Социальная география мира. Приоритеты современного школьного географического образования 1. Образовательный процесс переориентирован на: - развитие продуктивного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГЕОГРАФИЯ – ЭТО КОМПЛЕКС НАУК, ИЗУЧАЮЩИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ И УСЛУГ.
Advertisements

ПОНЯТИЕ «ГЕОГРАФИЯ» География (от греч. geo «земля» и grapho «пишу») наука, изучающая географическую оболочку Земли, её структуру и динамику, взаимодействие.
Экспериментальная работа учителя географии МОУ СОШ 81 Ревякина Михаила Сергеевича.
Тема: «Введение» урок 1 Цель: познакомить с новым направлением в мире – глобальная география; формировать глобальное мышление; развивать познавательный.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (2004 г.) освоение знаний овладение умениями развитие познавательных интересов.
Тема. Страны Латинской Америки. Работа учителя географии гимназии им.М.Вахитова г.Буинска РТ Сиразиевой Н.Г.
«Введение компетентностного подхода в современное образование»
Региональная экономика в системе наук.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И ГЕОПОЛИТИКА.
Специализация отдельных стран на производстве определенных видов продуктов и услуг, а также обмен ими, называется Специализация отдельных стран на производстве.
Урок географии в 10-ом классе. Автор: Карезина Нина Валентиновна, учитель географии МОУ СОШ 5 города Светлого Калининградской области.
Просим Вас Регистрационный лист участников Вебинара выслать не позднее 21 ноября на электронный адрес: или
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения. География 6-11 классы (Примерная программа)
Урок 1. Предмет экономической и социальной географии мира.
ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ГЕОГРАФИИ. Программа – это государственный документ, определяющий содержание и логику образования. Утверждается Министерством.
Урок географии в 10 классе. Автор: Карезина Нина Валентиновна, учитель географии МОУ СОШ 5 города Светлого Калининградской области.
Мировая география в деталях программа спецкурса для 10 – 11 классов Автор : Напрюшкина Валентина Федоровна Учитель географии МБОУ «Школа 23»
ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ГЕОГРАФИИ. Программа – это государственный документ, определяющий содержание и логику образования. Она утверждается.
Автор: учитель Географии и экономике Богданова Л.И.
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ФГОС 2011.
Транксрипт:

социальная география мира

Приоритеты современного школьного географического образования 1. Образовательный процесс переориентирован на: - развитие продуктивного мышления, - формирования ключевых компетентностей, - формирование ключевых интеллектуальных умений, - введение профильного обучения. 2. Инновационные процессы: - Информатизация образования - Новые способы организации учебного процесса - Самостоятельная познавательная деятельность учащихся - Проектная деятельность - Интегративные подходы в содержании - Коммуникативная деятельность.

Приоритеты современного школьного географического образования Главная цель: переход от «знаниевого» подхода к «компетентностному»; от «энциклопедичности» к «общей грамотности (компетентность)» специализация в избранных областях; ученик перестает быть объектом педагогического воздействия и становиться полноправным участником УВП. 3. Результат обучения: общая грамотность (общая компетентность) обучающихся, что обеспечивается: - Ключевыми интеллектуальными умениями - Универсальными способами деятельности, способами познания и взаимодействия - Базовыми структурообразующими знаниями (имеют общие представления о системе знаний) - Социальным опытом - Адекватная самооценка собственной (освоенной) системы знаний.

Место курса в базисном учебном плане - География как самостоятельный учебный предмет не включен в перечень обязательных учебных предметов на базовом уровне (так называемая инвариантная часть учебного плана) среднего (полного) образования. - В вариативной части курс «Экономической и социальной географии мира» нашел свое отражение в объеме 70 часов на базовом уровне обучения в непрофильном (универсальном) обучении (общеобразовательный профиль).

Цель курса: формирование у учащихся целостного представления о социально-экономической составляющей географической картины мира.

Опорные знания понимание теорий взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования глобальные и региональные явления и процессы, происходящих как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах

Задачи курса Формирование системы знаний об экономических и социальных проблемах современного мира, для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях. Овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран. Формирование географической культуры и географического мышления учащихся, воспитание чувства патриотизма гражданина России. Вооружение учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющим им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу.

Содержание курса «Экономическая и социальная география мира» отвечает следующим условиям: обязательному минимуму содержания среднего (полного) образования требованиям к уровню общеобразовательной подготовки школьников отображению целостной географической картины мира познавательным интересам учащихся.

Структура и содержание курса Общая экономическая и социальная характеристика мира (Раздел 1. Общий обзор современного мира) Региональный обзор мира (Раздел 2. Региональная характеристика мира) Современная политическая карта мира Мировые природные ресурсы и их рациональное использование Население мира Научно-техническая революция и мировое хозяйство География основных отраслей мирового хозяйства Регионы и страны мира Особенности регионов мира Россия и мир

Принципы построения содержания курса исторический, типологический, дифференцированный подходы принцип географической смежности проблемное обучение и самостоятельная работа учащихся с различными источниками географической информации

Общая экономическая и социальная характеристика мира Тема: Политическое устройство мира - типология и классификация стран современного мира - формы правления и административного территориального устройства - изучение основных этапов формирования политической карты мира - современные особенности политической карты

Тема: Политическое устройство мира 1.Многообразие стран современного мира (урок-практикум) 2. Этапы формирования современной политической карты мира (лекция) 3. Современные особенности политической карты мира (семинар)

Тема: Природа и человек в современном обществе 1. Географическая среда и человек (лекция) 2. Природно-ресурсный потенциал и ресурсообеспеченность (урок-практикум) 3. География минеральных природных ресурсов (урок- практикум) 4. Земельные и лесные ресурсы мира(урок-практикум) 5. Мировые водные ресурсы(урок-лекция) 6. География неисчерпаемых природных ресурсов (урок-семинар) 7. Экологическая проблема – глобальная проблема человечества (урок- семинар)

Тема. Население мира 1. Изменение численности населения мира и воспроизводство населения (урок-лекция) 2. Состав населения (урок-практикум) 3-4. Этнический и религиозный состав населения мира (урок-семинар) 5. Размещение и миграции населения (практикум) 6. Городское и сельское население (практикум) 7. Проблемы населения современного мира (урок- семинар)

Тема: Мировое хозяйство и география основных отраслей 1. Мировое хозяйство, этапы его развития(урок-лекция) 2. НТР и мировое хозяйство(урок-лекция) 3. Факторы размещения, территориальная структура мирового хозяйтсва (урок- семинар) 4. Топливная промышленность (урок-практикум) 5. Энергетика мира (урок-семинар) 6. Мировая металлургия(урок-практикум) 7. Машиностроение(урок-семинар) 8. Мировая химическая промышленность(урок-лекция) 9. Производство строительных материалов и лесная промышленность (урок- семинар) 10. Сельское хозяйство. Растениеводство (урок-семинар) 11. Животноводство мира. Сельское хозяйство и окружающая среда(урок-семинар) 12. Мировой транспорт (урок-лекция) 13. Мировая торговля и сфера услуг (урок-семинар) 14. Международная специализация и интеграция стран и регионов мира (урок- семинар) 15. Итоговый урок по разделу 1. «Общий обзор современного мира»

Изучение регионов и стран - Формируется общее представление (образ) региона или страны - Формируется умение составлять ЭГ характеристику региона или страны ______ Опора на фактические знания и умения, в т.ч. умения читать физико-географические и экономико-географические карты и умение пользоваться статистическими данными

Тема: Регионы и страны мира. Зарубежная Европа. Зарубежная Азия 1. Региональное деление мира(урок-лекция) 2. Международные отношения и геополитика (урок-семинар) 1. Особенности территории и населения Зарубежной Европы (урок-лекция) 2. Географические особенности хозяйства Зарубежной Европы (урок- практикум) 3. Субрегиональные и районные различия Зарубежной Европы. (урок- семинар) 4. Сравнительная характеристика Франции и Польши(урок- практикум) Население и природные ресурсы Зарубежной Азии (урок-лекция) 1. Многоликое экономическое пространство Зарубежной Азии (урок- семинар) 2. Сравнительная характеристика отдельных субрегионов (урок-семинар) 3. Япония (урок- практикум) 4. Китай (урок- практикум) 5. Индия (урок- практикум)

Тема : Северная Америка. Латинская Америка 1. Территория и население Северной Америки (урок-лекция) 2. Природно-ресурсный потенциал и добывающие отрасли Канады и США (урок-семинар) 3. Сравнительная характеристика обрабатывающих отраслей промышленности США и Канады (урок-семинар) 4. Особенности фермерского сельского хозяйства США и Канады (урок- семинар) 5. Транспорт и внешние экономические связи США и Канады (урок- семинар) Состав региона Латинская Америка. Вест- Индия (урок-лекция) 1. Континентальная часть Мезоамерики (Центральная Америка) (урок- семинар) 2. ПРП и население Южной Америки (урок-семинар) 3. Экономическое пространство Южной Америки (урок- практикум) 4. Сравнительная характеристика субрегионов Ю. Америки (урок- практикум) 5. Бразилия (урок-семинар)

Тема: Австралия и Океания. Африка. 1. Географические особенности Австралии и Океании как единого региона (урок-лекция) 2. Динамика развития хозяйства Австралии и Океании (урок-семинар) 1. Особенности территории и населения Африки (урок- лекция) 2. Природные предпосылки и развитие первичных отраслей хозяйтсва Африки (урок-семинар) 3. Сравнение субрегионов Африки (урок- практикум) 4. ЮАР (урок- практикум)

Тема: Россия и мир Социально-экономические показатели уровня жизни населения мира (урок-лекция) Россия в современном мире(урок-семинар) Современный мир и глобальные проблемы человечества (урок-семинар) Итоговый урок по курсу (Урок-обобщение)

Основные базовые понятия курса географии «География России» экономико-географическое положение территории, природно-ресурсный потенциал, трудовые ресурсы, экономически активное население, воспроизводство населения, промышленность, сельское хозяйство, транспорт и пр. Также содержание курса отражает межпредметные связи с курсом новой и новейшей истории. Понимание учащимися исторических процессов, происходящих в мире во второй половине ХХ века до настоящего времени позволит связать теоретический материал курса с фактической историей развитии мира. Ядро научных знаний формируют научные понятия. Ведущими понятиями, вокруг которых группируется учебный материал курса, являются: ресурсообеспеченность и природно-ресурсный потенциал, воспроизводство население и процесс урбанизации, научно-техническая революция, мировое хозяйство и международное географическое разделение труда, «зеленая революция». Помимо научных понятий формируются научные факты (эмпирические знаний) и представления. Задача учителя помочь ученику овладеть не только основным фактическим материалом, характеризующим особенности того или иного региона или страны, но и сформировать представления об общих закономерностях и отличиях развития и размещения населения и хозяйства. В процессе изучения стран у школьников формируется общее понятие о стране и постепенно развивается умение самостоятельно составлять ее экономико-географическую характеристику. При составлении характеристики учащиеся аккумулируют и опираются на фактические знаний и умения, в том числе на навыки работы с географическими картами и статическими материалами.