Российская Республика впредь признает лишь гражданские браки. Гражданский брак совершается на основании следующих правил: 1. Лица, желающие вступить в.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
социально-культурный, определяется образовательным уровнем родителей и их ценностными установками; социально-экономический, определяется имущественными.
Advertisements

Работа с родителями. В помощь классному руководителю Пшукова Марина Хазраиловна МОУ СОШ 1 с.В.Куркужин.
Семейное право. - это отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений.
1. Высокий уровень образования – 89% 2. Сохранение психологического и физического здоровья детей – 76% 3. Повышение культуры – 43%
Права и обязанности родителей Воспитатель: Тищенко К.А.
Положение О методическом объединении классных руководителей.
Родительское собрание Ответственность родителей за воспитание и образование своих детей.
Цели: Расширить представление педагогов о формах организации работы с родителями; Предоставить возможность прочувствовать на собственном опыте действенность.
Презентация к уроку по праву (11 класс) по теме: УРОК-ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЕМЕЙНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
«От инновации – к школе сотрудничества и взаимодействия»
Типы родительских отношений. 14% 10% 32%44% 1. Гиперпротекция потворствующая доминирующая потворствующая доминирующая 2. Гипопротекция потворствующая.
Семья в современном обществе. Законодательство о семье Урок по основам безопасности жизнедеятельности.
Тема урока : « Семейное право ». Эпиграф : «Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности». «Жениться - это.
Круглый стол – ноябрь 2012 МБОУ 61 г.Челябинск Семья - важнейший институт социализации личности.
Родительское собрание на тему: Наши ошибки в воспитании детей « Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
«Я будущий родитель Час социального педагога Непомнящих С.А.
«Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно.
Три группы родителей: родители – помощники в воспитательной работе с детьми родители – потенциальные помощники в воспитании детей родители не понимают.
Общешкольное родительское собрание «Семья и школа: детство без жестокости и насилия» год.
Транксрипт:

Российская Республика впредь признает лишь гражданские браки. Гражданский брак совершается на основании следующих правил: 1. Лица, желающие вступить в брак, словесно объявляют или подают о том, по месту своего пребывания, письменное заявление в отдел записей браков и рождений при городской (районной, уездной или волостной земской) управе. Примечание. Церковный брак, наряду с обязательным гражданским, является частным делом брачующихся. 2. Заявления о желании вступить в брак не принимаются: а) от лиц мужского пола ранее 18 лет, а женского - 16 лет от рождения. В Закавказье туземные жители могут вступать в брак по достижении женихом 16 лет, а невестою 13 лет; б) от родственников по прямой линии, полнородных и неполно родных братьев и сестер, - причем наличность родства признается также между внебрачным ребенком и его потомством, с одной стороны, и его отцом и его родственниками, с другой; в) от состоящих в браке, и г) от умалишенных.

3. Желающие вступить в брак являются в отдел записей браков и дают подписку в отсутствии перечисленных в ст.2 сего декрета препятствий для вступления в брак, а также подписку в том, что они вступают в брак добровольно. Виновные в даче заведомо ложных показаний об отсутствии препятствий, перечисленных в ст.2, привлекаются к уголовной ответственности за ложное показание, а самый брак их признается недействительным. 4. По отобрании выше предусмотренной подписки заведующий отделом записей браков заносит событие брака в книгу записей браков и затем объявляет брак вступившим в законную силу.

7. Запись о рожденiи ребенка составляется темъ же отделомъ записей браковъ и рожденiй по месту пребыванiя матери, причемъ о каждомъ рожденiи въ книге записей рожденiй совершается особая запись. 8. О рожденiи ребенка отделу обязаны объявить или его родители, или одинъ изъ нихъ или лица, на попеченiи коихъ, за смертью родителей, остался новорожденный, съ указанiемъ присвоенныхъ ребенку имени и фамилiи и съ представленiемъ двухъ свидетелей въ удостоверенiе событiя рожденiя. 9. Какъ книги записей браковъ, такъ и книги записей рожденiй, ведутся въ 2-хъ экземплярахъ, причемъ одинъ экземпляръ по окончанiи года пересылается для дальнейшего храненiя въ соответствующiй судъ. 10. Дети внебрачные уравниваются съ брачными относительно правъ и обязанностей какъ родителей къ детямъ, такъ и детей къ родителямъ. Отцомъ и матерью ребенка записываются лица, подавшiя о томъ заявленiе и давшiя соответствующую въ томъ подписку. Виновные въ даче заведомо - ложныхъ показанiй по содержанiю сего привлекаются къ уголовной ответственности за ложное показанiе, а самая запись признается недействительной. Въ случае неподачи отцомъ внебрачного ребенка указанного выше заявленiя, матерью ребенка, опекуну его или самому ребенку предоставляется право судебнымъ порядкомъ доказать отцовство.

Статья 25 Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Статья Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. 2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Статья Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. 3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Статья Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. 2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Статья Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Статья Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, - наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового. (в ред. Федерального закона от N 420-ФЗ) УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года

Вынесен на обсуждение в Российской Федерации 29 декабря 1995 года 223-ФЗ Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года Раздел IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ Глава 10. УСТАНОВЛЕНИЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ Статья 47. Основание для возникновения прав и обязанностей родителей и детей Статья 48. Установление происхождения ребенка

Глава 11. ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье; Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками; Статья 56. Право ребенка на защиту; Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение; Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию; Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка; Статья 60. Имущественные права ребенка; Раздел VI. ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Российская Федерация Федеральный закон 24 июля 1998 года 124-ФЗ Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

В Российской Федерации в целом продолжается сокращение численности подростков в возрасте лет: в 2011 году она снизилась на 6,3%, в основном за счет смертности от неестественных, внешних причин. Наибольшее снижение этого показателя отмечено в Дальневосточном (на 10,1%), Сибирском (- 9,0%), Приволжском (- 8,6 %), Уральском ФО (- 8,3%). Значительное снижение численности подростков зарегистрировано в Республике Ингушетия (- 31,5 %), Курганской (- 15,4 %), Магаданской (- 14,8 %), Кировской областях (- 13,6 %), Еврейской автономной области (- 14,3 %).

На начало 2013 года на учете состояло чел. детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них: ребенка устроены на семейные формы воспитания; более 104 тыс. детей содержатся в учреждениях интернатного типа; за один только 2012 год выявлено около 74,7 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них: около 12,7 тыс. чел. – дети-сироты, лишившиеся родителей, более 62 тыс. чел. (83,0 %.) – так называемые социальные сироты, фактически имеющие родителей, но воспитывающиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На 47,9% сократилось абсолютное число детей, переданных на устройство в семью: с 129,6 тыс. чел. в 2007 году до 61,4 чел. в 2012 году. На 34,6 % снизилась численность усыновленных детей: с 14,1 тыс. чел. в 2007 году до 9,2 тыс. чел. в 2012 году. На 41,3 %, снизилось число устроенных на воспитание в замещающие семьи детей-инвалидов, оставшихся без попечения родителей: с 1,9 тыс. чел. в 2007 году – 1946, до 1,1 тыс. чел. в 2012 году. К концу 2012 года неустроенными (ни на какие формы воспитания) остались детей-сирот, то есть 5,7 % от общего числа выявленных и учтенных детей).

Динамика роста отмены решений о передаче детей на воспитание в замещающие семьи в целом неблагоприятна: за последние шесть лет общее количество отмененных решений возросло на 53,1 %, то есть почти вдвое (в 2006 году 3964, в 2012 году ), из них: на 13,2 % уменьшилось в связи с ненадлежащим выполнением обязанностей по воспитанию детей (в 2006 году – 1011, в 2012 году – 878 решений); на 41,7 % увеличилось по причине жестокого обращения с детьми (в 2006 году 24, в 2012 году – 34 решения).

В 2011 году частота оконченных суицидов несовершеннолетних в России составляла 2,7 случая на 100 тыс. детского населения, в 2010 г. – 3,0 случая, а в 2009 г. – 3,8 случая. Наибольшее превышение указанного общероссийского показателя зарегистрировано в Забайкальском крае (15,9), Республике Саха (Якутия) (12,6), Республике Тыва (12,1), Республике Бурятия (10,3), Иркутской области (8,0). Более 30% из общей численности несовершеннолетних, покончивших жизнь самоубийством, – это дети и подростки из наиболее социально уязвимых групп: несовершеннолетние из неблагополучных семей; из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; из числа малочисленных коренных народностей; дети – инвалиды; дети, принадлежащие к определенным подростковым субкультурам (например, эмо, готы и др.); несовершеннолетние беременные девушки; подростки, освободившиеся из воспитательных колоний и СПТУ.

В гг. неоднократно регистрировались факты групповых суицидов среди несовершеннолетних, в том числе малолетних. По мнению специалистов, катализатором для принятия подростком такого трагического решения могут служить социальные сети в Интернете. Склонение несовершеннолетних к суицидальным актам посредством размещения подробнейших рекомендаций и инструкций о способах самоубийства в Интернете и иных информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на электронных ресурсах так называемых «клубов» или форумах самоубийц, стало серьезной проблемой.

Остается высоким количество абортов среди несовершеннолетних: в 2011 году произведено 543 абортов у малолетних девочек и более 15,8 тыс. абортов у девушек в возрасте лет.

Первое положение самая заинтересованная в судьбе ребёнка, сторона - его семья. Второе положение самая страдающая сторона в случае неудач ребенка – его семья.

социально-культурный, определяется образовательным уровнем родителей и их ценностными установками; социально- экономический, определяется имущественными характеристиками семьи; бытовой, определяется условиями проживания, особенностями образа жизни семьи.

семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие; семья влияет на формирование психологического пола; семья играет ведущую роль в умственном развитии; семья имеет важное значение в овладении социальными нормами; в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации; семья играет большую роль в процессе социального развития.

Усиление расслоения общества (по уровню материального достатка и социальному статусу); Рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей; Увеличение числа семей, в которых детей воспитывает один родитель; Разрушение системы «родители-ребенок», усиливающее взаимное отчуждение детей и родителей; Мощное агрессивное воздействие СМИ и глобальной сети интернет

способствовать успешной социализации и самореализации ребенка в современном обществе; обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия ребенка; обеспечение защиты прав, жизни, здоровья и личной безопасности.

Наибольшие права на определение того, что больше нужно ребенку, у его семьи. Миссия школы, ее назначение - с учетом интересов общества и государства - помочь семье сформировать у ребенка те качества, которые помогут ему быть успешным в жизни, что обязательно включает в себя быть полезным и обществу, и государству. 7

1. Функциональная грамотность подростка в вопросах семьи и семейных отношений. Общие понятия Область супружеских отношений Область взаимоотношений между родителями и детьми Взаимодействие семьи, как единого организма Семья, брак, муж, жена, родители, дети, поколение и т.д. Имущественные и неимущественные права и обязанности супругов: заключение и расторжение брака, брачный договор, совместное имущество, измена и т.д. Права и обязанности родителей и детей: воспитание, образование, забота, защита и т.д. Психологический климат, общность, единство ценностей и т.д.

2. Умения и навыки, определяющие способность и готовность выполнять различные семейные роли, жить в семье и строить семью. 1. «Я» как член семьи Умение и навыки: выполнять семейную роль, соотносить свои интересы с интересами других членов семьи, оценивать себя и своё поведение в семье и т.д. 2. Общение в семье Умение и навыки: общаться с родителями, детьми, другими членами семьи и родственниками, выявлять и устранять семейные конфликты, выслушивать и учитывать мнения членов семьи по разным вопросам, обсуждать семейные проблемы и сопереживать и т.д. 3. Семья как малая группа Умение и навыки: анализировать отношения между членами семьи, поддерживать благоприятный психологический климат, планировать бюджет семьи, правильно оценивать поведение и намерения других членов семьи и т.д.

3. Ценности и установки в отношении семьи. Психологические Социальные Любить и быть любимым, преодолеть одиночество, ощущать собственную полезность и ценность, чувствовать опору, защиту поддержку и т.д. Жить в достатке, продолжить род, иметь надёжного сексуального партнёра, ведение совместного хозяйства, гарантия стабильности и т.д.

4. Мотивы, побуждающие к определенному поведению в семье. Внешние Внутренние Общепринятые в современном обществе нормы и принципы существования в семье: добровольность союза мужчины и женщины, равенство супругов в семье, разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритет семейного воспитания, право ребенка на заботу, обеспечение его интересов, уважение его человеческого достоинства, защита прав ребёнка. Влияние моральных и нравственных устоев общества на поведение человека в семье. Эмоционально – волевая сфера человека, уровень духовного, нравственного и морального развития (терпимость, активность, сопереживание, сочувствие, отзывчивость). То есть поведение, продиктованное личностными особенностями человека, как члена семьи. Отношение к семейным установкам и ценностям.

Профессионализм педагогического коллектива обязательно включает в себя умение слышать, профессионально анализировать, обсуждать и учитывать в своей работе мнение родительского сообщества.

Наблюдение стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с ребенком; форма и характер взаимодействия с ребенком; особенности коммуникативного поведения во взаимодействии с ребенком (доброжелательность, ласковость, жесткость, грубость, безразличие и др.); особенности применения паралингвистических средств общения с ребенком (мимики, жестов, поз); особенности использования разнообразных форм досуга (игр, экскурсий, прогулок, вечеров чтения и др.) для общения с ребенком; выбор преимущественной формы контакта с ребенком (вербальный, тактильный, зрительный, опосредствованный контакт, т. е. через кого-то

Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения. Изучение должно быть целенаправленным, планомерным, систематичным. Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны и применяться в комплексе. Результаты изучения являются конфиденциальной информацией, а при необходимости использования должны озвучиваться только в процентном соотношении

Предварительная (необходима при знакомстве с семьей, подготовке родительских собраний, тематических консультаций, внеклассных мероприятий, организации поездок и экскурсий, при планировании внеклассной работы. Оперативная (необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся); Итоговая (проводится в конце учебного года по результатам работы).

Необходимая информация Методы и методики Социально-демографическая характеристика семьи: социально-демографический портрет семьи; организация и принципы семейного воспитания; взаимоотношения родителей со школой. Анкеты и тесты для родителей. Сочинения и рисунки учащихся («Моя семья», «Мой выходной день»…). Описание учащимися своего генеалогического древа. Сочинения родителей. Педагогические консилиумы. Посещение семьи. Психолого-педагогическое консультирование (беседы). Методика незаконченных предложений.

Необходимая информация Методы и методики информационные запросы родителей; ориентация родителей в сфере образования; наличие свободного времени, материальных и профессиональных возможностей Анкеты для родителей. Беседы с родителями. Дискуссионные собрания. Проведение «круглых столов».

Необходимая информация Методы и методики Правовая, психолого- педагогическая компетентность родителей в проблемах обучения и воспитания. Анкетирование и тестирование родителей. Наблюдение. Беседы с родителями. Обсуждение педагогических ситуаций. Деловые и сюжетно-ролевые игры. Психолого-педагогическое консультирование Тренинги, практикумы…

Необходимая информация Методы и методики Удовлетворенность родителей качеством воспитательной работы Наблюдение. Анкеты для родителей. Методика незаконченных предложений. Беседы с родителями. «Круглые столы»…

Первый запрет – на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют такие ситуации, когда учитель идет за родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагогов с родителями должны носить преимущественно деловой характер и касаться развития ребенка в учебно-воспитательном процессе. Второй запрет – на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Должно стать непреложным правилом: все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются. Третий запрет –на оценку личности ребенка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т. п.

Чтобы Осуществлялся индивидуальный подход к детям (удобство и эмоциональный комфорт) Чтобы Осуществлялся индивидуальный подход к детям (удобство и эмоциональный комфорт) Чтобы учитель был настоящим мастером Чтобы дети были образованными, воспитанными, культурными

гармоничное развитие ребенка; забота о здоровье детей; помощь в учении; трудовое воспитание и помощь в выборе профессии; помощь в социализации личности и ее самореализации; формирование опыта гуманных, эмоционально- нравственных отношений; забота об общекультурном и интеллектуальном развитии; развитие интересов, склонностей, способностей и творчества; подготовка к самовоспитанию и саморазвитию; половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Гиперпротекция. При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни. Типичные высказывания таких родителей использованы при разработке настоящей шкалы Гипопротекция. Ситуация, при которой ребенок или подросток оказывается на периферии внимания родителя. До него "не доходят руки", родителю не "до него". Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

Потворствование. Родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка или подростка. Родители бессознательно проецируют на детей свои ранее неудовлетворенные потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счет воспитательных действий. Игнорирование потребностей ребенка. Характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем.

Чрезмерность требований-обязанностей Требования, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но напротив, представляют риск психотравматизации. Недостаточность требований-обязанностей ребенка Требования-запреты, т.е. указания на то, что ребенку нельзя делать, определяют прежде всего степень самостоятельности его, возможность самому выбирать способ поведения. И здесь возможны две степени отклонения: чрезмерность и недостаточность требований-запретов. Чрезмерность требований-запретов. В этой ситуации ребенку "все нельзя. У стеничных детей и подростков такое воспитание форсирует возникновение реакций оппозиции и эмансипации, у менее стеничных предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной (психастенической) акцентуаций. Недостаточность требований-запретов к ребенку Ребенку "все можно. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа личности у подростка и, особенно, неустойчивого. Чрезмерность санкций Для этих родителей характерна приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Типичные высказывания родителей отражают их убеждение в полезности для детей и подростков максимальной строгости. Минимальность санкций Эти родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.

Эмоциональное отвержение. В крайнем варианте – это воспитание по типу "Золушки". В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое или, чаще, неосознаваемое отождествление родителями ребенка с какими-либо отрицательными моментами в собственной жизни. Ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей, которые устанавливают в отношениях с ним большую дистанцию. Эмоциональное отвержение формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации личности и эпилептоидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной и астенической акцентуациями. Жестокое обращении родителей с детьми. На первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в форме избиений и истязаний, лишением удовольствий, неудовлетворением их потребностей Гипопротекция. Ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и неустойчивого типов.

Отклонения личности самих родителей. Акцентуации личности и психопатии нередко предопределяют определенные нарушения в воспитании. При неустойчивой акцентуации родитель чаще склонен проводить воспитание, характеризующееся гипопротекцией, пониженным удовлетворением потребностей ребенка, пониженным уровнем требований к нему. Инертно-импульсивная (эпилептоидная) акцентуация родителей чаще других обусловливает доминирование, жестокое обращение с ребенком. Демонстративно-гиперкомпенсаторная акцентуация личности и истероидная психопатия у родителей нередко предрасполагают к противоречивому типу воспитания: демонстрируемая забота и любовь к ребенку при зрителях и эмоциональное отвержение в отсутствие таковых. Во всех случаях необходимо выявить отклонение личности родителей, убедиться в том, что именно оно играет решающую роль в возникновении нарушений в воспитании.

Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет ребенка. В основе негармоничного воспитания лежит личностная проблема, чаще всего носящая характер неосознаваемой проблемы, потребности. Родитель пытается разрешить ее (удовлетворить потребность) за счет воспитания ребенка. Попытки разъяснительной работы, уговоров изменить стиль воспитания оказываются неэффективными. Перед психологом и врачом- психотерапевтом встает трудная задача выявить психологическую проблему родителя, помочь ему осознать ее, преодолеть действие защитных механизмов, препятствующих такому осознанию.

Расширение сферы родительских чувств Повышенная протекция. Возникает тогда, когда супружеские отношения между родителями в силу каких-либо причин оказываются нарушенными. Нередко при этом мать, реже отец, сами того четко не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позже подросток стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Родители хотят, чтобы он удовлетворил хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в психологических отношениях супругов - потребность во взаимной исключительной привязанности, частично - эротические потребности. Мать нередко отказывается от вполне реальной возможности повторного замужества. Появляется стремление отдать ребенку (подростку) - чаще противоположного пола - "все чувства", "всю любовь". В детстве стимулируется эротическое отношение к родителям - ревность, детская влюбленность. Когда ребенок достигает подросткового возраста, у родителя возникает страх перед самостоятельностью подростка. Появляется стремление удержать его с помощью потворствующего или доминирующего поведения. Иногда такие матери осознают свою ревность к подругам сына, хотя чаще они предъявляют ее в виде многочисленных придирок к ним.

Предпочтение в подростке детских качеств. Обусловливаемое нарушение воспитания - потворствующая гиперпротекция. У родителей наблюдается стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать у них сохранение таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Для таких родителей подросток все еще "маленький". Нередко они открыто признают, что маленькие дети вообще им нравятся больше, что с большими не так интересно. Страх или нежелание повзросления детей могут быть связаны с особенностями биографии самого родителя (он не имел младшего брата или сестру, на которых в свое время переместилась любовь родителей, в связи с чем свой старший возраст воспринимался как несчастье). Рассматривая подростка, как "еще маленького", родители снижают уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию, тем самым стимулируя развитие психического инфантилизма.

Воспитательная неуверенность родителя Происходит перераспределение власти в семье между родителями и ребенком (подростком) в пользу последнего. Родитель идет "на поводу" у ребенка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать никак нельзя. Происходит потому, что подросток сумел найти к своему родителю подход, нащупал его "слабое место" и добивается для себя в этой ситуации "минимум требований - максимум прав". Типичная комбинация в такой семье - бойкий, уверенный в себе подросток (ребенок), смело ставящий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах с ним, родитель. Характерная черта высказываний таких родителей - признание ими массы ошибок, совершенных в воспитании. Они боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.

Фобия утраты ребенка. "Слабое место" - повышенная неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о "хрупкости" ребенка, его болезненности и т.д. Другой источник - перенесенные ребенком тяжелые заболевания, если они были длительными. Отношение родителей к ребенку или подростку формировалось под воздействием страха утраты его. Этот страх заставляет родителей тревожно прислушиваться к любым пожеланиям ребенка и спешить удовлетворить их (потворствующая гиперпротекция), в других случаях - мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция). В типичных высказываниях родителей отражена их боязнь за ребенка: они находят у него множество болезненных проявлений, свежи воспоминания о прошлых, даже отдаленных по времени переживаниях по поводу здоровья подростка.

Неразвитость родительских чувств. Обусловливаемые нарушения воспитания - гипопротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Адекватное воспитание детей и подростков возможно лишь тогда, когда родителями движут какие-либо достаточно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность "реализовать себя" в детях, «продолжить себя». Внешне проявляется в нежелании иметь дело с ребенком (подростком), в плохой переносимости его общества, поверхностности интереса к его делам. Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями. Другой причиной могут быть личностные особенности родителя, например, выраженная. При трудных, напряженных, конфликтных отношениях в семье на ребенка часто перекладывается значительная доля родительских обязанностей, либо к нему возникает раздражительно-враждебное отношение. Типичные высказывания родителей содержат жалобы на то, насколько утомительны родительские обязанности, сожаление, что эти обязанности отрывают их от чего-то более важного и интересного.

Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств Обусловливаемые нарушения воспитания - эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в ребенке родитель видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это могут быть: агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, те или иные склонности, негативизм, протестные реакции, несдержанность и т.д. Ведя борьбу с такими же, истинными или мнимыми, качествами ребенка, родитель (чаще всего, отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с нежелаемым качеством в ком-то другом помогает ему верить, что у него данного качества нет. Родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями ребенка, о мерах и наказаниях, которые они в связи с этим применяют. В высказываниях родителя сквозит неверие в ребенка, нередки инквизиторские интонации с характерным стремлением в любом поступке выявить "истинную", т.е. плохую причину.

Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания Причина - конфликтность во взаимоотношениях между супругами. Нередко воспитание превращается в "поле битвы" конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь "заботой о благе ребенка". При этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же родитель склонен "жалеть" ребенка, идти у него на поводу. При этом легко обнаруживается, что каждого интересует не столько то, как воспитывать ребенка, сколько то, кто прав в воспитательных.спорах.

Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его пола. Нередко отношение родителя к ребенку обусловливается не действительными особенностями ребенка, а такими чертами, которые родитель приписывает его полу, т.е. "вообще мужчинам" или "вообще женщинам". Так, при наличии предпочтения женских качеств наблюдается неосознаваемое неприятие ребенка мужского пола. В таком случае приходится сталкиваться со стереотипными суждениями о мужчинах вообще. В отношении ребенка мужского пола в данном случае формируется тип воспитания "эмоциональное отвержение". Возможен противоположный перекос с выраженной антифеминистской установкой, пренебрежением к матери ребенка, его сестрам. В этих условиях по отношению к мальчику может сформироваться воспитание по типу "потворствующей гиперпротекции".

Первое собрание – знакомство. Неформальное общение и встречи педагогов и родителей. Доверительный тон разговора. Выделение положительных сторон ребенка и их подкрепление. Письменные формы общения (информация о достижениях ребенка, выражение благодарности родителям за участие в делах класса и школы). Телефонные звонки - в особых случаях (не выяснять отношения, а пригласить для беседы). Разнообразные виды участия родителей в жизни класса (добровольный помощник учителя, гость класса, рассказчик, экскурсовод по профессии, член родительского комитета, ассистент... ) Сохранение конфиденциальности.

Общее родительское собрание вместе с детьми в нетрадиционной форме. (Пригласительные готовить вместе с детьми). Родительское собрание в форме «круглого стола», диспуты, практикумы, обмен положительным опытом; Совместно с детьми и родителями на конкурсной основе мероприятия типа: поделись творческими умениями, презентуй свою семью, (весёлые старты, культпоходы, экскурсии вместе с родителями); Своевременное информирование родителей; Проведение опросов и тематическое анкетирование родителей.

Личность свободная, с высоким уровнем самосознания. Принимающая понятие гражданственности, как ответственности за будущее своей страны. Личность гуманная, милосердная, способная к состраданию, готовая прийти на помощь. Личность толерантная, доброжелательная. Личность духовная, с потребностью в познании и самопознании. Личность творческая, с развитой способностью к креативному мышлению, с потребностью в знаниях, с развитым интеллектом. Личность трудолюбивая, обладающая знаниями основ экономики и предпринимательства.

Формирование единства требований к учащимся в семье и в образовательном учреждении. Ознакомление родителей (их законных представителей) с законами, защищающими семью и ребенка. Создание единой воспитательной среды, созданной авторитетом родителей и учителей. В такой среде ослабляется или совсем нивелируется негативное влияние улицы, средств массовой информации. Коррекция недостатков в процессе формировании личности ребенка. Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных условиях с возможностью психологической поддержки. Повышение педагогической грамотности родителей, обеспечивающей знание психологических особенностей ребенка

Типология родителей Позитивно- ориентированные Равнодушные Творческие Манипуляторы

стремятся к взаимодействию, пониманию, объективной оценке; готовы выслушать различные точки зрения; отдают себе отчёт в том, что некоторые вещи они не знают; гибко перестраиваются; не лишены чувства юмора, в том числе и по отношению к собственной личности; сочетают энтузиазм и трезвый скепсис, доброту и долю эгоизма; умеют слушать и слышать; стремятся к самосовершенствованию ; умеют быть благодарными.

склонны к игре, импровизации, действиям не по правилам; ориентированы на новые впечатления; спонтанны в своём поведении, независимы в суждениях; энтузиасты, которые стремятся действовать, а не только размышлять; всё обыденное и посредственное вызывает у них недовольство и раздражение; должны верить в то, что делают что-то значимое; увлечённые чем-то, они могут не заметить уже сделанного и внести хаос в организованный процесс; всегда ориентированы на качество.

скептики по натуре, они никого ни на что не настраивают; при этом во время встреч демонстрируют свою значимость и равнодушие, чем мешают конструктивному взаимодействию; именно на них удаётся проверить прочность любого нововведения, идею, предложение или свою позицию; для них значим признанный авторитет, в том числе и ваш.

стремятся управлять окружающими с помощью изучения сильных и слабых сторон; специально воздействую т на слабые стороны людей, чтобы побудить их делать то, что им необходимо; если не может добиться своего, то начинает испытывать дискомфорт, чувство неполноценности; начинает страдать, при этом обычно усиливая свои манипуляции: давление на вас своим положением в обществе, деньгами, подарками, «хлопанье дверьми», внесение смуты в родительский коллектив и т.п.

Индивидуальные беседы Беседа-интервью один из специальных методов анализа ситуации с целью создания альтернативного варианта переживания значимой проблемы и определения возможного выхода из «тупиковой ситуации». Как часть диагностической процедуры беседа включается в процесс консультирования семьи.

Тестирование «Семейная социограмма» Методика PARI (Parental Attitude Research Instrument) Исследовательский инструмент родительских позиций и отношений

Анкетирование исследование личностных особенностей родителей и определение психологического типа; оценку интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных свойств, характеристик адаптационных механизмов, способности переносить длительный стресс; анализ внутрисемейных отношений и определение уровня интегрированности семей данной категории; установление типа родительско-детских отношений, детско-родительских отношений и причин их нарушений; определение модели семейного воспитания; изучение динамики детско-родительских и родительско- детских отношений под воздействием коррекции.

Психологическое консультирование семей с проблемными взаимоотношениями с детьми психолого-педагогическое консультирование; семейное консультирование; профориентированное консультирование.

Деловые игры Методика «Лесенка для детей» Методика «Два дома» Анализ детских рисунков «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек», «Кинетический рисунок семьи». Анализ документации

1. «Семья для домовенка Кузи». 2. Один день воображаемой жизни» 3. Рассказ от имени другого человека» 4. Неоконченный рассказ.

Семьи, в которых традиционно сложился высокий уровень межличностных отношений наблюдается здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих физических, умственных и творческих способностей. Семьи с устойчивыми «ровными» взаимоотношениями. Семьи, в которых часто возникают конфликтные ситуации между родителями, между родителями и детьми. Члены семьи самостоятельно не могут решить конфликтные ситуации. Воспитание детей происходит стихийно. Благополучные только внешне семьи. Неблагополучные семьи.

управляющий совет, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления образовательным учреждением; общешкольный родительский комитет; классный родительский комитет; профильные родительские объединения; «Совет отцов»; родительские конференции; родительские собрания; круглые столы с приглашением всех участников образовательного процесса и представителей общественных организаций. Здесь могут принимать участие специалисты по решению какой-либо проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения.

повышение степени участия родительской общественности в образовательном процессе, управлении образовательным учреждением, в формировании социального заказа на образование; организацию взаимоотношений семьи и школы, в зависимости от потребностей, ожиданий, намерений, от социальных и экономических возможностей родителей и обучающихся; расширение возможностей выбора семьёй дополнительных образовательных услуг для своих детей (реализации социального заказа); качественные изменения педагогического просвещения населения в зависимости от потребностей и социальных особенностей семей; повышение качества образования и степени удовлетворенности всех участников образовательного процесса.

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребенка хвалят, он учится быть благородным. Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины. Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым. Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей. Если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Мой ребенок - уникален. Такого никогда не было и не будет. Но он есть! Ребенок не «готовится к жизни». Он уже живет - «здесь и теперь». Пусть живет настоящей полной детской жизнью! (Когда еще ему это удастся?!) Ребенок хочет быть независимым; уверенным в себе и в других; уметь самостоятельно разобраться во всем; иметь добрые взаимоотношения. Не бывает виновных детей, бывают дети, нуждающиеся в нашей помощи. Если родителю не к чему придраться, то он придирается к тону ребенка! Если вы сомневаетесь, как поступить, лучше не торопитесь и посоветуйтесь с самим ребенком.