ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ АННЫ АХМАТОВОЙ Урок литературы в 11 классе учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ 29 г. Чебоксары» Кирзенковой Юлии Алексеевны.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ АННЫ АХМАТОВОЙ. Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой; Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит, - это строки.
Advertisements

ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ АННЫ АХМАТОВОЙ ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ АННЫ АХМАТОВОЙ (Урок литературы в 9 классе) Подготовила учитель Судакова С.Р. Муниципальное.
ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ АННЫ АХМАТОВОЙ Овчинникова Н.П. Учитель русского языка и литературы. МОУ «Гимназия 18» г. Магнитогорска.
Тема Родины в лирике А.А.Ахматовой Урок литературы в 12 классе.
Анна Ахматова Поэма «Реквием». История создания поэмы "Реквием" О замысле "Реквиема" Анна Андреевна Ахматова сообщила читателю в предисловии. Первые наброски.
Памятники Анне Ахматовой. На небольшой площади, между Шпалерной улицей и набережной Робеспьера, стоит памятник поэту Анне Ахматовой, у которой в «Крестах»
Урок-презентация Автор: Кудлаенко О.В. Тема Родины в стихотворениях Сергея Есенина.
Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966). Родилась в июне 1889 года в Одессе, в семье морского инженера. Первые стихотворения Анна посвятила любимому поэту.
Презентацию подготовила Любимская Анна. русская поэтесса, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов.
Он весь – дитя добра и света, Он весь – свободы торжество! А.А. Блок.
Тема народного страдания и скорби в поэме А.Ахматовой «Реквием». Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл,- Я была тогда с моим народом,
Контрольный тест по творчеству Анны Андреевны Ахматовой Подготовила учитель русского языка и литературы Коршунова Татьяна Владимировна.
Образ Руси в лирике Сергея Есенина Автор: Иллариохина Дарья, ученица 11 «Б» класса, школа 44, Мурманск, 2008 г. Руководитель: Антонова Наталья Витальевна,
УЧАЩИЕСЯ 11 «А» КЛАССА МОУ ЛИЦЕЯ 17 Тема Родины в лирике А.А. Ахматовой.
Литературный вечер. Литературный вечер. для учащихся 11 классов для учащихся 11 классов Страницы жизни и творчества Анны Ахматовой. Страницы жизни и творчества.
Тема Родины в творчестве Анны Ахматовой. МОЛИТВА Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный.
Из опыта работы учителя в логике мыследеятельностного подхода на уроках литературы Глухова Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы ЛГ.
Открытый урок по литературе в 11 классе Работу выполнила учитель старших классов МОУ СОШ 8 Исаева В. Г.
Анна Ахматова Поэма «Реквием». История создания поэмы "Реквием" Главным творческим и гражданским достижением Ахматовой в 30-е г.г. явилось создание ею.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 4 имени Нисанова Хаима Давидовича города Пролетарска Ростовской.
Транксрипт:

ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ АННЫ АХМАТОВОЙ Урок литературы в 11 классе учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ 29 г. Чебоксары» Кирзенковой Юлии Алексеевны

Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой; Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит, - Это строки А.С.Пушкина, посвящённые царскосельской статуе. А вот юная воспитанница Царскосельской женской гимназии Анна Горенко, вглядываясь в красавицу с кувшином, вдруг испытала укол ревности: И как могла я ей простить Восторг твоей хвалы влюблённой… Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнажённой,- так обращается она к своему кумиру – А.С.Пушкину. Ей порой казалось, что тень Пушкина мелькает на дальних дорожках парка, и она чуть ли не искала с ним встреч. «Царское Село, - говорила Ахматова,- исток жизни и вдохновения».

Слепнёво, принадлежащее свекрови Ахматовой, было удобным местом отдыха. Дом был добротный, бревенчатый, деревенский, хотя нёс в себе черты «господской» постройки. Здесь вырос на попечении у бабушки сын Ахматовой Лев Гумилёв. Сейчас слепнёвский дом перевезён на окраину Бежецка и является музейным достоянием.

Как люблю, как любила глядеть я На закованные берега, На балконы, куда столетья Не ступала ничья нога. И воистину ты – столица Для безумных и светлых нас…

Ведь где-то есть простая жизнь и свет, Прозрачный, тёплый и весёлый… Но ни на что не променяем пышный Гранитный город славы и беды, Широких рек сияющие льды, Бессолнечные, мрачные сады И голос Музы еле слышный.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ШЕРЕМЕТЬЕВСКИЙ ДВОРЕЦ. ЮЖНЫЙ ФЛИГЕЛЬ. Здесь Ахматова в 30-е годы написала «Реквием». Писала страницу, запоминала и сжигала, даже вслух не могла произнести, потому что её комнаты прослушивались, она была под постоянным наблюдением. Фонтанный Дом - многолетнее пристанище Ахматовой. Здесь Анна Андреевна прожила в общей сложности около трех десятков лет. Во дворце графов Шереметьевых она особенно глубоко чувствовала свою неразрывную связь с русской историей, с Петербургом... Здесь ею написано множество стихотворений и литературоведческих работ. Я С ТОБОЮ НЕРАЗЛУЧИМА, ТЕНЬ МОЯ НА СТЕНАХ ТВОИХ

А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество, Но только с условьем- не ставить его Ни около моря, где я родилась: Последняя с морем оборвана связь, Ни в Царском саду у заветного пня, Где тень безутешная ищет меня, А здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов… И пусть с неподвижных и бронзовых век, Как слёзы, струится подтаявший снег, И голубь тюремный галит вдали, И тихо идут по Неве корабли.

В 2006 году напротив знаменитых «крестов» был открыт памятник Анне Ахматовой. Скульптор Галина Додонова: "Я многое взяла из мифологии и поэзии. В фигуре Ахматовой заключены и жена Лота, оглянувшаяся и застывшая, как соляной столп, и Изида, идущая по Нилу в поисках тел мужа и сына».

Воспоминания Ольги Берггольц об Анне Ахматовой: «…около старинных кованых ворот на фоне чугунной ограды Фонтанного дома… С лицом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом через плечо, она несла дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи-убежища в саду того же Фонтанного дома…»

В сентябре 1941 года А.Ахматова обратилась к ленинградским женщинам по радио: «Я, КАК И ВСЕ ВЫ СЕЙЧАС, ЖИВУ ОДНОЙ НЕПОКОЛЕБИМОЙ ВЕРОЙ В ТО, ЧТО ЛЕНИНГРАД НИКОГДА НЕ БУДЕТ ФАШИСТСКИМ». Позднее, в 1942 году в Ташкенте, куда её эвакуировали по приказу Сталина, было написано стихотворение «Мужество»: Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет.

Родная земля Но ложимся в неё и становимся ею, Оттого и зовём так свободно своею.

Анна Андреевна Ахматова. Москва г. Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных. Анна Ахматова. «Коротко о себе»

Работа в группах Чтение и анализ стихов о Родине Группа 1 (уровень сложности 1): Открытие темы. Стихотворение «Молитва»1914 г - Олаева И., Григорьева Н. Группа 2 (уровень сложности 2): Революция. Проблема выбора. Стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мне голос был…» - Карпов А., Яковлева Н. Группа 3 (уровень сложности 3): 30- е годы. Сталинизм, репрессии. «Реквием» /отд. главы/ - Антонова М., Парфененкова М. Группа 4 (уровень сложности 4): Великая Отечественная война. Стихотворение «Мужество» - Владимиров М., Носкова Е. Группа 5 (уровень сложности 5): «Русская земля» Семенова Е., Шамарина К.

Заполнить таблицу «ЭВОЛЮЦИЯ ТЕМЫ РОДИНЫ В ЛИРИКЕ А.АХМАТОВОЙ» Название произведения и время его создания Образы и ключевые слова, мотивы Яркие художественные средства Чувства и позиция лирической героини по отношению к Родине Мои мысли о прочитан- ном стихотворении, поэме

Анализ стихотворения А.Ахматовой «Молитва» 1914 г. Программа работы для 1 группы. Какое событие тревожит поэтессу? Почему стихотворение называется «Молитва»? Кому и о чём молится лирическая героиня? Какие художественные средства использует поэтесса? Заполнить таблицу (образец дан)

Анализ стихотворений А.Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю», «Мне голос был». Программа работы для 2 группы. Что объединяет стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю», «Мне голос был»? Как характеризуется революционная Россия в стихотворении «Мне голос был»? Какой путь выбирает лирическая героиня? Как выражено отношение к тем, кто покинул Родину? В чем особенность лексики этих стихов? Какие художественные средства использует поэтесса? Заполнить таблицу (образец дан)

Reguiem По начальному слову латинского текста «Reguiem aetenam dona eis Domine» - «Вечный покой даруй им, Господи», заупокойная месса. Католическое богослужение по умершему, а также траурное музыкальное произведение. Реминисценция – отголосок, отражение влияния чьего-нибудь творчества в художественном произведении.

Анализ поэмы А.Ахматовой «Реквием» (Вступление и Эпилог). Программа работы для 3 группы. Какой увиделась Русь поэту во Вступлении? Почему Ахматова употребляет столь редкое для того времени слово «Русь»? Как во Вступлении Ахматова назвала Ленинград? Проанализировать исторические, литературные и библейские реминисценции, заключённые во Вступлении. (Какие художественные средства использует поэтесса?) Какие строчки Эпилога подчёркивают общность человеческих трагедий в годы ежовщины? Как соотносится образ лирической героини с образом русского народа. Заполнить таблицу (образец дан)

Анализ стихотворения А.Ахматовой «Мужество». Программа работы для 4 группы. Каков ритм стихотворения? К чему призывает героиня Ахматовой русский народ? Какую подтекстную информацию несёт слово «что», употреблённое дважды? Подберите синонимы к нему. Найдите ключевые слова, которые выражают позицию автора во время войны. Почему стихотворение называется «Мужество»? Отчего придается такое великое значение слову, родному языку? * Сравните стихотворение Ахматовой «Мужество» и стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Русский язык» Заполнить таблицу (образец дан)

Анализ стихотворения А.Ахматовой «Родная земля 1961 г. Программа работы для 5 группы. Найдите ключевые слова, которые выражают отношение автора к Родине, родной земле. Каково идейно-художественное содержание стихотворения. Какие яркие художественные средства использует поэтесса? Лексический план стихотворения. Почему стихотворение называется «Родная земля», а не «Родина». *Сравнить стихотворение А.А. Ахматовой «Родная земля» и М.Ю.Лермонтова «Родина». Заполнить таблицу (образец дан).

Какие чувства испытывает А.Ахматова по отношению к Родине? Что значит Родина для А.Ахматовой?

Витражи мудрости Русские поэты о Родине БЛОК: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своём устремлении – как стрела, прямой…», - писал поэт. Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, - Как слёзы первые любви! Для Блока образ России - образ жены, возлюбленной. ЕСЕНИН: «Чувство родины – основное в моём творчестве» Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… …………………………… Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою» Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь». Для Есенина Родина – родная природа, деревня, край родной, мать, Русь. В.МАЯКОВСКИЙ: «Отечество / славлю, / которое есть, / но трижды - / которое будет»; «И я, / как весну человечества, / рождённую / в трудах и в бою, / пою / моё отечество, / республику мою!». Для Маяковского образ Родины - образ молодой республики, весны человечества, образ светлого будущего.

Витражи мудрости Русские поэты о Родине БЛОК: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своём устремлении – как стрела, прямой…», - писал поэт. Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, - Как слёзы первые любви! Для Блока образ России - образ жены, возлюбленной.

Витражи мудрости Русские поэты о Родине ЕСЕНИН: «Чувство родины – основное в моём творчестве» Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… …………………………… Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою» Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь». Для Есенина Родина – родная природа, деревня, край родной, мать, Русь.

Витражи мудрости Русские поэты о Родине В.МАЯКОВСКИЙ: «Отечество / славлю, / которое есть, / но трижды - / которое будет»; «И я, / как весну человечества, / рождённую / в трудах и в бою, / пою / моё отечество, / республику мою!». Для Маяковского образ Родины – образ молодой советской республики, весны человечества, образ светлого будущего.

Какие чувства испытывает А.Ахматова по отношению к Родине? Что значит Родина для А.Ахматовой?

Частотный словарь имён С.Гиля показывает: в творчестве А.Ахматовой слово Родина повторяется 9 раз, слово Отчизна – 4 раза, Россия- 5 раз, Русь – 2 раза, край – 15, а вот слово земля – 80 раз (для сравнения, слово любовь – 65 раз, песня – 63). Именно слово земля (одно или в сочетании с определением родная) наиболее часто используется в творчестве Ахматовой для обозначения Родины.

Домашнее задание Подготовится к тесту по творчеству.А.Ахматовой Проанализировать стихотворение А.Ахматовой о любви

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение: Книга для учащихся 7 – 11 классов. – М.: Дрофа, Егорова Н.В., Золоторёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. М.: «ВАКО», Кормилов С.И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – 2-е издание. – М.:Изд-во МГУ, Павловский А.И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, Поэзия серебряного века в школе: Книга для учителя / Авт. – сост. Е.И. Болдырева. – М.: Дрофа, html