Русские самородки Классный час, посвященный русским мастерам, изобретателям, ученым. Изобретательство - это такое занятие, которое вопреки всем суровостям.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русские самородки Изобретательство - это такое занятие, которое вопреки всем суровостям и жестокостям жизни спасает и наполняет душу. И. Кулибин Классный.
Advertisements

Русские самородки Классный час, посвященный русским мастерам, изобретателям, ученым. Изобретательство - это такое занятие, которое вопреки всем суровостям.
Паровоз Паровоз- автономный локомотив с паросиловой установкой, то есть использующий в качестве двигателя паровые машины. Паровозы были первыми передвигающимися.
И. П. Кулибин. Выдающийся русский механик, инженер и изобретатель, основоположник отечественной технологии производства оптического стекла, создатель новых.
Кулибин Иван Петрович igr.net. Биография И.П.Кулибина Кулибин Иван Петрович родился 21 апреля 1735 года в Нижнем Новгороде, в семье мелкого.
Развитие науки в Российской империи во второй половине 19 века
Русские самородки 8 класс Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ: Донская ООШ Кудымова С.А.
Ползунов Иван Иванович 14 марта мая 1766.
Русский механик- самоучка. Изобрел много различных механизмов. Усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов. Разработал проект и построил.
Годы жизни: с 1735 по 1818 «Все свои мысли на изобретение казне и обществу полезных машин…» Выполнил: Жемяков Илья, ученик 8Б класса МОУ СОШ 33 Классный.
Кулибин Иван Петрович Биография И.П.Кулибина Кулибин Иван Петрович родился 21 апреля 1735 года в Нижнем Новгороде, в семье мелкого торговца.
Роль учёных – графиков в развитии черчения как науки Автор: Батталова Эльвира, шк.99 Исследовательско-поисковая работа.
Первые паровозы Стефенсона и Черепановых
Выдающиеся техники и изобретатели. 18 век стал временем прорыва в научно- технической мысли России. Выполнила: Логинова Александра 7«Б» класс.
1 Выдающиеся техники и изобретатели ХVIII века Выполнила уч-ца 7 класса *Б* Махмудова Велина.
ПОРТРЕТЫ НАШИХ ВЕЛИКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ. Алекса́ндр Степа́нович Попо́в (4 [16] марта 1859, посёлок Турьинские Рудники Пермской губернии 31 декабря 1905.
Русские миллионеры Классный час (7 класс). Цели: -ознакомить детей с выдающимися династиями русских предпринимателей, -формировать положительную нравственную.
А может я стану авиаконструктором…….. НОУ ОЦ «Газпром» Научно – практическая конференция «Ступенька» Тема проекта:« А может я стану авиаконструктором!?»
МБОУ «СОШ 6» г.Бийска. Выполнила: ученица 3 «А» класса Атаева Александра Виды транспорта.
Придаточные уступительные Союзы Несмотря на то что… Невзирая на то что… Хотя (хоть) Пусть Пускай Сколько ни… Когда ни… Что ни… Где ни… Как ни…
Транксрипт:

Русские самородки Классный час, посвященный русским мастерам, изобретателям, ученым. Изобретательство - это такое занятие, которое вопреки всем суровостям и жестокостям жизни спасает и наполняет душу. И. Кулибин Классный час на тему:

Цели классного часа расширить представление об истории русской науки и техники; способствовать формированию положительной нравственной оценки деятельности во имя науки, прогресса; воспитывать уважительное отношение к людям умственного труда; способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за свою страну, свой народ; побуждать интерес к техническому творчеству.

«Трагедия русских левшей» Все помнят грустный рассказ Н. Лескова «Левша». Герой рассказа - талантливый русский умелец-самоучка - удивил европейцев своим искусством, но, вернувшись на Родину, умер в безвестности. Его искусство Родине не пригодилось. Левша - это образ сказочный, выдуманный писателем. Но как много таких левшей было в истории России! Тогдашние власти не доверяли своим талантам, предпочитая завозить мастеров из-за границы. И многие изобретатели и умельцы жили в бедности, умерли в безвестности. Часто они были первопроходцами, первооткрывателями в науке и технике.

Русские самородки - Иван Иванович Ползунов изобрел первый в мире паровой двигатель. - Иван Петрович Кулибин изобрел множество оригинальных машин. - Отец и сын Черепановы построили первый в России паровоз. - Друг Пушкина Павел Львович Шиллинг построил первый в мире электромагнитный телеграф. - Павел Николаевич Яблочков и Александр Николаевич Ладыгин придумали первую в мире электролампочку. - Александр Федорович Можайский сконструировал и сделал первый в мире самолет. - Александр Степанович Попов первым в мире сделал радиоприемник.

Русские самородки Это настоящие русские самородки, которые занимались изобретательством на свой страх и риск - покупали материалы, инструменты, ставили опыты, не получая за это ни денег, ни славы. К сожалению, их идеи не получили поддержки на родине, а слава первенства досталась заграничным мастерам, которые сделали эти открытия значительно позже. Сегодня мы поговорим о тех, кто стоял у самых истоков российской науки и техники, о талантливых мастерах, изобретателях, инженерах, ученых. А.Ф. МОЖАЙСКИЙ - ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ПЕРВОГО В МИРЕ САМОЛЕТА

РАССКАЗЫ О РУССКИХ ИЗОБРЕТАТЕЛЯХ Ра

Механик-самородок «Механик-самородок» - рассказ о выдающемся русском механике-изобретателе Иване Петровиче Кулибине (1735 – 1818 гг.) Он родился в семье мелкого торговца в Нижнем Новгороде. В юности он освоил слесарное и токарное мастерство и в совершенстве изучил часовое дело. Открыл мастерскую по ремонту часов. Четыре года мастерил диковинные часы. Когда закончил, показал знакомому купцу. Тот ахнул от восхищения и посоветовал отправить это чудо в Петербург, к самой императрице Екатерине II.

Царица тоже пришла в восторг, увидев это изделие. Часы, сделанные в форме яйца, отбивали время каждые 15 минут, при этом отворялись дверцы и открывали скульптуру Иисуса Христа с двумя ангелами-хранителями по бокам, звучала мелодия «Христос Воскресе». Царица приказала поместить эти часы в кунсткамеру, как «памятник искусства необыкновенного». Сейчас эти чудо-часы хранятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Талантливого мастера-самоучку царица сделала главным механиком Академии наук. Кулибину жилось нелегко. Большинство академиков было иностранцами. Они относились к Кулибину высокомерно, презирали доморощенного ученого, который не окончил университета. Но он всегда находил защиту у царицы и у князя Потемкина.

Модель водоходного судна Кулибин изобрел и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов.

Семафорный телеграф

«Самокатки»

Фонарь – прожектор с параболическим зеркальным отражателем

Памятник Ивану Кулибину в Нижнем Новгороде

Создатель«огненной машины» Рассказ о создателе «огненной машины». Это Иван Иванович Ползунов (1728 – 1766 гг.) - гениальный русский изобретатель-самоучка. Он создал первую паровую машину - паровой двухцилиндровый двигатель. Ползунов был солдатским сыном, но сумел окончить первую русскую горнозаводскую школу в Екатеринбурге и стал учеником у главного механика уральских заводов. С 20 лет он работал на заводах Алтая, где добывались драгоценные металлы для царской казны. В то время на заводах господствовал тяжелый ручной труд. Некоторые механизмы приводились в движение силой воды. Поэтому заводы строились на берегах рек и прудов. Но речка и пруд могли обмелеть, тогда все производство останавливалось.

Создатель «огненной машины» Иван Ползунов поставил перед собой задачу по тому времени невиданной смелости - ручной труд и водяной двигатель заменить «огненной машиной». Сначала он разработал чертежи. Это был двухцилиндровый паровой двигатель. В тяжелых условиях рабочие изготовили детали этой машины всего за 13 месяцев. Причем некоторые «детальки» весили почти 3 тонны! Машина была собрана, но увидеть ее в работе И. Ползунову не пришлось - он умер от непосильного труда и болезни. Он так и не узнал, что всего за 2 месяца паровая машина не только полностью окупила себя, но и дала большую прибыль. Хозяева обращались с машиной по- варварски, в конце концов паровой двигатель сломался. Они разобрали машину, и про изобретение Ползунова все забыли. А через 16 лет такую машину сделал англичанин Джеймс Ватт, которому и присвоили пальму первенства.

Чертеж бокового разреза огне действующей машины Ивана Ивановича Ползунова

Макет паровой машины

Далеко не у каждого научного открытия счастливая судьба: одни сразу же находят практическое применение, другие дожидаются своей очереди годами и даже целыми столетиями. Так случилось и с паросиловой машиной Ивана Ползунова: современники не оценили по достоинству ее значение. Изобретатель. Портрет Ивана Ивановича Ползунова. Художник Иван Мамонтов

Памятник изобретателю паровой машины Ивану Ивановичу Ползунову в городе Барнауле

Крепостные изобретатели паровоза Рассказ о тех, кто изобрел паровоз. Это Ефим Алексеевич ( ) и Мирон Ефимович (1803 – 1849) Черепановы, отец и сын, - замечательные русские изобретатели- самоучки. Они были крепостными уральских горнозаводчиков Демидовых. Лишь на 60-м году жизни отец и в 33 года сын получили вольную за изобретательскую деятельность. Демидовы поддерживали талантливых механиков, посылали их в Петербург, Швецию, Англию для ознакомления с достижениями техники. Русские самородки знакомились там с техническими новинками, перенимали передовой опыт. Черепановы сделали 20 оригинальных паровых машин разной мощности, придумали несколько уникальных станков - токарных, винторезных, строгальных, сверлильных, гвоздильных. Но самое главное их дело - это строительство первой русской железной дороги и первых в России паровозов. Первая русская железная дорога была всего 800 м в длину. А скорость первого паровоза была 15 км/ч. Именно с этого паровоза и с этой дороги начинается история железнодорожного транспорта в России.

Первый русский паровоз «Черепановых»

Памятник Черепановым в Нижнем Тагиле

«Подарок России американскому континенту»

«Подарки России американскому континенту» Многие талантливые инженеры, ученые, изобретатели эмигрировали из России после революции 1917 г. Одного из них, Владимира Козьмича Зворыкина, сами американцы назвали «подарком России американскому континенту». Зворыкин Владимир Козьмич - ученый, изобретатель в области электроники. Зворыкину принадлежит изобретение "чуда XX века" - электронного телевидения. 9 мая 1911 года петербуржский профессор Борис Львович Розинг и его ассистент Владимир Козьмич Зворыкин (впоследствии создатель первого в мире электронного микроскопа) смогли передать изображения предметов с механического зеркального сканера на кинескоп. Это была первая в мире телевизионная передача. Впоследствии Зворыкин уехал в США и создал очень неплохую электронно-лучевую трубку для Вестингхауза (см. фото). Но кроме этого он придумал приборы ночного видения, систему автоматической посадки самолета, компьютерный томограф, радиозонды для исследования внутренних органов человека, электронный микроскоп, читающее телевизионное устройство для слепых.

Изобретение Владимира Зворыкина

Владимир Козьмич являлся членом Американской Академии искусств и наук, Академии инженеров, Американского философского общества, почетным членом многих академий и научных обществ. Ему принадлежат свыше 120 патентов и более 80 научных работ. Он удостоен более 30 наград (включая национальную "Медаль науки США", "Премию пионера" Американской ассоциации промышленников, Президентский диплом Почета, орден "Почетного легиона" Франции и др.). Изобретательская и научная деятельность Зворыкина была отмечена занесением его имени в Американскую Национальную галерею Славы изобретателей.

Изобретатель телевидения - Владимир Козьмич Зворыкин ( гг.) Автор: Михаил Ершов

«Подарки России американскому континенту» Еще один подарок Америке от России - это Игорь Иванович Сикорский ( гг.) - выдающийся русский ученый-авиаконструктор. Он родился в России, здесь же получил инженерное образование. В 23 года он стал главным конструктором Русско-Балтийского завода и самым молодым авиационным изобретателем в мире. Он построил первый в мире многомоторный самолет «Витязь (впоследствии «Илья Муромец»), на котором были установлены мировые рекорды грузоподъемности и дальности полета. Ничего подобного в последующие 20 лет в мире создано не было. После революции Сикорский оказался в США. Здесь он основал авиационную «Русскую фирму Сикорского». Эта фирма стала лидером в авиастроении. А на базе многомоторных самолетов Сикорского была создана крупнейшая в мире авиакомпания «Панамерикэн». Позже Сикорский стал конструировать вертолеты. Практически все известные марки самолетов в США были созданы русскими авиаконструкторами и учеными, в том числе знаменитые «Боинги». А Сикорского еще при жизни назвали лучшим авиаконструктором мира.

Самолет «Илья Муромец» (1914 год)Илья Муромец 1914 год

Вертолет Игоря Ивановича СИКОРСКОГО

Первый в мире полет вертолета – амфибии Игоря Сикорского г.

Игорь Сикорский один из самых ярких технических гениев ХХ века. В США его имя занесено в Национальный зал славы изобретателей. Почетная медаль Джона Фрица «За научно-технические достижения» в области авиации была присуждена только двум людям Орвиллу Райту и Игорю Сикорскому.

Памятник И.И. Сикорскому в Киеве

«Подарки России американскому континенту» Очень ценным подарком Америке оказался еще один русский ученый, академик Владимир Николаевич Ипатьев (1867 – 1952 гг. ). Он занимал высокий пост в СССР, в 1930 г. приехал в научную командировку в США, где ему выделили первоклассную лабораторию. Он был вынужден остаться в США, потому что в сталинской России его ждали преследования. В Америке Ипатьев разработал способ получения бензина из конденсата нефти. Раньше этот конденсат просто сжигали на нефтяных месторождениях. В Америке высоко оценили заслуги ученого. В 1937 г. он был признан человеком года в США, стал известным и богатым человеком. Академик Ипатьев считал, что русская химическая школа - лучшая в мире, поэтому принимал на работу в свою лабораторию только русских либо говорящих на русском языке.

Никто из русских ученых в двадцатом столетии не удостоился стольких почетных титулов и научных наград: член Парижской Академии наук, Национальной Академии наук США; почетный член Немецкого и Югославского химических обществ, университетов Геттингена, Мюнхена, Страсбурга; «кавалер» медалей Лавуазье, Бертло, Гиббса - этот перечень можно продолжать. В России он стал одним из первых лауреатов премии им. В.И. Ленина и заслуженных деятелей науки и техники (но было время, когда этих званий его лишили). До последних дней ученый продолжал работать. «...Я как военный старый конь, который как услышит военную музыку, тотчас начинает проявлять особую живость, вспоминая прежнюю службу, так и я, пришедши в лабораторию, не могу удержаться от того, чтобы не взять пробирку в руки и не начать проверку новых опытных результатов», -говорил он. Ипатьев умер 2 декабря 1952 г. Его творческое наследие составили около 400 научных статей и несколько десятков книг, более 200 изобретений.

Памятный обелиск на могиле Ипатьева. Свято-Владимирское кладбище, Нью-Джерси, США.

Интерактивная беседа Один из журналистов, оценивая вклад российских изобретателей в американскую культуру, как-то пошутил, что русские в Америке придумали все, кроме «Мальборо». Американцы, которые приезжают в Россию, никак не могут понять, почему наша страна, в которой столько талантливых, трудолюбивых людей, столько природных богатств, живет беднее других стран. Как бы вы ответили на этот вопрос?

Интерактивная беседа Как вы думаете, в наше время что-то изменилось? Научились ли мы ценить и беречь свои богатства? Много ли у вас дома вещей и техники отечественного производства? Представьте себе, что вас выбрали президентом, что бы вы сделали, чтобы помочь нашим ученым, инженерам, изобретателям? Мы сегодня говорим oб изобретателях, о том, что у нас в России не ценили и не ценят своих талантов. Но почему же тогда люди все-таки занимаются техническим творчеством, что-то изобретают?

Интерактивная беседа Зачем люди занимаются наукой, изобретательством? На этот вопрос действительно много ответов. Но мне кажется, что наиболее точно ответил на этот вопрос Кулибин: изобретательство - это такое занятие, которое «вопреки всем суровостям и жестокостям жизни спасает и наполняет душу». Любите ли вы сами что-то изобретать, мастерить?

Интерактивная беседа Изобретательство, техническое творчество - это действительно очень увлекательное занятие. Может быть, юные изобретатели и не станут известными учеными, конструкторами, но они всегда найдут, чем заняться и чем наполнить душу.

Заключительное слово Мы живем в век научно-технической революции. Каждый день совершаются новые открытия, создаются новые машины, облегчающие нашу жизнь. Все эти достижения цивилизации - результат труда многих людей, но каждое начиналось когда-то с идеи, с открытия, сделанного великим изобретателем. Россия действительно очень богатая страна. Но главное ее богатство - не нефть, не золото, не природные ископаемые, а люди. «Часто мне кажется, что у нас слишком много талантливых людей, и потому их не ценят» - это слова одного из русских эмигрантов, который не нашел понимания и успеха на родине. Я очень надеюсь, что новые российские левши, ученые, изобретатели все-таки найдут применение своим силам в России, что их мастерство и таланты будут служить процветанию нашего Отечества.

Подведение итогов (рефлексия) Сегодня мы обсуждали очень непростые вопросы. Почему люди занимаются наукой, изобретательством? Почему в России не ценят таланты? Как помочь ученым и изобретателям? Эти вопросы до сих пор вызывают споры и обсуждение среди ученых и политиков. Должны ли вы, ребята, вообще задумываться о таких вещах или мы сегодня зря потратили время?