«Подводные рифы» ЕГЭ по русскому языку советы -технического - содержательного характера
Технические Внимательно читать задание Аккуратно заполнять бланки ответа Оставлять время на проверку ответов
Разделы курса, проверяемые КИМ фонетика А1 лексика А3 А12 А31 морфемика, словообразование А13 В1 морфология А11 В2 синтаксис А9 А10 В3-В6 орфография А14-А20 пунктуация А21-27 речь А7 А8 А30 В7 нормы языка А2 А4-А6 А28 выразительность речи В8
Основные тенденции в развитии КИМ Совершенствование Усложнение
Совершенствование Поиск оптимального соотношения числа заданий в частях А, В Перераспределение заданий по основным содержательным разделам курса Изменение порядка следования заданий Исключение ряда заданий Усложнение заданий
Усложнение Введение новых типов заданий, требующих знания не отдельного правила, а комплекса теории раздела Добавление грамматических характеристик в вопрос Усложнение самого спрашиваемого материала Разнообразие спрашиваемого материала
Шкала оценивания Часть А Х = А – В : (C – 1) Части А и В: перевод «сырых» баллов в оценку сертификата зависит от общего уровня решения варианта КИМ по стране (В8 – 2 балла) Часть С – 20 баллов (оценка рецензии по 12 критериям)
«Подводные камни» заданий А1: несовпаден. кол-ва букв и звуков; согл. больше, чем гласн.(и наоборот); есть звук [t]; все звуки тверд.(мягк.), звонк.(глух.); есть оглушение (озвончение); произношение = написание
Задания на знание норм Учить нормы! - более длиннее, склон.числит., род.мн., оба- обе, двое… дееприч. оборот: Став мамой, Толстой рисует счастливую Наташу неправ.построенное предл.: Она каждый день поливала и любовалась цветами А28: замена придаточного определительного причастным оборотом (ответ: не Им.п.)
Задания по малому тексту А9: определить основу (сказ.): неполнота ответа (лишние слова) установка должна была лучи касаются атмосферы ночь длится процессы оказывают влияние взлететь с нее трудно пригласили погостить которые садятся надо подумать мальчик стал
А10 – тип предложение найдите основу (основы): Конечно, палуба, даже палуба такого гиганта, как авианосец, далеко не идеальный аэродром.
А11: морфологическая характеристика слова причастие или прилагательное прилаг. или наречие (сравн.ст., кратк.) наречие (дееприч.) или предлог (вокруг, благодаря)
Проблемы частиц Орфография (не-ни, слитно-разд.) Определение ч. речи (бы, пусть, давай, да – не, ни, разве, неужели, что ли, что за, именно, как раз, только, лишь, это, вон…): !! Он только уснул. Позвоню, только завтра позвоню. Только тебе верю
Правописание Солнце уже взошло (1) когда путники поднялись на вершину холма (2) и (3) хотя не было ни единого облачка (4) небо было странного белесоватого цвета и ближе к горизонту становилось свинцово-серым 1,2 1,2,3,4 1,2,4 3,4
Часть В В1: определить способ образования слова – выписать слово названного способа образования уход, загородный, недовольный, заново, дохрабриться, беспечность, переговоры
Вписать в модель! Прилагат. = признак (бедность, белизна, долгота, синева, синь, недовольство) Глупость < глупый // беспечность, классность Глагол = действие (качка, перестройка, таяние, уговоры; строитель, выключатель; мельница)
Бессуффиксный способ разгул, сбор, угон, разбег, замена задира, егоза, зануда синь, близь, ширь
Приставочно-суффиксальный Докажите, что это не приставочный и не суффиксальный : бездумный узаконить походка бессонный Зазеркалье сначала, попусту, втемную
Лексико-морфологич. (переход слова из одной ч. речи в другую) вокруг лес – вокруг дома лес завтра контрольная – светлое завтра столовая посуда – столовая открыта (второе, новое, лишнее, своё; многие, окружающие, любимый)
В6 (тип предл., придат., подчинения) Последоват. [1 ]> (2) >(3) >… Однородн. [ 1 ]> { (2), (3)} Неоднородн. (2) (3) Параллельное (2) (3)
!! неразграничение в ряде вариантов параллельного и неоднородного подчинения
Критерии оценки рецензии К1 Формулировка проблемы текста 1К7 Орфография 2 К2 Комментарий проблемы 2К8 Пунктуация 2 К3 Позиция автора текста 1К9 Языковые нормы 2 К4 Аргументы ученика 2К10 Речевые нормы 2 К5 Композиция, цельность сочинения 2К11 Этические нормы 1 К6 Точность и выразительность речи 2К12 Точность фоновых знаний 1