творец русскою языка, реклама активно влияет на речь наших современников. К теме « Языковые средства и особенности телевизионной рекламы»

Цель исследования – это конечный результат, которого бы хотел достичь исследователь при завершении своей работы. Обычно цель формулируют со слов: - доказать, обосновать, разработать, объяснить, определить, установить. Из поставленной цели вытекают задачи исследования. Задача исследования – выбор путей и средств для достижения цели. Задачи формулируют со слов: выявить, определить, установить, изучить, провести анализ (мониторинг, социологический опрос, интервью и т.д.)

Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав основной части исследовательской работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.).

Цель работы состоит не в том, чтобы осудить какие-либо рекламные тексты, а в том, чтобы показать всю сложность проблемы, выяснить особенности языка рекламы, некоторые приёмы манипулирования, используемые при создании телевизионных реклам. Задачи работы: изучить, используя различные источники, средства и особенности языка рекламы; выяснить некоторые приёмы манипулирования в телерекламах; провести социологическое исследование с целью выявить мнение школьников о телевизионной рекламе В работе Меркушевой Лизы « Языковые средства и особенности телевизионной рекламы»

Социологическое исследование Цель исследования - выявление тенденций в отношении к телерекламе среди школьников. Задачи исследования: · Выявить отношение учащихся 5-х, 9 классов к телевизионной рекламе; · Узнать степень их доверия к современной телевизионной рекламе. В работе Меркушевой Лизы « Языковые средства и особенности телевизионной рекламы»

Необходимым условием проведения исследования является определение его объекта и предмета. Объект исследования – процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Предмет исследования должен обладать узнаваемостью и поддаваться описанию. Именно предмет исследования определяет тему исследовательской работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Цель работы: анализируя личную переписку М.Вишнякова и А.Алёшкина 1977 – 2007 годов, показать связь их личной переписки с событиями в литературе и стране, осознать «озарения и душевные терзания поэта», который в письмах другу правдиво писал «о времени и о себе». Объект исследования – личная переписка М.Вишнякова и А.Алёшкина. Предмет исследования - дружеские откровения М.Вишнякова в письмах А.Алёшкину. Гипотезы: Письма служили средством укрепления дружеских связей М.Вишнякова и А.Алёшкина в период их вынужденной разлуки. В письмах другу А.Алёшкину отразились духовные искания поэта М.Вишнякова в сложный период жизни страны и народа. Цель исследования и выдвинутые гипотезы обусловили необходимость решения следующих задач: - изучить переписку М.Вишнякова и А.Алёшкина 1977 – 2007 годов по публикациям в журнале «Слово Забайкалья»; - ознакомиться с особенностями эпистолярного жанра; -проанализировать содержание писем соответственно поставленной цели исследовательской работы; Из работы Мамедовой С.«М.Е.Вишняков «о времени и о себе» в письмах другу А.М.Алёшкину»

Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Гипотезы возникают как возможный вариант решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Гипотеза в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается.

Цель работы: анализируя личную переписку М.Вишнякова и А.Алёшкина 1977 – 2007 годов, показать связь их личной переписки с событиями в литературе и стране, осознать «озарения и душевные терзания поэта», который в письмах другу правдиво писал «о времени и о себе». Объект исследования – личная переписка М.Вишнякова и А.Алёшкина. Предмет исследования - дружеские откровения М.Вишнякова в письмах А.Алёшкину. Гипотезы: Письма служили средством укрепления дружеских связей М.Вишнякова и А.Алёшкина в период их вынужденной разлуки. В письмах другу А.Алёшкину отразились духовные искания поэта М.Вишнякова в сложный период жизни страны и народа. Цель исследования и выдвинутые гипотезы обусловили необходимость решения следующих задач: - изучить переписку М.Вишнякова и А.Алёшкина 1977 – 2007 годов по публикациям в журнале «Слово Забайкалья»; - ознакомиться с особенностями эпистолярного жанра; -проанализировать содержание писем соответственно поставленной цели исследовательской работы; Из работы Мамедовой С.«М.Е.Вишняков «о времени и о себе» в письмах другу А.М.Алёшкину»

Заключение В результате проведённой исследовательской работы мы пришли к следующим выводам: 1). Поставленные цели и задачи выполнены. 2). Гипотезы, выдвинутые вначале, доказаны и полностью подтвердились. В работе доказано, что письма служили средством, которое укрепляло дружеские отношения М.Вишнякова и А.Алёшкина в течение долгой разлуки. Поражает искренность, обнажённость души поэта, который доверяет другу самое сокровенное, то, что им пережито, прочувствовано, выстрадано. В письмах Вишняков размышляет, вкладывает в каждое слово себя, свою собственную жизнь. В них поэт Вишняков – живой собеседник. Фрагмент из работы Мамедовой Севинч

К теоретическим методам относятся: сравнительный анализ информации из научной литературы, моделирование, системный анализ, методика решения противоречий, конструирование и проектирование классификация методы исследования

К практическим методам исследования относятся: наблюдение, измерение, анкетирование, интервью, тестирование, беседа, метод рейтинга (определение значимости объекта, деятельности какой-либо личности или событий путем использования специальной шкалы оценок), метод независимых характеристик (составление письменной характеристики объекта, личности или события большим количеством людей независимо друг от друга), эксперимент.

3). Сколько в среднем в день вы смотрите телевизор? 1. не смотрю вообще 2. смотрю как фон 3. до 30 минут минут 5. больше часа 4). Во время рекламы вы: 1. внимательно просматриваете её 2. не заостряя внимания, дожидаетесь её окончания 3. выключаете звук 4. переключаете на другой канал 5. занимаетесь посторонними делами 5). Доверяете ли вы рекламе? 1. нет, она обычно построена на пустых обещаниях 2. да, в рекламе обычно сообщают правду о товарах и услугах 3. доверяю, но не любой: обычно из рекламы можно понять, какого качества товар или услугу она преподносит 6). Запоминаете ли вы рекламу? 1. Запоминаю сюжет, текст, сопровождающий видеоряд, но не продукт 2. Запоминаю, многое могу процитировать. 3. Запоминаю и сюжет, и текст, и рекламируемый продукт, если реклама понравилась 4. Не запоминаю Фрагмент из работы Меркушевой Лизы

Древесные образы Частота упоминаний деревьев осина 4 раза тополь 2 Багульник 6 сосна 14 верба 6 кедр 6 лиственница 7 берёза 35 черёмуха 3 рябина 4 В процессе работы у нас возникли вопросы: Какое из этих деревьев больше вдохновляет поэта? Которое из них чаще других встречается в стихах М.Е.Вишнякова? Решено было провести количественный подсчёт упоминаний того или иного дерева в стихотворениях поэта. Прочитано 285 стихотворений М.Е.Вишнякова («Стихи и поэмы» том 1, издательство «Русь», 2005). Результаты измерений нашли отражение в таблице 1. Таблица 1 Частотность упоминаний древесных образов Из работы Мамедовой С. « Мир образов, красок, звуков и запахов в поэзии М.Е.Вишнякова» метод сравнения и математические методы обработки

Частотность употребления сленгизмов в речи десятиклассников Не знают значения слова Знают сленговое слово, но не употребляют Сленговые слова, наиболее часто употребляемые учащимися база глобус глумиться ёжик окно стебно Баклан, бухой, ботан, все в шоколаде, дебош, дурить, дятел, живем, заметано, замутить, запалить, кент, клюшка, левый, маза, мент, надыбать, оттягиваться, стопудово, табло, улет, хавчик, шнурки в стакане, щемиться, чел, чувак, ящик. 1 место – блин, офигеть, ништяк 2 место – прикольно 3 место – хавать, круто 4 место – хата, облом 5 место – гнать 6 место – свалить, шняга, тормозить 7 место – мутить 8 место – косяк 9 место – тусовка, догонять, отвалить 10 место – параллельно, валяй. Из работы Перуновой Н. Метод рейтинга

публичная защита работы

Следующий этап – доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются на научно-практической конференции публично. Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы. Следует кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы. Из текста работы отбирается самое главное. При изложении материала нужно придерживаться отдельного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы. На защите учащийся в своем докладе и при его обсуждении должен показать, что он может кратко и ясно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свои идеи и вести научную дискуссию.

Формулировка темы исследования. Актуальность исследования (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, какие проблемы и вопросы в рамках данного направления исследований хорошо изучены, каким вопросам уделялось недостаточное внимание, почему школьником избрана именно эта тема) Цель работы Задачи исследования Гипотеза. Формулируется в том случае, если работа носит экспериментальный характер. Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов) Результаты исследования. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах. Выводы исследования. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции, без многословных объяснений и трактовок. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 4 или 5 Общая структура доклада:

СХЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВЫПОЛНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ОБРАЩЕНИЕ К АУДИТОРИИ С ПРИВЕТСТВИЕМ ИНФОРМИРОВАНИЕ О ЦЕЛИ, ЗАДАЧАХ РАБОТЫ, ВЫДВИНУТЫХ ГИПОТЕЗАХ, АКТУАЛЬНОСТИ РАБОТЫ ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ И НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫХ ЕЁ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ ПО ДАННОЙ ТЕМАТИКЕ ВЫРАЖЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТИ АУДИТОРИИ ЗА ВНИМАНИЕ