Современное воспитание Николай Михайлович БОРЫТКО, доктор педагогических наук, профессор E-mail: borytko@nm.ru;

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВОСПИТАНИЕ как Педагогика Бытия Николай Михайлович БОРЫТКО, доктор педагогических наук, профессор
Advertisements

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Стандарты второго поколения.
Цель программы: - создать условия для реализации программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в УМК.
Педагогическая поддержка семьи Выполнил студен 2 курса 3 группы Физико-Математического Факультета Ткачев Игорь.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
это человек с определенным социально- принятым способом поведения, являющийся носителем общечеловеческих ценностей, осознанной нравственной позиции.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Чудина Светлана Владимировна учитель русского языка и литературы МОУ Дмитриевщинской ООШ 2010г. Создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания.
Программа развития классного коллектива Автор: Муданова Светлана Александровна, классный руководитель 7 класса МБОУ «Сыресинская ООШ»
«Формирование адекватного потенциала личности ребенка с НОДА на основе здоровьесберегающей педагогики»
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Развитие субъектной позиции учащихся на основе системы традиционных Российских ценностей Научно-методический семинар для участников Городской экспериментальной.
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
Тема воспитательной работы: «Воспитание нравственных качеств в формировании конкурентоспособной личности»
Общение и презентация системы работы по формированию нравственных ценностей через ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
«Федеральный государственный образовательный стандарт» МКОУ «Нижнеиртышская СОШ»
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Транксрипт:

Современное воспитание Николай Михайлович БОРЫТКО, доктор педагогических наук, профессор

Ц итата дня Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Помогающее воспитание 2

Предмет воспитания Отношение как эмоционально- волевая установка человека на что-либо, т.е. выражение его позиции; мысленное сопоставление различных объектов или сторон данного объекта Помогающее воспитание

Ц ель воспитания Позиция как система доминирующих осознанных отношений человека к социокультурному окружению, самому себе и своей деятельности Помогающее воспитание

Ф ункции позиции Самопонимание рефлексия, «произведение» личностного смысла Самореализация выявление, раскрытие и опредмечивание своих сущностных сил Самоутверждение осознание себя и отношение к себе, предъявление своего «Я» другим людям Саморазвитие самосозидание, обеспечивающее неповторимость и открытость индивидуальности Самооценка сопоставление потенциала, стратегии, процесса и результата своей и других деятельности Помогающее воспитание

Субъектная позиция ЦЕННОСТНЫЕ отношения СМЫСЛОВЫЕ отношения НОРМАТИВНЫЕ отношения ОБЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЕ Помогающее воспитание 66

Три ориентира воспитания Результативный аспект Определяются обществом (закон, мораль) Регулируют поведение Оценка личности Воспитание как явление Нормы Ценности Смыслы Механизм воспитания Определяются целями Регулируют деятельность Оценка субъекта Воспитание как деятельность Специфика воспитания Определяются индивидом Регулируют общение Оценка индивидуальности Воспитание как процесс Помогающее воспитание

ВОСПИТАНИЕ это … Деятельность по управлению процессом индивидуально-личностного развития и субъектного становления человека включающая: освоение норм общества (социально-нормативный аспект), творческое саморазвитие (индивидуально-смысловой аспект); самоутверждение (ценностно-деятельностный аспект) Помогающее воспитание

ГРА Ж ДАНИН РОССИИ (РОССИ Й СКАЯ ИДЕНТИЧНОСТ Ь ) Национальные и общечеловеческие ценности, толерантность, духовность. Патриот России. Личные, общественные, государственные интересы и интересы других людей.

ГРА Ж ДАНИН РОССИИ (РОССИ Й СКАЯ ИДЕНТИЧНОСТ Ь ) Коллективизм и индивидуализм. Социальный мир, равенство в правах и распределение благ по труду. Устойчивое развитие. Демократия, свобода и ответственность

КОНВЕН Ц ИЯ О ПРАВА Х РЕБЕНКА (1989) Статья 29: образование должно быть направлено на… «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной»…

КОНСТИТУ Ц ИЯ Р Ф (1993) Статья 13 – идеологическое многообразие Статья 29 – свобода информации, запрет цензуры Статья 55 – возможно ограничение прав и свобод для защиты конституционного строя, здоровья, нравственности, законных интересов других людей

НА Ц ИОНАЛ Ь НАЯ ИДЕЯ И Ж И З НЕСПОСОБНОСТ Ь ГОСУДАРСТВА. ПОСТАНОВКА З АДАЧИ. - М.: НАУЧНЫ Й ЭКСПЕРТ, – 160 С. Австрия – «Австрия погибнет последней». Армения – «Помним прошлое, сильны в будущем». Греция – «Свобода или смерть». Испания – «Превыше всего – Испания, превыше Испании – Бог».

НА Ц ИОНАЛ Ь НАЯ ИДЕЯ И Ж И З НЕСПОСОБНОСТ Ь ГОСУДАРСТВА. ПОСТАНОВКА З АДАЧИ. - М.: НАУЧНЫ Й ЭКСПЕРТ, – 160 С. Каймановы острова – «Он основал это в морях». Лесото – «Мир. Дождь. Процветание». Туркс и Кайкос – «Один народ, одна нация, одна судьба».

Гуманитарность воспитания Механистическое понимание Гуманитарное понимание Представление о педагогическом взаимодействии как о линейном бескризисном процессе абсолютно лишено каких-либо объективных оснований Передача и усвоение, накопление или формирование опыта индивида Линейный непрерывный процесс Количественные методы оценки его результатов. Самостановление во взаимодействии с окружением Нелинейный, неоднородный процесс Качественные преобразования способности продуктивно осуществлять себя, воспринимать мир Помогающее воспитание

Кризисы и помощь Кризисность атрибутивный признак процесса субъектного становления человека. Человек должен быть готов встретить и преодолеть эти кризисы. Развитие человека в преодолении кризисов и затруднений. На закономерном характере кризисов саморазвития строится гуманитарно-целостный подход в воспитании. Помощь в преодолении кризисов основа содержания воспитания. Помогающее воспитание

17 СО Ц ИАЛИ З А Ц ИЯ СИЛ Ь НЕЕ ВОСПИТАНИЯ

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЫЛЫ МИРОВЫ Х СМИ КАК КАНАЛА КУЛ Ь ТУРЫ - Негатив в мире преобладает над позитивом. - Наш мир есть мир насилия (физического, военного, сексуального, психологического) - Культ «красивой жизни», богатства вообще и денег в частности естествен и необходим, «воспитание разумных потребностей» - пережиток коммунистических времен, высшие (духовные) потребности – либо от скудости, либо от глупости

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЫЛЫ МИРОВЫ Х СМИ КАК КАНАЛА КУЛ Ь ТУРЫ - Негативный образ России, ее власти, силовых структур, всего образа жизни – особенно в периоды, когда Россия достигает каких-то успехов и проявляет самостоятельность

МИ Ф Ы О РОССИИ Мединский Владимир Ростиславович. О русском пьянстве, лени и жестокости. – М.: Олма Медиа Групп, – 528 с. Мединский Владимир Ростиславович. О том, кто и когда сочинял мифы о России. – М.: Олма МедиаГрупп, – 240 с.

Постулаты пропаганды -CALUMNIARE AUDACTER, SEMPER ALIQUID HAERET КЛЕВЕЩИ ДЕРЗКО, ЧТО-НИБУДЬ ВСЕГДА ПРИЛЕПИТСЯ SELF-FULFILLING PROPHECY САМООПРАВДЫВАЮЩЕЕСЯ ПРОРОЧЕСТВО

К.А. СОБЧАК О СЕБЕ И О Л Ю ДЯ Х «Не могу сказать, что я люблю людей, но я ими действительно интересуюсь»… Девиз К.Собчак: «Вы только дайте мне подержаться за ручку двери, а уж дверь я сама выломаю»

Ж ОРЕС ИВАНОВИЧ АЛ Ф ЕРОВ, ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКО Й ПРЕМИИ «НАШЕ – ВАЖНЕЕ, ЧЕМ МОЕ»

НРАВСТВЕННОЕ СОДЕР Ж АНИЕ МИРОВЫ Х РЕЛИГИ Й Призыв к миру. Любовь к родине (патриотизм). Любовь к ближнему. Любовь к слабым, униженным и оскорбленным. Уважение к армии как защитнице Отечества. «О богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея…».

РИСКИ СО Ц ИАЛИ З А Ц ИИ И ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ Увеличение тревожности в обществе. Рост готовности применять насилие. Рост преступности (насильственной, корыстной и немотивированной). Слабо сформированная гражданская идентичность (чужой патриотизм, чуждые образцы поведения). Примитивная, «клиповая» культура. Рост доверия к экстрасенсам.

РИСКИ СО Ц ИАЛИ З А Ц ИИ: ОБОБ Щ ЕНИЕ Риски для психического здоровья. Риски для физического здоровья. Риски для безопасности страны. Риски социализации не снимаются воспитанием, хотя могут быть уменьшены. Значит, это дело не только системы образования.

Педагогическое затруднение Субъективная реакция на ситуацию. Внутреннее препятствие, проблема, помеха. Остановка в развитии и деградация. Требует преодоления недостатка способностей для разрешения задачи. Помогающее воспитание

Педагогическая помощь...чтобы он научился самостоятельно решать свои собственные проблемы и справляться с трудностями;...помощь в познании себя и адекватном восприятии окружающей среды;...может осуществляться в стратегии педагогического руководства, поддержки или сопровождения. Помогающее воспитание

Педагогическое руководство Помощь в преодолении затруднений, когда педагог берет на себя инициативу и ответственность в определении целей, отборе средств и коррекции деятельности воспитанника. 1) Усвоение социальных норм (интериоризация) 2) Экстренная помощь Метод стимулирования (поощрение, наказание) Метод требования (прямого, косвенного) Помогающее воспитание

Педагогическая поддержка Совместное с воспитанником определение его интересов, склонностей, способностей, ценностно-целевых установок, возможностей и способов преодоления затруднений. 1) Присвоение индивидуальных смыслов (самоидентификация) 2) Эпизодическая помощь Метод упражнения Метод социальных проб Метод соревнования Метод проектов Помогающее воспитание

Педагогическое сопровождение Создание и развитие разносторонних условий для принятия субъектом развития (воспитанником) оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. 1) Выработка личностных ценностей 2) Постоянная помощь Метод понимания Метод драматизации Метод убеждения Метод внушения Метод примера Помогающее воспитание

Выбор стратегии помощи Сопровождение отличается непрерывностью, комплексным характером и опосредованностью (в некоторых случаях даже нарочитой отстраненностью) оказываемой помощи. Поддержка же эпизодична, адрес на (направлена на преодоление конкретных затруднений) и предполагает большую инициативу педагога в оказании помощи. Руководство целесообразно лишь в экстренных случаях, поскольку длительное приверженность педагога данной стратегии может привести к потере инициативности воспитанником. Помогающее воспитание

Комплексные методы Метод воспитывающих ситуаций (организации деятельности и поведения в специально созданных условиях) когда воспитанник сам решает какую-либо проблему, а педагог создает лишь условия для ее разрешения. Метод решения нравственных дилемм (Л. Кольберг) выявляются и формируются духовно-ценностные отношения воспитанника, понимание того, что никто не имеет монополии на истину, каждый лишь имеет равное право на собственное мнение. Метод консультирования для оказания помощи в обнаружении смысла, ориентации воспитанника в моральных нормах и социокультурных ценностях, в проектировании своего поведения, деятельности и отношений. Помогающее воспитание

Принципы помогающего воспитания Рефлексивности осмысление собственного опыта, обнаружение личностных смыслов Интерактивности соотнесение собственных смыслов с социальными ценностями, формирование ценностных ориентиров Проективности развитие самосознания, утверждение позиции в деятельности Помогающее воспитание

Обращаться: Тел.: 8 (8442) Б О Р Ы Т К О Николай Михайлович Помогающее воспитание