Министерство образования и науки Республики Казахстан Концепция непрерывного педагогического образования педагога новой формации Республики Казахстан.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГУ «ЖелезнодорожнаяСШ» КОНЦЕПЦИЯ непрерывного педагогического образования педагога новой формации РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Автор презентации Бексултанова Г.К.,
Advertisements

КОНЦЕПЦИЯ развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года Психолого-медико-педагогический совет.
Характеристика и структура национальной системы образования.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ЦРР- детский сад «Сибирячок» г.п. Лянтор.
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Новый закон об образовании. Глава 2. Система образования.
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ муниципального образовательного учреждения Березовской средней общеобразовательной школы 1.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» И В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ »
Тема: «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО»
Система оценки качества образования. – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным.
Тема: ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
ФГОС дошкольного образования разработан и утверждён советом впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013.
Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г. Подписан Президентом РФ В. В. Путиным 29 декабря 2012 г. Утвержден.
Транксрипт:

Министерство образования и науки Республики Казахстан Концепция непрерывного педагогического образования педагога новой формации Республики Казахстан

Введение Концепция непрерывного педагогического образования педагога новой формации (далее – Концепция) является стратегическим документом, определяющим цель, задачи и основные направления развития педагогического образования Республики Казахстан. Данный документ разработан в соответствии с нормативно- правовой базой, действующей в сфере образования Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «Об образовании», Государственной программой развития образования в Республике Казахстан до 2010 года, Посланием Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации», а также с учетом рекомендаций Конвенции по техническому и профессиональному образованию, Декларации Всемирной конференции по высшему образованию, совещания министра образования Европейских стран в Болонье, рекомендаций ЮНЕСКО по непрерывному образованию.

Ключевой фигурой в этой сфере был и всегда остается педагог – компетентный специалист, владеющий всем арсеналом средств, социально зрелая, творческая личность, способная и стремящаяся к профессиональному самосовершенствованию. Целью педагогического образования на разных его этапах должно стать содействие развитию компетентности педагога, его способности решать профессиональные задачи, обусловленные стратегическими направлениями обновления общего 12-летнего образования.

Концепция состоит из следующих разделов: 1. Цель и задачи Концепции. 2. Реальное состояние непрерывного педагогического образования в Республике Казахстан. 3. Требования к учителю новой формации. 4. Принципы непрерывного педагогического образования. 5. Система непрерывного педагогического образования. 6. Управление системой непрерывного педагогического образования. 7. Этапы реализации Концепции. 8. Ожидаемые результаты.

1. Цель и задачи Концепции Цель Концепции – определение основных направлений, содержания и развития системы непрерывного формирования педагога новой формации. Задачи Концепции: 1. Выявить основные факторы, сдерживающие развитие непрерывного профессионально-педагогического образования в Республике Казахстан. 2. Охарактеризовать систему непрерывного формирования педагога новой формации. 3. Разработать требования к учителю новой формации. 4. Обосновать структуру и содержание предлагаемой системы. 5. Определить этапы и ожидаемые результаты реализации данной Концепции.

2. Реальное состояние непрерывного педагогического образования в Республике Казахстан К позитивным тенденциям относятся: - вариативность и разноуровневость содержания образования; - обновление стандартов по всем специальностям; - внедрение новых информационных технологий; - введение новых специальностей, новых учебных дисциплин, востребованных в изменившихся социально-экономических условиях; - автономия учреждений образования; - обновление учебно-методических комплексов по дисциплинам; - усиление внимания к гуманитарному образованию и др.

К наиболее существенным негативным факторам и тенденциям относятся также: - отсутствие научно обоснованных подходов к созданию преемственных образовательных стандартов и программ педагогического образования; - несовершенство механизма их разработки, апробации и внедрения на всех уровнях непрерывного педагогического образования; - неразработанность научных и научно-методических основ диагностики качества педагогического образования; - отсутствие единой независимой системы оценки результатов обучения, что создает почву для субъективизма, манипулирования общественным мнением, произвольной оценки деятельности образовательных учреждений;

- недостатки в организации переподготовки педагогических кадров для работы по принципиально новым программам и курсам в условиях вариативных образовательных программ и учебников, профильного обучения; - сведение до минимума в стандартах по педагогическим специальностям предметов психолого-педагогического цикла и педпрактик; - отсутствие взаимосвязи специальных дисциплин с дисциплинами педагогического цикла, что не позволяет придать педагогическую направленность учебно-воспитательному процессу в целом; - отставание в разработке и внедрении новых педагогических технологий;

- неразвитость информационной среды и культуры в системе педагогического образования; - отсутствие теоретических, научно-методических и практических подходов к подготовке педагогических кадров, ориентированных на работу в условиях малокомплектной и сельской школы; - недостаточный учет региональных особенностей в практике подготовки учителей; - понижение социального статуса педагога, его слабая социальная защищенность, низкий престиж профессии учителя в обществе и, как следствие, высокая степень феминизации, старения кадров, сокращение доли выпускников вузов, выбирающих профессию учителя и остающихся в школе после окончания вуза, отток наиболее квалифицированных кадров в высокооплачиваемые отрасли экономики;

- недостаточное материально-техническое, информационное обеспечение профессиональной подготовки будущего учителя; - несоответствие сложившейся системы оценивания и аттестации педагогических кадров задачам, положенным в основу модернизации образования; - несовершенство системы и структуры управления организации образования, отсутствие системы в организации внутришкольной научно-методической работы, направленной на повышение профессионального мастерства учительского коллектива.

3. Требования к учителю новой формации Учитель новой формации – это духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому. В идеале учитель должен ясно понимать самоценность образования, быть «человеком в культуре», прекрасно знать собственный предмет, педагогику и психологию, использовать личностно-ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту и развитию своей личности. Учитель-профессионал должен не только в совершенстве владеть своим предметом, но и видеть место каждого участника в педагогическом процессе, уметь организовать деятельность учащихся, предвидеть ее результаты, корректировать возможные отклонения, то есть должен быть компетентной личностью.

Компетентность педагога зависит от уровня сформированности трех групп компетенций, которыми должен владеть учитель новой формации: методологические (психолого-педагогические) компетенции; общекультурные (мировоззренческие) компетенции; предметно-ориентированные компетенции. Переход на 12-летнюю модель обучения требует от современного учителя инновационного, творческого типа мышления, характеризующегося созданием объективно нового продукта и возникновением новообразований в ходе самой деятельности. Творческая направленность педагогической деятельности предусматривает, что учитель должен:

1) объективно оценивать свои возможности как педагога новой формации, знать свои слабые и сильные, значимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности и т.д.) 2) овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения, в том числе – педагогического; 3) уметь ориентироваться в происходящих интеграционных процессах, тенденциях развития мирового образовательного пространства, суть которых заключается в том, что современное образование становится все более поликультурным, предполагающим широкую языковую подготовку учителя.

4. Принципы непрерывного педагогического образования Принципы формирования педагога новой формации в Республике Казахстан являются: - гуманистический, личностно-ориентированный характер образования; - фундаментальность – научное обоснование и высокое качество предметной, психолого- педагогической и общекультурной подготовки; - интегративность – междисциплинарные связи, ориентированные на формирование целостной картины мира, создаваемые комплексом базовых дисциплин на основе взаимообогащения содержания и единства цели и требований;

- универсальность – полнота набора дисциплин, обеспечивающих единство профессионального и общекультурного аспектов базовой подготовки будущих педагогов; - непрерывность и преемственность этапов и ступеней педагогического образования, обусловливающая преемственность уровней развития личности педагога; - гибкость и вариативность содержания и технологий образовательного процесса в системе непрерывного педагогического образования; - компенсаторность – восполнение пробелов в базовом образовании;

- адаптивность – развитие способности к адаптации педагога в условиях меняющейся производственной и социальной ситуации; - развивающий характер образования – удовлетворение духовных запросов личности, потребностей ее творческого роста; - демократизация – доступность непрерывного образования для каждого педагога; - интеграция формальных и неформальных образовательных структур традиционного и нового типа; - всеобщность – включенность всех поколений и всех социальных групп в различные структуры и уровни образования.

5. Система непрерывного педагогического образования Непрерывное образование представляет собой процесс постоянного развития способностей (общих и специальных) и потребностей (профессионально- познавательных, духовных) педагога как субъекта профессиональной деятельности на протяжении всей его жизнедеятельности. Предлагаемая система непрерывного педагогического образования Республики Казахстан разработана с учетом основных положений Государственной программы развития образования Республики Казахстан до 2010 года, строится на основе преемственности всех его звеньев и представляет собой единство пяти ступеней.

I ступень – довузовская профориентация на профессию учителя, учитывающая введение в Республике Казахстан 12-летнего обучения и предполагающая в числе профильных классов наличие педагогических. II ступень – обучение в педагогических колледжах, возможное только после получения 12-летнего образования, с правом поступления на 3-й курс педагогического вуза. III ступень (базовая) – высшее педагогическое образование. IV ступень – послевузовское образование: профильная магистратура (одно-, двухгодичная) и докторантура (3 года). V ступень – система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

6. Управление системой непрерывного педагогического образования Задачи управления: 1) анализ образовательной политики в целом по стране и по каждому региону в отдельности; 2) определение заказа и создание условий для его выполнения, внесение изменений в содержание непрерывного педагогического образования; 3) совершенствование нормативно-правовой базы, разработка экономических и управленческих механизмов реализации государственной политики в области непрерывного педагогического образования, обеспечение единства и приоритетности непрерывного педагогического образования в жизнедеятельности государства и общества; 4) мониторинг состояния системы непрерывного педагогического образования, совершенствование методов и механизмов прогнозирования развития системы непрерывного педагогического образования;

5) введение необходимых структурных изменений в систему непрерывного педагогического образования; 6) координация деятельности всех органов власти, ответственных за развитие образования, и всех звеньев системы непрерывного педагогического образования; 7) управление качеством подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров; 8) формирование региональных систем непрерывного педагогического образования путем создания учебно-научно-педагогических комплексов, объединяющих все его ступени; 9) совершенствование системы аттестации и переаттестации педагогов и руководителей, сертификация педагогической деятельности учителя.

7. Этапы реализации Концепции Реализация данной Концепции предполагает следующие этапы. Первый этап – приведение в соответствие правовых и нормативных документов в системе образования, разработка и утверждение преемственных госстандартов и учебных программ всех звеньев непрерывного педагогического образования. Второй этап – внедрение системы непрерывного педагогического образования. При этом внимание должно быть акцентировано прежде всего на довузовском и послевузовском образовании. Третий этап – организация подготовки педагогов новой формации в соответствии с Концепцией. Четвертый этап – массовый переход на новую систему подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Ожидаемые результаты реализации Концепции Реализация Концепции педагогического образования должна обеспечить: 1) создание системы непрерывного профессионального педагогического образования в Республике Казахстан; 2) Повышение социального статуса учителя как основного субъекта образовательного процесса, повышение социального статуса организаций непрерывного педагогического образования, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного мирового опыта. 3) Повышение качества учебно-методического, материально-технического и ресурсного обеспечения системы непрерывного педагогического образования, целостности его процесса;

4) Подготовку нового поколения компетентных, высокообразованных, конкуретноспособных, творческих педагогов, способных самостоятельно формулировать проблемы, умеющих эффективно решать практические задачи обучения и воспитания на научной основе, реализовать концепцию 12-летнего образования учащихся; 5) Максимальное усовершенствование ГОСО по направлению «Образование», их преемственность на всех уровнях системы непрерывного педагогического образования как целостного и единого организма; 6) Глубокую связь обучения будущих специалистов с их предстоящей деятельностью на основе индивидуализации обучения, широкого привлечения учителей-практиков; 7) Создание условий для независимой экспертизы качества подготовки и оценки деятельности педагогических кадров;

8) Решение проблемы адаптации молодого специалиста в реальных условиях целостного педагогического процесса школы, корректировку его профессиональной подготовки с учетом социального заказа общества и закрепление в системе образования; 9) Вхождение Республики Казахстан в мировое образовательное пространство с новой системой подготовки учителя новой формации, творчески реализующего профессиональные задачи; 10) Разработка и утверждение на законодательном уровне социального статуса педагога новой формации, а также системы мер по социальной защите работников организаций образования.

Закон Республики Казахстан «Об образовании» Астана, Акорда, 27 июля 2007 года Статья 50. Статус педагогического работника 1. К педагогическим работникам относятся лица, занимающиеся образовательной деятельностью, связанной с обучением и воспитанием обучающихся и воспитанников в организациях образования, а также в других организациях, реализующих образовательные программы. Педагогические работники государственных организаций образования являются гражданскими служащими. 2. Государство признает особый статус педагогических работников в обществе и создает условия для осуществления профессиональной деятельности. Глава 7. СТАТУС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА

Статья 51. Права, обязанности и ответственность педагогического работника 1. К занятию педагогической деятельностью допускаются лица, имеющие специальное педагогическое или профессиональное образование по соответствующим профилям. 2. Педагогический работник имеет право на: 1) занятие педагогической деятельностью с обеспечением условий для профессиональной деятельности; 2) занятие научно-исследовательской, опытно- экспериментальной работой, внедрение новых методик и технологий в педагогическую практику; 3) индивидуальную педагогическую деятельность; 4) свободный выбор способов и форм организации педагогической деятельности при условии соблюдения требований государственного общеобязательного стандарта соответствующего уровня образования;

5) участие в работе коллегиальных органов управления организации образования; 6) повышение квалификации не реже одного раза в пять лет продолжительностью не более четырех месяцев; 7) досрочную аттестацию с целью повышения категории; 8) моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической деятельности в виде государственных наград, почетных званий, премий и именных стипендий; 9) защиту своей профессиональной части и достоинства; 10) отсрочку от призыва на воинскую службу; 11) творческий отпуск для занятия научной деятельностью с сохранением педагогического стажа; 12) обжалование приказов и распоряжений администрации организации образования.

3. Педагогический работник обязан: 1) обладать соответствующими теоретическими и практическими знаниями и навыками преподавания в области своей профессиональной компетенции; 2) обеспечить качество предоставляемых образовательных услуг в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов образования; 3) воспитывать обучающихся в духе высокой нравственности, уважения к родителям, этнокультурным ценностям, бережного отношения к окружающему миру; 4) развивать у обучающихся жизненные навыки, компетенцию, самостоятельность, творческие способности; 5) постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, интеллектуальный, творческий и общенаучный уровень;

6) не реже одного раза в пять лет проходить аттестацию; 7) соблюдать нормы педагогической этики; 8) уважать честь и достоинство обучающихся, воспитанников и их родителей. За нарушение обязанностей и норм педагогической этики педагогический работник может быть привлечен к ответственности, предусмотренной законами Республики Казахстан и трудовым договором. 4. Не допускается привлечение педагогических работников к видам работ, не связанным с выполнением ими своих профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан. 5. К работе в организациях образования не допускаются лица, которым педагогическая деятельность запрещена приговором суда или медицинским заключением, а также имеющие судимость, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке.