Современный урок литературы как средство развития творческих способностей обучающихся 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология обучения анализу поэтического текста Автор - С.Л.Каганович доктор филологических наук, зав.кафедрой теории и методики общего образования Новгородского.
Advertisements

Технология обучения анализу поэтического текста Автор - доктор филологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Новгородского института развития.
Технология обучения анализу поэтического текста Урок литературы в 6 классе М.Ю.Лермонтов «Утёс»
Технология обучения анализу поэтического текста Урок литературы в 6 классе М.Ю.Лермонтов «Утёс»
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс» Подготовила Учитель начальных классов Смирнова Валентина Сергеевна Смирнова Валентина Сергеевна ГБОУ ЦО 644.
Узник Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черногривого коня. Я красавицу младую Прежде сладко поцелую, На коня потом вскочу,
Т.В.Филимонова. ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ занятость всех учеников сотрудничество совместный поиск сотворчество самостоятельность опережающий поиск Каждый.
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ.
Внутритекстовый художественно-речевой сопоставительный анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утёс» Интегрированный урок русского языка и литературы в.
Литературное чтение 4 класс Изучение творчества Михаила Юрьевича Лермонтова «Знакомство с новым литературным приёмом - приёмом контраста - в стихотворении.
Мотив одиночества и тоски в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Тучи», «Утес». 6 класс (Обучение анализу стихотворения) Презентацию подготовила Шовкомуд Татьяна.
Второстепенные члены предложения.
Обобщение по теме «Второстепенные члены предложения»
МихаилЮрьевич Лермонтов – Михаил Юрьевич Лермонтов – певец свободы
Методическая разработка (литература, 6 класс) по теме: Презентация к уроку "Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утёс"
Обобщение по теме «Второстепенные члены предложения»
С каждого урока я уношу новые знания. эпитет аллегория метафора олицетворе ние лирический герой иносказание Придание предметам неживой природы качеств.
Технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Русский язык. Игра «Грамотей». 6 класс. УМК любой. Мамаева Муминат Абдулвагабовна учитель русского языка и литературы МБОУ «Уллубийаульская СОШ» Карабудахкентского.
Исследовательская работа по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Утес» Подготовила учитель начальных классов учитель начальных классов МОУ «СОШ 13 г.Зеленокумска»
Транксрипт:

Современный урок литературы как средство развития творческих способностей обучающихся 1

Если ученик не научится в школе сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели делать самостоятельное приложение этих сведений. Л.Н.Толстой 2

Мастер-класс ПРОВЕДЕНИЕ ИМИТАЦИОННОЙ ИГРЫ на примере анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс» 3

М.Ю. Лермонтов Утёс Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне. 4

Находим в стихотворении два эмоциональных полюса (ключевых образа) Утёс Тучка 5

Представим «шаги» анализа в виде таблицы 6

Прием «Двойной дневник» тучка утес 7

Заполняя таблицу, находим в тексте лексические цепочки, связанные с каждым из ключевых образов (полюсов) – и по возможности сразу определяем изобразительные средства и художественные приемы, способствующие возникновению тех или иных ассоциаций, того или иного эмоционального восприятия текста 8

тучка утес лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в тучка (уменьш.суф.) золотая (эпитет) утром умчалась (олицетв.) лазурь весело (эпитет) играя (олицетв.) утес-великан (эпитет) влажный след (эпитет) морщина старый (эпитет) одиноко (эпитет) задумался (олицетв.) плачет (олицетв.) пустыня 9

Следующий шаг: придумываем ассоциации к каждому из ключевых образов («ассоциативный анализ») 10

Молодость, радость бытия тучка легкая светлая Подви- жная Беззабот- ная Легкомыс- ленная Прием «Кластер» 11

Старость, одиночество утес темныйтяжелыйплачущий Страдаю- щий Несчаст- ный 12

тучка утес лексическая цепочка с указанием изобразит. ср- в ассоциации лексическая цепочка с указанием изобразит. ср- в ассоциации тучка (уменьш.суф.) золотая (эпитет) утром умчалась (олицетв.) лазурь весело (эпитет) играя (олицетв.) легкая подвижная легкомысленная светлая молодость беззаботность солнце чистое небо радость бытия (и т.д.) утес-великан (эпитет) влажный след (эпитет) морщина старый (эпитет) одиноко (эпитет) задумался (олицетв.) плачет (олицетв.) пустыня тяжелый темный неподвижный несчастный старость разлука одиночество слезы (и т.д.) 13

Еще раз обращаемся к художественным средствам, проясняющим, уточняющим мысль поэта, и определяем их функцию в стихотворении: Тропы Синтаксические фигуры и приемы Особенности строфики, звукописи и т.д. 14

Антитеза (основа всей художественной системы) туч Ка (уменьш.) – утес-великан умчалась – стоит весело – одиноко играя – плачет Союз «НО» между 1-й и 2-й строфой 15

Эпитеты (делают образы более яркими) тучка золотая весело утес-великан влажный след старый одиноко 16

Олицетворения ( переводят действие в символический план) Ночевала тучка … на груди утеса Умчалась… весело играя …в морщине старого утеса Одиноко он стоит … плачет 17

Синтаксический прием переноса во второй строфе, (выделяет особо значимые слова) Но остался влажный след в морщине// Старого утеса. Одиноко// Он стоит… 18

О чем же это стихотворение? (интерпретация) Об одиночестве. О весне и осени человеческой жизни. А может быть, о свободе и ее пределах? 19

Алгоритм анализа 20

21

22

МОДЕЛИРОВАНИЕ Узник Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черногривого коня! Я красавицу младую Прежде сладко поцелую, На коня потом вскочу, В степь, как ветер, улечу. Но окно тюрьмы высоко, Дверь тяжелая с замком; Черноокая далеко, В пышном тереме своем; Добрый конь в зеленом поле Без узды, один, по воле Скачет весел и игрив, Хвост по ветру распустив. Одинок я - нет отрады: Стены голые кругом, Тускло светит луч лампады Умирающим огнем; Только слышно: за дверями, Звучномерными шагами, Ходит в тишине ночной Безответный часовой. (1837) М. Ю. Лермонтов 23

РЕФЛЕКСИЯ Продолжите фразу: «Мастер-класс стал для меня.....» «Я ухожу отсюда с.....» 24

Спасибо, вам всем, уважаемые коллеги. Успехов вам и вашим ученикам. 25