УМК как средство воспитания гражданственности и патриотизма.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Гражданское образование в школе, особенности формирования гражданской позиции в учебно- воспитательном процессе.
Advertisements

План 1.Общее понятие о педагогическом проектировании 2. Предмет и задачи курса «Проектирование процесса обучения обществознанию»2. Предмет и задачи курса.
Педагогический совет: «Гражданско – патриотическое воспитание обучающихся для их дальнейшей адаптации и социализации».
ШКОЛА ГРАЖДАНСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к ответственной системе образования. Успешная самореализация.
Гражданское образование в России на современном этапе.
ПАТРИОТИЗМ ПАТРИОТИЗМ « Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое измеряется его заслугами Родине,
« Знание без воспитания – это меч в руках сумасшедшего»
Северо-Западное управление Министерства образования и науки Самарской области ГБОУ ООШ с. Старый Буян муниципального района Красноярский Самарской области.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
«Воспитание – это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе.
Взаимосвязь урочной, внеурочной, воспитательной деятельности в образовательном учреждении Учитель начальных классов МБОУ «Гора-Подольская СОШ» Коломиец.
«Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС» Духовно-нравственное развитие – важнейший компонент социального заказа для образования.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроке английского языка: УМК «Английский в фокусе» Ю.Е. Ваулина О.Е. Подоляко.
Понятие «патриотическое воспитание» и «военно-патриотическое воспитание» связаны между собой как целое и составная часть.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Берёзовская средняя общеобразовательная школа 4» Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.
Транксрипт:

УМК как средство воспитания гражданственности и патриотизма

Нормативная база: Письмо Министерства образования РФ от 15 января 2003 г /13 О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации

Гражданская компетентность личности - совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике

ОСНОВАНИЯ: ценности российской и мировой культуры ценности российской и мировой культуры социокультурные и исторические достижения многонационального народа РФ, традиции родного края социокультурные и исторические достижения многонационального народа РФ, традиции родного края

На первой ступени (начальное образование): закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности, которые позволяют интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности, которые позволяют интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог развитие творческого потенциала помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны. развитие творческого потенциала помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Вторая ступень (основная школа): формируется система ценностей и установок поведения подростка, приобретаются знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе формируется система ценностей и установок поведения подростка, приобретаются знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом.стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, познание ими элементарных моральных и правовых норм идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, познание ими элементарных моральных и правовых норм

На третьей ступени (средняя (полная) школа): углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества,углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально- экономических основ жизни общества, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально- экономических основ жизни общества, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация совершенствование готовности и умения защищать свои права и права других людей, умения строить индивидуальную и коллективную деятельность совершенствование готовности и умения защищать свои права и права других людей, умения строить индивидуальную и коллективную деятельность

Основные компоненты содержания гражданского образования - политические, правовые знания; знания об основных социально-экономических процессах, происходящих в обществе; знания в области истории и культуры России и мира - политические, правовые знания; знания об основных социально-экономических процессах, происходящих в обществе; знания в области истории и культуры России и мира

Потенциал предметов «Дисциплины социально-общественного цикла позволяют обеспечить личностно- эмоциональное осмысление школьниками опыта взаимодействия людей в прошлом, формировать у них понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма»«Дисциплины социально-общественного цикла позволяют обеспечить личностно- эмоциональное осмысление школьниками опыта взаимодействия людей в прошлом, формировать у них понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма»

РОЛЬ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ: усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке и обществе усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке и обществе успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной и природной средой успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной и природной средой приобрести опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, потребителя и т.д.).приобрести опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, потребителя и т.д.). формировать уважительное отношение к иному мнению, толерантность формировать уважительное отношение к иному мнению, толерантность учиться вести диалог и конструктивно разрешать конфликтные ситуации, делать выбор в сложных ситуациях учиться вести диалог и конструктивно разрешать конфликтные ситуации, делать выбор в сложных ситуациях усвоить идеалы и ценности демократического общества, патриотизма,усвоить идеалы и ценности демократического общества, патриотизма, осознать себя носителями гражданских прав и свобод в своей стране осознать себя носителями гражданских прав и свобод в своей стране

РОЛЬ ИСТОРИИ организовать систематическое и целенаправленное освоение школьниками истории развития прав человека организовать систематическое и целенаправленное освоение школьниками истории развития прав человека дать представления о духовном развитии человека, о статусе личности в условиях различных цивилизаций, демократии, о проблемах свободы и ответственности, гражданственности, гражданского самосознания и терпимости дать представления о духовном развитии человека, о статусе личности в условиях различных цивилизаций, демократии, о проблемах свободы и ответственности, гражданственности, гражданского самосознания и терпимости

РОЛЬ МЕТОДОВ ОБЧЕНИЯ Важное значение в реализации задач гражданского образования имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих деятельностный аспект учебного процесса. Активные и интерактивные методики способствуют формированию умений и навыков как учебных, так и гражданских.

активную жизненную позицию молодого человека легче сформировать через деятельностное освоение явлений социально- экономического спектра, когда он участвует в моделировании социальных явлений, практически осваивает навыки ведения дискуссий и отстаивания своей точки зрения. Для того чтобы развить у российских детей такие навыки, следует "раздвинуть" стены школы, "включить" школьника в окружающий мир во всем его многообразии.активную жизненную позицию молодого человека легче сформировать через деятельностное освоение явлений социально- экономического спектра, когда он участвует в моделировании социальных явлений, практически осваивает навыки ведения дискуссий и отстаивания своей точки зрения. Для того чтобы развить у российских детей такие навыки, следует "раздвинуть" стены школы, "включить" школьника в окружающий мир во всем его многообразии.

В основу гражданского воспитания сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование В основу гражданского воспитания сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование

Нормативная база: Государственная программа Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на годы, утвержденная соответствующим Постановлением Правительства РФ

Патриотизм важнейшее духовное достояние личности важнейшее духовное достояние личности проявляется в ее активно- деятельностной самореализации на благо Отечества» проявляется в ее активно- деятельностной самореализации на благо Отечества»

усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин: разработка учебных курсов по истории Отечества, российской науки и техники разработка учебных курсов по истории Отечества, российской науки и техники воспитание гордости за Российское государство, его свершения;воспитание гордости за Российское государство, его свершения; увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества;увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества; воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству,воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества; к выполнению обязанностей по защите Отечества; государственных символов России и символов субъектов Российской Федерациигосударственных символов России и символов субъектов Российской Федерации

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей. Патриот чувствует любовь к своей родине, а гражданин знает обязанности перед ней. Патриот чувствует любовь к своей родине, а гражданин знает обязанности перед ней. Гражданственность - нравственно- политическое качество, важной составляющей которого является патриотизм

Составляющие патриотизма: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; уважительное отношение к языку своего народа; забота об интересах Родины; забота об интересах Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности

нужна «золотая середина» нужна «золотая середина» Патриотическое сознание может эволюционировать в сторону национализма или космополитизма.Патриотическое сознание может эволюционировать в сторону национализма или космополитизма. Националистическое сознание проявляется при игнорировании общечеловеческих ценностей или их принижении сообществами.Националистическое сознание проявляется при игнорировании общечеловеческих ценностей или их принижении сообществами. Не менее опасен и космополитизм, отвергающий национальные ценности и интересы государства Не менее опасен и космополитизм, отвергающий национальные ценности и интересы государства

Литература: Гинецинский В.И, Основы теоретической педагогики. - С.Пб.:Изд. С.Пбг.университета,1992Гинецинский В.И, Основы теоретической педагогики. - С.Пб.:Изд. С.Пбг.университета,1992 Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. -С.Пб:Образование,1995Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. -С.Пб:Образование,1995 Ильясов И.И, Галатенко Н.А, Проектирование процесса обучения учебной дисциплине. М.1997Ильясов И.И, Галатенко Н.А, Проектирование процесса обучения учебной дисциплине. М.1997 И.А.Колесникова, М.п.Горчакова- Сиирская Педагогическое проектирование М.,2005И.А.Колесникова, М.п.Горчакова- Сиирская Педагогическое проектирование М.,2005

Проектирование это: «пошаговое осуществление образа будущего» Проектирование это органичная, естественная для человека деятельность и может быть освоена каждым. Проектирование это органичная, естественная для человека деятельность и может быть освоена каждым. Проектная деятельность - специфическая форма творчества Для педагога про­ектная деятельность может стать эффективным средством профес­сионально-личностного развития, усовершенствования окружа­ющей действительности и себя.Проектная деятельность - специфическая форма творчества Для педагога про­ектная деятельность может стать эффективным средством профес­сионально-личностного развития, усовершенствования окружа­ющей действительности и себя.

Педагогическое проектирование понимается как: практико-ориентированная деятельность, целью которой яв­ ляется разработка новых, не существующих в практике образова­ тельных систем и видов педагогической деятельности ;практико-ориентированная деятельность, целью которой яв­ ляется разработка новых, не существующих в практике образова­ тельных систем и видов педагогической деятельности ; новая развивающаяся область знания, способ трактовки педа­ гогической действительности (А. П.Тряпицына);новая развивающаяся область знания, способ трактовки педа­ гогической действительности (А. П.Тряпицына); прикладное научное направление педагогики и организуемой прак­ тической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е. С. Заир-Бек);прикладное научное направление педагогики и организуемой прак­ тической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е. С. Заир-Бек); процесс создания и реализации педагогического проекта; процесс создания и реализации педагогического проекта; специфический способ развития личности;специфический способ развития личности; технология обучения.технология обучения.

Проектирование процесса обучения истории - область методики обучения истории, занимающаяся выявлением проблем (противоречий) в преподавании предмета, разработкой путей их решения, созданием инновационного проекта и его реализацией. область методики обучения истории, занимающаяся выявлением проблем (противоречий) в преподавании предмета, разработкой путей их решения, созданием инновационного проекта и его реализацией.

Проектирование способов оценки результатов обучения Проектирование систем ИО Проектирование процесса обучения Проектирование средств обучения Проектирование содержания ИО Основные виды и уровни методического проектирования Инновационные проекты

Основные виды и уровни методического проектирования Проектирование систем ИО Проектирование системы ИО страны Проектирование системы ИО региона Проектирование системы ИО школы

Представлен в соответствии с требованиями к оформлению проектов Может быть использован в учебном процессе Востребован в практике обучения Основные требования к проекту Носит инновационный характер

Основные виды и уровни методического проектирования Проектирование содержания ИО Проектирование содержания ИО Проектирование учебного содержания курса Проектирование учебного содержания урока

Основные виды и уровни методического проектирования Проектирование процесса ИО Проектирование технологий Проектирование форм обучения Проектирование методов обучения

Основные виды и уровни методического проектирования Проектирование способов оценки результатов обучения Проектирование мониторинговых систем Проектирование диагностических методик Проектирование способов аттестации

Основные виды и уровни методического проектирования Проектирование средств обучения Федеральных УМК УМК учителя Отдельных видов средств обучения

Проектирование инновационных технологий Проектирование средств обучения:УМК учебников, рабочих тетрадей, хрестоматий, компьютерных программ и т.д. Проектирование тематических модулей курсов Основные виды учебного проектирования Проектирование программ учебных курсов Проектирование диагностических методик Инновационные модели исторического образования