Гуманно-личностные технологии урока
Одной из главных задач в обучении является развитие познавательной и творческой активности учащихся. Считаю, что решению этой задачи способствует применение в практике работы гуманно- личностной технологии. Одной из главных задач в обучении является развитие познавательной и творческой активности учащихся. Считаю, что решению этой задачи способствует применение в практике работы гуманно- личностной технологии.
Основные идеи гуманно- личностной педагогики. Наиболее ярким педагогическим подходом в обучении является гуманно- личностная технология Ш. А. Амонашвили. Наиболее ярким педагогическим подходом в обучении является гуманно- личностная технология Ш. А. Амонашвили. 1. Гуманное педагогическое мышление не есть открытие современной теории и практики. Оно основано на классическом наследии и находит истоки в ведущих религиозных, философских и педагогических учениях. 1. Гуманное педагогическое мышление не есть открытие современной теории и практики. Оно основано на классическом наследии и находит истоки в ведущих религиозных, философских и педагогических учениях.
2.Гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие её духовного и нравственного потенциала. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса. 2.Гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие её духовного и нравственного потенциала. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.
3. Суть гуманно-личностного образовательного процесса, гуманно-личностного подхода к ребёнку заключается в том, что учитель, являясь творцом этого процесса, направляет его на полное развитие сил и способностей, насыщает его высшими образами прекрасного в человеческих взаимоотношениях. 3. Суть гуманно-личностного образовательного процесса, гуманно-личностного подхода к ребёнку заключается в том, что учитель, являясь творцом этого процесса, направляет его на полное развитие сил и способностей, насыщает его высшими образами прекрасного в человеческих взаимоотношениях.
Гуманно-личностная технология Ш. Амонашвили. Гуманно-личностная педагогика, реализованная в «Школе Жизни» Ш. А. Амонашвили, не отрицает предметного обучения, классно- урочной системы, но стремится обогатить учебную деятельность, превратить урок в саму «Жизнь детей». Гуманно-личностная педагогика, реализованная в «Школе Жизни» Ш. А. Амонашвили, не отрицает предметного обучения, классно- урочной системы, но стремится обогатить учебную деятельность, превратить урок в саму «Жизнь детей».
Методы и приёмы, применяемые на уроках. Согласно гуманно-личностной технологии на уроках мною применяются следующие методы и приёмы: Согласно гуманно-личностной технологии на уроках мною применяются следующие методы и приёмы: 1. словесный метод: беседа, объяснение, рассказ, притчи, народные высказывания, пословицы, стихи; 1. словесный метод: беседа, объяснение, рассказ, притчи, народные высказывания, пословицы, стихи; 2. исследовательский метод: сочинения, рефераты, сообщения; 2. исследовательский метод: сочинения, рефераты, сообщения; 3. метод проблемного обучения: творческие работы детей, сочинение стихов. 3. метод проблемного обучения: творческие работы детей, сочинение стихов.
Использование технических средств обучения. При проведении уроков применяю следующие дидактические средства обучения: книги, пособия, раздаточный материал, тесты. При проведении уроков применяю следующие дидактические средства обучения: книги, пособия, раздаточный материал, тесты. Технические средства обучения: компьютер, магнитофон, дивиди и носители информации, кассеты, диски. Технические средства обучения: компьютер, магнитофон, дивиди и носители информации, кассеты, диски.
Что делаю на уроке. На уроках особо акцентирую внимание на морально-этические, мировоззренческие ценности. На уроках особо акцентирую внимание на морально-этические, мировоззренческие ценности. Воспитываю в детях любовь к природе, окружающему миру, доброту, уважение к старшим, бережное отношение к животным. Создаю на уроке ситуации успеха для каждого ребёнка, применяю игровые моменты, познавательные элементы, дидактические раздаточные материалы. Это всё повышает уверенность детей в своих силах. Воспитываю в детях любовь к природе, окружающему миру, доброту, уважение к старшим, бережное отношение к животным. Создаю на уроке ситуации успеха для каждого ребёнка, применяю игровые моменты, познавательные элементы, дидактические раздаточные материалы. Это всё повышает уверенность детей в своих силах.
Я стремлюсь создать для моих учеников атмосферу творчества, т. е. условия для того, чтобы вызвать интерес к занятиям, придать им проблемно-творческий характер. Я стремлюсь создать для моих учеников атмосферу творчества, т. е. условия для того, чтобы вызвать интерес к занятиям, придать им проблемно-творческий характер. На уроках русского языка и литературы стараюсь развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы: На уроках русского языка и литературы стараюсь развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы:
Виды работы на уроке. 1. проведение различных видов словарно- орфографической работы, лингвистических разминок на уроках языка, например: 1. проведение различных видов словарно- орфографической работы, лингвистических разминок на уроках языка, например: - найти в толковом словаре значение указанных слов, определить слово однозначное или многозначное, есть ли у него омонимы, подобрать к слову синонимы, антонимы; - найти в толковом словаре значение указанных слов, определить слово однозначное или многозначное, есть ли у него омонимы, подобрать к слову синонимы, антонимы; - записать слова по их лексическому значению: учитель называет лексическое значение слова, а ученики должны записать само слово; - записать слова по их лексическому значению: учитель называет лексическое значение слова, а ученики должны записать само слово;
- словарный диктант с подбором синонимов, антонимов: учитель читает слово, а ученики должны подобрать к нему антонимы или синонимы; - словарный диктант с подбором синонимов, антонимов: учитель читает слово, а ученики должны подобрать к нему антонимы или синонимы; - редактирование текстов, исправление орфографических ошибок; - редактирование текстов, исправление орфографических ошибок; 2. решение логических и шуточных языковых задач, разгадывание ребусов; 2. решение логических и шуточных языковых задач, разгадывание ребусов;
3. Творческие задания: составление и инсценировка лингвистических сказок, инсценировка отрывков из художественных произведений, словесное рисование, описание иллюстраций по плану ( дать название картине, описать, что видишь на переднем плане, на других планах, описать героев картины, рассказать, каково впечатление от картины), подготовка презентаций. 3. Творческие задания: составление и инсценировка лингвистических сказок, инсценировка отрывков из художественных произведений, словесное рисование, описание иллюстраций по плану ( дать название картине, описать, что видишь на переднем плане, на других планах, описать героев картины, рассказать, каково впечатление от картины), подготовка презентаций.
Урок литературы. На уроках литературы считаю своей основной задачей приобщать учащихся к искусству слова. Ни для кого не секрет, что сегодня читающих учеников мало, для многих чтение ограничивается школьной программой. На уроках литературы считаю своей основной задачей приобщать учащихся к искусству слова. Ни для кого не секрет, что сегодня читающих учеников мало, для многих чтение ограничивается школьной программой.
Прчитанные книги. Этот критерий нацеливает на постоянный духовный рост и нравственное развитие. Под данный критерий подходят только серьёзные книги. Этот критерий нацеливает на постоянный духовный рост и нравственное развитие. Под данный критерий подходят только серьёзные книги. Я ввела с 5 класса практику обсуждения прочитанных книг. Какое-нибудь произведение становится «бестселлером» года в нашем классе. В 5 классе мы читали и обсуждали книгу Витя Малеев в школе и дома» Н. Носова. Именно после этого произведения ученикам пришла в голову идея взять шефство над слабоуспевающими и отстающими учащимися. Кстати, многие после этого произведения прочитали всего Носова. Даже заинтересовался ученик, который раньше гордился тем, что никогда не ходил в библиотеку. Я ввела с 5 класса практику обсуждения прочитанных книг. Какое-нибудь произведение становится «бестселлером» года в нашем классе. В 5 классе мы читали и обсуждали книгу Витя Малеев в школе и дома» Н. Носова. Именно после этого произведения ученикам пришла в голову идея взять шефство над слабоуспевающими и отстающими учащимися. Кстати, многие после этого произведения прочитали всего Носова. Даже заинтересовался ученик, который раньше гордился тем, что никогда не ходил в библиотеку.
Уроки контроля знаний. Положительные результаты даёт применение гуманно- личностной технологии на уроках контроля знаний, умений, навыков. Снижается психологическое напряжение и волнение учащихся, что немаловажно для их здорового развития. Кроме того, нетрадиционные формы контроля знаний и умений ( свободный диктант, изложения с творческим заданием, написание сочинений в виде письма литературному герою, в виде диалога с литературным героем и другие) раскрывают индивидуальные особенности детей, повышают уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся. Положительные результаты даёт применение гуманно- личностной технологии на уроках контроля знаний, умений, навыков. Снижается психологическое напряжение и волнение учащихся, что немаловажно для их здорового развития. Кроме того, нетрадиционные формы контроля знаний и умений ( свободный диктант, изложения с творческим заданием, написание сочинений в виде письма литературному герою, в виде диалога с литературным героем и другие) раскрывают индивидуальные особенности детей, повышают уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся.
Вывод: Считаю, что в процессе моей работы при использовании гуманно-личностной технологии удаётся реализовывать следующие поставленные задачи: Считаю, что в процессе моей работы при использовании гуманно-личностной технологии удаётся реализовывать следующие поставленные задачи: -развивать и расширять познавательные интересы учащихся; -развивать и расширять познавательные интересы учащихся; -воспитывать бережное отношение к языку, способствовать нравственному и эстетическому воспитанию; -воспитывать бережное отношение к языку, способствовать нравственному и эстетическому воспитанию;
Вывод: Вывод: -развивать творческие и интеллектуальные качества личности ребёнка; -развивать творческие и интеллектуальные качества личности ребёнка; -повышать уровень усвоения и качества знаний; -повышать уровень усвоения и качества знаний; -способствовать развитию самостоятельного мышления; -способствовать развитию самостоятельного мышления; -способствовать воспитанию духа сотрудничества на уроках русского язык и литературы. -способствовать воспитанию духа сотрудничества на уроках русского язык и литературы.