Модели ЦЕНТРА ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА (ЦИПР) и КОНСУЛЬТАТИВНОГО ПУНКТА разработаны сотрудниками Центра психолого-медико- социального сопровождения «Лекотека»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новые формы дошкольного образования Т.С. Коробовцева начальник МУ «Методический кабинет», Почетный работник образования.
Advertisements

Целью образовательной политики области дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование.
Консультативный Пункт Тел. (факс)
Вариативные формы инклюзивной практики в ДОО методист Центра дошкольного образования Еремина Татьяна Юрьевна.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА Кораблик детства Детский сад 215.
Деятельность консультационного пункта «Молодая семья» в МДОУ 42 «Родничок» Ярославского муниципального района.
Зимина Юлия Николаевна, старший воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 56» Октябрьского района города Барнаула.
Работа консультативного пункта МКДОУ «Шатровский детский сад 2»
1. Общие положения 1.1. Консультативный пункт для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи, организуется в образовательных.
БАЗОВЫЙ КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ПУНКТ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 88 г.Комсомольска-на-Амуре Подключенные.
Направления деятельности и оказываемые услуги Диагностика развития детей до 3 лет Диагностическое Диагностическое Коррекционно-развивающее Коррекционно-развивающее.
Организация работы Центра игровой поддержки ребенка в ГОУ – детский сад 1195.
Создание условий для первичной социализации и успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению ГБОУ - ЦРР д/с 1842 «Пересвет»
О РОЛИ ИГРЫ И ГРАМОТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Подготовила: воспитатель Дюмина Светлана Николаевна.
В концепции модернизации российского образования на период до 2012 года обозначена главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Ответственный за ИД кандидат педагогических наук, доцент, ст. воспитатель.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА 2459 С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗКУЛЬТУРНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ.
Город Шелехов 2011 г. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 19 «Малышок»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор, заведующий.
Транксрипт:

Модели ЦЕНТРА ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА (ЦИПР) и КОНСУЛЬТАТИВНОГО ПУНКТА разработаны сотрудниками Центра психолого-медико- социального сопровождения «Лекотека» совместно с кафедрой клинической психологии раннего детства Московского городского психолого-педагогического университета при поддержке Центра информационных технологий и учебного оборудования департамента образования города Москвы

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ Увеличение очередности в ДОУ Уменьшение объема игровой деятельности детей в ДОУ вследствие вытеснения ее учебной деятельностью Потребность в получении психолого- педагогической помощи детям на основе использования современных развивающих игровых технологий Недостаточное использование индивидуальных программ игровой поддержки развития ребенка

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ Несовершенство системы по сопровождению семьи и обучению родителей игровым приемам в занятиях с детьми Отсутствие целенаправленного обучения специалистов ДОУ способам применения различных видов игровых средств и оборудования (ИСО), организации на их основе развивающих игр, а также методам игрового взаимодействия с детьми Недостаточная информированность руководителей и специалистов ДОУ в области современных игровых средств, предлагаемых на российском рынке

Целевая группппа, на которую направлена деятельность ЦИПР Дети от 6 мес. до 3 лет Родители или лица их заменяющие Специалисты детских учреждений

Целевая группппа, на которую направлена деятельность КОНСУЛЬТАТИВНОГО ПУНКТА Дети от 1 года до 7 лет Родители или лица их заменяющие Специалисты детских учреждений

Примерное положение о ЦИПР Регламентирует деятельность ЦИПР, создаваемых во исполнении п.1.4. постановления Правительства Москвы от года 104-ПП «О развитии системы дошкольного образования в городе Москве». ЦИПР осуществляет психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет на основе современных методов организации игровой деятельности. ЦИПР является структурным подразделением государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования.

Примерное положение о Консультативном пункте регламентирует деятельность консультативных пунктов для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи, во исполнении п.1.2. постановления Правительства Москвы от года 104-ПП «О развитии системы дошкольного образования в городе Москве» и п.2.3. приказа Департамента образования города Москвы от года 116 «О реализации постановления Правительства Москвы от года 104-ПП «О развитии системы дошкольного образования в городе Москве». Консультативный пункт является самостоятельным структурным подразделением государственного образовательного учреждения, реализующего программу дошкольного образования Консультативный пункт создается для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих образовательные учреждения.

Цели ЦИПР КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ПУНКТ Развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий Адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания Оказание психолого - педагогической помощи родителям (законным представителям) Поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.

Задачи ЦИПР Оказание содействия в социализации детей раннего возраста на основе организации игровой деятельности Разработка индивидуальных программ игровой поддержки развития ребенка, реализуемых на игровых сеансах Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка Обучение родителей и специалистов детских учреждений способам применения различных видов ИСО, организации на их основе развивающих игр, а также методам игрового взаимодействия с детьми Ознакомление родителей, специалистов детских учреждений с современными видами ИСО Консультирование родителей по созданию домашней развивающей среды, формированию оптимального состава ИСО, правилам их выбора

Задачи консультативного пункта Оказание всесторонней помощи родителям и детям 5-6 лет, не посещающим образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу Оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения Проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста

Понятие адаптации Adaptacio (лат.) – приспособлять В психологии - процесс приспособления себя и своего поведения к требованиям новой социальной среды. Цель адаптации – устранение разрушающего действия на организм факторов окружающей среды

Период адаптации Из инструктивно-методического письма Департамента образования города Москвы «Об организации адаптационного периода при поступлении детей раннего возраста в дошкольные образовательные учреждения» от года «…необходимо использовать психолого- педагогические параметры готовности ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение, позволяющие определить уровень его социализации и разработать рекомендации для родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения»

Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение 1. Поведение (опрос родителей) настроение сон отношение к высаживанию на горшок навыки опрятности отрицательные привычки 2.Нервно-психическое развитие (метод диагностики) понимание речи, активная речь движения игра навыки 3. Проявление познавательных потребностей (метод наблюдения родителей и педагога)

В адаптационный период рекомендуется вести лист адаптации Ф.И. ребенка _________ ______________________ Дата рождения ________ Возраст при поступлении ________ Дата поступления _____ Адаптационные дни 1-й 2-й Настроение Аппетит Сон Активность Взаимоотношение с детьми Взаимоотношение со взрослыми

Рекомендации родителям предусматривают: Отрегулировать домашний режим в соответствии с режимом ДОУ Дать информацию о температурном режиме Рекомендовать варианты одежды для помещения и улицы Познакомить с методами работы, меню ДОУ Познакомить ребенка с воспитателем до его поступления в группппу Посетить группппу с мамой

Характер и длительность адаптационного периода зависит от: Возраста поступления ребенка в группппу Состояния здоровья ребенка Уровня его развития Индивидуальных особенностей Уровня сформированности адаптационных механизмов Опыта общения со сверстниками и взрослыми

Понятие социализации Под социализацией понимают последовательное усвоение различных социальных норм, а также построение своего поведения в соответствии с ними. Стать членом группппы – значит признать и принять социальные ожидания других людей. Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми начинается с формирования представлений о себе и проходит в условиях поэтапного усвоения базовых концентров личности: «Я сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир»

Основные документы Положение о подразделении Структура подразделения (схема) Правила внутреннего распорядка Список сотрудников Графики работы сотрудников Должностные инструкции Формы и правила ведения документации Списки детей, родителей Годовой план работы Календарный план Спецификация

ЦИПР Сотрудники Формы работы Оборудование для создания развивающей среды: игровых залов кабинетов Хранилища ИСО и диагностических материалов Игровые средства и оборудование Медиатека Дататека Библиотека Первичная, повторная консультации Индивидуальные и групппповые игровые сеансы Консультирование, тренинги и семинары для родителей Комплекс мероприятий по обучению специалистов детских учреждений Материальная часть Старший воспитатель- 0,5 Медсестра - 0,25 Педагог-психолог- 1 Воспитатель – 0,5 Педагог доп.образования – 0,5 Муз. руководитель - 0,5 Помощник восп. – 0,5

КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ПУНКТ Сотрудники Формы работы Оборудование для создания развивающей среды: игровых залов кабинетов Хранилища ИСО и диагностических материалов Игровые средства и оборудование Медиатека Дататека Библиотека Первичная, повторная консультации Консультации специалистов Индивидуальные и групппповые игровые сеансы Консультирование, тренинги и семинары для родителей Комплекс мероприятий по обучению специалистов детских учреждений Материальная часть Старший воспитатель- 0,5 Педагог-психолог - 0,25 Учитель-логопед- 0,25 Старшая медсестра- 0,25

Схема сопровождения детей в ЦИПР Направление ДОУ, поликлиники Инициатива родителей Консультативно- диагностический отдел Психолого-педагогическое сопровождение Игровые сеансы (инд. и/или группп.) с детьми Консультирование, тренинги и семинары для родителей. Пролонгированное сопровождение Поступление в ДОУ Итоговая диагностика Повторный курс

Схема сопровождения детей в КОНСУЛЬТАТИВНОМ ПУНКТЕ Направление ДОУ, поликлиники Инициатива родителей Консультативно- диагностический отдел Психолого-педагогическое сопровождение Игровые сеансы (инд. и/или группп.) с детьми Консультирование, тренинги и семинары для родителей. Итоговая диагностика

Материальная база ЦИПР и Консультативного пункта

Материальная база ЦИПР и Консультативного пункта включает следующие разделы: Основное оборудование для создания развивающей среды Игровые средства и оборудование (ИСО) в соответствии с основными направлениями развития ребенка: 1. ИСО для развития общих движений 2. ИСО для развития движений рук и ручных навыков 3. ИСО для развития сенсорного восприятия 4. ИСО для развития мышления 5. ИСО для развития речи и языка 6. ИСО для социально-эмоционального развития 7. ИСО для творческого развития 8. ИСО для развития представлений об окружающем мире Хранилище ИСО и диагностических материалов Медиатека Дататека – развивающие компьютерные технологии Библиотека для детей, родителей и специалистов

Игрушки для развития дотягивания и толкания: подвесные игрушки, неваляшки мячи, надувные игрушки; Игрушки для развития простого захвата и удержания: погремушки и музыкальные молоточки,маленькие мячи, игрушки для ротового обследования, кольца; Игрушки для развития зрительно-моторной координации, отпускания и бросания: емкости с игрушками разной формы, копилки, колышки, кегли, мячи, кубики, мозаики; Игрушки для развития двуручного манипулирования: небольшие игрушки с подвижными частями, небольшие активные центры, пирамидки, сборно-разборные игрушки, материалы для лепки, мягкие игрушки средних размеров; Игрушки для развития репертуара манипулятивных операций: активные центры, заводные игрушки, игрушки-пищалки, игрушки на колесиках, баночки с завинчивающимися крышками, коробочки, шкатулочки, сумочки для размещения маленьких игрушек; Игровые средства для развития манипулятивного захвата, орудийных действий и самообслуживания: бирюльки, копилки, мелки, фломастеры, пастель, средства для игры с песком. средства для игры :с пластилином, глиной и другими материалами для лепки, безопасные ножницы для детей, печати(штампы), игрушки для нанизывания, игрушечные предметы обихода (посуда, расчески и проч.), игрушечные инструменты Игрушки для развития движений рук и ручных навыков

Игрушки для развития зрительно-моторной координации, отпускания и бросания: емкости с игрушками разной формы, копилки, колышки, кегли, мячи, кубики, мозаики. Игрушки для развития движений рук и ручных навыков

Игрушки для развития двуручного манипулирования: небольшие игрушки с подвижными частями, небольшие активные центры, пирамидки, сборно-разборные игрушки, материалы для лепки, мягкие игрушки средних размеров. Игрушки для развития движений рук и ручных навыков

Игрушки для развития репертуара манипулятивных операций: активные центры, заводные игрушки, игрушки-пищалки, игрушки на колесиках, баночки с завинчивающимися крышками, коробочки, шкатулочки, сумочки для размещения маленьких игрушек Игрушки для развития движений рук и ручных навыков

Игровые средства для развития манипулятивного захвата, орудийных действий и самообслуживания: бирюльки, копилки, мелки, фломастеры, пастель, средства для игры с песком. средства для игры :с пластилином, глиной и другими материалами для лепки, безопасные ножницы для детей, печати(штампы), игрушки для нанизывания, игрушечные предметы обихода (посуда, расчески и проч.), игрушечные инструменты Игрушки для развития движений рук и ручных навыков

Формы работы Первичная консультация проводится педагогом –психологом

Формы работы Консультации логопеда

Формы работы Индивидуальный игровой сеанс

Формы работы Групповой игровой сеанс для детей

Формы работы Групповой игровой сеанс для детей и родителей

Формы работы Игровые сеансы, развивающие творческие способности

Формы работы Консультации, тренинги и семинары для родителей

Формы работы Комплекс мероприятий по обучению специалистов детских учреждений

Курс «Организация игровой поддержки основных направлений развития ребенка» Длительность курса - 72 часа, из них лекционных – 24 часа, семинарских – 44 часа, зачет – 4 часа Цель курса: Повышение квалификации сотрудников ДОУ, руководителей, психологов в области использования современных игровых средств и оборудования в практике работы с детьми

Задачи курса Дать слушателям представления о структуре игровой поддержки основных направлений развития ребенка Познакомить слушателей с современными образцами игровых средств и оборудования (ИСО) и способами их практического использования Научить слушателей применять наиболее эффективные техники и технологии, разработанные на основе современных ИСО Курс «Организация игровой поддержки основных направлений развития ребенка»