УМК как средство воспитания гражданственности и патриотизма
Нормативная база: Письмо Министерства образования РФ от 15 января 2003 г /13 О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации
Гражданская компетентность личности - совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике
ОСНОВАНИЯ: ценности российской и мировой культуры ценности российской и мировой культуры социокультурные и исторические достижения многонационального народа РФ, традиции родного края социокультурные и исторические достижения многонационального народа РФ, традиции родного края
На первой ступени (начальное образование): закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности, которые позволяют интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности, которые позволяют интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог развитие творческого потенциала помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны. развитие творческого потенциала помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Вторая ступень (основная школа): формируется система ценностей и установок поведения подростка, приобретаются знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе формируется система ценностей и установок поведения подростка, приобретаются знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом.стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, познание ими элементарных моральных и правовых норм идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, познание ими элементарных моральных и правовых норм
На третьей ступени (средняя (полная) школа): углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества,углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально- экономических основ жизни общества, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально- экономических основ жизни общества, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация совершенствование готовности и умения защищать свои права и права других людей, умения строить индивидуальную и коллективную деятельность совершенствование готовности и умения защищать свои права и права других людей, умения строить индивидуальную и коллективную деятельность
Основные компоненты содержания гражданского образования - политические, правовые знания; знания об основных социально-экономических процессах, происходящих в обществе; знания в области истории и культуры России и мира - политические, правовые знания; знания об основных социально-экономических процессах, происходящих в обществе; знания в области истории и культуры России и мира
Потенциал предметов «Дисциплины социально-общественного цикла позволяют обеспечить личностно- эмоциональное осмысление школьниками опыта взаимодействия людей в прошлом, формировать у них понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма»«Дисциплины социально-общественного цикла позволяют обеспечить личностно- эмоциональное осмысление школьниками опыта взаимодействия людей в прошлом, формировать у них понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма»
РОЛЬ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ: усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке и обществе усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке и обществе успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной и природной средой успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной и природной средой приобрести опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, потребителя и т.д.).приобрести опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, потребителя и т.д.). формировать уважительное отношение к иному мнению, толерантность формировать уважительное отношение к иному мнению, толерантность учиться вести диалог и конструктивно разрешать конфликтные ситуации, делать выбор в сложных ситуациях учиться вести диалог и конструктивно разрешать конфликтные ситуации, делать выбор в сложных ситуациях усвоить идеалы и ценности демократического общества, патриотизма,усвоить идеалы и ценности демократического общества, патриотизма, осознать себя носителями гражданских прав и свобод в своей стране осознать себя носителями гражданских прав и свобод в своей стране
РОЛЬ ИСТОРИИ организовать систематическое и целенаправленное освоение школьниками истории развития прав человека организовать систематическое и целенаправленное освоение школьниками истории развития прав человека дать представления о духовном развитии человека, о статусе личности в условиях различных цивилизаций, демократии, о проблемах свободы и ответственности, гражданственности, гражданского самосознания и терпимости дать представления о духовном развитии человека, о статусе личности в условиях различных цивилизаций, демократии, о проблемах свободы и ответственности, гражданственности, гражданского самосознания и терпимости
РОЛЬ МЕТОДОВ ОБЧЕНИЯ Важное значение в реализации задач гражданского образования имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих деятельностный аспект учебного процесса. Активные и интерактивные методики способствуют формированию умений и навыков как учебных, так и гражданских.
активную жизненную позицию молодого человека легче сформировать через деятельностное освоение явлений социально- экономического спектра, когда он участвует в моделировании социальных явлений, практически осваивает навыки ведения дискуссий и отстаивания своей точки зрения. Для того чтобы развить у российских детей такие навыки, следует "раздвинуть" стены школы, "включить" школьника в окружающий мир во всем его многообразии.активную жизненную позицию молодого человека легче сформировать через деятельностное освоение явлений социально- экономического спектра, когда он участвует в моделировании социальных явлений, практически осваивает навыки ведения дискуссий и отстаивания своей точки зрения. Для того чтобы развить у российских детей такие навыки, следует "раздвинуть" стены школы, "включить" школьника в окружающий мир во всем его многообразии.
В основу гражданского воспитания сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование В основу гражданского воспитания сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование
Нормативная база: Государственная программа Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на годы, утвержденная соответствующим Постановлением Правительства РФ
Патриотизм важнейшее духовное достояние личности важнейшее духовное достояние личности проявляется в ее активно- деятельностной самореализации на благо Отечества» проявляется в ее активно- деятельностной самореализации на благо Отечества»
усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин: разработка учебных курсов по истории Отечества, российской науки и техники разработка учебных курсов по истории Отечества, российской науки и техники воспитание гордости за Российское государство, его свершения;воспитание гордости за Российское государство, его свершения; увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества;увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества; воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству,воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества; к выполнению обязанностей по защите Отечества; государственных символов России и символов субъектов Российской Федерациигосударственных символов России и символов субъектов Российской Федерации
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей. Патриот чувствует любовь к своей родине, а гражданин знает обязанности перед ней. Патриот чувствует любовь к своей родине, а гражданин знает обязанности перед ней. Гражданственность - нравственно- политическое качество, важной составляющей которого является патриотизм
Составляющие патриотизма: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; уважительное отношение к языку своего народа; забота об интересах Родины; забота об интересах Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности
нужна «золотая середина» нужна «золотая середина» Патриотическое сознание может эволюционировать в сторону национализма или космополитизма.Патриотическое сознание может эволюционировать в сторону национализма или космополитизма. Националистическое сознание проявляется при игнорировании общечеловеческих ценностей или их принижении сообществами.Националистическое сознание проявляется при игнорировании общечеловеческих ценностей или их принижении сообществами. Не менее опасен и космополитизм, отвергающий национальные ценности и интересы государства Не менее опасен и космополитизм, отвергающий национальные ценности и интересы государства
Литература: Гинецинский В.И, Основы теоретической педагогики. - С.Пб.:Изд. С.Пбг.университета,1992Гинецинский В.И, Основы теоретической педагогики. - С.Пб.:Изд. С.Пбг.университета,1992 Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. -С.Пб:Образование,1995Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. -С.Пб:Образование,1995 Ильясов И.И, Галатенко Н.А, Проектирование процесса обучения учебной дисциплине. М.1997Ильясов И.И, Галатенко Н.А, Проектирование процесса обучения учебной дисциплине. М.1997 И.А.Колесникова, М.п.Горчакова- Сиирская Педагогическое проектирование М.,2005И.А.Колесникова, М.п.Горчакова- Сиирская Педагогическое проектирование М.,2005
Проектирование это: «пошаговое осуществление образа будущего» Проектирование это органичная, естественная для человека деятельность и может быть освоена каждым. Проектирование это органичная, естественная для человека деятельность и может быть освоена каждым. Проектная деятельность - специфическая форма творчества Для педагога проектная деятельность может стать эффективным средством профессионально-личностного развития, усовершенствования окружающей действительности и себя.Проектная деятельность - специфическая форма творчества Для педагога проектная деятельность может стать эффективным средством профессионально-личностного развития, усовершенствования окружающей действительности и себя.
Педагогическое проектирование понимается как: практико-ориентированная деятельность, целью которой яв ляется разработка новых, не существующих в практике образова тельных систем и видов педагогической деятельности ;практико-ориентированная деятельность, целью которой яв ляется разработка новых, не существующих в практике образова тельных систем и видов педагогической деятельности ; новая развивающаяся область знания, способ трактовки педа гогической действительности (А. П.Тряпицына);новая развивающаяся область знания, способ трактовки педа гогической действительности (А. П.Тряпицына); прикладное научное направление педагогики и организуемой прак тической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е. С. Заир-Бек);прикладное научное направление педагогики и организуемой прак тической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е. С. Заир-Бек); процесс создания и реализации педагогического проекта; процесс создания и реализации педагогического проекта; специфический способ развития личности;специфический способ развития личности; технология обучения.технология обучения.
Проектирование процесса обучения истории - область методики обучения истории, занимающаяся выявлением проблем (противоречий) в преподавании предмета, разработкой путей их решения, созданием инновационного проекта и его реализацией. область методики обучения истории, занимающаяся выявлением проблем (противоречий) в преподавании предмета, разработкой путей их решения, созданием инновационного проекта и его реализацией.
Проектирование способов оценки результатов обучения Проектирование систем ИО Проектирование процесса обучения Проектирование средств обучения Проектирование содержания ИО Основные виды и уровни методического проектирования Инновационные проекты
Основные виды и уровни методического проектирования Проектирование систем ИО Проектирование системы ИО страны Проектирование системы ИО региона Проектирование системы ИО школы
Представлен в соответствии с требованиями к оформлению проектов Может быть использован в учебном процессе Востребован в практике обучения Основные требования к проекту Носит инновационный характер
Основные виды и уровни методического проектирования Проектирование содержания ИО Проектирование содержания ИО Проектирование учебного содержания курса Проектирование учебного содержания урока
Основные виды и уровни методического проектирования Проектирование процесса ИО Проектирование технологий Проектирование форм обучения Проектирование методов обучения
Основные виды и уровни методического проектирования Проектирование способов оценки результатов обучения Проектирование мониторинговых систем Проектирование диагностических методик Проектирование способов аттестации
Основные виды и уровни методического проектирования Проектирование средств обучения Федеральных УМК УМК учителя Отдельных видов средств обучения
Проектирование инновационных технологий Проектирование средств обучения:УМК учебников, рабочих тетрадей, хрестоматий, компьютерных программ и т.д. Проектирование тематических модулей курсов Основные виды учебного проектирования Проектирование программ учебных курсов Проектирование диагностических методик Инновационные модели исторического образования