Трансцендентальный подход и проблема единства сознания Катречко С.Л., Москва (ВШЭ) text.html text.html#consc fr/0/katr tea2014.ppt Трансцендентальный подход.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современный трансцендентализм: трансцендентальная онтология Катречко С.Л., Москва Современный.
Advertisements

Трансцендентальный конструктивизм Канта. Трансцендентальный метод Вот как Кант определяет в общем свой трансцендентальный метод: Вот как Кант определяет.
Учение о бытии 1. Категория бытия в философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. 2. Формы бытия: материальное и идеальное. 3. «Материя»
Введение в философию науки Философия науки как прикладная философия.
Индивидуальный характер понимания. Причины непонимания: 1. Общий фронт: Противоречие между индивидуальной способностью каждого ученика освавать учебный.
Немецкая классическая философия. Вклад Канта в философию сравнивают по значению с коперниканским переворотом в науке. Многие специалисты делят историю.
Предмет, распредмечивание, опредмечивание Доклад на конференции по схематизации Розин В.М.
Выполнила: Николаева С.С Группа:Р-241 Проверила: Шевченко Н.Н.
Вторичная языковая личность Вторичная языковая личность Составила: Э.Г.Нуриева.
Познание Самопознание. В прошлый раз Социальное познание сам зачастую является членом познаваемого общества, имеет собственный интерес и переживания Субъект-человек.
Презентация на тему: «Самосознание.» Подготовила студентка 2 курса Группы 310 БУ Глазырина А.Ю.
Гносеология слово греческого происхождения («гнозис» знание и «логос» слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ.. Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки.
Учебная деятельность Учебная мотивация Учебная задача Учебные действия Контроль, переходящий в самоконтроль Оценка, переходящая в самооценку.
Деятельность и общение. Деятельность и общение.. Деятельность и общение. 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования.
Методы работы с источниками информации Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться.
5-я ежегодная конференция по схематизацииСхематизация в мышлении, деятельности, рефлексии Москва, 2 июня 2011 г. Вячеслав Марача «Схема схем»: методологическое.
Преподаватель: Доцент Каковихина Светлана Ивановна ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Новокузнецкий филиал Кафедра социально-гуманитарных.
Устойчивость управления по предсказуемости Раздел 7.
Транксрипт:

Трансцендентальный подход и проблема единства сознания Катречко С.Л., Москва (ВШЭ) ppt Трансцендентальный подход и проблема единства сознания Катречко С.Л., Москва (ВШЭ) ppt

Содержание доклада Доклад будет состоять из трех частей: Доклад будет состоять из трех частей: 1. О трансцендентальной методологии, или трансцендентальном методе. 2. О «сознании вообще», или глобальной проблеме сознания. 3. Об «единстве сознания»...

Ч.1 Трансцендентальный метод Понятие трансцендентального метода я связываю с трансцендентальным сдвигом в философском исследовании, в котором можно выделить две фазы: Понятие трансцендентального метода я связываю с трансцендентальным сдвигом в философском исследовании, в котором можно выделить две фазы: 1. Собственно трансцендентальный «сдвиг» (смещение); 2. Трансцендентальное обобщение, или трансцендентальная перспектива.

Ч.1. Трансцендентальный метод Понятие трансцендентального сдвига связано с кантовским определением трансцендентальной философии из [B25]: Понятие трансцендентального сдвига связано с кантовским определением трансцендентальной философии из [B25]: «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько [нашим] способом познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori (подчеркнуто мной. К.С.). «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько [нашим] способом познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori (подчеркнуто мной. К.С.). Система таких понятий называлась бы трансцендентальной философией» [В 25] Система таких понятий называлась бы трансцендентальной философией» [В 25]

Трансцендентальный сдвиг (1 фаза) Тем самым можно говорить о трансцендентальном сдвиге: вещь (эмпирическое) опыт (трансцендентальное) сознание Трансцендентальный сдвиг. Это «сдвиг» от предмета (вещи) в сторону (вправо) сознания, но не переход к сознанию, т.е. «остановка» на средней части эпистемической шкалы, на области знания или, если «сдвинуться еще немного вправо – на нашем «способе познания» (В25). Трансцендентальный сдвиг. Это «сдвиг» от предмета (вещи) в сторону (вправо) сознания, но не переход к сознанию, т.е. «остановка» на средней части эпистемической шкалы, на области знания или, если «сдвинуться еще немного вправо – на нашем «способе познания» (В25).

Ч.1 Трансцендентальный метод вещь (эмпирическое) опыт (трансцендентальное) сознание вещь (эмпирическое) опыт (трансцендентальное) сознание теория двух аспектов теория двух миров теория двух аспектов теория двух миров

Ч.1 Трансцендентальный метод| сдвиг

Ч.1 Трансцендентальный метод вещь( эмпирическое )опыт ( трансцендентальное ) сознание аналитика феноменология аналитика феноменология

Трансцендентальный перспектива Ключевым для понимания трансцендентального обобщения или перехода к трансцендентальной перспективе исследования выступает [В298]: «Трансцендентальное применение понятия… относится к вещам вообще и самим по себе, [в то время как] эмпирическое только к явлениям, т.е. к предметам возможного опыта» (подчеркивание и вставки мои. К.С.). «Трансцендентальное применение понятия… относится к вещам вообще и самим по себе, [в то время как] эмпирическое только к явлениям, т.е. к предметам возможного опыта» (подчеркивание и вставки мои. К.С.). Причем о подобной нацеленности трансцендентального исследования на «предмет вообще» или трансцендентального предмета [А250]. Кант говорит в определении ТФ из 1-го изд. Критики. Суть трансцендентального обобщения заключается в освобождении от…или превосхождении частных условий нашей чувственности.

Ч.1. Трансцендентальное обобщение сознания Аналогичная модификация происходит и с «эмпирическим сознанием», которое трансцендентально обобщается до «сознания вообще» [Пролегомены, §] или трансцендентального сознания, а в его основе лежит кантовское трансцендентальное единство апперцепции. Аналогичная модификация происходит и с «эмпирическим сознанием», которое трансцендентально обобщается до «сознания вообще» [Пролегомены, § 20] или трансцендентального сознания, а в его основе лежит кантовское трансцендентальное единство апперцепции.

Ч.2 Глобальная проблема сознания Что представляет собой сознание вообще? Что представляет собой сознание вообще? (п 1. онтологический аспект) Декарт vs. Кант (ТЕА): сознание не является «вещью», «субстанцией (субъектом)»; Сознание - единство, но не субъект (Lynne Rudder Baker) ; Антисубстанциональный вектор в истории европейской философии. Последовательность (возможно, не полная) такова: Антисубстанциональный вектор в истории европейской философии. Последовательность (возможно, не полная) такова: cogito Декарта - "пучок представлений" Юм - "монада" Лейбница - ТЕА Канта - "личность как совокупность общественных отношений" Маркс – интенциональный субъект Гуссерля - Dasein (экзистенция) Хайдеггера - "человек как проект" Сартра - "смерть автора/субъекта" Фуко - "дэвид" Делеза cogito Декарта - "пучок представлений" Юм - "монада" Лейбница - ТЕА Канта - "личность как совокупность общественных отношений" Маркс – интенциональный субъект Гуссерля - Dasein (экзистенция) Хайдеггера - "человек как проект" Сартра - "смерть автора/субъекта" Фуко - "дэвид" Делеза (развертка этой схемы предполагалось в первоначальной версии доклада)

Ч.2 Глобальная проблема сознания Вернемся к п.1: сознание не является «вещью» (Декарт)… Но тогда чем сознание может быть (в онтологическом смысле) ? Но тогда чем сознание может быть (в онтологическом смысле) ? Мой ответ на этот вопрос – волновая концепция сознания [1]. Сознание – это волна, куматоид (в смысле Леонардо да Винчи; М.А.Розов) Это коррелирует с концепцией Гуссерля о временной природе сознания (сознании как временном потоке) Это коррелирует с концепцией Гуссерля о временной природе сознания (сознании как временном потоке) [1] См. мой текст «Сознание как философская проблема» ( [1] См. мой текст «Сознание как философская проблема» (

Ч.2 Глобальная проблема сознания Что представляет собой сознание вообще? Что представляет собой сознание вообще? (п 2. гносеологический (эпистемологический) аспект.) Кант: сознание не является «объектом» (личное местоимение vs. существительное); Рациональная психология (философия сознания в сильном смысле) невозможна !? Кант – Сартр (по работе «Трансцендентность Эго»): недоступность познания «Я» недоступность познания «Я»

Ч.2 Глобальная проблема сознания Переход от эмпирического сознания к «сознанию вообще» я связываю с глобальной проблемой сознания [1]. Переход от эмпирического сознания к «сознанию вообще» я связываю с глобальной проблемой сознания [1]. 1. Катречко vs. Кант: преодоление антропологического понимания сознания (сознание как интеллект, мышление, осознание); 2. Катречко vs. Чалмерс: глобальная и трудная проблема сознания. [1] См. мой текст «Сознание как философская проблема» ( [1] См. мой текст «Сознание как философская проблема» (

Ч.2 Глобальная проблема сознания Глобальная проблема сознания. Сознание человека, возможно, является лишь частным модусом сознания вообще и поэтому проблему сознания надо ставить шире. Тогда, например, проблема субъективности может оказаться не такой важной, поскольку «Я» окажется лишь эпифеноменом собственно сознания, его частным модусом, скрывающим за собой какие-то глубинные черты универсального сознания. Каков его критерий? Универсальное сознание (в общем) можно определить как способность существа/системы [в своем «поведении»] выходить за пределы [логики] наличной ситуации. Т.е. об универсальном сознании, можно говорить тогда, когда, например, наблюдается переход на новый структурный уровень организации. Если ввести такой критерий сознательности, то тогда мы некорректно ставим вопрос, ища зачатки сознания на том же структурном уровне, например у дельфинов. На нашем уровне «человеческого масштаба» сознанием обладает только человек. Точнее сознанием обладают те существа, которые смогли перейти к человеку: все остальные (ныне существующие) животные «тупики» эволюционного процесса и бессмысленно искать зачатки сознания у них. Но универсальным сознанием, возможно, обладает многое из того, что мы, в силу узко–антропоцентрического понимания сознания, даже не рассматриваем в качестве его возможных кандидатов. Например, возможно, что сознанием обладает некоторый вирус (например, вирус гриппа), который сумел осознать, что помимо окружающего его мира есть мета–мир другого «масштаба»: например, человеческий мир, который «борется» с вирусами. При этом наличие вирусного сознания можно зафиксировать экспериментально. Важнейшей характеристикой (критерием) универсального сознания является свобода (свобода воли): поведение (в частности, человека) является свободным, если оно не объясняется (физическими) факторами того же уровня и предполагает введение «вертикальных», т.е. метафизических, факторов. (фр. из статьи «Сознание как философская проблема»)

Ч.3 Об единстве сознания Кант был первым, кто концептуализировал проблему Кант был первым, кто концептуализировал проблему «единства сознания» в европейской философии [1] [1] См., статью «The Unity of Consciousness»: Он ввел понятие трансцендентального единства апперцепции (надо отличать от эмпирического единства апперцепции). Однако для обсуждаемой в настоящее время (в том числе и на этой конференции) проблемы «единства сознания» это понятие нерелевантно и даже некорректно. Дело в том, что кантовское ТЕА выполняет определенную роль, а именно: является трансцендентальным условием познания [А 106]. Точнее, выступает предпосылкой нашей синтетической деятельности,способности к синтезу (=единению).

Ч.3 Об единстве сознания Некорректность кантовского ТЕА в том, что под современным«единством сознания» понимают некоторую систему «единств» (как это показали пленарные доклады + см. статью Я. Хинтикки в ВФ «Рене мыслит, следовательно, Картезий существует» [1]). Наше (персональное) «Я» имеет сложную структуру Судя по всему, впервые такая постановка проблемы [сложности] «Я» принадлежит психоанализу (Фрейд,Юнг) [1] Хинтикка выделяет перспективальную и публичную идентификации.

Ч.3 Об единстве сознания В этой связи я хотел бы обозначить свой подход к этой проблеме. Впервые я сказал об этом в своей первой К онтологии сознания К онтологии сознания философской работе под названием К онтологии сознанияК онтологии сознания через рефлексию через рефлексию (1993; через рефлексию (1993; через рефлексию html Там я предложил a la фихтевский подход последовательного различения первоначальной цельности (у Фихте это «Я») в процессе рефлексивного развития нашей самости: Выделение из мира своего тела (телесное «(квази)Я»); Выделение из тела своей души (социальное «Я»; структура «мы»); Выделение из «души» своей самости (персональное «Я») Концепция трех Концепция трех Позже я развил свой подход в работе «Концепция трех Концепция трех рождений рождений» (2002; рождений» (2002; рождений [как развитие тезиса Декарта о «двух рождениях»]

Спасибо за Ваше внимание!

Трансцендентальный подход и проблема единства сознания Катречко С.Л., Москва (ВШЭ) ppt Трансцендентальный подход и проблема единства сознания Катречко С.Л., Москва (ВШЭ) ppt