Особенности межличностного взаимодействия. Толерантность ДОКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР, ЗАВ. КАФЕДРОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГОГ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Воспитание толерантности детей дошкольного возраста на основе фольклора в условиях полиэтнической культуры». Музыкальный руководитель Иконникова Е. П.
Advertisements

г Общешкольное родительское собрание Педагог-психолог О.В. Троицкая.
Толерантность. Теперь, когда мы научились Летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой, как рыбы, Нам не хватает только одного: Научиться жить на земле,
Толерантность. Теперь, когда мы научились Летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой, как рыбы, Нам не хватает только одного: Научиться жить на земле,
Разговор всерьёз. Разговор всерьёз это способность человека эффективно решать проблемы (и индивидуальные, и социальные) в процессе взаимодействия с социумом.
Толерантность. Теперь, когда мы научились Летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой, как рыбы, Нам не хватает только одного: Научиться жить на земле,
«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ» Зам. Директора по УВР МКОУ СОШ 8 С.Г. Жукова.
Теперь, когда мы научились Летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой, как рыбы, Нам не хватает только одного: Научиться жить на земле, как люди.
Заместитель заведующей МБДОУ 19 г. Невинномысска Василенко Ирина Олеговна 2014 год.
Культурно-досуговая программа «Согласие» «Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями» Пифагор.
Воспитание толерантности у школьников. Что такое толерантность? Толерантность – это общение и свобода мысли, совести и убеждений, гармония в многообразии,
Теперь, когда мы научились Летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой, как рыбы, Нам не хватает только одного: Научиться жить на земле, как люди.
Толерантность Толерантность – путь к миру. «Прийти вместе- это начало, остаться вместе- это развитие, работать вместе – это успех» Г. Форд Теперь, когда.
Тема педагогического совета Педагогическое взаимодействие- важнейшее условие эффективности образовательного процесса.
Толерантность. Теперь, когда мы научились Летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой, как рыбы, Нам не хватает только одного: Научиться жить на земле,
Основные принципы групповой работы: Информированность. Участники должны знать о целях, задачах работы, привалах всех упражнений. Конфиденциальность. Это.
Семинар классных руководителей Тема: «Педагогическое общение как особый вид творчества»
Взаимосвязь и взаимозависимость толерантности и правовой культуры.
Из о пыта р аботы М ОУСОШ 16 п о с озданию п рограммы « Формирование т олерантного сознания с реди п едагогов и обучающихся » РАЙОННЫЙ СЕМИНАР ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ.
Влияние установок толерантного сознания на реагирование в конфликте Тема 22.
Транксрипт:

Особенности межличностного взаимодействия. Толерантность ДОКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР, ЗАВ. КАФЕДРОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГОГ ОБЛАСТНОГО УНИВЕРСИТЕТА, ЭКСПЕРТ Комитета по вопросам женщин, семьи и детей Госдумы РФ

Особенности межличностных взаимоотношений в образовательной организации Существуют разные отношенческие системы в общеобразовательной школе: Учащийся –учащийся Учитель – ученик Учитель – родитель Родитель - ученик

Особенности взаимодействия Учащиеся ориентированы на активное взаимодействие и общение между собой, Учитель – на активность каждого в обучении и получении личных достижений(неудачи одних учащихся создают невольно благоприятный фон, на котором успехи других проявляются очень ярко)

продолжение Совместная деятельность осуществляется по признаку места расположения учащихся. Деятельность коактивная, то есть «рядом,но не вместе» Взаимодействие приобретает чаще всего нежелательные и пресекаемые со стороны учителя формы- Подсказка, подглядывание, списывание. Задача – организация совместной деятельности, например, метод проектов.

Проблемы Если учебная деятельность не выполняет роль группообразования в классе, то неизбежно эту функцию будет выполнять какая-либо другая деятельность: либо в стенах школы, либо вне ее. Задача-вовлекать учащихся в систему дополнительнго образования.

Проблемы Взаимоотношения в классе всегда имеют определенную динамику развития. Они изменяются как от класса к классу, так и от начала года к его окончанию. В каждом классе складывается определенная система межличностных отношений.

Межличностные отношения В классе всегда есть 1. формальная группа – о ней знает учитель, учащиеся, она на виду; 2. неформальная группа – в нее входят учащиеся и о ней учитель может даже не знать. Взаимоотношения между этими группами в одном классе могут быть дружескими( но редко), чаще антагонистическими, что порождает конфликты.

Структура группы Класс делится на определенные страты – 1 –лидеры, «звезды», высокостатусные; 2.-приближенные к лидерам, среднестатусные, 3. аутсайдеры, не принятые, низкостатусные.

продолжение Наиболее сложная ситуация у средне- и низкостатусных учащихся. Среднестатусные – желание стать лидером велико, но как добиться такого положения, вырабатывает свои способы.( Они в 3 раза чаще используют мнение взрослых в определении ориентира поведения).

продолжение Низкостатусные не могут влиять на сверстников, компенсируют это Тем, что ищут место и время для удовлетворения потребности в самоутверждении, а не только тем, что они не могут участвовать в делах, но они находят для себя более важные дела, чем в школе.

Общение Любое взаимодействие учащихся происходит в общении. Выделены 4 уровня общения: 1.манпулирования (один из партнеров рассматривает другого как помеху); 2.»рефлексивной игры» - один учитывает проект другого, но не признает за ним самоценности и блокирует его).

Общение 3. правовое общение – субъекты признают право на существование проектов друг друга, пытаются их согласовать и вырабатывают правила согласования. 4.нравственное общение – субъекты принимают общий проект взаимной деятельности как результат добровольного согласия.

Правила общения во взаимодействии 1. Психологический настрой на состояние собеседника и собственное состояние. 2. Восприятие партнера без оценки его личности. 3.Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение.

Правила 4. Общение всегда направлено на нерешенные проблемы и вопросы. 5.разговор ведется от своего имени, без ссылок на авторитеты. Все эти правила лежат в основе толерантного общения.

Личные установки учителя в общении 1. Установка на принятие любого ученика таким, каков он есть. 2.Установка на эмпатическое понимание ученика – она дает возможность полноценного и неискаженного межличностного общения с учеником, оказание ему помощи.

продолжение 3. Установка на открытое, доверительное общение с учащимися. Навык общения, которым должен владеть учитель школы: Посмотреть в глаза, улыбнуться, назвать по имени, обратиться с просьбой, вежливо высказать ее, дождаться ответа.

Мероприятия по межличностному взаимодействию Коллективные дела, Мероприятия всего класса, Походы!!! Совместные мероприятия с другим классом Совместные мероприятия с родителями

Понимание толерантности Толерантность и терпение Толерантность определяется А.Г.Асмоловым через три значение: 1.Устойчивость, выносливость; 2. Терпимость; 3. Допуск, допустимое отклонение.

Другие определения Толерантность –это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма, демократии и правопорядка. Толерантность –это активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека.

Критерии толерантности 1. равноправие; 2. взаимоуважение, доброжелательность и терпимое отношение к представителям различных групп; 3. равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества; 4.сохранение и развитие культурной самобытности и языков разных национальностей;

Критерии толерантности 5.возможность следовать своим традициям; 6.своболда вероисповедания; 7.сотрудничество и солидарность в решении общих проблем; 8. позитивная лексика в уязвимых сферах межэтнических отношений, отношений между полами.

Интолерантные критерии Оскорбления, насмешки; Негативные стереотипы; Предубеждения, Дискриминация по различным признакам; Национализм (убежденность в превосходстве своей нации над другими); Эксплуатация, Осквернение религиозных и культурных символов.

Принципы обучения и воспитания в духе толерантности Воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории; Обучение пониманию отказа от насилия, использование мирных средств для разрешения разногласий, конфликтов; Привитие идей альтруизма, уважения к другим, солидарности и сопричастности.

продолжение Осознание и принятие самобытности и способности к признанию множественности существования человека в различных культурных и социальных контекстах. Формирование навыков конструктивного, бесконфликтного общения и сотрудничества на основе толерантных ценностей.

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ Утверждение ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности. Самое дорогое и ценное в мире – это жизнь человека.

задачи - формирование толерантного человека – это воспитание отношения человека, - формирование отношения ребенка к другим культурам. Отношение имеет три составляющих: Когнитивная, эмоциональная, конатативная (поведенческая)

Мероприятия по толерантности Педагогический педсовет по проблеме «Формирования толерантности учащихся» 2.тематические родительские собрания в классах «Толерантность в школе, городе и т.д.»

мероприятия Тренинги с учащимися в классах, Дискуссии, Дебаты, Игры, Праздники разных культур, Выпуск газет, фото, ТV, сайт и т.д.