Психология социальной работы Т.В. Панченко, кандидат педагогических наук, доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба (далее СПС) – является структурным подразделением школы; СПС в своей работе руководствуется: конституцией.
Advertisements

Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ д.п.н, заведующая кафедрой олигофренопедагогики и клинических.
Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности.
Педагогический совет «Инклюзивное образование детей в условиях массовой школы»
« Психолого-педагогическая поддержка личностно-ориентированного обучения и воспитания». Проблема школы:
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
Общешкольное родительское собрание «Семья и школа: детство без жестокости и насилия» год.
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
Содержание педагогической деятельности в социальной работе Педагогическое мастерство- комплекс свойств личности, обеспечивающий ей высокий уровень самоорганизации.
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Обеспечение благоприятных психологических условий образовательной среды Педагог-психолог МБОУ СОШ 1 г. Павлово Жидкова Наталья Ивановна.
ЗАКИРОВА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ МОУ 129 Деятельность социального педагога.
Семинар-совещание Создание условий, обеспечивающих формирование социальных компетенций у несовершеннолетних 30 августа 2013г г.Саянск.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Транксрипт:

Психология социальной работы Т.В. Панченко, кандидат педагогических наук, доцент

I. Понятие о социальной работе (СР) II. Психология СР как наука. 2.1 Структура, цель, задачи и функции психологии СР. 2.2 Основные категории психологии СР. Социализация. III. Методология СР (диагностический, функциональный, психоаналитический, когнитивно-поведенческий и структурный подходы). IV. Основные теории и модели психологии СР. План

СР – это область научного знания о закономерностях управления процессом использования внешних и внутренних ресурсов индивидом, семьей или общностью в ситуациях нарушенного социального функционирования Психология Этика Социология Право Психиатрия Медицина I. Понятие о социальной работе (СР)

Институты, осуществляющие СР Формализованные 1. Система социального обслуживания 1.1 Государственные учреждения: (федеральные внебюджетные фонды: пенсионный, социального страхования, ФОМС и др. 1.2 Муниципальные учреждения. 1.3 Негосударственные учреждения (церковь, Детский Фонд, Общество Красного Креста, профсоюзы и др.) 2. Система образования 3. Система здравоохранения 4. Пенитенциарная система и т.д. Неформальные Семья Соседство Приятельство Частная благотвори- тельность

Объект СР – взаимодействие индивида, семьи или локального социума с обществом Предродовое и послеродовое состояние Пожилой, пенсионный возраст Особое положение детей: бродяжничество, сиротство и др. Трудное, неблагополучное положение различных категорий семей Девиантное поведение в различных формах (у детей, подростков, взрослых) Служба и труд в экстремальных социальных условиях По состоянию здоровья Бродяжничество, бездомность взрослых Классификация объектов СР Объект СР – взаимодействие индивида, семьи или локального социума с обществом

Основные категории СР Социальная защита – деятельность государства по ограждению граждан от социальных опасностей. Социальные гарантии – обязательства государства по отношению к тем или иным категориям граждан. Социальное обеспечение - вид социальной помощи, передача клиентам социальных служб выплат: открытых (пенсия, пособие) и скрытых (льготы). Социальное обслуживание – деятельность по удовлетворению потребностей различных категорий в социальных услугах. Формы социального обслуживания – материальная помощь, социальное обслуживание на дому, предоставлению приюта и консультаций и др.

Цель СР - достижение объектом состояния, при котором для нормального социального функционирования максимально используются как его личностные, так и общественные ресурсы. Задачи СР Гуманизация государственных норм отношений к жизни личности, семьи и сообщества. Развитие потенциалов сферы социальной помощи. Обеспечение социальной справедливости. Актуализация внутренних ресурсов объекта СР. Обеспечение доступности социальной помощи.

II. Структура СР Общетеоретические психологические идеи и концепции, составляющие методологическую базу психологической практики СР Психотехнологии: (психологические методы профилактики, диагностики и разрешения («лечения») социально- психологических проблем индивидов и отдельных групп, их адаптации и реабилитации Психологическая характеристика разных групп населения, нуждающихся в психосоциальной помощи. Выявление специфики их поведения, образа мышления и действий

Предмет психологии СР – закономерности нарушения и восстановления взаимодействия объектов СР с обществом Закономерности : Политическая обусловленность СР (социальная политика). Детерминация содержания и форм СР социокультурными условиями ее осуществления. Взаимосвязь между качеством СР и организацией деятельности социальных учреждений и отдельных специалистов. Профессиональная компетентность кадров СР. Раннее диагностирование и своевременная профилактика.

Специфические принципы психологии СР Принцип клиентоцентризма. Принцип опоры на собственные силы клиента. Принцип конфиденциальности (неразглашения). Принцип универсальности и толерантности. Принцип профилактической направленности. Принцип непосредственного реагирования. Принцип проверки действенности вмешательства.

Функции психологии СР Диагностическая функция (анализ социально- психологических проблем клиентов, установление диагноза) Социализаторская (социально-терапевтическая) функция (разрешение установленных социально-психологических проблем на основе использования психолого-терапевтических методов и процедур (психологическое консультирование, социальная педагогика и пр.) Прогностическая функция (установление прогноза поведения личности, изменений её и социальной среды на основе выявленных особенностей их взаимодействия). Профилактическая функция (предотвращение негативных изменений поведения и деятельности клиентов)

2.2 Основные категории психологии СР Личность – это системное социальное качество, приобретаемое индивидом в деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности в нем общественных отношений (2 главных компонента структуры личности – сознание и самосознание). Индивид – это представитель биологического класса, содержащий общие свойства, присущие людям. Индивидуальность определяется чертами, присущими конкретному человеку, и содержит 2 уровня

Основные категории психологии СР. 2. Социализация (сущность, подходы, причины) Это включение, вхождение человека в социальные отношения, социальный мир, усвоение им социальных ценностей, норм поведения, знаний, навыков и умений, сформированных и утвержденных в обществе. Структурно – функциональный подход Человек – объект социализации. Приспособление индивида к существующим социальным процессам, интеграция его с обществом Гуманистический подход Социализация – процесс самоактуализации личности как активного субъекта. Реализация потенций и творческих способностей. Индивид – целостная саморазвивающаяся система на основе самовоспитания.

Детство и юность Социализация формирует базовые ценности, нормы поведения Возрастные особенности социализации Социализация взрослых Выражается в изменении их внешнего поведения. Направлена на овладение конкретными знаниями, навыками, опытом. Подходы - Адаптивный: жизнь взрослых - ряд ожидаемых и неожиданных кризисов, которые личность должна осмыслить и преодолеть. - Развивающий: кризисы создают основу для дальнейшего роста. - Р. Гоулд: социализация взрослых не является продолжением социализации детей, а, напротив, представляет собой процесс преодоления психологических особенностей (психических травм и пр.), возникших в детстве. Процесс преодоления детских мифов ведет к успешной социализации взрослых

Виды (формы) социализации Десоциализация – это процесс изменения (разрушения) прежних социальных ролей, ценностей, норм поведения, стереотипов деятельности. Ресоциализация – это процесс обучения новым ролям (в т.ч., восстановление разрушенных ролей), ценностям, нормам и правилам поведения и деятельности (м.б. позитивной и негативной). Признаки негативной ресоциализации: 1. Изоляция от внешнего мира и сужение круга общения. 2. Утрата прежней идентификации (ритуал переодевания). 3.Новая, обезличенная обстановка. 4. Отвыкание от старых привычек, ценностей и привыкание к новым. 6. Утрата свободы действий.

Диагностический подход Функциональный подход Когнитивно- поведенческий (бихевиоральный) подход Структурный подход Психоаналитический подход: - психодинамический; - личностно- ориентированный 3. Методология психологии СР

1. Диагностический подход (школа) (М. Ричмонд, начало ХХ в.) Поставка правильного социального диагноза как основа выбора метода помощи. Социальный диагноз – оценка личности клиента и его социального положения. Социальная помощь – комбинация мер, ведущих к изменению индивида и его социального окружения. Методы: косвенные и непосредственные Ситуационный подход Диагноз понимается не столько как установка к действию, сколько как модель встречи клиента с ситуацией, выявляющая его проблемы. Предвидение и поддержка Психосоциальное направление Психосоциальность - целостность «человека в ситуации». Социально–психологическая терапия = психотерапия

Функциональная школа Диагностическая школа 2. Функциональный подход (школа) (30-ее гг. ХХ в., О. Ранк, ученик З. Фрейда) - Акцент не на диагнозе, а на организации помощи клиенту, на самом клиенте и приеме им этой помощи. - Внимание не к детству клиента, а его ситуации «здесь и теперь». - Существенным являются отношения терапевта и пациента. - Понятие самоопределения (право клиента решать за себя). - Идея о самоактуализации, воли индивида к переменам. Синтетический подход

3. Синтетический подход (метод решения проблем) Усилить мотивацию клиента и с помощью укрепления его самосознания освободить энергию для изменений Усилить (ментально, эмоционально и фактически) способности клиента решать свои проблемы Предоставить клиенту ресурсы, необходимые для решения проблем Цели могут быть достигнуты только на основе доверительных отношений между психосоциальным работником и клиентом

4. Психоаналитический подход. Структура личности Ид (Оно) (расширяется) Врожденные бессознательные инстинкты, детерминирующие деятельность. Энергетическая основа развития Супер-Эго (Сверх-Я) Формируется в процессе жизни ребенка (совесть, интроспекция, идеалы). Половая идентификация, амбивалентные чувства (комплекс Электры и Эдипов комплекс) Эго (Я) (сужается) Врожденная структура. Арена борьбы противоречивых тенденций Бессознательный Сознательный Предсознательный 3 слоя психики

Психоаналитический подход («процесс перевоспитания Эго»). Три основные цели: 1. Освобождение либидо («либидоносных импульсов»). 2. Усиление функционирования Эго, расширение его за счет присвоения большей части бессознательного (Оно). Эго должно иметь энергию либидо в своем распоряжении, а не растрачивать ее на отражение атак либидоносных импульсов посредством их подавления. 3. Изменение содержания Супер-Эго в направлении его очеловечивания, смягчения жестких моральных стандартов.

5. Когнитивно-поведенческий (бихевиоральный) подход (Д. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура) Цели: 1. Изменение неадекватного поведения (например, усиление/ослабление социальных реакций). 2. Научение принятию решений (например, составление списка возможных вариантов действий). 3. Развитие эффективных социальных навыков, в частности, способности к самоутверждению. 4. Развитие способностей клиента к саморегулированию. 5. Снятие повышенной тревожности на основе развития способностей расслабляться. 6. Развитие способностей группы к саморегулированию на основе изменений в окружающей среде и когнитивного саморегулирования.

6. Структурный подход Теория поддержания Социальная работа – это продукт неравенства и несовершенства общества. Целью государства является защита наиболее уязвимых граждан. Радикальная социальная теория. Государство не может играть нейтральную или гуманную роль по отношению к своим незащищенным членам. Существует дискриминация, ущемление прав некоторых категорий граждан (осознаваемые или неосознаваемые). Роль СР - противостояние политике угнетения.

4. Основные теории и модели СР I.Психолого-ориентированный подход II.Социолого-ориентированный подход III.Комплексно-ориентированный подход IV.Психосоциальный подход 1.1 Бихевиористская модель 1.2 Гуманистическая модель 2.1 Модель позитивизма 2.3 Виталистская модель 2.2 Культурологическая модель 3.1 Социально- педагогическая модель 3.2 Когнитивная модель

1. Психолого- ориентированный подход Воздействие прошлого опыта на формирование стиля поведения человека, на уровень его адаптации 1.1 Бихевиористская модель (Дж. Уотсон, Торндайк) Основа социального обучения - подражание. Социальный работник включен в обучение, в соответствии с которым он - моделирует свое поведение, - учитывает реакции клиентов на стимулы 1.2 Гуманистическая модель (А. Маслоу, К. и Н. Роджерс) Формирование позитивной «Я»-концепции клиента и выстраивание партнерских отношений. Приоритет отдается самопомощи нуждающихся, их активной роли в решении своих проблем. SR +-+-

II. Социолого-ориентированные подходы (Спенсер, Милль, Сорокин) Познание закономерностей социального развития общества, взаимодействия его социальных институтов. 2.1 Модель позитивизма. Существуют неизменные законы функционирования общества и человека, как его части. Решение конкретных задач CР. 2.2 Виталистская модель. Не только непосредственная поддержка, реабилитация человека, но и «благоустройство» его жизненного пространства. 2.3 Культурологическая модель. Человек - часть культурной среды и традиции, которая обусловливает его развитие и характерные проблемы. Существенное значение регионального, поселенческого и национального контекста.

III. Комплексно-ориентированные подходы подразумевают целостное видение социальных проблем человека. 3.1 Когнитивная модель. Один из принципов социальной работы - доступность услуг всем нуждающимся. Для организации социальной работы специалисту нужно знать особенности мышления клиента, имеющиеся у него установки и предубеждения, которые и обусловливают его социальные действия по отношению к себе и к окружающим.

3.2 Социально-педагогическая модель Воспитание является механизмом ускорения социализации. Воспитание способно усилить позитивные и ослабить негативные моменты социализации, поскольку личность усваивает не только положительный, но и отрицательный опыт. Одним из главных социальных институтов является школа, именно она начинает формировать социальный статус ребенка. Основные принципы социального воспитания: Принцип природосообразности Этнопедагогический принцип (принцип народности) Принцип гуманности Принцип социальной ответственности общества (концепция профилактика школьной дезадаптации)

Деятельность социального педагога Изучение личности ребенка (здоровье, отношения в семье, в школе, со сверстниками): беседы, анкетирование, анализ. Осмысление вместе с ребенком сложившейся ситуации. Акцент на действиях самого ребенка, а не на ссылку «виноваты все вокруг». Проявление участия, определение путей выхода из кризиса. Педагогический такт, дозировка воспитательного воздействия на него. Координация влияния семьи, школы, сверстников. Постановка цели-перспективы. Организаторская работа – подготовка и оформление опеки, посредничество между ребенком и обществом, государственными и общественными организациями.

Педагогическое воздействие – центральное понятие социально-педагогических технологий Характеристики: Направленность на инициирование субъектности ребенка. Субъектность – способность человека осознавать себя носителем знаний, воли и отношений; производить осознанный выбор в ситуации социальных отношений; отдавать себе отчет в своих действиях и жизни; способность быть стратегом своей жизни, осмысливать связи своего «Я» с другими людьми). Направленность на свободный выбор ребенка как субъекта. Направленность на отношение как результат воздействия.

Функции педагогического воздействия Инициирование активности Оснащение способами деятельности Стимулирование выбора Общение Открытие, соучастие, возвышение Положительное подкрепление Педагогическая оценка Внесение образа (эталона), стимулирование выбора, коррекция отклонений «Я – сообщения», «Ты - сообщения» Конфликт (профилактика конфликтов) Снятие психологического напряжения, обозначение позиций, постановка перед выбором Компромисс Педагогическое требование Привлечение к деятельности Включение в деятельность Приучение к деятельности Обязательность (безусловность) нормы

Проксемика Такесика Непосредственное вербальное (просьба, совет, рекомендация, деловое распоряжение, приказ) Опосредованное вербальное (рассказ, аналогия, вопрос, удивление, намек и др.) Вербальное Педагогическое требование Просодика и экстралингвистика Невербальное Экспрессивно- выразительные движения

Педагогическая оценка Это оценка качеств личности ребенка, ориентированная на нормы культуры, с целью становления и развития социально- ценностного отношения к миру. Технологические правила (поощрение как оценочная доминанта; безоценочность суждений; отсрочка оценки до выявления мотивов и др.) Открытая оценка: похвала/замечание, материализированное поощрение/лишение удовольствия; присвоение звания/ исключение из группы Скрытая оценка: «Я - сообщение». «Ты - сообщение». «Естественные последствия». «Позитивная интерпретация негативного поведения»

Алгоритм реагирования на поступок ребенка 1. Не удивляться поведению, инструментовать его как нечто распространенное, к сожалению, среди людей: «Да, это бывает…», «У меня это тоже бывало в вашем возрасте…», «Это мне знакомо …» и др. 2. Содействовать психологическому уравновешиванию путем «оправдания поведения». Спокойное, мягкое частичное согласие с ребенком: «Может быть, любой на Вашем месте …», «Я бы, возможно, тоже …» и др. 3. Инструментовать свободу выбора, чтобы помочь примирению ребенка с самим собой: «Конечно, Вы имеете право …», «Вероятно, у Вас есть причина …» и др. 4. Осветить социальный результат произошедшего, чтобы помочь ему осмыслить поступок: «Получилось, видимо, не то, чего Вы ожидали …», «Вы, вероятно, хотели …, а получилось …» и др.

5. Предъявить иной способ поведения как альтернативу для самоопределения : «Иногда люди в этом случае …», «Другой способ видится мне …» и др. 6. Инициировать самосознание ребенка, побудить его выявить мотивы и объяснить причины случившегося: «Как Вы полагаете, чем это может кончиться …» и др. 7. «Защита» от внешних оскорблений, чтобы дать возможность ребенку реализоваться на другом уровне культуры: «Это проходит с возрастом …», «Человек слаб. Не все мы ведем себя достойно …» и др. 8. Неожиданное индивидуальное решение, нарушающее логику выстраиваемого взаимодействия: «Но вопреки всему …», «И все же я надеюсь …» и др.

Технология разрешения педагогических конфликтов Проявление нежности по отношению к ребенку Использование юмора «Психологическое поглаживание» Компромисс «Третейский суд» Анализ ситуации Ультиматум Мера напряженности

IV. Психосоциальный подход Цель – поддержание равновесия между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. Сущность подхода: Понимание личности клиента в его взаимоотношениях с окружающим миром. Высокое оценивание потенциала личности и ее способности к росту и развитию, при наличии соответствующих условий, ресурсов и помощи. Эффективное участие в решении психологических и социальных проблем.

Психосоциальная технология – это технология, интегрированная в систему СР Виды психосоциальных технологий Превентивные (направленные на профилактику психических и социальных девиаций). Реабилитационные (направленные на восстановление психики после полученного травмирующего влияния). Социализирующие (направленные на повышение социальной адаптации клиента). Коррекционные (направленные на исправление негативных тенденций в психике и поведении). Интегративные.

Принципы психосоциального подхода Добровольность. Научность. Профессионализм. Внерелигиозность. Субъектность. Тренинговый формат. Отбор клиентов. Стандартизация программ. Сочетание групповой и индивидуальной работы.

Направления психосоциального подхода: социальная служба; психосоциальная работа; лечение. 1. Социальная служба. В центре стоит внешняя социальная ситуация. Содержание контактов концентрируется на опосредовании имеющихся возможностей и информации. Личность нуждающегося в помощи не затрагивается или затрагивается незначительно. Контакты с большинством клиентов кратковременны. Данное направление близко к социальной защите. Предполагает посредничество различного вида (информация о льготах и выплате социальных пособий; о возможностях трудоустройства и получения жилья и др.)

2. Психосоциальная работа - -это направление в социальной работе, которое уделяет особое внимание психологическим аспектам трудной жизненной ситуации клиента. Профессиональная группа – социальные работники в системе социальной защиты, криминального исправления, школьного образования и большей части учреждений здравоохранения и др.

Основные формы психосоциальной работы 1. Общественно направленное воздействие или профилактическая психосоциальная работа Просветительская деятельность (информация и курсы в школе об алкоголе и половых отношениях, пример объекта - группа для родителей в детском здравоохранении). 2. Индивидуально направленное воздействие Поддерживающие беседы, нацеленные на проработку пограничных проблем (кризисные состояния). Беседы не нуждаются в особой систематизации, а исходят из актуальных потребностей клиента.

3. Лечение (специалисты с терапевтической подготовкой) 1. Психосоциальное воздействие (индивидуально направленное) Воздействие более систематизировано и структурировано, чем общественная психосоциальная работа. Продолжительность - от многократных до многолетних контактов. Направлено на изменение отношений и/или социальной ситуации. 2. Психотерапия «Воздействие, основанное на психологической теории и методах и заключающееся в систематических, целенаправленных мерах по оказанию помощи лицу или группе лиц в урегулировании чувств, импульсов, мыслей, отношений и снятия психосоматических симптомов, которые являются беспокоящими».

Спасибо за внимание…