Индивидуальная профилактическая работа с семьями группы риска.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Утвержден Постановлением КДНиЗП Пермского края от года.
Advertisements

Задачи профилактической работы: Своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально – опасном положении и предупреждение совершения.
Конституция РФ Статья Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
КГКОУ Детский дом 4 Социальный педагог Ю.А. Хмиль Социальный педагог Т.А. Головкова.
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
Г. Соликамск. Цель: усилить профилактическую работу ОУ по предупреждению безнадзорности, преступлений и правонарушений несовершеннолетних. задач: Данная.
Изучаем ФГОС дошкольного образования. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность обязательных требований.
Организация сопровождения в образовательных учреждениях.
Нормативно-правовое обеспечение работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и социального сиротства среди несовершеннолетних
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от ФЗ ( ред. от ) « ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ »
Подготовили: социальные педагоги Шевченко Н.В., Хрипунова К.Ю., Социально-педагогическая служба сопровождения в МОУ «Средняя общеобразовательная школа.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Федеральный Закон 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ОТРАДНОЕ» ДЕПАРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого- педагогической, медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
« Нет плохих детей, есть неприемлемое поведение… »
Транксрипт:

Индивидуальная профилактическая работа с семьями группы риска

Социальная технология – это определенный способ осуществления человеческой деятельности по достижению общественно значимых целей. Цель технологии (предполагаемый результат); Субъекты \ объект применения технологии; Алгоритм действий и процедур; Методы реализации технологии; Параметры оценки ожидаемого результата. 2

ФЗ-120 регламентирует Цели в работе с несовершеннолетними Цели в работе с несовершеннолетними Участники системы профилактики, ответственные за реализацию ИПР Участники системы профилактики, ответственные за реализацию ИПР Полномочия и ответственность субъектов системы профилактики Полномочия и ответственность субъектов системы профилактики ИПР как инструмент профилактики и процедура ИПР ИПР как инструмент профилактики и процедура ИПР Фактически, 120-фз формирует государственную технологию 3

ИПР Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально- педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Выявление детей и семей группы риска Заявительный характер – прямое обращение за помощью Заявительный характер – прямое обращение за помощью Выявление в среде по признакам неблагополучия Выявление в среде по признакам неблагополучия Экспертное наблюдение и привлечение специалистов, работающих с детьми Экспертное наблюдение и привлечение специалистов, работающих с детьми Получение/Проверка сигнала о неблагополучии ребенка Получение/Проверка сигнала о неблагополучии ребенка 5

Критерии выявления Внешние признаки Внешние признаки Эмоциональное состояние ребенка Эмоциональное состояние ребенка Поведенческие показатели Поведенческие показатели Важный критерий для раннего выявления – необъяснимая смена эмоционального состояния и поведения 6

Где проходит граница вмешательства в семью? 7

Основные законы, регулирующие защиту ребенка и семьи « K конвенция о правах ребенка», « O б основных гарантиях прав ребенка в РФ», « O б основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», « O б образовании», « C семейный кодекс», «Об опеке и попечительстве», «Об основах социального обслуживания населения» и др. 8

Ребенок с момента рождения имеет право Жить и воспитываться в семье Жить и воспитываться в семье На достойную жизнь и уважение человеческого достоинства На достойную жизнь и уважение человеческого достоинства На имя и гражданство На имя и гражданство На воспитание своими родителями На воспитание своими родителями На заботу родителей На заботу родителей На безопасность На безопасность На медицинское обслуживание На медицинское обслуживание На образование На образование На всестороннее развитие и обеспечение интересов На всестороннее развитие и обеспечение интересов 9

Родители имеют право и обязанность На заботу о своих детях На заботу о своих детях На преимущество в воспитании На преимущество в воспитании На совместное проживание с ребенком. На совместное проживание с ребенком. Они обязаны заботиться о ребенке, обеспечить получение им образования и реализацию всех прав ребенка. Они обязаны заботиться о ребенке, обеспечить получение им образования и реализацию всех прав ребенка. 10

Целевой компонент Социально-опасное положение отсутствие надзора, должного воспитания или содержания несовершеннолетнего отсутствие надзора, должного воспитания или содержания несовершеннолетнего отсутствие призора отсутствие призора совершением правонарушения или антиобщественного действия совершением правонарушения или антиобщественного действия нахождением в обстановке, представляющей опасность для его жизни нахождением в обстановке, представляющей опасность для его жизни Трудная жизненная ситуация (ФЗ-95) - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина), которую он не может преодолеть самостоятельно. 11

Социально-правовой статус ребенка Комплекс психофизиологических, возрастных, демографических и социальных характеристик, обуславливающий совокупность прав и обязанностей, льгот, государственных гарантий и легитимных возможностей и обязательств человека. Документальное подтверждение имени, гражданства, места жительства Возраст Степень юридической дееспособности (кто законный представитель интересов) Защищенность базовых потребностей (право на жизнь и безопасность) Состояние здоровья и медицинский уход Оценка всей совокупности присущих прав и обязанностей, их защищенность и реализация Семья как основная среда и условие жизни, развития, обеспечения прав и вовлечение в реализацию своего права и обязанностей ребенка 12

Цель ИПР Ст.9 фз-120 обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, прежде всего прав на образование, труд, отдых, жилище и других прав; осуществлять защиту несовершеннолетних от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, грубого обращения, эксплуатации обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, прежде всего прав на образование, труд, отдых, жилище и других прав; осуществлять защиту несовершеннолетних от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, грубого обращения, эксплуатации защищенность права на жизнь, безопасность защищенность права на жизнь, безопасность защищенность права на образования, защищенность права на образования, защищенность права на медицинское обслуживание защищенность права на медицинское обслуживание защищенность права на достойную жизнь, общение и развитие. защищенность права на достойную жизнь, общение и развитие. «КРАСНЫЕ ЛАМПОЧКИ» РИСКА 13

Второй критерий определения границ вмешательства Показатели нормативного развития: Физическое развитие Эмоциональное развитие Развитие познавательных функций Социальное развитие: навыки коммуникаций, социальные компетенции 14

Объект ИПР Восстановление права ребенка Восстановление права ребенка Ситуация неблагополучия Ситуация неблагополучия Условия, формирующие неблагополучие ребенка и способствующие нарушению права Условия, формирующие неблагополучие ребенка и способствующие нарушению права Улучшение положения ребенка Улучшение положения ребенка Срок проведения ИПР не ограничен! 15

Адресаты ИПР Безнадзорный Безнадзорный Беспризорный Беспризорный Несовершеннолетний в СОП Несовершеннолетний в СОП Семья в СОП Семья в СОП П.5 – 14 категорий лиц, в отношении которых реализуются меры профилактики 16

Субъекты системы профилактики - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, - органы опеки и попечительства, - органы опеки и попечительства, - органы управления социальной защитой населения, - органы управления социальной защитой населения, - органы управления образованием, - органы управления образованием, - органы по делам молодежи, - органы по делам молодежи, - органы управления здравоохранением, - органы управления здравоохранением, - органы службы занятости, - органы службы занятости, - органы внутренних дел - органы внутренних дел - руководители и специалисты учреждений системы профилактики - руководители и специалисты учреждений системы профилактики 17

Межведомственный характер ИПР Система профилактики функционирует в 2 пластах: Управленческом (легитимность вмешательства и решений, создание услуг, условий) Управленческом (легитимность вмешательства и решений, создание услуг, условий) Исполнительном (на уровне клиента) Исполнительном (на уровне клиента) 18

Клиент как субъект профилактической работы Клиент Активная позиция в оценке ситуации Право и участие в выборе способов и методов работы Ориентация на личное развитие, на перспективу Участие в контроле над ситуацией, принятие ответственности Реализует ценность человека. Подопечный Пассивная, принимающая позиция Согласие с предоставляемыми услугами Погруженность в проблемы, внушенная депривация Передача ответственности социальному работнику 19

Основания для проведения ИПР Заявление несовершеннолетнего и родителей Заявление несовершеннолетнего и родителей Постановление КДН Постановление КДН Приговор или постановление суда Приговор или постановление суда Документы, на основании которых несоверш. направляется в специализир. уч- ия Документы, на основании которых несоверш. направляется в специализир. уч- ия Заключение рук-ля уч-ся системы профилактики Заключение рук-ля уч-ся системы профилактики 20

Кейс-менеджмент как основа технологии индивидуальной профилактической работы. Цель – восстановление нарушенных в семье прав и законных интересов ребенка Задачи – формирование и поддержание доверительных отношений с семьей; комплексная оценка ситуации в семье и определение причин нарушения прав ребенка; планирование и организация деятельности по восстановлению ребенка и семьи; мониторинг эффективности деятельности по восстановлению нарушенных прав ребенка 21

технология ведения случая: краткое описание Индивидуальное сопровождение семьи в процессе восстановления осуществляет специалист, который: устанавливает доверительные отношения с членами семьи; проводит диагностику причин нарушения прав ребенка; разрабатывает план реабилитации, направленный на восстановление способности семьи самостоятельно преодолевать кризисные ситуации без ущемления прав и интересов ребенка; на восстановление родительских функций; координирует деятельности междисциплинарной команды по реализации разработанного плана. В процессе оказания услуги является обязательным вовлечение семьи в активное участие на всех этапах реализации мероприятий услуги 22

Результат отсутствуют угрозы для безопасности ребёнка в семье; восстановление прав и законных интересов ребенка; преодолены (минимизированы) факторы, обуславливающие нарушение прав ребенка в семье, выявленные при открытии данного случая; родители способны самостоятельно преодолевать сложные жизненные ситуации, возникающие в семье; родители способны самостоятельно удовлетворять минимальные возрастные потребности детей в семье 23

Алгоритм ИПР: диагностический этап Установление контакта с семьей и формирование доверительных отношений Установление контакта с семьей и формирование доверительных отношений Интервьюирование/беседа с родителями о сложившейся ситуации, обозначение позиции сотрудничества и профессионального отношения к ситуации Интервьюирование/беседа с родителями о сложившейся ситуации, обозначение позиции сотрудничества и профессионального отношения к ситуации Диагностика правового статуса ребенка Диагностика правового статуса ребенка Диагностика семейной истории и отношений Диагностика семейной истории и отношений Диагностика личностных особенностей ребенка и взрослых Диагностика личностных особенностей ребенка и взрослых Анализ и оценка ресурсов семьи Анализ и оценка ресурсов семьи Анализ ситуации и условий Анализ ситуации и условий индивидуальные сценарии негатива ДО 4-6 ВИЗИТОВ В СЕМЬЮ 24

Работа с сопротивлением семьи 4-х шаговая модель работы с сопротивлением 1. Выявление сопротивления, анализ природы сопротивления (что клиент хочет этим сказать) 2. Признание сопротивления 3. Исследование 4. Проверка 25

Критерии эффективности Контакт Семья предоставляет больше значимой информации о своих членах Семья предоставляет больше значимой информации о своих членах У семьи сформировалась мотивация на получение помощи У семьи сформировалась мотивация на получение помощи Сформировано пространство диалога (семья не боится не соглашаться с специалистом и одновременно прислушивается к его мнению) Сформировано пространство диалога (семья не боится не соглашаться с специалистом и одновременно прислушивается к его мнению) Семья принимает приглашения выйти в социальное пространство Семья принимает приглашения выйти в социальное пространство 26

Оценка ресурсов Ресурсность семьи Ресурс родственных связей и поддержки Ресурсы чувств Ресурс психологич. равновесия Здоровье, физич. ресурсы Статусный ресурс Человеческий ресурс Адаптационный ресурс Коммуник.- информац. ресурсы Финанс. и матер. ресурсы Интеллектуальный ресурс Креативный ресурс Ресурс социальных связей 27

Критерии эффективности Диагностика Проведена диагностика семьи и как целостной системы, и членов семьи; выявлены семейные роли, функции, границы семейных подсистем Проведена диагностика семьи и как целостной системы, и членов семьи; выявлены семейные роли, функции, границы семейных подсистем Качественно и количественно исследовано семейное окружение семьи Качественно и количественно исследовано семейное окружение семьи Определены ресурсы семьи для восстановления функций Определены ресурсы семьи для восстановления функций Определены мишени реабилитационной работы Определены мишени реабилитационной работы В дальнейшей реабилитационной работе ссемейный диагноз подтверждается В дальнейшей реабилитационной работе ссемейный диагноз подтверждается 28

Алгоритм ИПР: принятие решения и разработка программы Обсуждение и согласование с родителями целей работы по реабилитации семьи и путей их достижения Обсуждение и согласование с родителями целей работы по реабилитации семьи и путей их достижения Подготовка предложений помощи – разработка программы ИПР Подготовка предложений помощи – разработка программы ИПР Подготовка комплекта документов для рассмотрения случая на КДНиЗП Подготовка комплекта документов для рассмотрения случая на КДНиЗП Заседание КДН и рассмотрение случая, утверждение программы помощи. Заключение договора с семьей Заседание КДН и рассмотрение случая, утверждение программы помощи. Заключение договора с семьей 29

Критерии эффективности Утверждение программы ИПР Семья осознает свои проблемы и ресурсы, что находит отражение в договоре Семья осознает свои проблемы и ресурсы, что находит отражение в договоре Есть согласие семьи на заключение договора Есть согласие семьи на заключение договора В договоре прописаны обязанности членов семьи В договоре прописаны обязанности членов семьи 30

Алгоритм ИПР: реализация программы помощи ПРОГРАММА ИПР КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ДОКУМЕНТ Цель работы с данной семьей, показатели ее достижения (изменение состояния клиента) Цель работы с данной семьей, показатели ее достижения (изменение состояния клиента) Услуги и возможности помощи Услуги и возможности помощи Перечень мероприятий и шагов по достижению цели, распределенные во времени (сроки достижения) Перечень мероприятий и шагов по достижению цели, распределенные во времени (сроки достижения) Ответственные (правило 1 к 3 наоборот) Ответственные (правило 1 к 3 наоборот) Точки контроля Точки контроля Сопровождение семьи и включение в услуги помощи Реализация методов коррекции и помощи специалистом напрямую Текущий контроль ситуации 31

Семья как система Сохранение себя как социального института и малой социальной группы Сохранение себя как социального института и малой социальной группы Прохождение стадий развития Прохождение стадий развития Обладание структурой Обладание структурой Трансляция последующим поколениям Трансляция последующим поколениям Изменение части ведет к изменению всей структуры Изменение части ведет к изменению всей структуры Полифункциональность во всех сферах жизнедеятельности Полифункциональность во всех сферах жизнедеятельности 32

Прямые формы и методы работы социального педагога образовательная и педагогическая помощь (формирование и развитие педагогической культуры, родительских компетенций, развитие представлений о детском возрасте, организация режима труда, учебы, отдыха и досуга ребенка в семье, особенности воспитания детей с отклонениями в развитии). образовательная и педагогическая помощь (формирование и развитие педагогической культуры, родительских компетенций, развитие представлений о детском возрасте, организация режима труда, учебы, отдыха и досуга ребенка в семье, особенности воспитания детей с отклонениями в развитии). сопровождение в процессе реабилитации и восстановления. сопровождение в процессе реабилитации и восстановления. психологическая поддержка, создание благоприятного микроклимата, помощь в стрессовых ситуациях, поддержка уверенности в своих силах и ответственного поведения, позитивный настрой. психологическая поддержка, создание благоприятного микроклимата, помощь в стрессовых ситуациях, поддержка уверенности в своих силах и ответственного поведения, позитивный настрой. Социальная адвокация и посредническая помощь (информирование, организация, координация) - содействие в защите прав на социальную помощь, образование, медицинское обслуживание, жилищных прав и т.д. Социальная адвокация и посредническая помощь (информирование, организация, координация) - содействие в защите прав на социальную помощь, образование, медицинское обслуживание, жилищных прав и т.д. Содействие в организации внешкольной занятости, досуга, летнего отдыха Содействие в организации внешкольной занятости, досуга, летнего отдыха Помощь в расширении позитивных социальных контактов Помощь в расширении позитивных социальных контактов Консультирование по актуальным вопросам для семьи Консультирование по актуальным вопросам для семьи 33

Критерии эффективности Работа по реабилитации семьи Специалист работает с семьей из партнерской позиции (вовлекает семью в процесс достижения изменений) Специалист работает с семьей из партнерской позиции (вовлекает семью в процесс достижения изменений) Соблюдение семьей договора; в период реабилитации количество нарушений договора уменьшается Соблюдение семьей договора; в период реабилитации количество нарушений договора уменьшается Позитивная динамика по формированию мотивации на изменения (выражено в поступках) Позитивная динамика по формированию мотивации на изменения (выражено в поступках) Формирование/восстановление родительских навыков и принятие родительской роли Формирование/восстановление родительских навыков и принятие родительской роли Позитивная динамика по формированию привязанности к детям Позитивная динамика по формированию привязанности к детям Позитивная динамика по принятию детьми детской роли Позитивная динамика по принятию детьми детской роли Позитивная динамика по развитию позитивных социальных связей Позитивная динамика по развитию позитивных социальных связей Способность семьи удерживать достигнутые изменения (условие перехода к завершению реабилитационного процесса) Способность семьи удерживать достигнутые изменения (условие перехода к завершению реабилитационного процесса) 34

Алгоритм ИПР: завершение работы и супервизия Анализ изменения ситуации ребенка в соответствии с целевыми показателями Анализ изменения ситуации ребенка в соответствии с целевыми показателями Итоговая оценка рисков Итоговая оценка рисков Завершающая беседа с родителями Завершающая беседа с родителями Представление случая на комиссии (консилиуме) Представление случая на комиссии (консилиуме) 35

Алгоритм ИПР: оценка эффективности участники оценки: клиент (ребенок, семья) специалисты, реализующие ИПР КДНиЗП субъекты системы профилактики прокуратура Достижение поставленных целей в работе с семьей Достижение поставленных целей в работе с семьей Оценка защищенности и восстановления прав ребенка Оценка защищенности и восстановления прав ребенка Динамика способности родителей к выполнению родительских функций и удовлетворению потребностей ребенка Динамика способности родителей к выполнению родительских функций и удовлетворению потребностей ребенка Динамика способности ребенка и родителей к решению возникающих ситуаций Динамика способности ребенка и родителей к решению возникающих ситуаций Оценка доступности, качества и достаточности самих услуг Оценка доступности, качества и достаточности самих услуг МЕТОДЫ Профессиональный и экспертный анализ изменения ситуации Профессиональный и экспертный анализ изменения ситуации Анализ ситуации совместно с клиентом Анализ ситуации совместно с клиентом 36

Критерии эффективности Завершение работы с семьей Имеется план по завершению работы специалиста с семьей Имеется план по завершению работы специалиста с семьей Семья подготовлена к уходу Семья подготовлена к уходу Включение социальных ресурсов семьи (вместо специалиста) Включение социальных ресурсов семьи (вместо специалиста) Сохранение возможности контакта Сохранение возможности контакта 37

Интеграция пластов – ИПР: специалист Образование Образование Ясные полномочия и ответственность Ясные полномочия и ответственность Функционально реализуемый алгоритм помощи Функционально реализуемый алгоритм помощи Обеспечен возможностями взаимодействия и сотрудничества Обеспечен возможностями взаимодействия и сотрудничества Включен в систему контроля и анализов результатов Включен в систему контроля и анализов результатов Специалист – носитель технологии, именно он проектирует и реализует ИПР на уровне ребенка, координируя услуги, специалистов и возможности помощи в интересах конкретного ребенка. 38