Технология создания конкурсной заявки Семинар – совещание «Национальный проект «Образование» (НПО/СПО) 2008 года» Матвеева Светлана Ефимовна Начальник.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Advertisements

Структура и содержание инновационной образовательной программы Кабинет теории и практики профессионального образования ГОУ РК «ИПКРО»
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Калачева Наталья Александровна Директор КГБОУ СПО Технический колледж.
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
«Развитие социального партнерства учреждения начального профессионального образования на селе»
Создание системы договорных отношений социальных партнеров профессионального образования.
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
1.ступень образования часть региональной экономики 2.мобильность и гибкость системы короткие сроки обучения 3.преподавание разных дисциплин многопрофильность.
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СПО КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Гудырева Людмила Николаевна, к.п.н., ГПОУ «КРАПТ»
Обновление системы повышения квалификации в Тамбовской области в условиях реализации РКПМО Тамбов, 2008.
Критерии оценки эффективности процесса диссеминации Аналитическая справка о работе ресурсного центра.
Роль инновационной образовательной программы в развитии социального партнерства Чебоксарский электромеханический колледж.
Национальные проекты послужили катализатором решения проблем и стимулом системных изменений. Успех нацпроектов дает основания подумать о переводе соответствующих.
«Инновационные подходы к подготовке кадров для высокотехнологичного производства в рамках приоритетного национального проекта «Образование» Концепция проекта.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Оптимизация подготовки специалистов в области спутниковых систем связи и навигации ГБОУ СПО Техникум машиностроения 25
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
О состоянии и перспективах развития системы профессионального образования Архангельской области Министерство образования и науки Архангельской области.
Вариативная составляющая основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО в Самарской области Светлана Ефимова, директор ЦПО Самарской области,
Транксрипт:

Технология создания конкурсной заявки Семинар – совещание «Национальный проект «Образование» (НПО/СПО) 2008 года» Матвеева Светлана Ефимовна Начальник отдела развития СПО МО и Н РТ Кандидат педагогических наук

Общая информация по конкурсу-2007 Поступило 266 заявок 55 заявок отклонены по формальным признакам 210 заявок поступило на экспертизу, получено 422 экспертных заключений 69 экспертов привлечены к экспертизе Состоялось 3 заседания экспертной комиссии и 3 заседания конкурсной комиссии Объявлено 76 победителей с общим бюджетом 1 млрд. 825 тыс. рублей из федерального бюджета и 1,98 млрд.рублей – средства софинансирования

Распределение победителей конкурса-2007 по типам и видам ОУ

Проектные идеи в ИОП 2007 года Учреждения среднего профессионального образования

Машиностроение и металлургия (1) «Интеграция образования и производства в процессе подготовки кадров для машиностроительного комплекса района на базе многоуровневого многопрофильного профессионального учебного заведения» (Александровский промышленно-гуманитарный техникум, Владимирская область)

Машиностроение и металлургия (9) «Интеграция НПО и СПО и социальных партнеров для подготовки квалифицированных специалистов с повышенным разрядом рабочей профессии для высокотехнологичных производств» (Пермский политехнический колледж)

Разные профили (1) « Инновационная образовательная программа подготовки рабочих кадров и специалистов полимерного производства на основе межотраслевой (машиностроение, химическая промышленность, экология) и образовательной (НПО и СПО) интеграции» (Политехнический колледж, г. Москва)

Разные профили (2) «Ресурсный центр по разработке и внедрению интегрированного образовательного модуля «Энергосбережение и экология» (Автотранспортный и электромеханический колледж, г. Санкт-Петербург)

Конкурс Объявление и формы конкурсной заявки – на сайте Министерства образования и науки РФ ( Прием конкурсной документации до 28 февраля 2008 г. Новый документ – перечень источников финансирования, подписанный главой Администрации (Губернатором, Президентом) субъекта РФ («гарантийное письмо»)

Доказательство актуальности профиля ИОП Выявить среднесрочную кадровую потребность развивающейся экономики и социальной сферы региона. (Инвестиции в профессии/специальности неэффективны, если они не востребованы местными рынками труда или потребность в кадрах данного профиля удовлетворяется в рамках действующей структуры подготовки кадров в субъекте РФ).

Выбор актуального профессионального профиля (1) Данные органов статистики, собирающих сведения о численности занятых в экономике региона в отраслевом разрезе Данные службы занятости о вакансиях Заинтересованность конкретных предприятий-работодателей

Выбор актуального профессионального профиля (2) Программы социально-экономического развития региона (раздел «Кадровое обеспечение») Целевые программы развития кадрового потенциала региона Инвестиционные программы и проекты, которые разрабатываются администрациями субъектов РФ. (Эти документы определяют приоритетные отрасли развития хозяйства территорий, направления инвестиций, кадровую политику администраций, в том числе – в сфере занятости).

Доказательство возможностей реализации ИОП (1) Прогнозная оценка численности потенциальных абитуриентов учреждений НПО/СПО на среднесрочную перспективу. (Этот шаг необходим, поскольку возможна ситуация, когда кадровый спрос в экономике региона по определенному профессиональному профилю высок, а количество потенциальных абитуриентов на эту профессию/специальность НПО/СПО ограничено из-за негативной демографической ситуации или низкой привлекательности профессии/специальности среди молодежи региона).

Доказательство возможностей реализации ИОП (2) Демонстрация потенциала ОУ (кадры, научно-методическая оснащенность, опыт реализации проектов, взаимодействие с работодателями, инвестиционная привлекательность, инновационный потенциал и т.д.) Сильная система государственно-общественного управления ОУ

Обоснование проектной идеи Логически вытекает из анализа ситуации во внешней среде Требует концентрации дорогостоящих ресурсов всех типов Может быть реализована в обозримом будущем (реальна)

Формулировка названия ИОП Отражает суть проектного замысла Демонстрирует актуальность проектной идеи конкретно и коротко

Описание проекта Логическая рамка проекта (Цель –> задачи –> планируемые результаты –> показатели их достижения –> социально- экономические эффекты и риски) Система управления ИОП Система мониторинга реализации ИОП Запрашиваемые ресурсы

Ресурсное обеспечение ИОП Кадровые (программы повышения квалификации преподавателей и мастеров п/о, в том числе - в формате стажировок на предприятиях); Учебно-методические (новые учебные планы, программы, учебно-методические комплексы, КИМы для оценки образовательных результатов); Материально-технические (новое оборудование, тренажеры, оснащение лабораторий и мастерских для реализации ИОП по данному профилю; средства на установку и наладку оборудования, обучение пользователей); Организационно-управленческие (нормативные акты, вводящие в действие различные компоненты ИОП; специальные институциональные структуры управления ИОП и т.д.).

Логическая схема описания ИОП Основная идея ИОП Название ИОП Стратегическая цель ИОП Цель ИОП на 2008 год Задачи ИОП на 2008 год Планируемые результаты Показатели/индикаторы достижения результатов (итоговые и на 2008 год) Социально-экономические эффекты Риски и способы их минимизации

Пример (ПУ, Московская обл.) Инновационная идея ИОП - при осуществлении перехода на ИОП с использованием компьютерных технологий, модернизации средств и методов образовательного процесса, кардинальном изменении уровня оснащенности учебно- производственного процесса можно расширить перечень специализаций профессии НПО «Сварщик» от 2 (в настоящее время) до 7-9; количество отраслей промышленности – от 2 (в настоящее время) до 5, что обеспечит профессиональную мобильность выпускников.

Пример (ПУ, Московская обл.) Название ИОП - «Организация многопрофильной подготовки сварщиков для высокотехнологичных производств» Стратегическая цель ИОП - удовлетворение растущего спроса на подготовку и переподготовку сварщиков со стороны работодателей разных отраслей и предприятий; обеспечение конкурентоспособности и мобильности выпускников на рынке за счет расширения профиля подготовки

ИОП «Организация многопрофильной подготовки сварщиков для высокотехнологичных производств» Цель ИОП на 2008 год – формирование ресурсного (кадрового, материально- технического, учебно- методического, организационно- управленческого) обеспечения реализации ИОП

Задачи ИОП на 2008 год (1) Изменить подход к отбору содержания обучения: ввести согласование новых профессиональных компетенций с работодателями-заказчиками кадров. Внедрить новые образовательные технологии в учебно-производственный процесс (компьютерные и интернет-технологии). Усилить роль производственного обучения с целью формирования новых профессиональных компетенций, заданных работодателями, в рамках свобод, данных ОУ.

Задачи ИОП на 2008 год (2) Модернизировать материально-техническую базу обучения: закупить учебно-лабораторное оборудование на основе компьютерных технологий и обеспечить выход в Интернет; закупить современное учебно- производственное оборудование. Повысить квалификацию педагогического коллектива, работающего в рамках ИОП. Внедрить принцип софинансирования подготовки кадров с основными социальными партнерами, включая реализацию стимулирующих принципов оплаты труда педагогов.

Планируемые результаты на 2008 год (1) Совместно с работодателями разработан перечень профессиональных компетенций для новых специализаций, адекватных современным производственным технологиям. Сформирован комплект учебно-методической документации, обеспечивающей формирование новых специализаций по профессии «Сварщик» на базе IT-технологий. Разработаны методические рекомендации по новым методам и средствам организации учебного процесса, методам и формам производственного обучения.

Показатели достижения результатов (результат 1) Совместно с работодателями разработаны перечни профессиональных компетенций для новых специализаций, адекватных современным производственным технологиям. Показатели: 1.1. Перечни новых профессиональных компетенций (знаний, умений, навыков) по новым специализациям, утвержденные работодателями.

Показатели достижения результатов (результат 2) Сформирован комплект учебно- методической документации, обеспечивающей формирование новых специализаций по профессии «Сварщик» на базе IT-технологий. Показатели: 2.1. Модернизированные рабочие учебные планы, прошедшие экспертизу и утвержденные в установленном порядке Новые (обновленные) рабочие учебные программы курсов/дисциплин, прошедшие экспертизу и утвержденные в установленном порядке.

Показатели достижения результатов (результат 3) Разработаны методические рекомендации по новым методам и средствам организации учебного процесса, методам и формам производственного обучения. Показатели: 3.1. Методические рекомендации и разработки по использованию новых методов и форм производственного обучения Контрольно-измерительные материалы, прошедшие экспертизу.

Показатели достижения результатов (результат 4) Модернизирована материально- техническая база мастерских и учебных кабинетов. Показатели: 4.1. Справка о постановке на баланс ОУ нового оборудования для мастерских и учебных кабинетов, соответствующего задаче формирования новых специализаций профессии «Сварщик».

Показатели достижения результатов (результат 5) Введен в строй учебно-монтажный полигон для отработки навыков монтажа строительных конструкций и арматурной основы монолитного строительства. Показатели: 5.1. Приказ о «запуске» полигона, назначении ответственного, регламенте работы (Положение об учебно-монтажном полигоне ОУ) и др Справка о постановке на баланс ОУ оборудования полигона График работы полигона.

Показатели достижения результатов (результат 6) Организован Ресурсный центр по профессии «Сварщик». Показатели: 6.1. Локальный акт ОУ (Положение о структурном подразделении ОУ – Ресурсном центре «Сварщик») Приказ о назначении руководителя ресурсного центра Должностные инструкции Методические материалы для организации сетевого взаимодействия с ОУ родственного профиля Сетевые образовательные программы.

Показатели достижения результатов (результат 7) Создан учебно-методический центр повышения квалификации рабочих сварочного производства предприятий. Показатели: 7.1. Положение об учебно- методическом центре повышения квалификации рабочих сварочного производства предприятий Приказ о назначении руководителя учебно- методического центра Учебно- методическое оснащение программ повышения квалификации и подготовки Должностные инструкции.

Социально-экономические эффекты ИОП Снижение уровня безработицы среди выпускников УНПО по профессии «Сварщик» в регионе Уменьшение вакансий по профессии «Сварщик» на предприятиях региона Повышение уровня зарплаты выпускников по профессии «Сварщик» (капитализация образования) Снижение затрат предприятий, связанных с переучиванием и «доводкой» выпускников ОУ по профессии «Сварщик»

Типичные ошибки конкурсных заявок нацпроекта-2007

1. Неверное толкование термина «инновационная образовательная программа» (ИОП) ИОП = Учебная программа ИОП = Программа развития ОУ Причина - отсутствие расшифровки (глоссария) терминов, используемых в материалах Конкурса (объявлении, описаниях порядка и критериев отбора ОУ и т.д.).

Образовательные программы В соответствии с ФЗ «Об образовании»: определяют содержание образования определенного уровня и направленности, разделяются на основные и дополнительные.

Основные профессиональные образовательные программы НПО/СПО Обеспечивают реализацию федерального ГОС с учетом типа и вида ОУ, образовательных потребностей и запросов учащихся/студентов и включают в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки, программы учебной и производственной практики, календарный учебный график, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

ИОП и учебная программа ИОП включает в себя: 1) содержание образования соответствующего уровня и 2) ресурсные условия его реализации: кадровые, финансовые, материально-технические и другие (ст. 7 ФЗ «Об образовании»). ИОП по своей сути является управленческой. Этим она отличается от учебной программы.

ИОП и программа развития ОУ ИОП имеет проектный формат, затрагивает один аспект деятельности ОУ (в частности, профессиональный профиль, заявленный на Конкурс) и рассчитана на один год. Программы развития ОУ рассчитаны на средне- и долгосрочную перспективу и охватывают деятельность учреждения целиком. Программа развития ОУ представляет собой совокупность преемственно и последовательно реализуемых инновационных проектов, направленных на достижение стратегической цели развития учреждения.

Термин ИОП в материалах национального проекта Используется для обозначения основной и /или дополнительной образовательной программы по профессиям/специальностям НПО/СПО, модернизированных в соответствии с современными и перспективными требованиями рынков труда (работодателей). Инновации могут затрагивать как структуру и содержание образовательной программы, так и способы и условия ее реализации в образовательном процессе (технологии, формы, методы, качество ресурсного обеспечения и т.д.), а также механизмы взаимодействия с заказчиками кадров - работодателями.

Невозможность изолированных инноваций Например, введение дополнительной специализации в профессию НПО или специальность СПО на основе учета потребностей рынка труда требует соответствующих изменений во всем ресурсном оснащении образовательного процесса: содержании образования, технологиях его реализации, способах оценки результатов, профессионально-педагогических компетенциях преподавательского корпуса, оборудовании мастерских и лабораторий и т.д.

2. Несогласованность Программ развития ОУ и ИОП Программы развития ОУ отсутствуют, устарели (их срок завершался в предыдущем/текущем календарном году) или не включены в материалы конкурсной заявки. ИОП должна позиционироваться как способ решения одной (или нескольких) задач, поставленных в Программе развития ОУ, проектными методами.

3. Логическая несогласованность целей, задач, результатов ИОП, показателей их достижения Пример: Показатели «Рост трудоустройства выпускников», «Повышение качества подготовки учащихся», «Рост удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников» и др. (отдаленные результаты, не могут быть получены на начало 2009 года)

4. Несогласованность целей и закупаемого оборудования Цель ИОП – создать систему тесного взаимодействия с работодателями Закупаемое оборудование – производственного характера для обеспечения производственного обучения и практики в ОУ

5. Неверно оформленные договоры о софинансировании Односторонние обязательства: финансирование или передача оборудования работодателями оформляется как «помощь», «поддержка» и не сопровождается обязательствами ОУ Отсутствие гарантий и ответственности с обеих сторон

6. Некомплектность заявки Отсутствуют: Актуальные программы развития ОУ Гарантийные письма Администрации субъекта РФ (в случае регионального софинансирования) Документы, подтверждающие описанные в конкурсной заявке структуры ОУ (локальные акты как приложения к Уставу ОУ)