МКУ ДПО «Центр развития образования» МБОУ СОШ 1 МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ 2 Инновационная деятельность педагога как средство формирования профессиональных компетентностей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта Кузьмина Светлана Евгеньевна Методист МУДО ЦРТДЮ.
Advertisements

Подготовила: Габидулина И.Р. Методист МКУ «Ресурсный центр г.Бодайбо и района», октябрь 2012 г Школа методистов.
Обобщение педагогического опыта.. Передовой педагогический опыт – это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности;
Лаб. НМСДММС КРИПКиПРО. новизна (ее уровень может быть различным: от научных открытий до применения достижений науки в практике и рационализации отдельных.
Важнейшие источники развития системы образования Достижения современной педагогической, психологической и управленческой науки; Синтез научных знаний,
Подробный план создания исследовательской работы.
Представление опыта работы Структура целостного описания опыта работы Методист отдела инновационной работы Антоневич А.Ю.
Положение о портфолио педагогических работников образовательных учреждений, учреждений образования Мурманской области, проходящих аттестацию с целью установления.
Технология обобщения и описания педагогического опыта.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Проблемы преемственности начального и основного (общего) образования Родительское собрание учащихся 4-х классов.
Типы и виды методической продукции, правила ее оформления Информационно-методическая продукцияИнформационно-методическая продукция Организационно-методическая.
Портфолио педагога. Основная цель создания проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального.
Педагогический опыт: Пути выявления, изучения, распространения (постоянно – действующий семинар)
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Рабочая программа по учебным предметам в соответствии с ФГОС ООО.
Методические рекомендации по написанию письменных отчетов МУ «Информационно-методический цент системы образования Ейского района» 2012 г.
Описание передового педагогического опыта. Передовой педагогический опыт Это опыт, который отличается от массового положительного высокой результативностью.
Локализация педагогического опыта: проблемы выявления, изучения и обобщения.
Совещание заместителей заведующих Обобщение передового педагогического опыта Заместитель заведующего Кропивницкая Ю.П. Декабрь 2010г.
Транксрипт:

МКУ ДПО «Центр развития образования» МБОУ СОШ 1 МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ 2 Инновационная деятельность педагога как средство формирования профессиональных компетентностей Трофименко Т.И. 07 ноября 2012 год

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ Название мероприятия Ответственный Итоги работы методической работы школы за первую четверть Т.И. Трофименко Методические рекомендации по обобщению передового педагогического опыта Т.И. Трофименко Конкурсы педагогического мастерства Т.И. Трофименко Научно-исследовательская деятельность учащихся Т.И. Трофименко Участие педагогов школы в ПНПО Т.И. Трофименко ФГОС ООО Т.И. Трофименко ОРКСЭ Т.И. Трофименко ГИА, ЕГЭ обзор методических новинок Т.И. Трофименко

ВОПРОС 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБОБЩЕНИЮ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГ О ОПЫТА Методические рекомендации ГБОУ ККИДППО

ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ ТРАДИЦИОННЫЙ ОПЫТ ОПЫТОПЫТ

КРИТЕРИИ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Критерий Документы, подтверждающие соответствие представленных материалов критерию 1. Актуальность Справка* о соответствии критерию с указанием элементов соответствия, подписанная руководителем ТМС (для учреждений НПО, СПО – краевой Научно-методический центр) 2. Научность Справка* о соответствии критерию с указанием элементов соответствия, подписанная руководителем ТМС (для учреждений НПО, СПО – краевой Научно-методический центр)

КРИТЕРИИ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Критерий Документы, подтверждающие соответствие представленных материалов критерию 3.Результативность Справка*, подписанная руководителем ТМС (для учреждений НПО, СПО – краевой Научно-методический центр), о наличии подтверждённого диагностикой в течение не менее чем двух учебных лет высокого уровня обученности (воспитанности) учащихся и (или) список учащихся-победителей конкурсов, олимпиад, фестивалей, иных мероприятий (с указанием места и уровня мероприятия), заверенный руководителем ОУ 4. Новизна (инновационность) Справка* о соответствии критерию с указанием элементов соответствия, подписанная руководителем ТМС (для учреждений НПО, СПО – краевой Научно-методический центр)

5. Оптимальность Справка о соответствии критерию с указанием элементов соответствия, подписанная руководителем образовательного учреждения 7.Технологичность Справка* о соответствии критерию с указанием элементов соответствия, подписанная руководителем ТМС (для учреждений НПО, СПО – краевой Научно- методический центр) с приложением списка педагогов, не менее одного учебного года работающих с использованием представляемого ППО или его отдельных элементов** КРИТЕРИИ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Для зарождения и развития ППО необходимы определенные условия: наличие в школе творческой обстановки; положительное отношение к росткам передового (замечать, поддерживать, развивать) со стороны руководителей школы; наличие в школе системы работы по управлению процессом формирования опыта.

Основные пути выявления ППО: наблюдение и результаты анализа уроков, воспитательных мероприятий по различным темам и вопросам учебно-воспитательной работы, позволяющие сравнить опыт работы педагогов; результаты мониторинга качества обученности и воспитанности учащихся; информация руководителей образовательных учреждений об учителях, работающих в инновационном режиме;

Основные пути выявления ППО: беседы и анкетирование учащихся и родителей; анкетирование педагогов; ознакомление с планами работы и другой документацией учителей; анализ дидактического материала, наглядных пособий, оборудования уроков; изучение работы методобъединений; педагогические советы, совещания по проблемам педагогики;

Основные пути выявления ППО: педагогические выставки; педагогические чтения; конкурсы профессионального мастерства; диспуты и дискуссии по актуальным проблемам учебно-воспитательной работы; творческие отчеты; педагогические консультации и др.

Изучению и обобщению может подлежать: целостная система педагогической деятельности; система работы педагога по какой-либо одной проблеме; использование одного эффективного приема или опыт освоения новых технологий.

ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА В МУНИЦИПАЛЬНЫЙ БАНК ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Материалы для внесения в муниципальный банк ППО могут быть представлены: 1) методической службой школы; 2) РМО учителей-предметников.

Для внесения материалов педагогического опыта методической службой школы необходимо представить в учебно-методический отдел МКУ ЦРО: 1. ЗАЯВКУ ОТ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ

ЗАЯВКА ОТ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ Директору МКУ «Центр развития образования» ЗАЯВКА Прошу внести в муниципальный банк передового педагогического опыта педагогический опыт _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _ Ф. И. О. автора опыта, должность, наименование образовательного учреждения по проблеме (теме) _____________________________________________________________ Данный педагогический опыт внесён в школьный банк передового педагогического опыта решением _____________________________________________________________ Дата Директор МБОУ (МАОУ) СОШ подпись ФИО МП

2. Две рецензии на представляемый педагогический опыт (из учреждения, в котором педагог, представляющий педагогический опыт, работает в настоящее время, и (или) из иного образовательного учреждения общего, среднего или высшего профессионального образования) на бумажном носителе

ОПИСАНИЕ ППО 1. Обзор степени изученности темы педагогического опыта История изучения темы педагогического опыта в педагогике, в образовательном учреждении и муниципальном образовании Основные понятия, термины в описании педагогического опыта. 2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта. 3. Содержание педагогического опыта Актуальность педагогического опыта Научность в представляемом педагогическом опыте Результативность педагогического опыта Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта Оптимальность представляемого педагогического опыта Технологичность представляемого педагогического опыта Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте Описание основных элементов представляемого педагогического опыта. 4. Выводы.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Полное наименование учреждения ТЕМА: «Формирование базовых компетентностей учащихся средствами офисных технологий в системе подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку» Автор опыта: Успасская Людмила Александровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 12 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район ст.Ленингрдская 2012 год

ЗАПОЛНЕННУЮ ИНФОРМАЦИОННУЮ КАРТУ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА __________________________________________________________ фамилия, имя, отчество автора ППО _________________________________________________________ место работы, должность, наименование ОУ и муниципального образования __________________________________________________________ Дата рождения автора ППО: Базовое образование автора ППО Наименование учебного заведения, специальность, квалификация, дата окончания Тема педагогического опыта Педагогический стаж и квалификационная категория: Звания, награды, премии, учёная степень автора ППО: Участие автора в научных педагогических конференциях, профессиональных конкурсах: ___________________________________________ название конкурса, год участия, результат Обобщался ли ранее иной педагогический опыт автора (проблема, тема): Публикации автора по теме обобщаемого педагогического опыта: название и выходные данные публикации Данный педагогический опыт внесён в школьный банк передового педагогического опыта решением_________________________________________________ Рабочий адрес, телефон автора : Домашний адрес, телефон автора: Мобильный телефон автора Адрес электронной почты:___________________________________

ТЕМА ОПЫТА должна отражать главное направление и содержание работы и соответствовать следующим требованиям: конкретность формулировки; отражение связи «результат-средство» («средство- результат»), «результат-процесс» в формулировке темы; корректное использование (педагогических и психологических терминов). Выбор темы слишком большой по объему. (Например, «Личностно-ориентированный подход в обучении русскому языку и литературе») ОШИБКА

ПРИМЕР ТЕМЫ: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ: ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ОФИСНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1. ОБЗОР СТЕПЕНИ ИЗУЧЕННОСТИ ТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА История изучения темы педагогического опыта в педагогике, в образовательном учреждении и муниципальном образовании (какие теории, законы, закономерности творчески реализуются автором). В данном разделе автор опыта анализирует нормативно- правовую базу (Законы РФ, Указы, Постановления, Приказы и т.п.), на которую опирается при описании ППО. Кроме этого педагог подробно излагает ведущую педагогическую идею, которая лежит в основе изучаемого опыта, указывает авторов, чьи научные труды изучал в процессе работы над опытом. Длительность работы над опытом (на региональном уровне) не менее 3-х лет (с момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием и действительным до момента выявления результативности опыта). Диапазон опыта (система уроков, система внеклассной работы, единая система «урок-внеклассная работа».

1.2. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта. В данном разделе автор составляет глоссарий (словарь узкоспециализированных терминов), который использует при описании передового педагогического опыта, дается формулировка основных понятий, раскрывающих тему исследования.

НАПРИМЕР ГЛОССАРИЙ Актуальность педагогического опыта – (греч. actualis – деятельный) один из критериев передового педагогического опыта, выражающийся в соответствии этого опыта современным тенденциям общественного развития, передовым идеям педагогической науки Анализ педагогического опыта – способ исследования педагогических объектов, позволяющий вычленять отдельные части из целого и подвергать их самостоятельному изучению. Процедура мысленного расчленения результатов педагогической деятельности на диагностируемые признаки свойств личности педагога с целого изучения их самих и закономерных связей между ними. Аттестация учителей – комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений.

2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КЛАССА (ГРУППЫ) ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВОСПИТАННИКОВ), ЯВЛЯЮЩИХСЯ БАЗОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА. Указывается учреждение, послужившее базовой площадкой для проведения экспериментальной работы. Условия возникновения, становления опыта (необходимые сведения о микрорайоне, социальной среде, классе, данные предварительной диагностики по теме опыта).

3. СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Актуальность педагогического опыта. Актуальность опыта (анализ соответствия целей и задач опыта социальному заказу общества. Выявление противоречий и затруднений, которые встречаются в массовой практике и успешно решаются в опыте). Ведущая педагогическая идея опыта – центральная, основная мысль, вытекающая из опыта, соответствующая заявленной теме.

3.2. Научность в представляемом педагогическом опыте. В данном разделе автор опыта предоставляет теоретический анализ, обобщение фактов и условий выявления новых закономерностей, лежащих в основе педагогического опыта. Научная новизна исследования заключается в том, что для разрешения проблемы развития базовых компетентностей учащихся в сфере познавательной деятельности используются понятия и термины, раскрывающие сущность изучаемого вопроса.

3.3. Результативность педагогического опыта. Определить возможность получения высоких результатов (качество знаний учащихся, уровень их воспитанности и интеллектуального развития). Анализ полученных результатов в деятельности педагога можно представить в виде таблиц, схем, диаграмм, рисунков и т. п. Диагностические данные результативности опыта берутся за последние 3 года по одной и той же диагностической методике в сравнении предыдущего состояния данной группы детей (что было) и настоящего (как стало). Результативность опыта исследуется строго по заявленной теме. Стабильность результатов проявляется в сохранении заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно продолжительного времени.

Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта (репродуктивность, рационализаторство, новаторство) педагогических идей, приемов, средств и методов педагогического воздействия по сравнению с общепринятыми в практике, которая может проявляться на уровне разработки нового содержания, новых форм, методов обучения и воспитания, эффективного совершенствования педагогического труда и повышения его результатов, а также как эффективное применение на практике известных научных положений и совершенствование на этой основе целостного образовательного процесса или его отдельных направлений.

Оптимальность представляемого педагогического опыта данного опыта в целом педагогическом процессе, который обеспечивает достижения более высоких результатов при наименьшей затрате сил и времени, не допуская перегрузки детей и педагогов, а также возможность вписать опыт в существующую систему работы, не жертвуя при этом решением других воспитательных и образовательных задач.

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта (система конкретных педагогических действий, организация содержания, формы, приемы). Описание технологии осуществляется в следующей последовательности: Определение цели (под целью педагогической деятельности понимается мысленное представление конечного результата). Постановка задач, способствующих достижению данной цели. Описание содержания образования и средств достижения цели (способов, методов и приемов для достижения положительных результатов, форм организации работы). Алгоритм осуществления педагогических действий с описанием особенностей технологии автора опыта.

Цель исследования Цель должна отражать сущность исследования, планируемый результат. Ключевыми словами в формулировке цели могут быть следующие: «выявление», «разработка», «обобщение», «определение». Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач.

Задачи исследования. В работе выдвигается 2-4 задачи, представляющие собой сущность основных этапов опыта работы. Первая задача отражает направленность работы, связанной с изучением литературы по использованию данной педагогической технологии. Например, «провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме». Вторая задача характеризует направленность, цель экспериментальной части ППО. Например: «выявить уровень сформированности навыков ЗОЖ у младших школьников». Третья задача связана с практической значимостью опыта работы (разработкой методических рекомендаций и т.п.). Например, «разработать методические рекомендации по совершенствованию процесса формирования экологической культуры младших школьников».

ОШИБКА Стремление взять за основу описания литературные источники, а о своем опыте сказать мимоходом. (Педагоги переписывают статьи из журналов, учебников, монографий и других публикаций, а свой опыт идет в качестве примера, подтверждающего известные положения или, того хуже, вообще отсутствует.)

Примечание. При раскрытии технологии опыта ссылки на приложения обязательны.

3.7. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте (методы обучения, воспитания). Показ конкретной методики работы. На методическом уровне даётся характеристика достигнутых результатов, показываются принципиальные улучшения при реализации этих методик и методов работы. Приводится перечисление названий методов, использованных в процессе экспериментальной деятельности. Это могут быть методы следующих групп: теоретические (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, моделирование, индукция и дедукция); эмпирические (наблюдение, эксперимент, опрос экспертов, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности, измерение, подсчет, ранжирование и др.).

3.8. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта. В данном разделе автор опыта описывает элементы уроков (внеклассных занятий), приводит примеры беседы, упражнений, карточек и тому подобное.

4. ВЫВОДЫ. В этой части кратко и четко излагается соответствие содержания представленной работы теме исследования; оригинальность, степень новизны положений, которые отражены в данном опыте; основные результаты инновационной педагогической деятельности и сделанные на их основе выводы; обоснованность и достоверность выводов и рекомендаций, их практическая и социальная значимость. Репрезентативность исследования характеризуется достаточной проверкой опыта по времени, подтверждением положительных результатов не только в работе одного учителя, но и в деятельности всех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение.

Поверхностное описание без отбора существенных фактов, т.е. без анализа всей работы. Отсутствие описания педагогических исканий, трудностей и нерешенных проблем. Односторонний показ деятельности педагога (не указывается, сколько времени потребовалось на проведение той или иной работы). Эмпирический характер содержания докладов. ОШИБКИ

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Текст располагается на листах формата А-4. Поля: сверху – 2 см, снизу – 2,5 см., справа 1 см., слева – 3 см. Размер кегля – 14, межстрочный интервал – одинарный. Каждый новый раздел начинается на новой странице. Названия разделов печатаются полужирными прописными буквами. Шрифт – Times New Roman. Нумерация страниц проставляется сверху в центре листа. Первой страницей считается титульный лист, на нем номер не ставится. Следующие страницы нумеруются начиная с цифры 2.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ИЛЛЮСТРАЦИИ, РИСУНКИ, ДИАГРАММЫ Иллюстрациям присваивается последовательная нумерация в пределах всего материала. Например, рис.1, рис. 2 и т. д. Все рисунки должны иметь подрисуночную надпись, например: Рис. 5. Модель структуры управляющей системы школы.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ТАБЛИЦЫ Таблицы также последовательно нумеруются в пределах всего материала. Над правым верхним углом таблицы помещается надпись «Таблица» с указанием её порядкового номера, например, «Таблица 1». На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «таблица» в тексте пишется полностью, если таблица не имеет номера, и сокращенно – если имеет номер. Например, «…в табл.15». В повторных ссылках на таблицу следует указывать сокращенно слово «смотри». Например, «см. табл. 15».

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ТАБЛИЦЫ Таблицы заполняются шрифтом Times New Roman, размер кегля – 12, межстрочный интервал – одинарный. Допускается заполнение таблицы размером кегля 10, если таблица очень объёмная.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Номер компонента Название компонента Длительность (мин.) Вес в общем балле (в %) Выбор ответа С кратким ответом Структурированные вопросы и со свободным ответом При переносе таблицы на следующую страницу с правой стороны указывают: Продолжение таблицы 15 Таблица Школьная оценка практических навыков-20 5 и т. д.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ТАБЛИЦЫ Таблицы заполняются шрифтом Times New Roman, размер кегля – 12, межстрочный интервал – одинарный. Допускается заполнение таблицы размером кегля 10, если таблица очень объёмная.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ При ссылке на литературный источник в тексте приводится порядковый номер использованной литературы, заключенный в квадратные скобки, например: [2, с ].

Литературные источники указываются в конце работы перед приложением. При этом библиография составляется в следующем порядке: 1. Законы РФ; Указы Президента РФ; Постановления Правительства РФ; 2. Нормативные документы и акты; специальная литература, в т. ч. малотиражные документы и отчеты (в алфавитном порядке).

Примеры оформления библиографии Данилов А. А. История России IX – XIX вв. Справочные материалы. М.: Владос, с. Анисимов Е. В. Петр Первый: Рождение империи //История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX в. /Сост. С. В. Мироненко. М.: Политиздат, С

Примеры оформления библиографии Журналы и газеты Писарькова Л. Ф. Развитие местного самоуправления в России до Великих реформ: обычай, повинность, право//Отечественная история , С Известия, июня (если в газете более 6 страниц, указывается и страница)

Примеры оформления библиографии ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ Русский орфографический словарь РАН [Электронный ресурс]/Под. Ред. В. В. Лопатина – электрон. Дан. – М.: Справочно-информационный интернет- портал «Грамота. Ру», – Режим доступа: http// – Загл. с экрана.

Содержание и оформление приложений Страницы приложения продолжают сквозную нумерацию материала передового педагогического опыта. Само приложение нумеруется арабскими цифрами, чтобы на него можно было ссылаться в конце соответствующего текста