Методико педагогический семинар октябрь 2012 год Требования к уроку с позиции компетентностного обучения Плохой учитель преподносит истину, хороший- учит.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Индивидуальная образовательная траектория как средство достижения образовательного стандарта на уроках математики Работу выполнила: учитель математики.
Advertisements

Основные компоненты эвристического урока. 1 этап разработки Составление Вашей цели планируемого эвристического урока. Возможные цели учащегося. Соотнесение.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
« С урока начинается учебно - воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль,
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
П\п Психологическая характеристикаОрганизационная форма занятия Оптимальные условия для развития психологической характеристики 1. Самооценивание (сам.
Методическая разработка по русскому языку на тему: Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе
Зеленогорск октябрь 2011 год Профессиональное совершенствование учителей начальных классов Базовая площадка МОУ СОШ 161 Умения и способы деятельности учителя.
Исследовательский проект как одно из средств реализации идей системно-деятельностного подхода в рамках требований ФГОС Исследовательский проект как одно.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.
Аспекты организации проектной деятельности. Требования ФГОС 2-го поколения к результатам освоения учащимися программы основного общего образования: освоение.
«Формирование ключевых компетенций на уроках географии как условие повышения качества образования обучающихся» Яковлева М.Г. МБОУ «Зиминский лицей», учитель.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся в средней школе.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Транксрипт:

Методико педагогический семинар октябрь 2012 год Требования к уроку с позиции компетентностного обучения Плохой учитель преподносит истину, хороший- учит ее находить. А.Дистерверг.

Цели семинара 1. Рассмотреть методологические основы и изменения компетентностного урока. 2. Разработать критерии анализа компетентностного урока.

ЦЕЛЬ: обеспечить усвоение не «суммы знаний» (на самом деле суммы сведений из разных предметных областей), а выработать опыт, позволяющий действовать в новых, неопределенных проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно будет находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Процесс обучения должен стать процессом не «перекачки знаний», сколько процессом управления состоянием ученика, процессом, создающим условия для формирования познавательных процедур Деятельность первична – знание вторично.

Цель компетентностного урока Организовать самостоятельные действия ученика от формирования проблемы до проверки правильности решения, выполнения задания). В процессе познания 80% урока должен работать и говорить не учитель, а школьники. Учитель – организатор, дирижёр урока, чем меньше его заметно, тем лучше.

Содержание деятельности включает три взаимосвязанных этапов урока - целеполагание, - самостоятельная продуктивная деятельность, - рефлексия

Этап целеполагания - В компетентностном уроке именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию. - В организации данный этап не прост, требует осознанного выбора средств, приемов. Наиболее эффективным приемом считается-проблемный диалог, создание проблемной ситуации для определения учащимися границ знания – незнания.

К новым образовательным целям урока относятся цели самих учащихся 1) изучить материал из различных источников; 2) составить собственное представление о предлагаемом реальном образовательном объекте; 3) усвоить основные понятия и законы темы; 4) подготовить сообщение, доклад или презентацию по одной из проблем (указать); 5) качественно подготовиться к получению зачета по курсу; 6) выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме (указать); 7) овладеть методами изучения и объяснения изучаемых явлений; 8) углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы (перечислить их); 9) научиться выполнять опыты, работать с приборами и техническими средствами; 10) проявить и развить свои способности (назвать их); 11) организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты; 12) научиться аргументировано спорить в ходе изучения темы; 13) доказывать и опровергать утверждения педагога; 14) свой вариант цели

Компетентностный подход к определению целей урока ориентирует на согласованность целей учителей и обучаемых. Другими словами, совместное целеполагание.

Этап самостоятельной продуктивной деятельности. В компетентностном уроке самостоятельная работа, спланирована учеником для достижения его образовательной цели. Эта работа продуктивна, так как ее результат – продукт, лично создается учеником.

Что нужно для активной познавательной деятельности? - различные источники информации; - методы и приемы обучения; - дидактический материал и разработки; - технологии

Источники информации - справочные пособия; - энциклопедии; - два, три учебника разных авторов; - ресурсы сайтов Интернета

Методы и приемы обучения - методы активного обучения (деловые игры, ролевые игры, дискуссии и т.д.); - метод проблемного обучения (беседа, проблемная лекция, проблемный семинар); - методы активизации творческого мышления, например мозговой штурм; - модернизированные традиционные методы обучения; - методы взаимообучения (коллективного, группового и парного обучения). ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫМИ

Содержательный аспект Акцент должен быть сделан на два важных момента: - ориентация учебного материала на решение жизненно важных задач - интеграция содержания (т.е. опора на знания и умения, полученные при изучении других предметов).

Дидактический материал и разработки Необходимо наполнить урок не только новыми подходами к организации деятельности учащихся, но и иными подходами к содержанию компетентностно- ориентированных задания (КОЗ) или ситуационных заданий.

Рефлексивность урока Важно, чтобы ученик осознал способы деятельности, выявил нерешенные трудности и проблемы, осознал, в чем состоялся личный прирост знаний и умений. Интересна самооценка учителем проведенного урока, совместная с учениками оценка всего урока. Формы образовательной рефлексии могут быть разные: устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение.

Технологии, реализующие компетентностный подход Основным средством реализации компетентностного подхода является : -технологии проблемного обучения, - технологии дифференцированного обучения, - ИК технологии, - технологии модульного проектного обучения, - технологии развития критического мышления, - групповые технологии, Заложенная в технологиях структура деятельности совпадает со структурой деятельности компетентностного подхода и позволяет включать каждого ученика в самостоятельные виды деятельности.

СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ПОСТРОЕННОГО В СООТВЕТСТВИИ С ОСНОВНЫМИ ИДЕЯМИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА использование исследовательских и поисковых технологий, позволяющих организовать аутентичную (подлинную, верную) оценку деятельности обучающихся; использование технологий и методов, обеспечивающих саморазвитие, самоактуализацию обучающегося, позволяющих ему самому искать и осознавать подходящие для него способы решения дидактических и жизненных ситуаций (метод проектов, ситуационный анализ, технологии портфолио, КСО, др.); организация презентации, защиты познавательных результатов, достижений обучающихся

Результат компетентностного урока – это готовность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию самих учащихся, - перенесение акцента на учебную деятельность, основанную на инициативе и ответственности самих учеников.

Требования к проведению компетентностного урока 1. Изменить формы и технологии обучения, которые помогут создавать ситуации неопределенности, выбора, деятельности. 2. Учебный материал отличается проблемностью. 3. Создание ситуаций, которые должны быть жизненно важны для ученика, которые найдут отражение в социальном опыте. 4. Конструирование новых дидактических материалов, поиск нестандартных заданий, создание нестандартных ситуаций, приближенных к реальным. 5. Учебная деятельность должна иметь исследовательский и практико- ориентированный характер. Организуется работа в деятельностном режиме 6. Организация всевозможных практикумов, реализация ученических проектов, проведение мероприятий, поддерживающих и развивающих способности общения у учеников. 7. Самостоятельное добывание знаний учащимися. 8. В ходе образовательного процесса выстраивание партнерских отношений. Дети должны получить права активных организаторов, творцов, участников всех сторон жизнедеятельности учреждения. 9. Дети осуществляют самооценку учебной деятельности