Как воспитать у ребенка ответственность? Педагог-психолог Трухнина Г.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Как воспитать у ребенка ответственность? Педагог-психолог Трухнина Г.В.
Advertisements

Как помочь ребенку учиться. Задачи: расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми; выработать совместную программу.
Родительское собрание в 1 классе. Цель: Привлечение родителей и детей к совместному решению практических семейных вопросов воспитания и обучения. Задачи:
Адаптация- привыкание, вписывание человека в какую – то среду. Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе являются: 1. Формирование.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 4». Ситуация в школе При отсутствии у родителей правильных представлений о готовности к школьному обучению дети.
Определение уровня школьной мотивации. Учение в школе это основной род деятельности ученика, и его основная цель- успешное усвоение знаний и умений, необходимых.
МДОУ «Детский сад 116 «Родничок». Такой подготовки недостаточно, и умение читать и считать не ведёт автоматически к: развитию речи, мышления, памяти,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 4». Ситуация в школе При отсутствии у родителей правильных представлений о готовности к школьному обучению дети.
Родительское собрание «Роль семьи в формирование личности»
: «ВАШ РЕБЁНОК СТАЛ УЧЕНИКОМ» ТЕМА:. «Лучший способ сделать детей хорошими это сделать их счастливыми» Оскар Уайльд.
У ЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ Подготовила и провела: Педагог-психолог Потапова Т.А.
Уровень учебной мотивации у школьников младших классов.
Первые дни ребенка в школе. Высокая стартовая готовность ребёнка к обучению можно сравнить с фундаментом здания: крепкий фундамент – залог надёжности.
СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Родительское собрание « О методах и стилях семейного воспитания » « О методах и стилях семейного воспитания »
Исследовательская работа «Готовы ли мы к школе» Цель: определить уровень развития ребенка (умственное развитие, умение выполнять учебную задачу, навыки.
Первоклассные советы родителям первоклассников.. Возрастные особенности первоклассника. 1. Освоение новой роли – ученика через выполнение новых обязанностей:……
Родительское собрание Ребенок и его семья. Вопрос 1 Как вы думаете, какие факторы влияют на воспитание наших детей?
Муниципальное образовательное учреждение СОШ 15 ст. Переясловской.
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой Тебе нравится в школе? не очень нравится не нравится Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда.
Инновационные технологии в работе педагога с родителями 1. Оптимизация взаимодействия с родителями: техники установления и поддержания контакта»
Транксрипт:

Как воспитать у ребенка ответственность? Педагог-психолог Трухнина Г.В.

Что важнее? Послушание Послушание Ответственность Ответственность

Послушание – это выполнение определенных правил, поручений взрослого. Послушание – это выполнение определенных правил, поручений взрослого. Взрослый требует от ребенка выполнение правил (поручения) независимо от того, согласен ребенок или нет. Таким образом решение и мотивировка поступают к ребенку извне. Взрослый требует от ребенка выполнение правил (поручения) независимо от того, согласен ребенок или нет. Таким образом решение и мотивировка поступают к ребенку извне. Обычно человек подчиняется другому, когда хочет избежать наказания или подчиняется общепринятым нормам. Обычно человек подчиняется другому, когда хочет избежать наказания или подчиняется общепринятым нормам. Послушание уместно, необходимо, когда речь идет о каких-то обязательных для всех правилах. Послушание уместно, необходимо, когда речь идет о каких-то обязательных для всех правилах. Бездумное послушание также опасно, как и безоглядная независимость. Бездумное послушание также опасно, как и безоглядная независимость.

Ответственность – осознанное выполнение правил, поручений в любой ситуации, не ожидая ни порицания, ни похвалы. Ответственность – осознанное выполнение правил, поручений в любой ситуации, не ожидая ни порицания, ни похвалы. Быть ответственным, значит самостоятельно принимать решение и осознавать необходимость действия. Быть ответственным, значит самостоятельно принимать решение и осознавать необходимость действия. Дети и взрослые учатся ответственности в течение всей жизни, постепенно, шаг за шагом. Дети и взрослые учатся ответственности в течение всей жизни, постепенно, шаг за шагом.

Три компонента ответственности Понимание поставленной задачи Понимание поставленной задачи Согласие выполнить эту задачу Согласие выполнить эту задачу Самостоятельная мотивировка своих действий Самостоятельная мотивировка своих действий

Уровни ответственности Ребенок в качестве помощника Ребенок в качестве помощника Ребенок нуждается в напоминании и контроле Ребенок нуждается в напоминании и контроле Ребенок выполняет задание самостоятельно Ребенок выполняет задание самостоятельно

Уровень ответственности ребенка зависит от его возраста, опыта, а также от того, что ожидают от него родители. Уровень ответственности ребенка зависит от его возраста, опыта, а также от того, что ожидают от него родители. Некоторые родители не хотят перекладывать ответственность на ребенка. Иногда им просто не приходит в голову позволить ребенку самому нести ответственность, т.к. считают его маленьким, неспособным. Некоторые родители не хотят перекладывать ответственность на ребенка. Иногда им просто не приходит в голову позволить ребенку самому нести ответственность, т.к. считают его маленьким, неспособным.

Ответственность для младшего школьника – это Формирование навыков самообслуживания, самоорганизации и самоконтроля. Формирование навыков самообслуживания, самоорганизации и самоконтроля. Самостоятельно одеться, убрать игрушки, постель, свои вещи, мусор и т.п. Самостоятельно одеться, убрать игрушки, постель, свои вещи, мусор и т.п. Выполнить конкретное поручение взрослого. Выполнить конкретное поручение взрослого. Выполнять постоянные поручения. Выполнять постоянные поручения. Самостоятельно организовать свою деятельность: сложить портфель, приготовиться к следующему дню или уроку, воздержаться от игр в урочное время. Самостоятельно организовать свою деятельность: сложить портфель, приготовиться к следующему дню или уроку, воздержаться от игр в урочное время. Контролировать время выполнения домашних заданий или домашних дел. Контролировать время выполнения домашних заданий или домашних дел.

Роль родителей Если хотите воспитать у ребенка ответственность, будьте ответственны сами. Наши дела убеждают детей больше, чем наши слова. Дети часто копируют поведение своих родителей. Если родители не выполняют свои обещания (сходить в парк вместе, поиграть и т.п.) то и дети считают, что можно забыть о своих обещаниях Если хотите воспитать у ребенка ответственность, будьте ответственны сами. Наши дела убеждают детей больше, чем наши слова. Дети часто копируют поведение своих родителей. Если родители не выполняют свои обещания (сходить в парк вместе, поиграть и т.п.) то и дети считают, что можно забыть о своих обещаниях

Понять и принять требования педагога (приходить вовремя в школу, выполнять домашнее задание) как неизбежное и необходимое. Если этого не произошло, родители начинают критиковать учителя (ничего страшного не произошло, что опоздали, не принесли к уроку цветную бумагу) дети тоже начинают считать, что требования учителя необязательны. Воспитание ответственности будет затруднено Понять и принять требования педагога (приходить вовремя в школу, выполнять домашнее задание) как неизбежное и необходимое. Если этого не произошло, родители начинают критиковать учителя (ничего страшного не произошло, что опоздали, не принесли к уроку цветную бумагу) дети тоже начинают считать, что требования учителя необязательны. Воспитание ответственности будет затруднено

Что необходимо младшему школьнику для развития ответственности ?

Развитие адекватной самооценки влияет на развитие ответственности. Все дети нуждаются в положительной оценке взрослого, т.к. это влияет на самооценку, самоуважение. Развитие адекватной самооценки влияет на развитие ответственности. Все дети нуждаются в положительной оценке взрослого, т.к. это влияет на самооценку, самоуважение. Если ребенка считают маленьким, неумелым, беспомощным, то таким он может остаться на всю жизнь (синдром «обученной беспомощности»). Если ребенка считают маленьким, неумелым, беспомощным, то таким он может остаться на всю жизнь (синдром «обученной беспомощности»). Если ребенка считают способным, ответственным человеком, считаются с его желаниями, хвалят за успехи, уважают его права, не забывают о его обязанностях, то он становится уверенным в себе, ответственным человеком. Если ребенка считают способным, ответственным человеком, считаются с его желаниями, хвалят за успехи, уважают его права, не забывают о его обязанностях, то он становится уверенным в себе, ответственным человеком.

Разумные ограничения, умение взять на себя ответственность дают детям чувство защищенности, помогают ориентироваться в ситуации, позволяют соответственно вести себя в обществе, где нередко соседствуют самые разные ценностные ориентиры. Разумные ограничения, умение взять на себя ответственность дают детям чувство защищенности, помогают ориентироваться в ситуации, позволяют соответственно вести себя в обществе, где нередко соседствуют самые разные ценностные ориентиры. Человек не станет враз ответственным при достижении определенного возраста. Он учится быть ответственным на протяжении многих лет. Необходимо предоставлять детям быть ответственным, самостоятельным, учитывая его возраст и опыт. Человек не станет враз ответственным при достижении определенного возраста. Он учится быть ответственным на протяжении многих лет. Необходимо предоставлять детям быть ответственным, самостоятельным, учитывая его возраст и опыт. Умение сказать «нет» очень важно при определенных обстоятельствах. Умение сказать «нет» очень важно при определенных обстоятельствах.

Приемы, которые могут использовать родители: Откровенно беседовать с ребенком о ценностях, которые существуют в семье, школе, обществе в целом. Откровенно беседовать с ребенком о ценностях, которые существуют в семье, школе, обществе в целом. Давать детям возможность копирование положительного поведения взрослых. Стараться, чтобы ваши слова не расходились с делом. Давать детям возможность копирование положительного поведения взрослых. Стараться, чтобы ваши слова не расходились с делом. Хвалить детей за проявление самостоятельности, чтобы сделать самооценку адекватной, выработать желание преодолевать трудности. Хвалить детей за проявление самостоятельности, чтобы сделать самооценку адекватной, выработать желание преодолевать трудности.

Объяснять детям, что права подразумевают и наличие обязанностей. Чем больше прав у человека, тем больше и обязанностей. Как только ребенок хочет завоевать новое право, он берет на себя дополнительную обязанность. Объяснять детям, что права подразумевают и наличие обязанностей. Чем больше прав у человека, тем больше и обязанностей. Как только ребенок хочет завоевать новое право, он берет на себя дополнительную обязанность. Если ребенок слишком долго выполняет домашнее задание, отвлекается на посторонние дела, игры, можно ограничить его во времени(поставить будильник, часы) и дать определенное количество времени, за которое он должен выполнить данное задание(15-30 минут). После окончания проверить и похвалить, если ему это удалось. Если ребенок слишком долго выполняет домашнее задание, отвлекается на посторонние дела, игры, можно ограничить его во времени(поставить будильник, часы) и дать определенное количество времени, за которое он должен выполнить данное задание(15-30 минут). После окончания проверить и похвалить, если ему это удалось.

Работу по развитию ответственности проводить систематически, постоянно, а не ограничиваться 1-2 разами. Постепенно увеличивать степень самостоятельности (вначале совместное выполнение, затем напоминание и контроль, наконец самостоятельное выполнение от начала до конца) Работу по развитию ответственности проводить систематически, постоянно, а не ограничиваться 1-2 разами. Постепенно увеличивать степень самостоятельности (вначале совместное выполнение, затем напоминание и контроль, наконец самостоятельное выполнение от начала до конца)

Насколько вы ответственны? Не опаздываю на работу и на встречи. Не опаздываю на работу и на встречи. Делаю покупки, не задумываясь о конечной сумме. Делаю покупки, не задумываясь о конечной сумме. На работе успеваю сделать все вовремя. На работе успеваю сделать все вовремя. Всегда убираю свою одежду, постель. Всегда убираю свою одежду, постель. Смотрю телевизор или читаю, вместо того, чтобы заняться нужным делом. Смотрю телевизор или читаю, вместо того, чтобы заняться нужным делом. Своевременно оплачиваю все счета. Своевременно оплачиваю все счета.

Результаты диагностики Высокий уровень мотивации – 5 чел (23 %). Высокий уровень мотивации – 5 чел (23 %). Средний уровень мотивации – 12 чел (55 %) Средний уровень мотивации – 12 чел (55 %) Внешний уровень мотивации – 3 чел (13 %) Внешний уровень мотивации – 3 чел (13 %) Низкий уровень мотивации – 2 чел (9 %) Низкий уровень мотивации – 2 чел (9 %) Дезадаптация – 0 чел Дезадаптация – 0 чел

1. Нравится в школе – 20 чел Не нравится в школе – 0 чел. Не нравится в школе – 0 чел. 2. Утром всегда идет с радостью – 13 чел. Чаще хочет остаться дома – 1 чел. Чаще хочет остаться дома – 1 чел. 3. В школу пошел бы в любом случае – 15 чел. Желал бы остаться дома – 1 чел. Желал бы остаться дома – 1 чел. 4. Не нравится, когда отменяются уроки – 5 чел. Нравится, когда отменяются уроки – 11 чел. Нравится, когда отменяются уроки – 11 чел. 5. Хотел бы, чтобы были домашние задания – 4 чел. Не хотел бы домашних заданий – 17 чел. Не хотел бы домашних заданий – 17 чел. 6. Хотел бы, чтобы в школе были только перемены – 1 чел. Не хотел бы, этого (хотел бы, чтобы были еще и уроки) – 20 чел. Не хотел бы, этого (хотел бы, чтобы были еще и уроки) – 20 чел. 7. Часто рассказывает родителям о школе – 17 чел. Не рассказывает родителям о школе – 0 чел. Не рассказывает родителям о школе – 0 чел. 8. Хотел бы такого учителя, как сейчас – 20 чел. Хотел бы менее строгого учителя – 1 чел. Хотел бы менее строгого учителя – 1 чел. 9. В классе много друзей – 19 чел. В классе нет друзей – 0 чел. В классе нет друзей – 0 чел. 10. Нравятся одноклассники – 17 чел. Не нравятся одноклассники – 0 чел Не нравятся одноклассники – 0 чел

Направленность на получение знаний – 17 чел (77 %) Направленность на получение знаний – 17 чел (77 %) Направленность на отметку – 3 чел (14 %) Направленность на отметку – 3 чел (14 %) Одинаково заинтересованы в знаниях и отметке – 2 чел (9 %) Одинаково заинтересованы в знаниях и отметке – 2 чел (9 %)

Направленность мотивации Познавательная – 29 (64 %) Познавательная – 29 (64 %) Социальная – 3 (7 %) Социальная – 3 (7 %) Внешняя – 13 (29 %) Внешняя – 13 (29 %)

Самооценка Адекватная – 6 чел.(29 %) Адекватная – 6 чел.(29 %) Завышенная – 15 чел (71 %) Завышенная – 15 чел (71 %) Уровень тревожности Уровень тревожности Норма – 8 чел (38 %) Норма – 8 чел (38 %) Повышенный – 9 чел.(43 %) Повышенный – 9 чел.(43 %) Группа риска – 4 чел. (19 %) Группа риска – 4 чел. (19 %)

Благодарю за внимание Благодарю за внимание Желаю успеха