Подготовила: учитель русского и литературы Карнаухова В.Д. Тема урока. Подготовка к ЕГЭ по теме «Словообразование»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Способы словообразования. Цель урока: изучить способы словообразования. Цель урока: изучить способы словообразования. Задачи урока: изучить основные способы.
Advertisements

Морфемика Словообразование. Приставочный способ Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову приставок.
Словообразование Материалы для подготовки к ЕГЭ, задание В1 Презентацию подготовила Гесс Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы КОУ «Тарская.
Слово делится на части. Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей!
В1 ЕГЭ. Ещё раз о словообразовании. В1 Словообразование Обобщение.
Тема: Способы словообразования Цель: формирование навыков производить словообразовательный анализ слова, умения определять способ образования новых слов.
Определите, какая часть речи зашифрована в схемах? Какие ещё части речи могут иметь такой состав?
Словообразование. Словообразование - это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка, то есть от чего и с помощью чего образовалось.
Баловать, намерение, клала, жалюзи, свекла, включит, простыня, пуловер, понял, занята.
Как образуются слова в русском языке. Способы словообразования 1ПРИСТАВОЧНЫЙ. 2.СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 3.ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 4СЛОЖЕНИЕ БЕЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ.
Является основным способом словообразования в русском языке. состоит преимущественно в добавлении к известным корням различных аффиксов, придающих словам.
Повторение: Состав слова и словообразование. 9 класс Урок 55.
Словообразование как процесс создания новых слов Проект по русскому языку в 10 классе Каменский район МОУ СОШ с.Кобылкино Выполнила: Тинчурина Венера.
{ Наречие. Словообразование наречий. Дыба В.С. ©.
(10) Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы. В1. Определение.
Состав слова и словообразование. Памятка по составу слова При разборе слова по составу следует определить часть речи, к которой относится слово Нужно.
Обобщающий урок русского языка в 11 классе. Морфемы (части слова) Определения Корень это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное.
Урок русского языка в 5 классе по теме СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Раздел Словообразование.
Цели и задачи *Найти ответы на вопросы: Слова, каких частей речи образуются бессуффиксным способом? От каких частей речи образуются слова с помощью этого.
В 1. Словообразование. Порядок работы: 1) Разобрать слово по составу: окончание (нет окончания у наречий, деепричастий), корень суффиксы и приставки *(можно.
Транксрипт:

Подготовила: учитель русского и литературы Карнаухова В.Д. Тема урока. Подготовка к ЕГЭ по теме «Словообразование»

Цель: обобщение знаний о способах словообразования (морфологических и неморфологических). Задачи: 1) учить распознавать и различать словообразование и формообразование; 2) проводить морфемный и словообразовательный разбор; 3) решать экзаменационные задания с наименьшей затратой времени.

Ключевые слова: словообразование; способы словообразования; словообразовательные модели; словообразовательная цепочка.

Оборудование: интерактивная доска; папки с опорными таблицами, памятками; КИМы, бланки ответов; «Школьный словообразовательный словарь»; тесты для самостоятельной работы.

Аффиксальные способы Комбинированные способы Безаффиксные способы 1.префиксация, или приставочный способ: всегда - на всегда 2.суффиксация, или суффиксальный способ: синий – синева, нулевая суффиксация: синий – синь о о, темный –тьмоа 3.постфиксация, или постфиксальный способ: радовать - радоваться 1.префиксально- суффиксальный, или приставочно- суффиксальный: дорога – без-дорож-j(е) 2.префиксально- постфиксальный: читать – зачитываться 3.суффиксально- постфиксальный: нужда – нуждаться 4.префиксально- суффиксально- постфиксальный: шептать - перешептываться 1.словословение: вагон + ресторан вагон-ресторан 2.Сращение: много + уважаемый многоуважаемый 3.Аббревиация, или словение сокращенных элементов слов: «Русский язык в школе» РЯШ, Исторический факультет истфак. 4. Субстантивация – образование существительных в результате перехода в этот грамматический класс прилагательных и причастий: раненый (боец) раненый (в госпитале)

Приведите свои примеры на каждый из способов. Какие морфемы называются формообразующими? Назовите формообразующие суффиксы? Рассмотрим трудные случаи. Запомните! 1. Суффиксальным способом образуются: 1)наречие: беспомощный беспомощно бесконечный бесконечно досрочный досрочно 2) существительные женского рода, обозначающие живые существа женского пола: пианист пианистка поэт поэтесса учитель учительница 3) существительные, имеющие значение «невзрослости»: лиса лисенок

4) существительные, имеющие значение «отвлеченное действие» (они образуются от глаголов): заготовить заготовка доверить довери –j (е) словить слов –енин (е) рыбать рыба –ниj (е) 2. Нулевая суффиксация используется при образовании: 1)существительных от глаголов: переходить переход о о подъезжать подъезд о о разделить раздел о о переносить перенос о о 2) существительных от прилагательных: широкий ширь о о зеленый зелень о о глухой глушь о о активный актив о о 3. Приставочно-суффиксальным / постфиксальным способом образуются разные части речи. Рассмотрим наиболее продуктивные модели.

Имена существительные Имена прилагательные Глаголы Наречия Под – Со – Без – + -ник- На – Со-труд-ник Без-дель-ник Без-+ -иц- Без-работ-ица Без- Под- При- + - j (e) За- Пред- Без-дель-j(e) По-волж-j(e) На - Под - Без - + -н- При - За – На-руч-н За + -ск- За-мор-ск До – В – За – + - ся О – Рас – До – звонить – ся По – Раз – Вы – + -и - На – Под – При – По-кашл-ива(ть) При-свист-ыва(ть) По – О – За – На – + -и- под – Раз – У – По-ясн-и(ть) О-зелен-и(ть) Из + -а Издалека До - + -а Досуха С- + -а Справа В- + -ые По- + -ому (-ему) По-моему По- + -и По-волчьи Во - + -ых Во-первых а ый ий

- Определите, каким способом образованы слова: водолазный, железобетонный, благодарность, рыболовство. (Суффиксальным способом.) - Итак, мы рассмотрели основные способы словообразования, обратили внимание на трудные случаи. Надеюсь, это поможет вам избежать ошибок при выполнении заданий ЕГЭ. Работа со словообразовательной цепочкой. - Русское словообразование имеет ступенчатый характер. Особенность его заключается в том, что при образовании слов морфемы присоединяются к производящей основе в строгой последовательности. Они как бы нанизываются на корень слова одна за другой. Если все слова расположить последовательно, то образуется словообразовательная цепочка: каждое последующее слово образовано от предыдущего. Рассмотрим примеры: Масл(о) масл-ян-ый маслян-ист-ый маслянист-ость;

Практическая часть 1. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке? Сказать предсказать … предсказательница 1)сказание 2)предсказывать 3)предсказатель 4)предсказывание 2. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке? Пустой пустыня … пустынно 1)опустошить 2)пустота 3)пустырь 4)пустынный 3. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов? 1) Томить утомить утомительный утомительно 2) Сухой сушить осушить осушение 3) Холод холодный холодноватый холодноватость 4) Чистый чистить расчистка расчистить

Ответы –

Выполните задание 1. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом? 1)разглядеть 2)разговаривать 3)рассмотрение 4)связка 2. Какое слово образовано суффиксальным способом? 1) прочитать 2) преодолеть 3) покашлять 4) заготовка 3. Укажите способ образования слова самокритичность. 1) словение основ 2) словение основ с добавлением суффикса 3) суффиксальный 4) словение основ 4. При образовании какого слова использована нулевая суффиксация? 1) глубина 2) вуз 3) зелень 4) вверх

Ответы 1 – 2 2 – 4 3 –

Тест 1. В каком ряду все слова образованы приставочным способом? 1)подводный, розыгрыш, по-новому 2)прабабушка, сверхмощный, пересчитать 3)пограничник, заречный, перевоз 4)нисколько, подзаголовок, расписание 2. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом? 1)преподаватель, никогда, медленно 2)глупец, бревенчатый, заготовка 3)во-первых, талантливый, пол-листа 4)входить, пустырь, разведка 3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом? 1)бесполезный 2) разведка 3) зазеленеть 4) втроем

Прочитайте предложения и выполните данные ниже задания. (1) Повести Василия Быкова – это рассказы очевидца о событиях Великой Отечественной войны. (2) Герои его книг – офицеры и рядовые Советской Армии, которые в тяжелых, беспощадных условиях смогли остаться верными своему долгу, своей Родине. 4. Из предложения 2 выпишете слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. 5. Назовите способ образования слова очевидец (предложение 1) 6. Из предложений 1-2 выпишите слово, образованное способом перехода из одной части речи в другую. 7. Укажите способ образования слова рассказы. 8. Самопроверка.

Ответы 1 – 2 2 – 2 3 – 4 4 – Беспощадных; 5 – Слово очевидец образовано словением основ исходных слов (очи, видеть) с помощью соединительной гласной е и с одновременным прибавлением суффикса –ец-; 6 – Слово рядовой образовано переходом прилагательного в существительное; 7 – Нулевая суффиксация.

А сейчас, ребята, я вам раздам текст и мы попробуем свои силы в задании С, т.е. определим тему, стиль, тип речи произведения, посмотрим, как языковые средства способствуют выявлению идеи произведения. (Ученик зачитывает текст)

Беседа - О чем этот текст? (О споре) - Какую проблему раскрывает автор в своем тексте? (Проблему этики в споре) - Давайте прокомментируем поставленную проблему. (Эта проблема злободневная, от ее решения зависит очень многое. Важно не только то, что ты говоришь, но и то, как ты говоришь. Спор - это то же искусство) Определите стиль текста (Публицистический) Тип речи (Описание) Какой способ подачи своей мысли и отношения к поставленной проблеме избирает автор? Какие языковые средства она использует? (Фразеологизмы). Укажите номера предложений, в которых есть фразеологизмы. Какое значение они придают тексту? (Эмоциональность и образность) - Итак, делаем вывод о том, что различные средства выразительности помогают нам определить главную авторскую мысль. О чем нам напоминает Л.В. Павлова (Нужно сохранять толерантность, соблюдать тактичность и не выходить за границы этических норм во время ведения спора).

Итог: Оцени свою работу на уроке, как хорошо ты понял(а) материал: «да (понял)»; «частично»; «нет», (не понял). 1. Я усвоил(а) тему «Словообразование» 2. Я умею определять способ словообразования

Домашнее задание 1-й уровень. Подготовьте связный рассказ по теме урока. 2-й уровень. Запишите 20 слов, соответствующих моделям приставочно-суффиксального образования (работа по памяткам) 3-й уровень. Составьте 5 тестовых заданий по словообразованию.