(на материале повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока: «Жизнь сердца» (По повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»)
Advertisements

Николай Михайлович Карамзин ( ). жизнь сердца «Карамзин первый на Руси начал писать повести,… в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца.
(внешний облик героини через лингвостилистический анализ)
«Родное и близкое» в русской классической литературе. Народные истоки рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». Автор Герасимова Надежда Николаевна учитель.
Виталий Закруткин «Матерь человеческая» «Матерь человеческая»урок-размышление Автор презентации: Васильева В.А. Учитель русского языка и литературы МОУ.
ХОЧЕШЬ УЗНАТЬ О СЕБЕ? тест для учащихся Дорогой любитель заполнять тесты и тем самым познавать себя! Говорят, что глаза – зеркало души, а чтение ее лучший.
«Знакомая незнакомка». Автор Рыль Н.И. учитель экологии МОУ «СОШ п.Бурный».
«Бедная Лиза» Обобщение Учитель: Лукина Елена Астратовна.
Тема проекта: «Жизнь доисторических животных» Творческое название : «Причины исчезновения динозавров» Автор: учитель начальных классов МОУ Стрелецкой СОШ.
«Перезвоны» симфония-действо В.А.Гаврилин. Молитва.
«Я дышу и значит я люблю, Я люблю и значит я живу…» В.Высоцкий Хохленко Г.В., учитель русского языка и литературы.
Имя твоё несу через жизнь как святыню. Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя, вся.
День МАТЕРИ Этот праздник – праздник вечности: из поколения в поколение для каждого человека мама – самый главный человек в жизни. Литвиненко О.Ю. учитель.
Николай Михайлович Карамзин 1766 – 1826 гг. Портрет 1805 года « Карамзин был красив собою и весьма любезен» (Д.П.Рунич.) «Он роста высокого. На его лице.
Литература и мы, читатели Вводный урок в 10 классе Учитель Тетерина Л. Н.
Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». 1. Особенность языка произведений Карамзина в том, что: А) писатель приблизил его к живой разговорной речи Б) писатель использовал.
Цитата: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками». (А. Грин.) Тема учебного проекта: Изучение повести.
Шкробот Оксана Николаевна, учитель начальных классов МОУ СОШ 38 города Костромы Предмет: литературное чтение.
«Вещное и вечное в повести Н. В. Гоголя «Портрет». Что победило, что погубило и почему?
У РОК - РАЗМЫШЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО «Ж ИТЬ ПО ЗАКОНАМ ДОБРА И ЧЕЛОВЕЧНОСТИ » ( ПО РАССКАЗУ.
Транксрипт:

(на материале повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»)

Автор проекта учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 2» г. Шумерля ЧР Халилулина Галина Ивановна

Аннотация В нас век прагматизма и подмены критериев истинной значимости человека на первый план выдвигается рационализм. Одна из проблем нашего общества – «безработность» души, которую подменяет разум. Обращение к повести Н.М. Карамзина обусловлено тем, что герои его повести в своих поступках руководствуются чувствами, «мыслят чувствами». С точки зрения Карамзина, критерием оценки жизни человека является его близость к живой природе и народному духу. Главной ценностью в жизни, по Карамзину, является внутренний мир человека – «жизнь сердца». Анализируя, размышляя, сопереживая, ученик – читатель учится понимать жизнь и самого себя, учится строить свои отношения с реальной действительностью, а образы ведут к решению вопроса: «Как надо жить – чувствами или разумом?»

Дидактические цели: 1. Формирование компетентности при анализе художественного произведения. 2. Умение видеть проблему и решение её писателем. 3. Умение делать лингвостилистический анализ текста. 4. Формирование критического мышления, навыков работы в команде. 5. Формирование навыков самостоятельной работы с разными источниками.

Методические задачи: 1. Научить обрабатывать и обобщать собранный материал. 2. Научить делать лингвостилистический анализ текста. 3. Высказывать собственную точку зрения на проблему. 4. Научить кратко излагать свои мысли.

Основополагающий вопрос «Как надо жить – чувствами или разумом?»

Вопросы учебной темы: 1. Почему Н.М Карамзин в своей повести обращается к историческому прошлому русского народа? 2. Что, с точки зрения автора, является главной ценностью в жизни? 3. Как он решает эту проблему в повести? 4. В чем проявилась «жизнь сердца» в повести ? 5. Оказывает ли на формирование характера среда «обыкновенного быта»?

Темы исследований учащихся: 1. Историческая основа повести. 2. Внешний облик. (Какие средства выразительности использует автор в описании внешнего облика). 3. Отношение автора к своей героине.

Трактовка темы: жизнь сердца «Карамзин первый на Руси начал писать повести… в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного быта». В.Г. Белинский

1.Чем было вызвано обращение Н.М. Карамзина к историческому прошлому народа? Историческая основа повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» (исследовательская работа учащихся в форме презентации)

Внешний портрет героини через лингвостилистический анализ (исследовательская работа учащихся представлена в презентации)

В чем проявилась «жизнь сердца и страстей в повести?» вернейшее изображение его сердца «…описание дневных упражнений человека есть вернейшее изображение его сердца. По крайней мере, я так думаю и с дозволения моих любезных читателей опишу, как Наталья, боярская дочь, проводила время свое от восхода до заката красного солнца» Н.М. Карамзин

1. Нравственная атмосфера семьи, любовь отца, няни. 2. Гармония и красота природы. 3. Ежедневные утренние службы, молитвы с усердием. 4. Рассказы отца о приключениях благочестивого князя Владимира и могучих богатырей российских. 5. Занятия рукоделием (вышивать, плести кружево, сучить шелк, низать ожерелья). 6. Невинные забавы (прогулки в саду или поле, катание в санях по городу, игры, песни – все не нарушая благопристойности.) «Вернейшее изображение сердца»

«Чудное дело! Любовники никогда не могут наглядеться друг на друга… У ворот боярского дому Наталья в последний раз взглянула на красавца и нежным взором сказала ему: «Прости, милый незнакомец!»» «Новый свет воссиял в душе её…»

Отношение автора к героине «Судьба, судьба! Ужели ты не сжалишься над нею? Ужели захочешь чтобы светлые глаза её от слёз померкли?»

- чувствовала в сердце своем тихую радость; - чувствовала некоторую грусть томность в душе своей; - Сердце… желает чего-то другого: оно хочет такого сердца… которое вместе с ним составляло одно чувство, нежное, странное, пламенное… - новый свет воссиял в душе её… - не сомневайтесь в силе взаимного влечения, которое чувствуют два сердца, друг для друга… сотворенные - в глазах «изображались пламенные чувства, любовью кипящее сердце» - сердце мое знает… сердце моё говорит - Наталья просыпалась и - любила; вставала с постели и - любила; молилась - и любила; что ни думала - всё любила и всем наслаждалась; - чувства их составляли восхитительную гармонию

«Благословение» искренних человеческих чувств «Я не знаю и не спрашиваю, кто вы, но именем великого Бога, которого нам и мрак ночи и шум бури проповедует, - именем непостижимого, ужасного для злых, для добрых милосердного обещаю вам благоденствие в жизни, если вы будете всегда любить друг друга, ибо любовь супружеская есть любовь святая, Божеству приятная, и кто соблюдает её в чистом сердце – в нечистом же она жить не может, - тот приятен Всевышнему. Грядите с миром и помните слова мои!»

Результат проекта: 1. Открытый урок по литературе в 8 классе на тему «Жизнь сердца» (по повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь») 2. Презентация к уроку.

Библиографический список: 1. В.Я.Коровина. Литература, учебник-хрестоматия, 8 класс.- М.: Просвещение, 2002 г. 2. Школьные энциклопедии «Руссика»: «История России 9-18 века», «История России века». - М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003 г. 3. А.Г. Венецианов. Портрет крестьянки. На пашне. Весна.// Российский исторический журнал «Родина», 1995, 11; 1996, Евгений Осетров. Твой Кремль. М.: Издательство «Малыш», 1974 г. 5. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение,1985 г. 6. Д.Э.Розенталь. Справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение,1972 г.