«Алюминий и его соединения» Открытый урок разработан для учащихся 2 курса
Пояснительная записка Данный урок может быть проведен с учащимися 2 курса по любой авторской программе по химии. Проведение занятия построено на применении методических приемом технологии развития критического мышления. В яркой, эмоциональной форме учащимся предлагается система разнохарактерных заданий личностно-значимого содержания. Важными в данном занятии является самоконтроль и самооценка обучающихся, составление индивидуального задания. Такой подход к обучению позволит каждому ученику выстроить индивидуальную образовательную траекторию, ведь к одному и тому же конечному результату разные ученики могут прийти разными путями. Урок сопровождается презентацией, содержащей иллюстрационный материал и задания для работы учащихся.
Цели и задачи: Образовательная – выявление и оценка степени овладение системой знаний и комплексом навыков и умений об амфотерных элементов и их соединениях на примере алюминия, готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяющие обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса; Развивающая – развития критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения; Воспитательная – воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.
Схема урока: 1. Стадия вызова – включает задания по нахождению сходства в изображениях, составление рассказа, решении анаграмм с исключением лишнего, блеф- игры «Верите ли вы»;
2. Усвоение знаний – работа с информационной моделью химических свойств алюминия; работа с деформированными текстами по составлению генетических рядов металлов, неметаллов и амфотерных элементов; знакомство с природными соединениями алюминия с включением приема пед техники на развитие внимания;
3. Рефлексия – графический диктант с самоконтролем, решение «Отсроченной отгадки», письменное задание - рекламное объявление об алюминии или вопрос для интервью у алюминия.
Описание урока: 1 стадия – ВЫЗОВ 1 задание «Что объединяет изображения?» «Что объединяет изображения?»
2 задание Составить рассказ по известным картинкам. Составить рассказ по известным картинкам.
3 задание Решите анаграммы и исключите лишнее.
-леруогд -нмийекр -иксолорд -дронов -лйминиаю
-леруогд -нмийекр -иксолорд -дронов -лйминиаю -углерод -кремний -кислород -водород -алюминий
Правильный ответ Алюминий (остальные элементы – неметаллы). (остальные элементы – неметаллы). (Алюмен – в переводе с латинского – квасцы, которые в древности использовали для крашения тканей). (Алюмен – в переводе с латинского – квасцы, которые в древности использовали для крашения тканей).
4 задание Блеф- игра «Верите ли Вы, что…»
1. Алюминий – один из 7 металлов древности? один из 7 металлов древности?
2. Есть то, что одновременно объединяет и отличает Францию и Республику Коми?
3. Алюминий не пропускает солнечные и тепловые лучи?
4. Алюминиевая посуда – признак низкого достатка?
2 стадия – усвоение знаний Какова же тема урока? «Номер 13! Счастливый или нет?» Цели и задачи формулируют учащиеся самостоятельно.
Алюминий является рекордсменом по многим параметрам: -Плотность -Электропроводность -Пластичность -Распространение в земной коре
Какими же свойствами он обладает? Информационная схема Al +простые вещества (не Ме) + сложные вещества +О 2 +HaI 2 +S +Н 2 О +кислоты +щелочи +соли +МеО
Алюминий проявляет амфотерные свойства (реагирует и с кислотами, и со щелочами) «Амфос» - в переводе «и с теми, и с другими». При изучении разных наук вы встречались с такими названиями. (Амфибия – земноводное, ведущее двойной образ жизни – на суше и в воде, это же и вид транспорта, перемещающийся по суше и по воде; амфора – сосуд, совмещающий кувшин и вазу; амфитеатр – арена и зрительный зал).
В каком виде встречается алюминий в природе – в свободном или в виде соединений? Жизненная аналогия – алюминий – активный металл, подобно активным людям он не может находиться в окружающей среде без «взаимодействия» с кем-либо). Жизненная аналогия – алюминий – активный металл, подобно активным людям он не может находиться в окружающей среде без «взаимодействия» с кем-либо).
Чем хорош алюминий в строительстве?
Ответы: -Высокая технологичность на всех стадиях передела; -Высокая коррозийная стойкость; -Долговечность; -Архитектурная выразительность; -Малая плотность при удовлетворительной прочности; -Надежность работы при низких температурах; -Отсутствие искрообразования; -Рециклинг.
3 стадия - рефлексия Графический диктант (+ -) вопрос ответ 1 Встречается в свободном виде 2 Легкий металл 3 Реагирует с кислотами, и со щелочами 4 Подвергается коррозии 5 Восстанавливает металлы из оксидов
вопрос ответ 1 Встречается в свободном виде + 2 Легкий металл + 3 Реагирует с кислотами, и со щелочами + 4 Подвергается коррозии - 5 Восстанавливает металлы из оксидов + САМОПРОВЕРКА
Письменное задание: Составьте текст рекламы алюминия или изделий из него, либо подготовьте вопросы для интервью у алюминия.
Домашнее задание: Обязательная часть – составьте и осуществите цепочку превращений с участием алюминия; Индивидуальная часть – на основе самоконтроля и самопроверке составьте перечень вопросов для работы дома.