26.07.2015 Т.В. Панченко кандидат педагогических наук, доцент Психические познавательные процессы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Т.В. Панченко кандидат педагогических наук, доцент Психические познавательные процессы.
Advertisements

- это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. К психическим процессам относятся.
Лекция 2 Психология познавательных процессов. Структура приема информации Раздражитель (Р) Органы чувств (ОЧ) Нервные импульсы (НИ) Головной мозг (ГМ)
- это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. К психическим процессам относятся.
ТЕМА 10. ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ. ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной,
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
БИОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОКИЧЕСКАЯ ПОДСТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
Психические процессы.. Психические процессы – это одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики.
1. Восприятие и ощущение 1. Восприятие и ощущениеВосприятие и ощущениеВосприятие и ощущение 2. Внимание, память, воображение 2. Внимание, память, воображениеВнимание,
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. Картина мира у человека складывается благодаря функционированию познавательных процессов ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: ОЩУЩЕНИЕ.
Мышление и Воображение. План: 1.Понятие мышления 1.1 Особенности мышления 1.1 Особенности мышления 1.2 Классификация явлений мышления 1.2 Классификация.
Как человек познает МИР ? Группа 7361 – Бакалавры педагогики Великий Новгород 2008.
Подготовил Голобородько Евгений.
В ОСПРИЯТИЕ Выполнили: Утямишева Лилия, Деева Юлия.
Психические процессы – это отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности, подчеркивающие динамические моменты психики.
1. Ощущения, их классификация и свойства. 2. Сущность восприятия, фазы и свойства восприятия. 3. Внимание, его виды и свойства.
Познавательная сфера личности Плугина Мария Ивановна, д. психологических наук, профессор кафедры ППСД.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. Картина мира у человека складывается благодаря функционированию познавательных процессов Картина мира у человека складывается.
Тема 8. Восприятие Восприятие – есть отражение целостного образа предмета или явления при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие.
Тема: ощущение. Ощущение познавательный психический процесс, который заключается в отражении отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а.
Транксрипт:

Т.В. Панченко кандидат педагогических наук, доцент Психические познавательные процессы

Индивидуально-дифференцированные характеристики ощущений. 2. Индивидуальные параметры восприятия. 3. Типы внимания и памяти. 4.Мышление. 5. Индивидуальные характеристики воображения. 6.Речь. План

? §Создание образов окружающей среды осуществляется посредством психических познавательных процессов. §Элементарным психическим процессом является … ощущение. Совокупность ощущений, создающая образ – это … восприятие. Психическая деятельность на уровне восприятия не может обеспечить вычленение связей, для этого необходимо … мышление. Благодаря использованию систем знаков расширяются возможности мышления, которое неразрывно связано с … речью, сенситивный период развития которой… возраст до 3 лет. Осуществление познавательной деятельности невозможно без процессов памяти, которая скрепляет все познавательные процессы в целостную деятельность.

§Минимальный порог (абсолютный нижний) §Максимальный порог ощущения (абсолютно верхний) §Дифференциальный порог ощущений – это минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений. §Оперативный порог ощущений – это наименьшая величина различия между сигналами, при которых точность и скорость различения достигают max. §Разностный (порог различения) - относительная величина, на которую должна измениться сила раздражителя, чтобы человек почувствовал изменение ощущения. 1. Индивидуально-дифференцированные особенности ощущения

Экстероцептивные (вне) – контактные (осязание, вкус) - дистантные (зрение, слух) Интероцептивные (внутри) Состояния голода, жажды, усталости Проприоцептивные (в мышцах, связках +вестибулярный аппарат) 3

Общие психофизиологические закономерности ощущений (анализаторов) Минимальный и максимальный пороги ощущения Последовательны е образы Синестезия Явление контраста Адаптация Сенсибилизаци я Время реакции

Индивидуальные параметры восприятия Общие свойства восприятия §Осмысленность и обобщенность §Предметный характер §Целостность §Константность §Избирательная направленность §Апперцепция

Виды восприятия - Простое - Сложное - Преднамеренное - Непреднамеренное - Аналитическое - Синтетическое - Аналитико- синтетическое

Перцептивные характеристики (особенности восприятия) 1. Полезависимость - поленезависимость - умение сопротивляться воздействию фоновых признаков при выделении фигуры (контекстность - внеконтекстность). Г. Уиткин «Перцепция как основа личности» - понятие «когнитивный стиль». Опыты с рамками, Тесты Скрытых (Подобных, Вложенных) фигур

Рефлексивность – импульсивность – тенденция к более или менее развернутому анализу задачи перед принятием решения; количество понятий, которые человек использует для решения проблемы. 3. Аналитичность – синтетичность – (+аналитико-синтетический тип) 4. Простота – сложность Когнитивная сложность предполагает способность предвидеть события, конструировать социальное поведение, многогранное восприятие поведения других

Доминирование образов определенной модальности Преобладающие образы% 1.Зрительные 97 2.Слуховые 93 3.Кинестетические 75 4.Тактильные 70 5.Вкусовые 67 6.Обонятельные 66 7.Болевые 54 8.Температурные 43

Традиционные технологии Галлюцинации – восприятие объектов, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств (видения, мнимые звуки, голоса, запахи и т.п.). Иллюзии – ошибочные восприятия реальных вещей или явлений. Бывают: Аффективными (обусловлены страхом, тревожностью), вербальными (ложное восприятие реальных разговоров), парейдолическими (вызваны снижением тонуса психической деятельности, общей пассивностью). Патологические нарушения восприятия

Типы внимания Внешнее (сенсорно-перцептивное): зрительное, слуховое, обонятельное, тактильное, осязательное и др. Внутреннее (объекты - мнемонические, мыслительные образы) § Непроизвольное. Физиологическая основа – ориентировочный рефлекс. § Произвольное (волевое) - Физиологическая основа – 2 сигнальная система. § Послепроизвольное. Физиологическая основа – доминанта.

Свойства (качества) внимания §Объем – максимальное количество объектов (5-9), которое человек может воспринимать одновременно. §Распределение – способность одновременно держать в поле внимания несколько объектов, видов деятельности, при этом воспринимать и осуществлять их в равной степени эффективно. §Переключаемость – осознанный, намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. §Концентрация – степень сосредоточенности на объекте, на главном с одновременным отвлечением от второстепенного. §Устойчивость – умение длительное время задерживать внимание на избранном объекте.

Краткосрочная (7 +-2) 2. Долговременная 3. Оперативная 1. Когнитивная 2. Эмоциональная 1. Механическая 2. Смысловая 1. Словесно-логическая 2. Образная (наглядно-образная): зрительная (эйдетическая), слуховая, двигательная, иконическая (сенсорная) 3.1 Виды памяти

Мышление -опосредованное и обобщенное отражение действительности в ее существенных и сложных связях и отношениях. Отражение осуществляется с помощью мыслительных операций: §Анализ §Синтез §Сравнение, §Абстрагирование §Обобщение §Систематизация §Классификация Относительно устойчивая система мыслительных действий и способностей, определяющая когнитивный стиль – интеллект.

Формы мышления Суждение – отражение связей между предметами и явлениями, или между их свойствами и признаками (общие, частные и единичные) Понятие - мысль, в которой отражаются общие и специфические признаки предметов и явлений. Умозаключение – вывод о предметах, явлениях, процессах (индуктивные и дедуктивные).

Стилевые характеристики мышления §Абстрактность – конкретность (степень обобщения). §Концептуальная интегрированность - склонность к соотнесению частей (понятий) друг с другом и со стандартами. §Величина диапазона когнитивной эквивалентности – стратегия мышления в зависимости от количества понятий, используемых для решения задания, проблемы. §Ригидность – гибкость – эффективность преодоления стереотипов, скорость и точность выполнения задания. §Узость – широта категоризации – предпочтение большого количества групп с малым количеством объектов (узкая категоризация), предпочтение малого количества групп с небольшим количеством объектов (широкая категоризация).

Виды воображения: §активное: репродуктивное (воссоздающее) и творческое; §пассивное (сновидения, мечты, грёзы); §непроизвольное (на основе неудовлетворенной материальной или духовной потребности); §произвольное 5. Индивидуальные характеристики воображения

Процессы воображения §Агглютинация – создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов и представлений. §Акцентирование – создание новых образов путем подчеркивания тех или иных черт (уменьшение, увеличение, изменение пропорций отдельных сторон, или многократное их повторение). §Гиперболизация – мысленное увеличение или уменьшение предмета, а также его отдельных частей. §Схематизация – отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко. §Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах. §Заострение – подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Речь Язык – это система знаков любой природы (звуковые, мимика, язык цветов, язык танца и др.), служащая средством общения и мышления. Язык – более широкое понятие, чем речь. Речь - это психический процесс использования языка с целью обмена информацией, общения и решения других задач.

Физиологическая основа речи -это работа больших полушарий головного мозга: §Левое полушарие - ведущее (центр Брока связан с громкостью произношения речи; центр Вернике - с пониманием смысла слова). §Правое полушарие влияет в основном на модуляцию голоса, тембр и др. §Речь носит рефлекторный характер (2 сигнальная система, И.А.Павлов)

Содержательность – характеризуется объемом выраженных мыслей, обеспечивается подготовленностью говорящего. Понятность – обусловлена в основном объемом знаний слушателей, обеспечивается избирательным отбором материала. Выразительность – связана с эмоциональной насыщенностью, обеспечивается интонацией, акцентом. Действенность – определяется влиянием на мысли, чувства, поведение. Обеспечивается учетом индивидуальных особенностей слушателей. Свойства речи

Речевая деятельность Виды Слушание Чтение Письмо Говорение Внутренняя Внешняя Письменная Монологическая Диалогическая Эгоцентрическая Устная Формы

Стилевые особенности речи §Экспрессивный стиль (собственно коммуникативный, эмоционально окрашенный аспект; обучение с помощью подражания; преобладание местоимений и прилагательных; «мир людей»). §Символический стиль (значение понятий; преобладание существительных; «мир предметов»).

Самопроверка 1. Апперцепция 2. Реминисценция 3. Интериоризация / экстериоризация 4. Агглютинация 5. Анализатор 6. Ощущение 7. Проприоцептивные анализаторы 8. Интероцептивные анализаторы 9. Переключение внимания 10. Сенсибилизация 11. Синестезия – это …

О каких индивидуальных свойствах идет речь? 1)при виде лимона у многих людей выделяется слюна и ощущается вкус кислого; 2) музыкант слышит разницу между звуками в 1/8 тона, тогда как обычный человек улавливает разницу в ½ тона; 3) когда человек начинает носить жесткие контактные линзы, они ему мешают, но со временем он перестает их ощущать; 4) человек не ощущает пылинок, попадающих на лицо; 5) существует определенный порядок подачи спиртных напитков: сначала подаются легкие, с более тонким букетом, а потом уже более крепкие вина.

Спасибо за внимание… Желаю вам успеха в учебе!