1 Принципы и технологии проектирования основных образовательных программ вуза на основе ФГОС ВПО нового поколения Юлия Анатольевна Моисеева октябрь 2010.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Advertisements

Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
О задачах вуза в условиях перехода на уровневую систему ВПО и новые ФГОСы.
Основные образовательные программы Рекомендации по формированию.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет» Принципы и технологии проектирования основных образовательных программ вуза на основе ФГОС ВПО нового.
Принципы и технологии проектирования основных образовательных программ вуза на основе ФГОС ВПО нового поколения.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Методические рекомендации попроектированию ООП в соответствии сфедеральными государственнымиобразовательными стандартамивысшего профессиональногообразования.
Требования ФГОС ВПО третьего поколения. Информация о совещании проректоров в МГМУ от г. Г. МОСКВА Проректор по УВ и СР, доцент З.З.Нажмудинов.
Ассоциация классических университетов России (АКУР) Технологии проектирования основных образовательных программ вуза на основе ФГОС ВПО нового поколения.
РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
Вузовские основные образовательные программы бакалавриата на основе ФГОС-3: принципы разработки и реализации Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель.
Принципы и технологии проектирования основных образовательных программ вуза на основе ФГОС ВПО нового поколения.
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
Рекомендуемые методические подходы при проектировании основных образовательных программ при реализации ФГОС 3+
Транксрипт:

1 Принципы и технологии проектирования основных образовательных программ вуза на основе ФГОС ВПО нового поколения Юлия Анатольевна Моисеева октябрь 2010

2 Из Типового положения о вузе (от 14 февраля 2008 г.) 39. Основная образовательная программа включает в себя: ……..разрабатывается и утверждается высшим учебным заведением самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерных образовательных программ, разработку которых осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации. При этом примерные образовательные программы имеют рекомендательный характер

3 Из Типового положения о вузе (от 14 февраля 2008 г.) 39. Организация образовательного процесса в высшем учебном заведении по основным образовательным программам высшего профессионального образования регламентируется расписанием занятий и образовательной программой. Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут разрабатываться и реализовываться совместно несколькими высшими учебными заведениями, в том числе зарубежными, в порядке, устанавливаемом Министерством образования и науки Российской Федерации.

4 Из Типового положения о вузе (от 14 февраля 2008 г.) 39. Высшее учебное заведение ежегодно обновляет основные образовательные программы (в части состава диссиплин (модулей), установленных высшим учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, диссиплин (модулей), программ учебной и производственной практики, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

5 Из Типового положения о вузе (от 14 февраля 2008 г.) 42. Учебные занятия в высшем учебном заведении проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных работ, коллоквиумов, самостоятельных работ, научно- исследовательской работы, практики, курсового проектирования (курсовой работы). Высшее учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий. Для всех видов аудиторных учебных занятий академический час устанавливается уставом высшего учебного заведения в пределах минут.

6 Из Типового положения о вузе (от 14 февраля 2008 г.) 43. Учебная и производственная практика, предусмотренная федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, осуществляется на основе договоров между высшими учебными заведениями и организациями, в соответствии с которыми указанные организации независимо от их организационно-правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию. Порядок проведения учебной и производной практик студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.

7 Из Типового положения о вузе (от 14 февраля 2008 г.) 45. Высшее учебное заведение оценивает качество освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации выпускников. 46. Система оценок при проведении промежуточной аттестации обучающихся, формы, порядок и периодичность ее проведения указываются в уставе высшего учебного заведения. Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся утверждается в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения.

8 Из Типового положения о вузе (от 14 февраля 2008 г.) 46. Студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях по образовательным программам высшего профессионального образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным диссиплинам. Студенты, обучающиеся в сокращенные сроки, по ускоренным образовательным программам и в форме экстерната, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 20 экзаменов. Студентам, участвующим в программах двустороннего и многостороннего обмена, могут перезачитываться диссиплины, изученные ими в другом высшем учебном заведении, в том числе зарубежном, в порядке, определяемом высшим учебным заведением.

9 Из Типового положения о вузе (от 14 февраля 2008 г.) 47. Итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. Итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию по образовательным программам высшего профессионального образования, осуществляется государственной аттестационной комиссией в соответствии с положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации.

10 Заключение о составе необходимого нормативно- методического обеспечения ООП вуза Основная образовательная программа вуза, как система документов, самостоятельно разрабатываемая и утверждаемая высшим учебным заведением, регламентирующая цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, а также оценку качества подготовки обучающихся и выпускников, должна состоять из следующих элементов:

11 1. Общие положения 1.1. Основная образовательная программа (определение) 1.2. Нормативные документы для разработки ООП 1.3. Общая характеристика ООП 1.4 Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ООП 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП 2.1. Область профессиональной деятельности выпускника 2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника 2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника 2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника 3. Компетенции выпускника ООП, формируемые в результате освоения данной программы Рекомендуемый состав документов, составляющих ООП вуза

12 Рекомендуемый состав документов, составляющих ООП вуза 4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП 4.1. Календарный учебный график 4.2. Учебный план 4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, диссиплин (модулей) 4.3. Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся 5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП 6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников 7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися 7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП 8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся

13 При составлении учебного плана подготовки бакалавров в ООП вуза необходимо учесть: Базовые части УЦ соответствуют ФГОС ВПО (трудоемкость должна соответствовать предложенной «вилке») ; Вариативные (профильные) части УЦ составляются вузом с учетом рекомендаций ПООП; В вариативных частях УЦ указываются профильные диссиплины, в т.ч. по выбору студента. Структура учебного плана бакалавриата позволяет осуществлять подготовку бакалавра в соответствии с профилями подготовки.

14 Общая трудоемкость одного учебного года 60 з.е. (из ФГОС); Общая трудоемкость диссиплин дается в зачетных единицах и академических часах с распределением по семестрам; Одна з.е. равна 36 часам, за исключением курса Физическая культура, для которого 2 з.е. соответствуют 400 часам (последнее – из ФГОС) Общая трудоемкость диссиплины не м.быть меньше 2 з.е. (за исключ. дисс. по выбору). По диссиплинам более 3 з.е. должна выставляться ОЦЕНКА (из ФГОС); Для каждой диссиплины (модуля) указываются виды учебной работы и формы аттестации; При составлении учебного плана подготовки бакалавров в ООП вуза необходимо учесть:

15 При составлении учебного плана подготовки бакалавров в ООП вуза необходимо учесть: Суммарное количество в учебном году зачетов – не более 12, экзаменов - не более 10 (из типового положения о вузе); Максимальный объем учебных занятий не может составлять более 54 академических часов в неделю (из типового положения о вузе); Количество аудиторной недельной нагрузки не более 32 часов (из ФГОС, для разных направлений – число м.быть разным); Одна неделя практики соответствует примерно 1.5 з.е.;

16 При составлении учебного плана подготовки бакалавров в ООП вуза необходимо учесть: В учебном процессе должно предусматриваться широкое использование активных (тренинги, деловые игры) и интерактивных (компьютерные симуляции и др.) форм обучения: 30% ауд. занятий у бакалавров, 40% - у магистров. В рамках учебных курсов должны предусматриваться встречи с российскими и зарубежными работодателями, мастер-классы экспертов. В учебных программах диссиплин (модулей) результаты обучения должны увязываться с приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Не менее одной трети вариативной части суммарно по трем циклам д.быть диссиплины по выбору студента (из ФГОС

17 Порядок создания образовательных программ на основе ФГОС ВПО нового поколения (в идеале) Определить Цель (миссию ООП). Определить набор универсальных и профессиональных компетенций для направления подготовки в целом (на основе ФГОС, с учетом потребностей обучающихся и рынка труда) Определить основной профиль подготовки Определить перечень компетенций, определяющий профильную направленность ООП Определить набор модулей (групп диссиплин, диссиплин, практик и т. п.), формирующих данные компетенции или их элементы и «сверху» установить их пропорциональную трудоемкость исходя из общей трудоемкости ООП (240 кредитов – бакалавриат, 120 кредитов – магистратура) и из расчета 60 кредитов в год.

18 Порядок создания образовательных программ на основе ФГОС ВПО нового поколения (в идеале) Определить последовательность освоения диссиплин (модулей) и их реальное наполнение (в часах аудиторной и самостоятельной работы студента, включающих все формы текущего контроля и промежуточной аттестации) каждого модуля, диссиплины, практики и т.д., то есть сформировать Учебный план Определить для каждой диссиплины (модуля) применяемые образовательные технологии. Сформировать Рабочую программу каждого модуля ( диссиплины и практики), где необходимо проработать и просчитать самостоятельную работу студента, создать фонды оценочных средств для текущего контроля и промежуточной аттестации по данному модулю (диссиплине) Сформировать все необходимое нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и ИГА Составить Полную матрицу компетенций и запустить «обратную связь», то есть все начать сначала!

19 Порядок создания новых ООП вуза, реализующих ФГОС ВПО, при переходе от старых образовательных программ к новым (в реальности) Первое, что пытаются сделать разработчики ООП при переходе от старых образовательных программ к ООП нового поколения это перевести «старый» учебный план из формата часов общей трудоемкости в формат зачетных единиц. Как правило используют «ДОЛЕВОЙ метод» при проектировании первого варианта учебного плана и подгоняют полученные значения трудоемкости его под «вилки» трудоемкости ФГОС

20 Порядок создания новых ООП вуза, реализующих ФГОС ВПО, при переходе от старых образовательных программ к новым (в реальности) Суть долевого метода перехода от часов к зачетным единицам сводится к следующим положениям. В качестве исходных для выполнения расчетов принимаются действующие учебные планы. Выраженная в академических часах суммарная трудоемкость диссиплин и других элементов (учебные практики, промежуточные и итоговая аттестация) четырехлетнего учебного плана бакалаврской подготовки при дневной форме обучения приравнивается к 240 зач. ед. (магистерского – соответственно к 120 зач. ед., специалиста – к 300 зач. ед.). Определяется доля учебных часов (приведенные часы) каждого элемента учебного плана (учебной диссиплины) в общем бюджете учебного времени. В соответствии с этими долями 240 зач. ед. распределяются между элементами учебного плана. Полученные дробные значения округляются до целых при условии, что сумма зачетных единиц по всем элементам учебного плана остается равной 240 зачетным единицам. При таком подходе выраженная в зачетных единицах трудоемкость любого элемента образовательной программы – учебной диссиплины, выпускной работы, учебной практики и т.д. указывает не столько на их часовые эквиваленты, сколько на то, какова доля этого элемента относительно показателя общей трудоемкости образовательной программы.

21 Порядок создания новых ООП вуза, реализующих ФГОС ВПО, при переходе от старых образовательных программ к новым (в реальности) Определяют полный набор компетенций выпускника данной ООП (из ФГОС + компетенции, определяющие «профиль») Составляют полную Матрицу соответствия всех требуемых компетенций и всех имеющихся элементов образовательной программы (модулей, диссиплин, практик, мероприятий текущего, промежуточного и итогового контроля) По итогам анализа Матрицы – делают существенную корректировку учебного плана (добавление новых модулей и диссиплин, удаление невостребованных, уточнение и перераспределение трудоемкости в зачетных единицах) Идет жесткая борьба кафедр за свои диссиплины – проблема мелкопредметности учебного плана. Выход – объединение диссиплин, работающих на одну компетенцию или на группу родственных компетенций (например, обеспечивающих профильную подготовку) в крупные образовательные модули (проблемы организации учебного процесса, связанные с «переходящими» на новый учебный год модулями)

22 Порядок создания новых ООП вуза, реализующих ФГОС ВПО, при переходе от старых образовательных программ к новым (в реальности) Далее - составляют рабочие программы всех модулей, диссиплин, практик и «наполняют» присвоенные этим модулям (диссиплинам, практикам) зачетные единицы – реальным учебным временем – аудиторные занятия (лекции, семинары, практикумы, мероприятия текущего контроля и промежуточной аттестации) и самостоятельная работа студента (включая подготовку к текущему контролю и промежуточной аттестации). Здесь особая задача проектирования - расчет реально затрачиваемого времени студентом и учебно- методическое обеспечение самостоятельной работы студента)

23 Проблемы, возникающие, при «кредитно- модульной» организации учебного процесса: Сложная задача при проектировании образовательных модулей: «увязка» и согласование программ диссиплин и практик, входящих в состав модуля, обеспечение «студентоцентрированного» подхода преподавателей, обеспечивающих проектирование и реализацию модуля Самим вузам необходимо определить – в каких документах (ведомостях, специальных учетных индивидуальных книжках студента, в модифицированных зачетных книжках?) будет вестись учет полученных и накопляемых студентом кредитов в процессе обучения. В сегодняшней организации учебного процесса это не предусмотрено.

24 Проблемы, возникающие, при «кредитно- модульной» организации учебного процесса: Мешают формировать модули заданные во ФГОС циклы ( а ведь скорее всего надо будет опять сдавать учебный план «в Шахты на сверку»!); При формировании крупных модулей («переваливающих» через один учебный год) затруднительно рассчитывать трудоемкость каждого учебного года (60 з.е.). Видимо надо вводить внутри модуля «курсовые модули», которым присваивать «условный вес» в зачетных единицах (которые служат только для расчета трудоемкости учебного года, нагрузки преподавателей и студента в учебном году). Зачетные единицы студенту после освоения «курсовых модулей» не начисляются, начисляются зачетные единицы только после успешного освоения модуля целиком.

25 Проблемы, возникающие, при «кредитно- модульной» организации учебного процесса (продолжение) В таком случае необходимо ввести рубежную аттестацию (после освоения всего модуля) наряду с промежуточной аттестацией (в которую войдут зачеты и экзамены по диссиплинам и практикумам, входящим в модуль). Рубежная аттестация по итогам освоения модуля целиком возможна без проведения специального экзамена, а по итогам всех полученных внутри модуля оценок в рамках промежуточной аттестаций с заданным для каждого элемента модуля (диссиплины, практикума) весовым коэффициентом. Эта процедура может быть отрегулирована документами вуза – Положением о проведении текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и рубежной аттестации.

26 Общие рекомендации вузам при проектировании ООП В целях обеспечения успешности формирования профессиональных компетентностей образовательная программа должна отвечать не только требованию структурированности включенного в нее учебного материала, но и его связности или интегративности. При определении варианта последовательного, а также возможности параллельного изучения диссиплин должны учитываться виды связей между единицами включенных в них знаний, установление которых важно для формирования у студента компетентностей по видам деятельности и готовности выпускника к трудовой деятельности в целом. Связность содержания программы может быть обеспечена не только за счет помощью определенного структурирования изучаемых диссиплин, но и с помощью специальных форм работы со студентами (практик, стажировок, курсов и т.д.), выполняющих функцию интеграции содержания образования.

27 Общие рекомендации вузам при проектировании ООП Программой должны быть предусмотрены такие формы и методы работы со студентами, в которых усвоение учебного материала происходит в условиях, близких к условиям его применения, то есть на практике, например через стажировки, практики, полевые занятия, разработку и реализацию проектов, погружение студентов в предметную, например, в языковую среду и др. Образовательная программа должна быть ориентирована на повышение роли самостоятельной работы студентов. Она должна включать исследовательскую и проектировочную работу студентов в совместных с преподавателями группах, обеспечивая ее проблемно- ориентированный характер.

28 Общие рекомендации вузам при проектировании ООП Образовательная программа должна создать условия для максимального приближения системы оценивания и контроля студентов к условиям их будущей профессиональной практики. Помимо преподавателей, в качестве внешних экспертов должны более активно использоваться работодатели, студенты выпускных курсов вуза, преподаватели, читающие смежные диссиплины, важные для приобретения компетентности. Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами защит проектов, дипломных, исследовательских работ и др.; экспертная оценку групп студентов, преподавателей и работодателей и другие инновационные методы контроля и оценки. Новая система контроля должна позволить студенту иметь более объективную оценку учебной деятельности, адекватную условиям будущей практики.

29 Общие рекомендации вузам при проектировании ООП По форме образовательная программа должна быть такой, чтобы уже на первых этапах обучения обеспечить конкретное понимание студентами конечных целей, а также промежуточных целей своего образования по отдельным диссиплинам и годам обучения. Иными словами студент должен видеть свой путь движения к приобретаемой в вузе профессиональной компетентности, идя от задач своей будущей деятельности в целом к построению ее отдельных частей. Образовательная программа должна обеспечивать в большей части проблемный, исследовательский характер обучения, мотивирующий студента на поиск средств снятия собственных ограничений и приобретения требуемых компетентностей.

30 Общие рекомендации вузам при проектировании ООП В программе должны быть определены ресурсы, используемые для ее реализации: информационные, организационные, кадровые, мотивационные, материально-технические, научно-методические, финансовые. Если имеющихся ресурсов недостаточно, то должен быть конкретно указан их недостаток и разработан план по их созданию, позволяющий приступить к реализации образовательной программы в запланированные сроки и обеспечить ее реализацию.

31 Общие рекомендации вузам при проектировании ООП Ответ на вопрос о том, какими должны быть структура и содержание программ высшего профессионального образования для того, чтобы в их рамках формировались компетенции, обеспечивающие выпускнику возможность быть эффективным и мобильным субъектом трудовой деятельности, требует совместной работы большого коллектива преподавателей. Процесс проектирования обуславливает создание различных групп для решения, возникающих на его этапах задач, связанных с интеграцией блоков диссиплин, выделением взаимосвязей образовательной и профессиональной подготовки и др. Поэтому для успешной его реализации в создаваемые группы обязательно должны входить специалисты, владеющие общей методологией развития образовательных систем, специалисты в разных областях предметного знания (гуманитарного, естественно-научного), управленцы.

32 Спасибо за внимание! Юлия Анатольевна Моисеева