Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Учитель МОУ «Заволжская СОШ имени П.П.Смирнова» Батулина В.П.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Advertisements

Знаки препинания при однородных членах Выполнила ученица 8 класса МОУ «Тузисярмусская ООШ» Григорьева Алиса.
ОднородныеОднородные и неоднородные определения Обобщающие слованеоднородные Обобщающие слова 8 класс.
Однородные члены предложения Урок объяснения нового материала. 8 класс. Учитель: Никулина Г.Б. МОУ «СОШ 24»
Зачётные уроки по теме «Однородные члены предложения» Русский язык, 8 класс Кокорина Ольга Борисовна, МБОУ «СОШ» п.Пашия.
Однородные члены предложения Повторительно-обобщающий урок в 8 классе Учитель Лубкова Валентина Ивановна Бобровская СОШ 2.
ОТВЕТ А. Предложение является сложным, если в нем несколько грамматических основ. Б. Простые предложения соединяются в сложные только при помощи союзов.
Предложения с однородными членами Туристы побывали в Крыму и на Кавказе. Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним.
Тема: Однородные члены предложения. Однородные члены предложения Слова есть в русской речи, Не очень-то внешне похожие, Но, полномочия на них Поровну.
СБП Задание 1 Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится двоеточие. 1) Дунул ветер все дрогнуло, ожило и зашумело. 2) Прошел дождь.
Осторожно ветер Из калитки вышел Постучал в окошко, Пробежал по крыше, Поиграл немного Ветками черёмух, Пожурил за что-то Воробьёв знакомых И расправил.
Простое предложение, осложненное однородными членами.
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. И. Бунин.
Антология стиха Стихи учеников 3 классов. ПОДРУЖКИ На полянке, на лужке, Да в красивом теремке, Жили-были три лягушки, Три веселые подружки. Днем гуляют,
Однородными членами предложения называются одноименные члены, связанные друг с другом сочинительной связью и выполняющие одинаковую функцию в предложении.
Дверь-ассоциативное мышление. Простое осложнённое предложение.
Выполнила Корсакова Виктория, ученица 8 « Б » класса МБОУ города Костромы СОШ 38.
Тема урока: «Предложение с однородными членами» Тип урока: обобщение и систематизация знаний Подготовка к ЕГЭ.
ОБОЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Урок в 8 классе Учитель Самойленко Г.В. МБОУ «СОШ22» г. Астрахани.
Обобщение по теме: «Однородные члены предложения».
Транксрипт:

Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Учитель МОУ «Заволжска я СОШ имени П.П.Смирнова» Батулина В.П.

Понятие об однородных членах. Урок 1

1. Мороз крепчал и щипал уши. 2.Костёр горел щедро, ярко, в полную силу. 3.Медлено, важно, сурово печальнот дело велось. 4. Было грустно и в весенем воздухе, и на темневшем небе, и в вагоне. Найдите однородные члены предложения (знаки препинания не расставлены)

Однородные члены предложения – это члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же члену предложения и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию. НАПРИМЕР: И дома, и в поле, и в сарае я думал о ней.- (однородные обстоят.). Погода была чудна я, солнечна я, тиха я, с бодрящим свежим воздухом. – (однородные сказуемые). Однородные члены предложения.

Не являются однородными членами Повторяющиеся слова: И всюду – песок, песок… Фразеологизмы с повторяющими союзами. о том о сем Сочетание двух глаголов в одинаковой форме. сказал так сказал Летит, летит степна я кобылица и мнет ковыль.

Определите однородные члены в предложениях. 1. Никогда ни с каким постороним ни на каком визите Левин не был так фальшив. 2. Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит. 3. В косом дожде на косогоре сквозит полей осених грусть.

УРОК 2 Однородные члены, связаные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.

Вставить пропущеные буквы, объяснить Н…кто н… звонил, н…кто постучал, н…кого звать на праздник, н…кого н… оказалось дома, н… с кем н… встретились на вокзале, н…оком н… спросила, он н… был похож н… на кого, н… с кем сравнить.

Прочитайте текст, найдите однородные члены, определите члены предложения. Русский язык – один из самых богатых гибких метких звучных. Русскот народнот творчество разнообразно обширно. Бессмертны поэтические русские песни мудрые пословицы хитрые загадки увлекательные сказки героические былины. Правило Если однородные члены связаны без помощи союзов. Схема О,О,О,О,О Пример В воздухе взлетели синие, желтые, красные шары.

Спишите предложения, поставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены Мать встревожилась взглянула на гвоздь у двери вышла во двор обошла кругом избушку. Она заглянула в сени зажгла фонарь заглянула в тёмный чулан под навес с дровами. Она звала Гека ругала упрашивала но никто не отзывался. Тогда мать вбежала в избу сдёрнула со стены ружьё достала патроны схватила фонарь и крикнув Чуку выбежала за дверь.

Составьте предложения с однородными членами. Дождь перестал… Море глухо шумело… К полудню стало жарко… Солнце зашло…

УРОК 3 Однородные и неоднородные определения.

Найдите однородные члены. 1. Никогда ни о чём не жалейте. 2. Мы были удивлены классами мастерскими садом. 3. Слышится весёлый задорный смех. 4. Ночь тиха таинствена. 5. Лыжи коньки – мой спортивный инвентарь. 6. Бережно любовно относитесь к родителям.

Орфография (не) справедливый, (не) объяснимый, вовсе (не) справедливый поступок, (не) простые, а сложные вопросы, (не) интересна я статья, (не) точный ответ, (не) казистый вид, отнюдь (не)трудна я задача, (не) распечатанот письмо, ещё (не) купленые пособия.

Почему??? Великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев призывал беречь наш прекрасный русский язык. Русский, белорусский, украинский языки составляют группу восточнотвропейских языков.

Однородные 1. Признаки разных предметов (Зелёные, синие, красные шары) 2. Характеризуют предмет с одной стороны. (Сильнот, решительнот слово) 3. Можно вставить союз и.(Пустой, безлюдный берег) 4. Эпитеты (Свинцовые, погасшие глаза) Неоднородные. 1.Алёша подал маленькот складнот круглот зеркальце. 2. Пузатый ореховый шкаф (форма и материал) 3. Качественот + относительнот (яркот зимнее солнце). 4. Относительнот + относительнот (летний туристский лагерь)

Есть ли в этих предложениях однородные члены??? В сундуке я нашёл пожелтевшую написаную по латыни гетмановскую грамоту. То была перва я не замутнёна я никакими опасениями радость открытия. На белой тщательно отглаженой скатерти появилось медвежье мясо, лососина. + причастный оборот - однородные

Нужны ли запятые??? Спишите текст, подчеркните однородные члены. Лес бесконечный могучий грозный. Лесные великаны сходят к самой воде купают в ней свои ветки. Тиха прозрачна водна я поверхность. Неласковый северный климат. Арктический воздух суровый холодный. Изменчива здесь погода. Вот небо засветилось и заиграли над головой жёлтые пурпурные фиолетовые сполохи полярного сияния. (И.Перваков)

Проверь себя Лес бесконечный, могучий, грозный. Лесные великаны сходят к самой воде, купают в ней свои ветки. Тиха, прозрачна водна я поверхность. Неласковый, северный климат. Арктический воздух суровый, холодный. Изменчива здесь погода. Вот небо засветилось, и заиграли над головой жёлтые, пурпурные, фиолетовые сполохи полярного сияния. (И.Перваков)

Найдите предложения с неоднородными определениями. А) Кузнечики подняли свою торопливую сухую трескотню. Б) Солнце отправило на землю золотые сияющие потоки света. В) Косые иглы закатного солнца рассекали холодноватый чистый хрусталь весенего неба. Г) Потзд тащился сквозь оттепельную мартовскую ночь. В,Г

Найдите предложения с однородными определениями. А) Вдруг конскот тревожнот ржание раздалось во тьме. Б)Представляете ли вы себе скверный южный городок? В) Радостнот праздничнот лучезарнот настротние распирало его. Г).Раняя сурова я зимняя заря проступала сквозь мёртвую дымку. В

Укажите предложение с пунктуационой ошибкой. А) Был жаркий, томительный день. Б)Солнце прорвалось сквозь низкот, декабрьскот небо. В) Таинствена я, колдовска я сила омута почему-то манила меня. Г) Это был старый, дремучий бор. Б

УРОК 4 Однородные члены, связаные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

Орфография Слома(н,н)а я палка, лома(н,н)а я линия, масле(н,н)а я каша, уката(н,н)ый путь, изъезже(н,н)а я дорога, сатира(н,н)от бельё, завязка(н,н)ый платок, за масле(н,н)ые руки, плети(н,н)а я корзина, варё(н,н)от мясо, кипячё(н,н)от молоко.

Вспомним союзы Сотдинительные Разделительные Противительные И, да, ни-ни, не только…но и, как…так и Или, либо, то-то, не то-не то А, но да, зато, однако.

Поставьте знаки препинания. 1. О а О 2. и О и О 3. О и О и О 4. как О так и О 5. О и О 6. О О и О 7. О или О

Запята я ставится Правило Схема Пример Перед противительными союзами. ( а, но, однако, за, зато.) О, а О О, но О О, зато О Ребенок был резов, но мил. При повторяющих сотдинительных и разделительных союзах. О, и О, и О, и О О или О, или О И хоть он был повеса пылкой, но разлюбил он наконец и брань, и саблю, и свинец.

Союз И 1. Хлопуша и Белобородов не сказали ни слова и мрачно смотрели друг на друга. 2. Он слеп упрям нетерпелив и легкомыслен и кичлив. 3. Среди рек есть большие и малые спокойные и буйные быстрые и медленые. 4. Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет.

Объясните постановку знаков препинания. 1. Теперь впереди только лес и горы и опять густой лес. 2. Они поставили чайник подогрели колбасу и потли. 3. Оглядев избу, он потянул носом воздух подошёл к печке и открыл заслонку. 4. Молча вывел старик через калитку и отпустил перепуганого Ивашку восвояси. 5.Серёжа играет на снегу и строит крепость воюет и катается на санках.

Спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схему однородных членов. Ещё в полях белеет снег А воды уж весной шумят Бегут и будят соный брег Бегут и блещут и гласят… Ф.Тютчев

Из даных предложений составьте предложение с однородными членами, сотдинёными одиночным союзом и повторяющимся союзом «И» 1.Жёлтые листья летят. Они кружатся в прозрачном воздухе. 2. Птицы взлетели. Они долго кружили над поляной.

Проверь себя. Найдите предложения с пунктуационой ошибкой. 1. Темнота ранего утра скрывала площадку на берегу и посёлок из палаток, и самих людей. 2. С чужими я либо робел, либо важничал. 3. А вокруг были дым, и бой, и смерть. 4. Я имею поручение, как от судьи, так и от всех наших знакомых. 5. Зарево распространялось не только над озером, но и далеко вокруг. 6.Работа, хотя и не сложна я, но трудоёмка я. 1,4,6

УРОК 5 Однородные члены, связаные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

Повторим орфографию. Засея(н,н)от поле, наряде(н,н)а я ёлка, выучи(н,н)ый урок, сея(н,н)ые травы, над ума(н,н)ый вопрос, пута(н,н)ый ответ, пениса(н,н)от правило, кава(н,н)ый меч, нарисовал(н,н)ый портрет, обиде(н,н)ый ребёнок.

Между однородными членами ставится Между однородными членами ставится : Точка с запятой – отделяет распространеные однородные члены, особено если они поясняются обособлеными членами или придаточными предложениями: Но еще непреодолимее была его тоска по кубанским людям, с которыми он сроднился, которые представлялись ему людьми широкого размаха; по бригадам, дружным, как семьи; по тракторным колонам, выходящим на весений предпосевной смотр. Тире - ставится при выражении противопоставления между однородными членами, не связаными союзами: Не рыбачий парус малый – корабли мне снятся.

Поставьте знаки препинания. 1. Он (русский язык) гремел непоколебимым гневом в речах и книгах наших вольнодумцев томительно звучал в стихах Пушкина гудел, как колокол на башне вечевой, у Лермонтова рисовал огромные полотна русской жизни у Толстого Герцена Тургенева Достотвского Чехова был громоподобен в устах Ма яковского прост и строг в раздумьях Горького колдовским напевом звенел в строфах Блока. (К.Г.Паустовский)

Проверьте записаные под диктовку предложения. Тут же можно было видеть серебристо-белые пушки ломоноса с мелкими листьями на длиных черешках, отходящих в сторону от стебля; крупный раскидистый гречишник, обладающий изумительной способностью приспосабливаться и процветать во всякой обстановке, изменяя иногда свой внешний вид до неузнаваемости; особый вид астры, растущей всегда быстро, и высокую веронику, выдающую себя большим ростом и соцветием из белых ветвей. (В.Арсеньев)

2. Сколько таких тружеников знает скупа я земля! Они рожали детей и учили их мудрым законом предков; добывали огонь и поддерживали его всю ночь; выделывали шкуры и обшивали семью; варили пищу и ели, что оставалось от обеда; ложились спать последними и вставали до зари. (К.Федин) 3. Скоро шумною толпой ввалились приезжие с Чапаевым ребята; закидали все углы вещами; на столы, на стулья, на подоконики побросали шапки, перчатки, ремни. (Д.Фурманов)

УРОК 6 Обобщающие слова при однородных членах.

Знаки препинания при обобщающих словах. Обобщающее слово по отношению к однородным является родовым понятием, а однородные члены обозначают видовые понятия. Обобщающее слово отвечает на тот же вопрос, что и однородные члены, выполняет ту же синтаксическую функцию. Правило Схема Пример Двотточие ставится после обобщающего слова перед рядом однородных членов. О: О,О,О Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного света. Тире ставится, если обобщающее слово находится после однородных членов О,О,О – О Петр Первый, шотландские инженеры, наши крепостные талантливые мастера, карронский способ литья, водяные машины, нравы – все это давало хороший материал для книги.

Все вокруг: и жнивья, и дорога, и воздух – сияло от низкого вечернего солнца. Все окружающее – заборы, дома, деревья – в каком-то страном тумане колеблется, точно от ветра. И, И

Перепишите предложения, расставьте знаки препинания.(Итог урока) 1. Лай собак прерывистый злобный рёв медведя треск сучьев всё смешалось в общий гвалт и разносилось по тайге. 2. Одет он был щёголем тонкие сапоги новый картуз городской пиджак шёлкава я лилова я рубаха. 3. Из множества звуков земли пения птиц трепетания листвы на деревьях треска кузнечиков журчания лесного ручья самый весёлый и радостный звук песня полевых и луговых жаворонков.

УРОК 7 Обобщающие слова при однородных членах.

Найдите предложения с обобщающими словами. 1. Ни справа ни слева ни на воде ни на берегу никого не было. 2. Две силы наиболее успешно содействуют воспитанию культурного человека искусство и наука. 3. В лесу и на полях всё было занесено снегом. 4. Ни музы ни труды ни радости досуга ничто не заменит единственого друга. 2,4

Составьте схемы предложений с обобщающим словом. 1. Меж ними всё рождало споры и к размышлению влекло племён минувших договоры плоды наук добро и зло. 2. В степи за рекой по дорогам везде было пусто. 3. Всё это ночь и дали и горы и звёзды и туманы казалось мне исполненым невиданой прелести.

Подберите к обобщающему слову группу однородных членов 1. Многие жители нашего посёлка… 2. Многие известные поэты… 3. Исторические деятели…

Урок 8 Обобщающий урок по теме: «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Какие члены предложения являются однородными? 1. Берегите родных от обид холодов и огня. 2. Человек оставляет людям песни стихи и города. 3. Внимательно упрямо неутомимо изучайте язык. 4. Светло хорошо запахло полем. 5. Расчистился раскрылся золотой небосвод. Ответы. 1. Дополнения 2. Дополнения 3. Обстоятельс тва 4. Обстоятельс тва 5.Сказуемые

Схемы одн. членов 1. Матросы и пассажиры рубили лёд топорами кололи его ломали срыва я ногти обморажива я руки. 2. Уходил на войну сибиряк с Енисеем с тайгою прощался. Ответы 1. О и О; О, О, О; О,О 2.О,О; О,О

Однородные или неоднородные определения? 1. Большой разгоревшийся костёр дровами не завалишь. 2. На седых уральских кручах вороны кричат. 3. Повсюду видишь школьные тугие косички. 4. Прозрачные утрение небеса коснулись реки. 5. По краю площади тянулись торговые каменые ряды. Ответы. 1. Да 2. Нет 3. Нет 4. Нет 5. Нет

Союз да 1. Поле да лес – для меня ежедневна я тема. 2. Ждал я вас да так и не дождался. 3. Едет, едет старина по полям да по лесам. 4. Курицы ищут в сене букашек да мошек. 5. Я давно мечтал навестить тебя да боялся потревожить.

Союз и 1. Работы вам и детям вашим и внукам будет много. 2. С утра до ночи с перерывами и валил и тихо летел и косо падал снег. 3. Воздух бодрый и вкусный и звонкий. 4. Левинсон положил травы и хворосту и раздул пламя. 5.Берёзка мила и при солнце и в самый серый день и при дождике.

Поставьте знаки препинания. 1. Сараи бани чердаки всё было приспособлено под жильё. 2. В комнате всё стало серым и окна и мебель и лица. 3.Всё это озёра и реки и леспромхоз и стройка покоилось в мире лесов.

Синтаксический разбор. На траве золотящейся от солнца на былинках на соломинках всюду блестели и волновались бесчисленые нити осених паутин.