Организация работы детского дома Томас Кеннингтон. Сироты. 1885 Панченко Татьяна Владимировна кандидат педагогических наук, доцент СФГА Мурманск 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПОМЕЩЕНИЕ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПОД НАДЗОР В ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Advertisements

Основные виды устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. МУОО администрации ГО «Город Волжск» Проект ИСО Информационные технологии.
«Институт наставничества» О положительном опыте работы по внедрению «института наставничества» с закреплением за каждым молодым человеком, оказавшимся.
Совершенствование системы помощи детям в трудной жизненной ситуации и детям с инвалидностью: предложения Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства.
Организация работы детского дома семейного типа и патронатного воспитания Панченко Татьяна Владимировна кандидат педагогических наук, доцент МГГУСФГА 2012www.tvpsite.ru.
Формы социального обслуживания пожилых людей Классификация форм социального обслуживания. социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское.
ОПЕКА (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО) НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ Опека и попечительство форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите- лей, в целях.
Совещание с руководителями муниципальных органов опеки и попечительства и руководителями учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Счастье ребенка в наших руках… «Деятельность сектора по охране прав детей отдела образования администрации МО Печенгский район в сфере соблюдения законных.
Изменение содержания работы детского дома при создании уполномоченной службы по развитию семейных форм доктор психологических наук Шульга Татьяна Ивановна.
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября.
ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ. Родители имеют право воспитывать ребенка, а также несут обязанности и ответственность за воспитание и.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города МОСКВЫ ЦЕНТР ДИАГНОС ТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ « НАДЕЖДА.
Изучаем ФГОС дошкольного образования. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность обязательных требований.
Граждане Российской Федерации вступают в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной.
Работа психолога в учреждениях интернатного типа Подготовила:студентка группы 345 Киселева А.А.
Презентация к уроку на тему: Социальные презентации
Вопросы охраны прав детей. Органы опеки и попечительства Орган опеки и попечительства (орган опеки) в России орган государственной исполнительной власти.
«Работа социального педагога с различными видами девиаций в поведении детей». Социального педагога МАОУ СОШ 1 г. Р.п.Красные Баки Жолобовой В.В.
Как закон регулирует отношения в семье? Обществознание 6 кл Автор Кузнецова Татьяна Алексеевна. Учитель истории и обществознания МОУ «Рассоленковская СОШ»
Транксрипт:

Организация работы детского дома Томас Кеннингтон. Сироты Панченко Татьяна Владимировна кандидат педагогических наук, доцент СФГА Мурманск 2012 tvpsite.ru

2 План 1. История создания учреждений для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Россия, США). История создания учреждений для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Россия, США). 2. Нормативные документы, регламентирующие деятельность учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нормативные документы, регламентирующие деятельность учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 3. Психологические особенности детей, воспитывающихся в государственных закрытых учреждениях. Психологические особенности детей, воспитывающихся в государственных закрытых учреждениях. 4. Муниципальные учреждения г. Мурманска. Муниципальные учреждения г. Мурманска. 5. Примерные темы рефератов. Примерные темы рефератов.

3 1. История создания учреждений для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Конец X в. - Крещение Руси - внедрение православной идеологии и христианской модели призрения: скудельницы и сторожки при них. - Церковь - институт социального призрения и социальной работы с детьми, оставшимися без родительского присмотра (призрение, обучение и лечение). - Приюты при монастырях и храмах (незаконнорожденные и подкинутые дети). Князь Владимир Святославович

4 Меры государственного характера – с 16 века Иван Грозный - Первые богадельни (приют, уход, общественный надзор) Федор III Алексеевич (17 век) -Приюты-дворы (обучение грамоте и ремеслам)

5 Петр 1 - Создана государственная система призрения детей. - Выделены категории нуждающихся в попечении. - Введены «превентивные» меры борьбы с социальными пороками. - Урегулирована частная благотворительность. - Нововведения закреплены в законах. - «Тайный прием» и «Явный прием» г. - приюты для «зазорных младенцев». - «Гошпитали» около церковных оград.

6 Екатерина II - Внедрение общегосударственного подхода. - Манифест «Об учреждении Воспитательных домов». - Московский, Петербургский и др. воспитательные дома - Передача на кормление в крестьянские семьи Иван Иванович Бецкой

7 Характеристика государственной политики до IХ века Создание и обеспечение условий проживания и воспитания: - в приемных семьях, - в приютах (частных и государственных), - под опекой общественных благотворителей и церкви. - Заведения сочетали в себе функции мест заключения, специальных воспитательных учреждений и сиротских домов. Контингент детей, нуждающихся в помощи: сироты; все внебрачные дети, матери которых нуждаются в помощи; дети грудного возраста, чьи матери не имеют личных средств или больны; доставляемые полицией подкидыши; малолетние бродяги.

8 Частная благотворительность в царской России первая земледельческая колония для малолетних бродяг в Гомельском имении графа Я. Румянцева г. - первый светский приют при Демидовском доме «призрения трудящихся» для дневного надзора за детьми, «оставляемыми матерями, идущими на заработки» г. - опекунский совет детских приютов (Москва). Первоначально деятельность была сосредоточена на организации свободного времени бедных детей, остающихся в дневное время без присмотра родителей г. - в рамках деятельности общества попечения о бедных и больных детях «Синий крест» (великая княгиня Елизавета) появилось отделение защиты детей от жестокого обращения: убежище и общежитие с мастерскими. Конец XIX в. - специальные приюты, предназначенные для несовершеннолетних, «впавших в пороки и преступления». Патронат

9 Общественный подход (конец XIX века) Церковь, продолжает оказывать помощь, но уступает функции непосредственной организации социальной работы общественным и общественно-государственным организациям. Государство создает правовые и идеологические условия для делегирования функции призрения за детьми, нуждающимися в особой помощи, общественным, негосударственным, частным благотворительным инициативам, в том числе органам низового местного самоуправления - земствам; Негосударственные благотворители и организации накопили значительный опыт социальной работы с детьми, и начали объективно выполнять функцию государственного заказа на организацию работы.

10 ХХ век до 1917 года 1910 и 1914 гг. - I и II съезды деятелей социальной сферы. Оказание помощи в построении системы воспитательных учреждений для нищих и беспризорных детей. В Москве при Городской думе действовали Благотворительный совет и специальная Детская комиссия, которая осуществляла сбор статистических данных о детях, исключенных из школы или выгнанных из приютов за плохое поведение, контролировала условия содержания малолетних преступников, оказывала содействие в открытии детских приютов. Создание учебно-воспитательных учреждений, содержание домов для бедных детей, ночных приютов для бродяжек и народных столовых. Оптимальной мерой считалась «передача в семью брошенного родителями ребенка».

11 После 1917 г. - политика преимущества общественного воспитания над семейным Первый пик роста беспризорности и безнадзорности. Осуждение и официальное запрещение благотворительности как буржуазного пережитка. Уничтожение существовавших ранее форм помощи. Отделение церкви от государства и ее репрессирование. Учреждения по социально-правовой охране несовершеннолетних (СПОН) г. - Государственный совет защиты детей г. - Комиссия по улучшению жизни детей г. - Детская социальная инспекция. Постановлением ВЧК созданы первые специализированные учреждения для ухода и воспитания детей - детские дома. К 1935 г. была ликвидирована детская беспризорность.

е годы – второй пик роста беспризорности Причина: эпоха массовых репрессий. Направленность деятельности сиротских учреждений: 1. Превращение детского дома в своего рода колонию по содержанию несовершеннолетних преступников Болшевская коммуна («Трудовая коммуна ОГПУ») под руководством чекиста М. С. Погребинского в Подмосковье. 2. Создание колоний и коммун по перевоспитанию бывших беспризорников и осуждённых за не тяжкие преступления на основе производительного труда, коллективной ответственности, привлечения воспитанников к соуправлению всей жизни колонии или коммуны. - Коммуна им. Дзержинского (30-е гг.). А. С. Макаренко создал целостную систему (описана в «Педагогической поэме», переводится как «Дорога в жизнь» («Road to Life»).

13 Третий пик роста беспризорности и безнадзорности – к началу и после Великой Отечественной войны Главное управление исправительно-трудовых лагерей и колоний НКВД СССР - «Работа с несовершеннолетними и безнадзорными». В ведомстве системы МВД: - организация при районных ОВД, на транспорте специальных детских комнат; - детские приемники-распределители. Господство идеи о незаменимости общественного воспитания. «Нужды [детей] должны быть приравнены к нуждам фронта».

14 История вопроса за рубежом – Движение «За спасение детей» (США) Возникло в 20-е гг. XIX веке в ответ на проблемы бедности, преступности, неустроенности, безработицы. Сосредоточило свои усилия на защите несовершеннолетних от нездорового, развращающего влияния городской жизни. Общий принцип: носители отклоняющегося поведения должны быть возвращены в русло позитивной социализации, то есть реабилитированы, а не наказаны. Миссия: исправление нарушителей закона, обязанность «учить беспризорников, бродяг и пьяниц более пристойному образу жизни».

15 В Нью-Йорке, Филадельфии и Бостоне созданы первые приюты, которые имели целью изолировать находящихся в опасности детей от развращающей среды их домов и заведений для взрослых и отчасти заменить им семью и общину. Однако достаточно быстро обнаружилась неэффективность приютов и воспитательных учреждений именно как воспитательных. Скорее, они оказывались временным пристанищем ребёнка в экстремальных ситуациях. В настоящее время в США детских домов для постоянного проживания детей нет. Имеются временные приюты для детей до момента помещения ребёнка в приёмную семью (зачастую речь идёт не об усыновлении, а о содержании ребёнка в семье, которой выплачивается компенсация).

16 2. Документы, регламентирующие деятельность учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 2.1 ФЗ «Об образовании», Семейный кодекс и др. 2.2 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 2.3 Типовое положение об ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2.4 ФЗ об опеке и попечительстве (от 24 апреля 2008 г.). 2.5 Правила организации детского дома семейного типа (Утверждены Постановлением Правительства РФ 195 от 19 марта 2001 г.)

ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ( 159-ФЗ от ) Определяет понятийный аппарат, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Понятия: Дети - сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

18 Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи: - с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах; - с признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими; - с отбыванием ими наказания в виде лишения свободы, нахождением под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; - с уклонением родителей от воспитания или от защиты прав и интересов детей; - с отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений (и др.)

19 Опека и попечительство - форма устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов: - Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. - Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Приемная семья - форма устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

20 Патронатная семья (патронатное воспитание) - это наиболее интенсивно развивающаяся форма семейного устройства детей-сирот, одна из разновидностей возмездной опеки над несовершеннолетним. - Форма устройства ребенка, которому временно требуется замещающая семья, или реабилитация в семье, нуждающегося в государственной защите, на воспитание в семью патронатного воспитателя при сохранении части обязанностей опекуна (попечителя). - Работа по планам, устанавливаемым органом опеки. - Жесткий контроль над воспитателем ребёнка и детальная отчётность за расходование выплачиваемых на его содержание средств. - Контакты с родителями и родственниками ребёнка, как правило, обязательны и их регламент определяется по согласованию сторон.

21 Учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это ОУ, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; - учреждения социального обслуживания населения (детские дома - интернаты для детей - инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально - реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); - учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.

22 Полное государственное обеспечение - предоставление детям (…) за время пребывания в соответствующем учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей: бесплатного питания и общежития, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного медицинского обслуживания или возмещения их полной стоимости; обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в возрасте лет имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях.

Типовое положение об ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г., N 676. В ред. Постановлений Правительства РФ: - от N 1203, - от N 1117, - от N 366, - от N 919, - от N 617, - от N 216.

24 Виды ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1. дом ребенка (лечебно-профилактическое учреждение Министерства Здравоохранения РФ, обеспечивающее медицинскую, педагогическую и социальную помощь детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, с рождения до 4-х лет); 2. детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный); 3. детский дом-школа, школа-интернат; 4. специальный (коррекционный) детский дом; 5. специальная (коррекционная) школа-интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.

25 Основные задачи учреждений создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности; обеспечение социальной защиты, медико-психолого- педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства; обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников; охрана прав и интересов воспитанников.

26 Принципы организации деятельности учреждений демократии; гуманизма; общедоступности; приоритета общечеловеческих ценностей; гражданственности; свободного развития личности; защиты прав и интересов воспитанников; автономности; светского характера образования.

27 В учреждение принимаются: дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено. В учреждение могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), а также дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, на срок не более одного года. Дети, члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам воспитание и обучение этих детей должны осуществляться раздельно.

28 Могут организовываться воспитательные группы: разновозрастные (не более 8 человек); одновозрастные (до 4 лет - не более 5 человек, от 4 лет и старше - не более 10 человек). В учреждении, где дети не только проживают, но и обучаются, наполняемость классов не должна превышать 20 человек.

29 На каждого ребенка, определяемого в учреждение, направляющие органы (учреждения) представляют: 1. решение соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления о направлении в учреждение; 2. направление в учреждение, выданное учредителем или ведомством, в ведении которого находится учреждение; 3. свидетельство о рождении (подлинник), а при его отсутствии - заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст ребенка; 4. медицинские документы о состоянии здоровья; 5. документы об образовании (для детей школьного возраста); 6. акт обследования условий жизни ребенка;

30 7. сведения о родителях (законных представителях) (копии свидетельства о смерти родителей, приговора или решения суда, справка о болезни или розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей); 8. справку о наличии и местожительстве братьев, сестер и других близких родственников; 9. опись имущества, оставшегося после смерти родителей, сведения о лицах, отвечающих за его сохранность; 10. документы о закреплении жилой площади, занимаемой несовершеннолетним или его родителями; 11. пенсионную книжку ребенка, получающего пенсию, копию решения суда о взыскании алиментов, ценные бумаги (при получении их на ребенка родителями (законными представителями); 12. заключение ПМПК (для детей с ограниченными возможностями здоровья).

31 При выпуске или переводе в другое учреждение воспитаннику выдаются: 1. свидетельство о рождении (паспорт); 2. справка о пребывании в учреждении; 3. документы о состоянии здоровья; 4. документ об образовании (для детей школьного возраста); 5. сведения о родителях или близких родственниках; 6. документы, подтверждающие его право на имущество, денежные средства, жилую площадь, ранее занимаемую им или его родителями, пенсионная и сберегательная книжки, исполнительный лист на взыскание алиментов, ценные бумаги и другие документы, если таковые имелись в личном деле.

32 Воспитанники учреждения имеют право на: бесплатное содержание и получение общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего) в соответствии с ФГОС; защиту своих прав и интересов; уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации; удовлетворение потребности в эмоционально- личностном общении; защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности; развитие своих творческих способностей и интересов; получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии; отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.

33 Школа-интернат (от лат. internus - внутри) - образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Виды школ-интернатов в России Общеобразовательные школы-интернаты делятся на: начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования; с углубленным изучением предметов; гимназии-интернаты и лицеи-интернаты; санаторные школы-интернаты; кадетские корпуса.

34 По контингенту воспитанников: для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; для детей с ограниченными возможностями здоровья; специализированные, для детей со способностями; специализированные, для «трудных» подростков (несовершеннолетних, не совершивших уголовно наказуемых деяний, но с частыми приводами в милицию за хулиганство, состоящие на учёте в детской комнате милиции, или задерживаемые за бродяжничество).

35 Детский дом семейного типа Организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с 10-летнего возраста только с их согласия). Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек, до достижения 18 лет. Органы опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляют контроль за условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав и законных интересов, а также обеспечивают обучение лиц, желающих взять детей на воспитание.

36 3. Психологические особенности детей, воспитывающихся в государственных закрытых учреждениях Особый социально-психологический статус детей – кризисное или пограничное с ним психологическое состояние, которое является следствием отвержения родителями, пережитого насилия, школьной дезадаптации, пребывания на улице в асоциальной среде. Задачи интернатных учреждений: - снять остроту психического переживания; - провести первичную адаптацию ребенка к жизни в здоровой социальной среде; - восстановить или компенсировать утраченные социальные связи; - вернуть ребенка к обычным формам человеческой жизнедеятельности: игре, учебе, труду, общению и др.

37 Последствия воспитания детей в государственных закрытых учреждениях Частая сменяемость взрослых в учреждениях, которая разрывает непрерывность отношений и опыта ребенка. Педагогическая позиция взрослого, при которой ребенок становится объектом ухода, воспитания и обучения, в отличие от «событийной» позиции взрослого в семье. Групповой подход к детям и отсутствие эмоционального контакта со взрослыми, что влечет недифференцированность и неосознанность ребенком своего «Я». Жесткая регламентация всех действий ребенка в учреждении, не оставляющую возможности выбора и ответственности.

38 Особенности раннего развития детей Ранняя депривация (ограничение/лишение контактов с матерью). Депрессивное расстройство затрагивает три сферы. 1. Познавательная сфера. Пониженная любознательность. Глубина задержки умственного развития возрастает с увеличением сроков пребывания в учреждении. Отставание в развитии речи. 2. Моторная сфера. Задержка в овладении предметными действиями. Опережающе развиты навыки самообслуживания. Отсутствие стремления к самостоятельности. Похвала слабо интенсифицирует, а порицание совсем не изменяет деятельность. Неизмененной в условиях депривации остается реакция на тактильные раздражители. 3. Эмоциональная сфера. Нечувствительность к отношению и оценке взрослого. Невосприимчивость к образцам поведения. Возрастающий эмоциональный дефицит. Отсутствие тенденций к партнерству в игровой деятельности.

39 Психологические особенности дошкольников Повышенная «ситуативность» проявляется в разнообразных сферах личности ребенка – в общении, в мышлении, в желаниях и действиях. Слабо развит временной план действий: не планируют, не выделяют и не фиксируют в сознании своих действий. Прошлое и будущее связано с режимными моментами и ограничивается одним днем. Интерес к взрослому, обостренная потребность во внимании и доброжелательности. Снижены инициативность в общении, эмоциональность, способность к эмпатии (сопереживанию). Психогенные реакции: плаксивость, заторможенность/гиперактивность. Депрессивные реакции стерты и проявляются в нарушениях поведения: расстройство сна, аппетита, проявления агрессии.

40 Психологические особенности младших школьников Привыкание к подчинению требованиям взрослого, к «жизни по инструкции» подавляет самостоятельность. Агрессивность детей можно объяснить их неудовлетворенной потребностью в родительской любви. Не образовано базовое доверие к миру, не удовлетворена потребность в самоутверждении, в эмоциональном комфорте и др. Я-концепция формируется в условиях депривации отношений с матерью, лишена позитивного содержания, крайне уязвима и защищает себя с помощью враждебности. Цели негативизма: привлечение внимания, демонстрация власти, вымещение на более слабых негативного отношения к сложившейся ситуации; компенсация неполноценности. Бедный конкретно-чувственный опыт приводит к недоразвитию наглядно-образного мышления. Не умеют адекватно оценивать свои качества.

41 Социально-психологические особенности подростков, оставшихся без попечения родителей Уровни социальной дезадаптации беспризорных подростков (в зависимости от срока пребывания в уличной среде) 1 уровень – подростки, пробывшие на улице не более месяца и не успевшие адаптироваться к асоциальным условиям. 2 уровень – пребывание на улице от месяца до года. Опыт употребления алкоголя, наркотиков, риск жестокого обращения и насилия. 3 уровень - нахождение в уличной среде более года. Криминогенный опыт. Широкий спектр деформаций личности: низкая степень социальной нормативности, искажение ценностных ориентаций, отсутствие временной перспективы.

42 Ограничение репертуара навыков социального поведения, необходимого для успешной социальной адаптации. Неадекватность самооценки: завышенный уровень притязаний, переоценивание своих возможностей. Подросток считает себя невинно пострадавшим от несправедливости окружающих, оправдывает свою агрессивность и несправедливость. Разнообразные невротические нарушения (депрессия, психоастения – падение психического тонуса, подавленность, угнетение и др.). Психопатические черты характера, находящие отражение в разных типах акцентуации. Нарушения в сфере общения при помещении в государственное учреждение, могут выражаться: - в изоляции (избегание контактов, автономия); - в оппозиции (демонстративные негативные действия); - в агрессии (разрушение вещей, причинение вреда, аутоагрессия).

43 Черты характера выпускников детских домов (С.А. Левин, Ю.В. Логинова) Иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности даже в сугубо личных, частных масштабах. Трудности в общении там, где предполагается свободное, нерегламентированное поведение и способность гибко и спонтанно реагировать и строить отношения. Инфантилизм, замедленное формирование самосознания, незнание и неприятие себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы. Перегруженность негативным опытом, ценностями и образцами поведения без достаточного противовеса положительных ценностей, социально приемлемых возможностей и образцов успеха, которые не дает детский дом.

44 4. Муниципальные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.Мурманска 1. Детский дом 2 (2011 – 25 детей) (ул.Свердлова, 26/3, сайт 2. Д етский дом 3 (2011 – 28 детей) (ул.Свердлова, 10/4, сайт 3. Детский дом 5 (2011 – 47 детей) (Марата, 19; сайт: 4. Дошкольный детский дом 7 (ул.П.Морозова, 5)

45 Детский дом 2

46 Детские деревни – SOS (англ. social support) - альтернатива детским домам (Россия – с 1994) - Крупнейшая международная благотворительная организация по поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (1949). - Максимально приближенная к семейной, долгосрочная модель воспитания. - Небольшой поселок (11-15 домов). В домах живут 6-8 детей разного возраста вместе с SOS-мамой. На каждый из двух домов есть «тётя» - няня, помощница мамы. - Штат - около 35 человек: SOS-мамы, SOS-тети, педагоги, бухгалтерия, охрана, технические специалисты, директор (является опекуном). Детская деревня SOS, Кандалакша

47 Дома молодежи-SOS: подготовка детей-сирот к взрослой жизни Старшие ребята из Детской деревни-SOS (с 16 до года) переходят в Дом молодежи (3-4 года до получения профессии ). Это объединенный блок квартир в обычном доме или отдельное жилое помещение (15 человек). Педагоги-наставники помогают в учебе, устройстве на работу, оформлении документов, в том числе на жилье. Для подростков это возможность начать самостоятельную жизнь в благоприятных условиях, сохраняя при этом связи с семьей в Детской деревне-SOS и SOS-мамой. После окончания профессионального образования, подростки могут плавно перестроиться на полностью самостоятельную жизнь. По желанию и по рекомендации - Программа полунезависимого проживания (ПНП), рассчитанная на сопровождение молодых людей (до лет).

48 Резюме Опыт общественно-государственного влияния и содействия в решении проблем детской безнадзорности и беспризорности, накопленный в истории российской работы, показывает, что для эффективного решения проблем детства необходимы условия: государство должно выступать как одна из сторон общественно- государственных отношений и создавать условия для проявления всеми институтами воспитания активности и ответственности; взаимодействующие субъекты среды ближайшего окружения ребенка - семья, школа, соседи - должны обеспечить пристальное педагогическое внимание – призрение; формы и методы социальной работы с детьми группы риска необходимо адаптировать к детским потребностям и проблемам с целью максимально эффективного включения энергии жизнедеятельности ребенка в построение собственной модели жизни и общественного устройства, поддержки в апробации этой модели.

49 5. Примерные темы рефератов 1. Организация работы в детском доме 2. Состав детей детского дома 3. «Социальные» сироты 4. Типы учреждений для детей-сирот раннего, дошкольного и школьного возраста 5. Комплектование групп детей раннего возраста 6. Особенности работы с детьми-сиротами раннего возраста 7. Семейный детский дом 8. Требования к личности педагога детского дома 9. Особенности работы с детьми-сиротами дошкольного возраста 10. Роль детского коллектива в развитии детей 11. Работа над созданием коллектива 12. Особенности деловых и личных взаимоотношений между детьми

Межличностные отношения детей в коллективе 14. Формы выражения общественного мнения 15. Свободное общение детей в детском доме 16. Разновозрастной коллектив 17. Учет индивидуальных особенностей каждого члена коллектива 18. Организация общественно полезного и производительного детского труда в школе-интернате 19. Комплексность в работе по социально-бытовой ориентировке (СБО) в школе-интернате 20. Задачи уроков по социально-бытовой ориентировке 21. Методы и приемы, используемые на занятиях по СБО 22. Особенности овладения воспитанниками детских домов экономико-бытовыми умениями 23. Содержание внеурочной работы по СБО 24. Экономическое воспитание в условиях детского дома 25. Самообслуживающий труд в детском доме 26. Развитие делового общения у воспитанников детского дома

51 Спасибо за внимание…