МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАДЖИКИСТАН.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Древнеиндийская философия. Буддизм
Advertisements

Цель: познакомиться с географическим положением и природой Древней Индии, узнать какими были занятия жителей и особенности их религии. Сравните образ.
Древнеиндийская цивилизация зародилась около 4-5 тысяч лет назад, но индийские ученые считают, что это произошло около 7 тыс. лет назад. Индийская культура.
Религии мира. Рели́гия особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверх ъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения,
Вопросы для повторения Богатство, способы получения богатства Образ жизни богатых, Уровень жизни, его составляющие Примеры бедности из СМИ.
Образовательная система «Школа 2100». Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. 5-й класс. История Древнего мира, § 17. Автор презентации: Казаринова Н.В. (учитель,
К одной из самых первых и древнейших мировых цивилизаций относится Древняя Индия. Именно там берут начало самые великие религии и индийские культуры.
Древняя Индия Презентация по философии Студентки 1 курса ГО -15 Сарикян С. В.
1 Введение. Язычество. Скорость развития славянской цивилизации Историческое развитие человечества шло неравномерно Это неудивительно: человек в те далекие.
Презентация на темуВеротерпимость Подготовила Мамедова Медина.
Никишин Данил, 7 « А ». Образование государства Инков. Инки господствовали на территории, называемой ныне Перу, в течение длительного времени. В период,
Становление древнеиндийской культуры связывают с приходом в долину Инда и Ганга арийских племен («ариев» или «арийцев») во второй половине второго тысячелетия.
Монголоидная раса - потомки древней ветви человечества -Монголоидная раса отличается от других наличием тёмных глаз, жёсткими прямыми тёмными волосами,
Культура Индии под знаком двух великих религий Выполнила студентка 1-го курса 101 группы исторического факультета БГПУ им. М.Танка Цугаева А.П. Руководитель.
Древняя Индия. ПЛАН 1. Местоположение Индии 2. Природно-климатические условия 3. Основные занятия жителей Древней Индии 4. Религия 5. Касты.
Презентация: «Влияние Индии на мировую культуру». Выполнила: ученица 6 «В» класса Агаджанян Арина.
Этнос и нация. План урока. 1.Этническая общность и ее виды. 2.Этнос, нация и национальность. 3.Национальный менталитет. 4.Этническое многообразие современного.
Урок 1. Меню План урока 1. Опрос – тестирование 2. Новый материал: Появление человека на территории Восточной Европы. 3. Работа с учебником.
Образовательная система «Школа 2100». Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. 5-й класс. История Древнего мира. § 12. Автор презентации: Казаринова Н.В. (учитель,
Транксрипт:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАДЖИКИСТАН КАФЕДРА «Педагогика высшей школы и гуманитарных наук» Выполнила:ст-ка 2-го курса гр р Джураева М. Принял: проф. Зохидов О.Х. Презентация по дисциплине «Культурология» на тему: Арийская цивилизация

Содержание Введение 1. Происхождение арийской цивилизации 2. Культура, религия, наука и искусство образовавшейся арийской цивилизации 3. Арийские языки 4. Этимология 5. Социальная структура Заключение Литература

Введение Арийская цивилизация самая древняя, потомками которой являются исторические и современные арийские, или как их ещё называют, индоиранские народы. Арийская цивилизация, группа индоиранских племен обитала в бронзовом веке в степях Евразии и переселилась во II тыс. до н. э. в Иран и Индию, но часть (восточные иранцы) осталась (персы прозвали их туранцами). Цивилизация ариев состояла из разрозненных кочевых племен, обосновывающих свои города-государства по всей Евразии. Наибольшее количество поселений древних ариев обнаружены в России, на Южном Урале.

Для того чтобы пролить свет на историю зарождения ведических знаний, которые несли арийцы, нужно вернуться примерно на тысячелетий назад, к тем временам, когда существовала прародина современного человечества - Арктида или Гиперборея. На Северном Урале Арийская цивилизация зародилась примерно тысяч лет назад. Предания древних ариев говорят о том, что у обитателей Арктиды был высокий рост, хорошо развитое и гармоничное тело, светлые волосы и голубоватый цвет кожи и глаз. Они обладали необыкновенной памятью, глубоким интеллектом, невероятной интуицией и способностью к ясновиденью. Такую силу им давало глубочайшее стремление найти связь с Богом и узнать законы, в согласии с которым живет все сущее. Арии (др.-инд. ārya-, авест. airya-, др.-перс. ariya-) самоназвание исторических народов Древнего Ирана и Древней Индии (III тыс. до н. э.), говоривших на арийских языках индоевропейской семьи языков. Языковая и культурная близость этих народов заставляет предположить существование изначальной праарийской общности (древних ариев), потомками которой являются исторические и современные арийские, или как их ещё называют, индоиранские народы.

На санскрите и персидском языках арий означает благородный. В древнейших памятниках индоиранских народов эти народы называют себя арийцами, что обозначало полноправных людей, в отличие от соседних или покорённых народов». Слово «Иран», известное уже из надписей Ахеменидов, этимологически связано с названием ариев и обозначает «страна достойных». Уральские арийцы словом Ар называли землю, у них Ариец был человеком земли, может быть земледелец. Термин «арийцы» используют также для обозначения: 1. народов, говорящих на индоевропейских языках; 2. индоиранских народов; 3. носителей нордической расы. В основном, древние арии кочевали по приуральским и прикаспийским степям. Одна из групп племён приблизительно в III тысячелетии до н. э. дошла до современного Афганистана, а оттуда позже проникла в Индию. С этого и начинается длительная история индийских ариев. в результате вторжения кочевых племён варваров, арийцев, из Центральной Азии или Восточной Европы, была уничтожена высокоразвитая цивилизация Дравидов, народа, населявшего в то время территорию современной Индии. Коренные индоевропейцы происходят именно из долины Инда, а уже затем их потомки, сохранившие языковые и духовные традиции, распространились на обширных территориях от Индии и Шри Ланки до Англии и Ирландии.

Так или иначе, в долине Инда и его притоков, куда пришли арии, некогда процветала Хараппская цивилизация. Ко времени арийского вторжения она пережила свой расцвет (примерно гг. до н. э.) и клонилась к упадку. Вместе с ариями в Индию пришёл совсем иной мир религиозных представлений. Чужеземцы принесли с собой древних богов. Они совершали сложный ритуал жертвоприношения - яджну - и приносили щедрые дары своим богам, главным образом жареное говяжье мясо и пьянящий напиток - сому. Веды были созданы древними ариями. По своему классу источник возникновения вед относятся к классу шрути - услышанное. В течении многих веков веды передавались из поколения в поколение изустно и хранились в жреческих родах. Брахманы (жрецы) разрабатывали сложную систему заучивания текстов, которая исключала малейшие погрешности. Тексты вед продолжали храниться в устной традиции даже тогда, когда в Индии распространилось письмо. Основа ведической культуры описанная в ведах – жертвоприношения, сопровождаемые сложным ритуалом. Наиболее почитаемыми богами ведийского пантеона были Индра, Варуна, Агни и Сома. Арийская цивилизация эпохи Вед представляла собой очень высокоразвитое общество. Их достижения в области медицинских знаний (Аюрведа), являющиеся частью одного из философских учений древних ариев, также были совершенны.

Основой духовной культуры, пронизывающей все виды деятельности ариев, была религия. Индоиранская религия строилась вокруг жертвоприношения (др.-инд. yajñá-, авест. yasna-), устраиваемого в праздничные или прочие знаменательные дни жрецами по заказу и на средства жертвующих мирян. Смыслом жертвоприношения было поддержание Мирового Порядка (др.-инд. ta-, авест. aša-, др.-перс. (a)rta-), проявляющегося в космических циклах и в общем благополучном функционировании вселенной, обеспечивающем ариям умножение материальных благ. На жертвоприношении жрецы воспевали гимны божествам, приносили им дары, призванные укрепить их силу и призвать их на помощь ариям. Важная роль при этом отводилась огню (др.-инд. agni-, пережиточной авест. a ɣ ni-) посреднику в передаче даров от людей богам. В процессе священнодействия готовился галлюциногенный или возбуждающий напиток (др.-инд. soma-, авест. haoma-), вызывавший у верующих религиозный экстаз. Священники воспевали священные формулы (др.-инд. mantra-, авест. mąθra-), оказывающие магическое действие на мироздание и пробуждали потаённую святую силу, скрытую во всех вещах (др.-инд. brahman-, др.-перс. brazman-).

Поэты-провидцы устраивали состязания по импровизации религиозных гимнов, часто задействуя метафоры конных состязаний, на которых арии устраивали гонки на колесницах своё любимое развлечение, так же имевшее религиозное значение. На церемониях пение религиозных песен сопровождалось аккомпанементом на музыкальных инструментах (прежде всего лютне). Боги назывались дивами (др.-инд. deva-, авест. daēuua-), от индоевропейского корня *di ̯ u- «блистать», «сиять». Другим божественным эпитетом было *asura- (др.-инд. asura-, авест. ahura-) «господин», «владыка». В исторических арийских религиозных системах наблюдается размежевание разных богов по этим двум группам, при этом одна из этих групп постепенно демонизируется. Основными божествами ариев были: бог договора Митра (др.-инд. Mitra-, авест. Miθra-), Индра (др.-инд. indra-, авест. i dra-), Шарва (соотносимый с Рудрой, др.-инд. śarva, авест. sauruua-), Насатья (др.-инд. Nāsatya-, авест. Nåŋhaiθya-) и др. Известен был также миф о прародителе людей, «Близнеце, сыне Виваcванта» (др.-инд. Yama-, авест. Yima-, см. Яма и Джамшид).

Религиозные воззрения ведийских ариев, наложившись на древние верования жителей протоиндийских городов, образовали необычайно глубокий и прочный фундамент, на котором зиждется всё здание современного индуизма, хотя многое в ведийской традиции оказалось с течением времени забытым или переосмысленным. Ведическая культура в Индии утверждалась кране медленно, благодаря настойчивым усилиям древних ариев. Боги и мифы относящиеся к ведической культуре, соприкоснувшись на индийской земле с местными дравидическими богами, постепенно стали меняться под них. Некоторые из старых арийских богов сошли со сцены, другие обрели новую жизнь в индуизме. Пёстрая толпа богов и полубогов (как местных, так и пришлых) стала разрастаться и образовала в дальнейшем многочисленный индуистский пантеон. Древние арии в Индии не только впитывали новые представления, но и учились у местного населения выращивать пригодные для здешнего климата культурные растения (прежде всего просо, рис, овёс и лён), строить каналы для искусственного орошения земли и многому другому. Продвигаясь на восток, к берегам Ганги, арии сталкивались не только с сопротивлением местных племён, но и с враждебностью природы. Здешние джунгли не отличались приветливостью, и жрецам приходилось заниматься не только жертвоприношениями, но и лечить людей от новых неизвестных болезней. В этом преуспевали атхарваны - маги, знавшие заклинания от болезней и дурного глаза, от злого духа и лихого человека. Заговоры составили содержание Атхарваведы - более поздней, чем другие веды, но отразившей более древние религиозные представления, в том числе и доарийские.

Археологические культуры, связанные с миграциями индоиранских народов. Андроновская культура выделена красным цветом, маргианская оранжевым, ясская жёлтым, гандхарская (Swat) малиновым, культура кладбища H фиолетовым, культура охряной расписной керамики (Copper Hoard) темно-синим, культура серой расписной керамики выделена светло-голубым цветом.

Арийцы принадлежали к индоиранской ветви индоевропейских языков. Ветвь индоиранских языков собственно Индии (такие, как санскрит, хинди, бенгальский язык, маратхи, цыганский язык) называется индоарийские языки. Существует также версия классификации, согласно которой арийские языки - особая ветвь индоевропейских языков, объединяющая индоиранские языки и нуристанские языки. Антропологически арийцы относились к палеоевропеоидным группам населения (северные европеоиды). У них было массивное лицо, брахиокефалия (череп сильно сплюснут по вертикали) и субкефалия (череп слабо сплюснут по вертикали), черепная коробка высокая большого продольного диаметра, выступающий нос, массивное телосложение, рост выше среднего, светлый цвет глаз, кожи, волос. Материальная и духовная культура древних ариев (индоиранцев) восстанавливается на основании свидетельств древнейших литературных памятников индоариев (Веды) и иранцев (Авеста), а также исторических свидетельств о древних индоиранских народах, археологических данных, данных поздних эпических сказаний (Махабхарата, Рамаяна, Шахнаме) и этнографических исследованиях современных архаичных индоиранских народов.

Предки исторических ариев были полукочевым народом, в хозяйстве которых ведущую роль играло скотоводство, а земледелие носило подчинённый характер. Главным домашним животным ариев была корова/бык (др.инд. go-, авест. gao-) основа материального благополучия, источник продуктов питания и тягловая сила. Разводились также овцы (др.инд. paśu-, авест. pasu-), козы (др. инд. aja-, авест. aza-), ослы (др.инд. khara-, авест. xara-), верблюды (др.инд. u ra-, авест. uštra-). Собаки (др.инд. śvan-, авест. span-) охраняли жилище и сторожили скот. Арии пахали землю плугом, запряжённым волами, и сеяли ячмень (др.инд., авест. yava-). Изготавливался также хмельной напиток, вероятно, на молочной основе (др.инд. sura-, авест. hura-). Основой боевого могущества был конь (др.инд. aśva-, авест. aspa-), впрягаемый в легкую и быструю колесницу (др.инд. ratha-, авест. raθa-). Основным оружием были стрелы (др.инд. i u-, авест. išu-) и палица (др.инд. vajra-, авест. wazra-). Ариям были известна примитивная ирригация (др.инд. yavyā-, др.перс. yauviyā- «канал»), выкапывание колодцев (др.инд. cātvāla-, авест. cāt-), изготовление кирпичей (др.инд. i akā-, авест. ištiia-), выплавка медных (др.инд. ayas-, авест. ayaŋh- «металл», «медь») и золотых (др.инд. hiranya-, др.перс. daraniya- «золото») изделий. Другими областями деятельности были ткачество, плотничество, целительство.

Для этнонима предполагается возведение к индоевропеской форме, отражённой, по всей вероятности, также в др.-ирл. aire «знатный», «свободный» и др.- сканд. (рунич.) arjōstēR «знатнейшие». Последние слова, однако, никогда не использовались в качестве этнонима, в то время как в языках индоиранских (арийских) народов помимо значения «благородный», слово имело ярко выраженную этническую коннотацию, противопоставлявшую ариев («своих людей») окружающим чужим народам - др.-инд. anārya-, авест. anairya- «не-арий», «варвар». Предлагались различные версии происхождения, начиная от уже оставленных в академических кругах версий XIX века: от глагола «передвигаться» (то есть «кочевник») или от глагола «пахать» (то есть «земледелец»). В 1938 году Паулем Тиме была выдвинута получившая в своё время широкое распространение и критически переосмысленная Э. Бенвенистом этимология как «проявляющий гостеприимство» по отношению к «друг», «враг», «чужестранец»). Данная гипотеза подтверждается наличием «господин», «хозяин дома», прямо соответствующего иранским вариантам этнонима (с кратким а-). При этом древнеиндийский вариант с долгим ā- (ārya-) можно трактовать как вриддхи-форму от aryá-, то есть «член союза домохозяев-aryá, в котором проявляется взаимное гостеприимство». С этим соотносится и такое важное общеарийское обожествляемое понятие как ari ̯ aman- (др.-инд. aryaman-, авест. airyaman-) Арьяман, букв. «арийство», божество дружбы, гостеприимства и свадьбы. Др.-инд. arí «друг» (но и «враг» как «чужак»), по всей видимости, имеет параллели в хетт. ara- «товарищ». Для этого слова Семереньи предполагал ближневосточный источник (ср. угар. arj «родственник», «товарищ»).

В древнюю эпоху термин (арий/арья) был основным над племенным этнонимом, обозначавшим у индоиранских народов совокупность племён, с которыми они ощущали родство и непосредственную этническую связь. Широко применялся термин также и в лингвистическом смысле: арийский язык - родной язык индоиранцев. Между тем, исторические свидетельства бытования этнонима относятся ко времени после распада индоиранского единства, который с течением веков только усугублялся. Поэтому для индоиранской этнонимии характерно с одной стороны исключение из охвата этнонимом арья окружающих народов такого же арийского происхождения, родственная связь с которыми в данной общности перестаёт осознаваться, а с другой - постепенное забвение этого этнонима и вытеснение его более локальными самоидентификациями. Для ведической литературы характерно использование ārya- в качестве общего этнонима всех арийских племён, исповедовавших ведическую религию и противопоставленных anārya- «неарий», dasyu-, dāsa «враги-аборигены» (дасы), mleccha- «варвар».

В Ригведе этноним упоминается 36 раз в 34 гимнах. Арийский мир в Ригведе охватывает прежде всего Sapta Sindhava (Семиречье, реки Пенджаба) и объединяет 5 больших племён: Anu, Druhyu, Yadu, Turvaśa и Pūru. В эпоху более поздних Вед центр индоариев смещается к востоку, в нынешнюю Харьяну, где возвышаются племя Bhārata. Значение слова ārya- всё больше связывается с ведическим религиозным культом, появляется понятие vratya- («отступники») группы людей арийского происхождения, не придерживающиеся всех установлений Вед. В более поздней санскритской литературе появляется понятие Арьяварты (Āryāvarta, «страна ариев»), сердце брахманистской цивилизации. Согласно Законам Ману, Арьяварта простирается от Гималаев до гор Виндхья и от восточного моря до западного[5], то есть охватывает Северную Индию от долины Инда до Бенгалии и прежде всего междуречье Ганга и Джамны. Сам термин ārya- на протяжении эпического периода продолжает употребляться в этническом значении («благородный дваждырождённый индиец»), хотя его значение всё больше смещается в этико-религиозную сторону, начиная с Рамаяны и Махабхараты эпитет арья (ārya-) означает прежде всего «благочестивый», «достойный» и прилагается к разным персонам в зависимости от их поведения и образа жизни.

В Индии сохраняется книжное («учёное») употребление санскр. ārya- в религиозном значении «благочестивый», «придерживающийся дхармы», иногда используемое (под западным влиянием) в националистическом смысле, например, в названии основанного в 1875 г. общества Арья-самадж. Живое употребление бывшего этнонима сохранилось, по иронии судьбы, в Южной Индии, населённой дравидоязычными (то есть неариоязычными) народами в ayya уважительном обращении к человеку. Сасанидский концепт «Арийского царства» (ērānšahr) находит продолжение в современном названии страны Иран (перс. ایران тадж. Эрон). Последнее было принято как официальное только в 1935 г. До этого имя Иран бытовало как неофициальное название обширного этнокультурного региона (т. н. «Большой Иран»), что прежде всего поддерживалось популярностью национального иранского эпоса Шах- наме (X в.), где описывается противостояние осёдлого Ирана и кочевого Турана, продолжающих авестийские airya- и tūirya-. От имени Ирана происходит самоназвание современных жителей страны: ایرانی Перс. آریا «арий» представляет собой «книжное» слово, имеющее недавнее историографическое происхождение.

Социальная структура Основу арийского общества составляла патриархальная семья, населявшая отдельную постройку (др.инд., авест. dam-). Социальными субъектами были главы таких семей (др.инд. pati-, авест. paiti-), под их властью объединялись люди (члены семьи, рабы-пленники и другие зависимые люди) и скот (др.инд. paśuvīra-, авест. pasu.wīra- «скот и люди»), количество которых определяло богатство семьи. Семьи объединялись в роды (др.инд. viś, авест. wīs-), занимавшие селения-общины (др.инд. vr ̥ jana-, авест. wərəzana-). Группы общин составляли племена, часто объединявшиеся в непрочные и враждующие между собой союзы. Трехклассовая структура общества, фиксируемая в древних индийском и иранском обществах, вероятно, только формировалась и основные названия для классов варьируют в разных ветвях ариев. Во главе общества стояли жрецы (др.инд. ātharvan-, hotar-, uśij- авест. āθrauuan-, zaotar-, usij-), среди которых особо выделялись поэты-провидцы (др.инд. kavī-, r ̥ i-, авест. kauuī-, ərəši-), и аристократическая верхушка, обладатели власти (др.инд. k atra-, авест. xšaθra- ), состоявшая из воинов-колесничих (др.инд. rathe ā-, авест. raθaēštā-). Третий класс, составлявший простой народ, состоял из пастухов, при необходимости составлявших ополчение-войско (др.инд senā-, авест. haēnā-). Война (как с соседними племенами ариев, так и с неарийскими народами), мотивированная захватом добычи (прежде всего скота) и новых территорий для расселения и выпаса скота, была основной формой социальной активности.

Заключение Сохранявшиеся в южносреднеазиатском регионе иранские языки демонстрируют отсутствие специфического субстрата, в отличие от иранских языков Западного Ирана и индоарийских языков Индии. Вычленяемый во всех индоиранских языках общий субстрат предположительно соотносится именно с доарийской культурой. Кроме того, наблюдается перенос некоторых географических названий из южносреднеазиатского региона в Индию (ср. авест. Harōiuua-, др.перс. Haraiva- «Арея» ~ др.инд. Saráyu-; авест. Haraxaitī-, др.перс. Harauvati- «Арахозия» ~ др.инд. Sárasvatī-. Сохранившимися до нашего времени религиями, возникшими на арийской почве, являются индуизм, буддизм, религия калашей и кафиров Гиндукуша и зороастризм. Постепенно из национально и культурно однородной массы ведийских ариев образовалась национально и социально разнородная, пёстрая в культурном отношении среда, которая включала в себя кроме пришельцев много индийских народов и племён, стоящих на разных ступенях развития. Арийцам соответствовала андроновская культура, в которой они сформировались. В варновой системе древней Индии три высшие варны брахманы, кшатрии и вайшьи - считались арийскими.

Кольцо Сибири. Арийцы Тюменские историки считают, что нашли прародину легендарных ариев

Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., Иллич-Свитыч В. М. Древнейшие индоевропейско-семитские языковые контакты // Проблемы индоевропейского языкознания. Этюды по сравнительно-исторической грамматике индоеврпейских языков. М., Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. М.: Мысль, Литература